Международные экономические организации второй половины ХХв

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении процесса образования международных экономических организаций и их роли в системе регулирования мирохозяйственных связей.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи курсовой работы:
раскрыть понятие МЭО;
описать функции МЭО;
дать классификацию МЭО;
изучить историю создания основных МЭО;

Содержание

Введение 3
1 Международные экономические организации
в системе регулирования мирохозяйственных связей 4
Понятие и функции Международных
экономических организаций 4
Классификация Международных
экономических организаций 6
Этапы создания международных
экономических организаций 8
2 Основные международные экономические организации 12
2.1 Международные экономические организации,
регулирующие вопросы помощи развитию. ОЭСР 12
2.2 Международные финансовые организации. МВФ 14
2.3 Международные торговые организации. ВТО. ЮНКТАД 18
2.4 Прочие международные экономические организации.
ЮНИДО. ЕБРР. Институт международных финансов 22
Участие российской федерации в деятельности международных
экономических организаций 26
Заключение 30
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     Рабочий язык — английский.

     Местопребывание органов МВФ — Вашингтон (США) (отделения в Париже и Женеве) [13, с.166].

     2.3 Международные торговые  организации. ВТО. ЮНКТАД

 

     В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово-экономических организаций с широким, средним, узким составом участников. Основную роль в формировании мировых торговых потоков играет сравнительно небольшой круг торговых организаций.

     Всемирная торговая организация (ВТО) — международная автономная организация, связанная с ООН и созданная в 1995 г. на базе действовавшего еще с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле. Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., являются Генеральное соглашение по тарифам и торгов (ГАТТ) в редакции 1994 г. (поэтому новую организацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное соглашение по торговле и услугам (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуально собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих  одинаковую  силу для   стран-членов.  Некоторые  документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран — членов ВТО. Местопребывание ВТО — Женева (Швейцария).  Ныне в нее входят 153 государства, еще около 30 стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении [3, с.187].

     Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций — разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер — ТРИМС) [12, с.39].

     Основными направлениями деятельности ВТО  являются:

    1. контроль за принятием решения и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;
    2. выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;
    3. урегулирование торговых споров между странами членами;
    4. наблюдение за торговой политикой стран-участниц;
    5. сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики [8, с.411].

     Важная  особенность, изначально заложенная в  конструкцию ГАТТ, — это возможность  его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных  форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей.

     Деятельность  ВТО основывается на следующих основных принципах.

  • Осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима (HP). РНБ касается, прежде всего, таможенных пошлин, экспортных и импортных сборов всех видов, методов обложения пошлинами и сборами, таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу, обслуживания иностранных судов и самолетов в портах. HP относится в первую очередь к взиманию внутренних налогов и сборов, а также к применению законов и распоряжений, регулирующих внутреннюю торговлю; иными словами, в нормативных документах не могут предусматриваться льготы только для отечественных поставщиков и ограничения только для иностранных.
  • Защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных ограничений. Страны — члены ВТО договорились, что основными мерами регулирования внешней торговли товарами должны быть пошлины, налоги и другие сборы, поскольку такие меры создают условия для большей прозрачности и предсказуемости вмешательства правительств в развитие коммерческих операций. Они договорились также, что таможенное обложение пошлинами должно быть единообразным, основанным на согласованных методах оценки стоимости товара (от метода этой оценки зависит размер пошлины).
  • Сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их не согласованного с партнерами   повышения   в   дальнейшем. Обоснованием такого решения является признание того, что все страны выигрывают от расширения международного обмена товарами (хотя и в разной степени). Для этого организуются переговорные конференции ВТО/ГАТТ, называемые торговыми раундами, в ходе которых происходит снижение торговых тарифов в мире за несколько лет. Ныне идет уже девятый такой раунд.
  • Предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли. ВТО провозглашает, что споры и конфликтные ситуации, возникшие между странами-членами должны решаться путем взаимных консультаций или путем использования договоренностей о правилах и процедурах разрешения споров. Механизм разрешения споров в рамках ВТО — это механизм межгосударственный. Созданный механизм разрешения споров — одно из важнейших направлений деятельности ВТО и вместе с тем основополагающий принцип всей конструкции многостороннего механизма регулирования международной торговли.
  • Предоставление льготного режима для развивающихся стран. В современных условиях действует Общая система преференций (ОСП) в целях содействия экономическому развитию и индустриализации развивающихся стран. Суть ОСП состоит в предоставлении развитыми странами преимуществ по доступу товаров развивающихся государств на свои рынки. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде понижения или вообще отмены ставок импортных пошлин. Название «общая» объясняется тем, что преференции практикуются в отношении развивающихся стран почти всеми развитыми государствами как односторонняя уступка, а не как результат торгово-экономических переговоров. В настоящее время действуют системы преференций, прежде всего в ЕС, Норвегии, Японии, США, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Польше, Болгарии, Венгрии, а также в России.
  • Заключение региональных торговых соглашений. В настоящее время в мире действует около трех десятков различных таможенных союзов и зон свободной торговли, среди которых крупнейшая группировка — Евросоюз, объединяющая 25 стран-членов. В результате более 60% мировой торговли падает на долю стран, входящих в замкнутые экономические группировки. Положения и правила ВТО разрешают странам, участвующим в этой международной торговой организации, создавать подобные объединения [3, с.188-190].

     В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО, это по своему правовому статусу полновесная межправительственная организация (вне системы ООН), бюджет которой складывается из взносов государств-членов пропорционально их долям в мировой торговле. Высший орган — Конференция министров, созываемая раз в два года, состоящая из представителей всех государств и наделенная полномочиями принимать решения. К другим главным органам относятся Генеральный совет, также включающий представителей всех государств, собирающихся по мере необходимости несколько раз в год на уровне послов или представителей при ВТО, и Секретариат — возглавляется Генеральным директором, осуществляет административно-организационные функции.

     Генеральный совет осуществляет функции Конференции  министров (кроме вопросов исключительной компетенции) в период между ее сессиями и общее руководство органами, призванными наблюдать за действием многосторонних соглашений — Советом по торговле товарами, Советом по торговле услугами, Советом по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Генсовет функционирует также в качестве Органа по обзору торговой политики и Органа по урегулированию споров [7, с.109].

     Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию.

     Местопребывание ЮНКТАД — Женева (Швейцария).

     Членство  в ЮНКТАД открыто для любого государства — члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии [3, с.190].

     Основными направлениями деятельности ЮНКТАД являются:

     1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов мировой торговли.

     2. Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами. Конечной целью является стабилизация цен на мировых рынках

     3. Разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества.

     4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами.

     5. Ведение информационной и аналитической работы по широкому кругу проблем [8, с.412].

     Основные задачи ЮНКТАД: поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами; разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектов экономического развития; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле.

     С созданием ВТО практически открыто  стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще ЮНКТАД. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

     Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО [3, с.191].

     В число многосторонних соглашений в  области международной торговли, заключенных в рамках ЮНКТАД, входят:

     —  Конвенция по кодексу поведения линейных конференций (1974 г.), которая устанавливает правила, касающиеся линейного судоходства, в частности прав перевозки национальными судоходными линиями грузов, участвующих во внешней торговле;

     —  Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (1980 г.), в соответствии с которым созданы международные средства контроля за ограничительной деловой практикой (включая практику транснациональных корпораций), неблагоприятно влияющей на международную торговлю, особенно на торговлю и экономическое развитие развивающихся стран;

     —  Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980 г.), которая устанавливает международный правовой режим для договоров международной смешанной перевозки грузов;

     —  Свод принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой (1980 г.);

     —  Общая система преференций со стороны экономически развитых стран для экспорта развивающихся стран (1968 г.) и Глобальная система торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.).

     Под эгидой ЮНКТАД была разработана Хартия экономических прав и обязанностей государств [7, с.66-67].

     Высшим  руководящим органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из государств-членов. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года на уровне министров с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

     Исполнительный  орган ЮНКТАД — Совет по торговле и развитию — обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществления контроля за всей сферой деятельности ЮНКТАД он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый генеральным секретарем, составляет часть Секретариата ООН.

     ЮНКТАД  также выполняет роль форума для  обсуждения и сопоставления позиций правительств различных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группами стран по конкретным вопросам международной торговли и развития. Кроме этого, ЮНКТАД содействует координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли и решает проблемы сотрудничества с международными экономическими организациями, прежде всего с ВТО, Международным торговым центром (МТЦ) ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности [3, с.192].

     2.4 Прочие международные  экономические организации.  ЮНИДО. ЕБРР. Институт международных финансов

     Организация объединенных наций по промышленному  развитию (ЮНИДО) основана в 1966 г. в целях содействия промышленному развитию развивающихся стран и получила статус специализированного учреждения ООН в 1985 г. Членами ЮНИДО являются 171 государство, включая Россию.[3, с.191] Членами ЮНИДО являются государства, которые состоят в ООН, специализированных учреждений или МАГАТЭ [13, с.167].

     Деятельность  ЮНИДО подразделяется на оперативную  и вспомогательную. Оперативная - оказание технической помощи развивающимся странам в реализации конкретных проектов (командирование экспертов, проведение консультаций, поставка кадров и т.д.); вспомогательная - сбор, обобщение, публикация данных, проведение исследований, организация конференций и т.д. по вопросам промышленного развития.

Информация о работе Международные экономические организации второй половины ХХв