Международные финансовые организации

Автор: n************************@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить основы функционирования международных финансовых организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных финансовых организаций;
определить значение, цели и функции международных финансовых организаций;
описать деятельность основных видов международных финансовыхорганизаций;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Международные финансовые организации: причины возникновения и значение в мировых финансовых отношениях……………………………….5
1.1 Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций……………………………….5
1.2. Значение, цели и задачи основных международных финансовых организаций ………………………………………………………………..15
Глава 2. Характеристика деятельности международных финансовых организаций………………………………………………………………………18
2.1. Мировой банк…………………………………………………………..18
2.2. Международный валютный фонд…………………………………….30
2.3. Европейский Банк Реконструкции и Развития………………………34
2.4. Банк международных расчетов……………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

Международные финансовые организации_2011_курс.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     С другой стороны, многосторонние организации являются теми механизмами, в рамках которых представители национальных администраций стран-участниц могут вести переговоры о взаимном устранении препятствий на уровне межгосударственных отношений. Иными словами, деятельность международных организаций позволяет "расчищать" дорогу процессам глобализации как на национальном, так и международном уровнях. Многостороннее регулирование мирохозяйственных связей постоянно развивается и совершенствуется. Расширение сфер сотрудничества между государствами, усложнение мировой экономической системы, прежде всего, предполагало изменение функций и структуры международных организаций, а также совершенствование форм, методов и механизмов самого многостороннего регулирования. Часть организаций, исчерпав потенциал, прекращала существование или трансформировала свою деятельность. В то же время по мере необходимости учреждались новые международные институты[3,c.209].

     Так, появление на международной арене  значительного количества новых  развивающихся стран, необходимость координации внешнеэкономической политики между ними и развитыми государствами привели к образованию Международной ассоциации развития (МАР) и Международной финансовой корпорации (МФК). Кризисные потрясения мировой экономики начала 70-х гг. потребовали создания своеобразного оперативного штаба по чрезвычайным мерам — "Группы 7". Постепенно ее совещания трансформировались из неформального института в организованную систему, имеющую многие черты международных межправительственных организаций. По существу, она стала главным звеном механизма межгосударственного регулирования экономики, способным координировать и направлять работу других его звеньев.

     Несомненно, ключевыми элементами многостороннего  механизма регулирования мировой  экономики являются МВФ и Всемирный банк.

     Международные финансовые организации (МФО) создаются  путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения  определенных задач в области  развития мировой экономики[1c.306].

       Этими задачами могут быть:

  • операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
  • межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;
  • инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты)
    • инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.)
    • благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

     Для осуществления своих функций, международные  финансовые организации используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного  анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

     Международные организации создаются государствами совместно. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.

     Первый  шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статус, устав (ООН), конвенция.

     Второй  этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях  наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

     Созыв главных органов завершает мероприятия  по созданию международной организации.

     Значительное  развитие международные финансовые организации получили во второй половине XX в. Например, со временем одними из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР, образовавшие группу Всемирного банка в составе еще трех международные финансовые организации. Вместе они существенно потеснили коммерческих кредиторов, одновременно «привив» властям соответствующих государств вкус к дешевым заимствованиям, над задачей обслуживания и погашения которых придется думать, вероятно, не должникам, а последующим поколениям.

     Кроме того, система пополнилась региональными  банками развития, в частности  Межамериканским банком развития (МАБР) (1959 г., Вашингтон, США) и Азиатским  банком развития (АзБР) (1965 г., Манила, Филиппины) Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) (1990 г., Лондон, Великобритания). По своим денежным потокам, включая взносы стран-членов в капитал и различные программы, и расходам, как на возвратной основе, так и на свои административно-хозяйственные цели система Международных финансовых организаций оказалась сравнима с бюджетами ряда стран «большой семерки». Но все это происходило без участия СССР.

     В середине 80-х гг. под воздействием своих главных акционеров, увидевших  готовность СССР пересмотреть прежнюю  политику, МВФ и МБРР начали контакты с СССР. Их высшие чиновники обращались к руководству СССР с посланиями, встречались с ним в 1985-1990 гг., уже было понятно: момент вступления СССР приближается. В то время СССР в поисках заимствований, естественно, обратил свой взор на МВФ и МБРР. Осенью 1990 г. советская делегация участвовала в качестве наблюдателя в их ежегодном собрании. На саммите стран «большой семерки» и СССР в Лондоне (1991 г.) было поддержано вступление СССР в МВФ и группу Всемирного банка. В это же время СССР подал официальные заявки о приеме в эти организации, однако вступление не состоялось - СССР распался. Лишь в учреждении одной из международных финансовых организаций совместно с десятками других стран СССР успел принять участие - в Европейском банке реконструкции и развития.

     Россия  унаследовала от СССР богатый опыт наблюдения за работой международных  финансовых организаций, скромный - их учреждения и участия в них, а  именно - в Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Международный  инвестиционный банк (МИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (первый и второй оказались обременены большой и частично безнадежной дебиторской и значительной кредиторской задолженностью).

     В середине 1992 г. Россия поставила свою подпись под учредительными документами МВФ и МБРР (официальные заявки на вступление в них Россия подала еще в начале января 1992 г.), став в 1992-1993 гг. членом организаций, входящих в МВФ и группу Всемирного банка.

     Выбора  не было: кредиторы оказались не склонны продолжать предоставлять России средства в прежних (или нужных) объемах иначе, как через международные финансовые организации, а облегчение долгового бремени могло осуществляться при отсутствии собственных ресурсов и при наличии программ, поддерживаемых МВФ.

     Россия  стала членом системы международных финансовых организаций, когда та уже сложилась. В 1993 г. Россия инициировала создание еще одной международной финансовой организации - Межгосударственного банка (МГБ) (Москва, Россия), активно поддержала учреждение в 1994 г. другого - Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) (Салоники, Греция). В 1996 г. она присоединилась к Банку международных расчетов. Официально было заявлено о намерениях присоединиться к Межамериканскому банку развития и Азиатскому банку развития, что не было подкреплено конкретными действиями. Основные усилия были направлены на развитие отношений с бреттон-вудскими институтами.

     В результате, если в довоенные годы существовал лишь Банк международных  расчетов в Базеле (Швейцария), то в  настоящее время функционирует целая система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.).

     Радикальные изменения в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимости адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. 
 
 

1.2. Значение, цели и задачи основных международных финансовых организаций 

    Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере  международных финансов. Участниками  соглашений могут выступать государства  и негосударственные институты.

    Деятельность  международных валютно-финансовых организаций вносит регулирующее начало и стабильность в функционирование всех межгосударственных валютно-финансовых отношений, благодаря им налаживаются валютно-расчетные отношения между государствами, они изучают, анализируют и обобщают информацию о перспективах развития валютных рынков, вырабатывают рекомендации по основным проблемам мировой экономики.

    Идея  создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла под влиянием мирового экономического кризиса в 1929—1933 гг. Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений.

    Целями  международной финансовой организации  могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

    Международные валютно-финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.

    Этими задачами могут быть:

    - операции на международном валютном  и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

    - межгосударственные кредиты - кредиты  на осуществление государственных  проектов и финансирование бюджетного  дефицита;

    - инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты)

    - инвестиционная деятельность/кредитование  в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.)

    - благотворительная деятельность (финансирование  программ международной помощи) и финансирование фундаментальных  научных исследований.

    В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития,  Европейский инвестиционный банк, Международный Валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация.

    Для осуществления своих функций  международные валютно-финансовые организации используют весь спектр современных технологий финансового  и инвестиционного анализа и  управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

    Эффективность деятельности этих организаций в  значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами  и правительственными организациями  стран-участниц. Так инвестиционная деятельность валютно-финансовых организаций  зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международные финансовые организации