Международное сотрудничество в социально-экономических учреждениях и организациях системы ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы состоит в том, чтобы определить сущность глобальных экономических проблем современности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и формы проявления глобальных проблем;
- рассмотреть основные экономические проблемы;
- выяснить причины возникновения глобальных проблем экономической цивилизации;
- выявить пути решения глобальных проблем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Глобальные экономические проблемы…………………….…………………7
1.1 Признаки и классификация глобальных экономических проблем……7
1.2 Взаимозависимый характер решения глобальных проблем…………15
2 Международное сотрудничество в социально-экономических
учреждениях и организациях системы ООН………………..............................19
2.1 Основные принципы и направления экономической
деятельности ООН …………………………………………………….........19
2.2 Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН……........................................ ………………………………………….22
2. 3 Некоторые проблемы развития экономического сотрудничества в рамках ООН ………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Глобальные экономические проблемы и международное сотрудничество в их решении.[1].doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Другим  условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учет интересов, развитие науки  и обогащение ее достижениями всех народов. Сегодня все человечество должно заново переосмыслить политику своих государств, практику жизни, переоценить свои ресурсные возможности. Все мы, ныне живущие на планете, обязаны по-новому осмыслить свою роль в системе «человек – общество – природа» и перспективы дальнейшего жизнеобеспечения. Это возможно на основе расширения международного сотрудничества на самых разных уровнях.

     Особая  роль в решении глобальных проблем  принадлежит международным организациям, и в первую очередь – Организации  Объединенных Наций (ООН). Наряду с решением вопросов сохранения мира, упрочения  международной безопасности и разоружения, ООН способствует созданию международного климата, необходимого для решения глобальных проблем: охраны окружающей среды, решения продовольственной проблемы и др.

     Есть  ряд других международных организаций  и общественных движений, которые решают или способствуют решению тех или иных проблем современного мира.

     Анализ  глобальных проблем свидетельствует  о том, что человечество подошло  к черте, за которой мировой прогресс возможен лишь на основе нового политического  мышления и объединения усилий и средств всех стран мира. Новое политическое мышление – это не только новый взгляд на существование народов и государств. Это новый взгляд на само существование человечества и планеты Земля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ ООН 
 

     В мировой экономике международное  сообщество на протяжении более чем полувека ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов. Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается прежде всего политической Организацией, что проявляется, во многом, в сфере экономической. Экономическую деятельность координирует и направляет ГА ООН, ЭКОСОС и Секретариат - основные структурные подразделения системы органов экономического сотрудничества. Непосредственно экономическое сотрудничество осуществляется в рамках региональных экономических комиссий, автономных организаций и специализированных учреждений. Существуют серьезные проблемы в плане развития международного экономического сотрудничества в рамках ООН, вызванные многофакториальностью самого процесса. 

     2.1Основные принципы и направления экономической деятельности ООН 

     В мировой экономике на протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем     с  помощью ООН и ее механизмов, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ 50-летней практики ООН приводит к выводу, что, наряду со всемерным увеличением роли мировых политических проблем, большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Свое выражение это нашло прежде всего в расширении экономических функций ООН.

     Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений  становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим меняется организационная структура самой ООН, увеличивается число экономических учреждений и стран, в них участвующих, расширяется поле деятельности этих учреждений, их контакты с другими международными, а также национальными институтами и организациями.

     Значение  экономической деятельности ООН  возрастает и с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических  отношениях и международном разделении труда, многообразием возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом международной хозяйственной жизни, вызывающим необходимость в быстрых и эффективных решениях.

     Осуществляя экономическую деятельность, ООН  остается прежде всего политической организацией. Этот политический характер наглядно проявляется в трактовке и применении основополагающих принципов, которые сама организация закрепила в своих резолюциях и программах и выработке мер по их разрешению, в отношении ООН к мировым рынкам, проблемам развития отдельных стран и т.д.

     В ст.1 Устава ООН в концентрированном  виде сформулированы цели международного сотрудничества, в том числе и в экономической сфере "... осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального ... характера ...". Целый ряд других положений Устава непосредственно касается вопросов экономического сотрудничества. Так, главы IX и Х целиком посвящены экономическому и социальному сотрудничеству. Особое значение имеет ст. 55, содержащая указания на конкретные цели экономического сотрудничества в рамках ООН. В числе этих целей называется "создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений", "повышение уровня жизни, полной занятости населения", содействие "условиям экономического и социального прогресса и развития". Устав не содержит перечня специальных принципов экономического сотрудничества, однако зафиксированные в ст. 2 общие принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относятся и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам.

     Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:

     а) решение общих для всех стран  глобальных экономических проблем;

     б) содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;

     в) содействие хозяйственному росту развивающихся стран;

     г) решение проблем регионального экономического развития.

     На  практике работа по данным направлениям осуществляется с использованием следующих форм деятельности: информационная, технико-консультативная и финансовая.[8]

     Информационная  деятельность является самым распространенным видом работы ООН. Вопросы, представляющие интерес, вносятся на повестку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и т.д. Цель такой деятельности - общее воздействие на направления экономической политики стран-членов. В большей степени эта работа "про запас", "на будущее". Публикуется значительное количество различной информации, статистических изданий, которые имеют высокую репутацию у специалистов. Работу в области унификации, сбора и обработки исходных  статистических данных  возглавляют   Статистическая комиссия и    Статбюро. Деятельность в области системы учета и статистики весьма полезна и выгодна слаборазвитым странам, поскольку, с одной стороны, у них отсутствуют (зачастую) собственные экономически выверенные статистические методики, а с другой. - иностранные хозяйственные субъекты, стремясь проникнуть на рынки этих стран, имеют практически единственную возможность получить реальную информацию об экономике данной страны.

     Технико-консультативная  деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были приняты своего рода принципы оказания такой помощи, которая:

     • не должна служить средством для иностранного экономического и политического вмешательства во внутренние дела;

     • должна оказываться исключительно через правительство;

     • должна предоставляться исключительно данной стране;

     • должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны;

     • должна отвечать высоким требованиям  в качественном и техническом отношении.

     Валютно-финансовая деятельность осуществляется преимущественно по линии международных организаций Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Международного валютного фонда. Эти организации формально являются специализированными организациями ООН. 

2.2 Система органов  экономического сотрудничества в рамках ООН 

  Основными структурными подразделениями системы органов экономического сотрудничества в рамках ООН являются три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и Секретариат.

     Генеральная Ассамблея, согласно соответствующих статей Устава, несет ответственность за выполнение функций Организации в области международного сотрудничества   и руководство конкретной деятельностью в этой сфере Экономического и Социального  Совета.  Основная задача Ассамблеи - служить высшим форумом в рамках Организации для обсуждения наиболее важных, ключевых проблем экономического характера. Свои функции в рассматриваемой области Ассамблея осуществляет главным образом через  Второй комитет (по экономическим и финансовым вопросам). Это один из главных комитетов Ассамблеи. Ассамблея учреждает новые организации международного сотрудничества, такие, как Конференция  ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) или Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), о чем будет сказано ниже.

     Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) является следующим по старшинству органом в системе экономического механизма ООН. ЭКОСОС, созданный в 1946 г., по-существу осуществляет координацию всей деятельности ООН в социально-экономической области. Членами ЭКОСОС являются 54 государства - члена ООН, избираемые Генассамблеей ООН, причем 5 постоянных членов Совета Безопасности являются неизменными членами. Высшим органом ЭКОСОС является сессия Совета. Ежегодно проводятся три сессии:

• весенняя - по социально-правовым и гуманитарным вопросам; 
• летняя - по экономическим и социальным вопросам; 
• организационная.

     В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главных  функции:

• это  ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем и разработки принципиальной политической линии;

• это  координация всей деятельности ООН  по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;

• это  подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам  экономического и социального развития, международного сотрудничества.

     Итак, ЭКОСОС координирует:

     а) деятельность постоянных комитетов (экономкомитет, социальный комитет и др.);

     б) деятельность функциональных комиссий и подкомиссий (статистическая, по социальному развитию и т.д.);

     в) деятельность региональных экономических комиссий (Европейская экономическая комиссия - ЕЭК, Экономкомиссия  для Африки и др.);

     г) деятельность специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.). Отношения ЭКОСОС с организациями, имеющими автономный характер, например, с ПРООН, являющейся вспомогательным органом ГА ООН, регулируются соответствующими регламентами.

     Согласно  ст. 68 Устава для выполнения своих  функций ЭКОСОС имеет право создавать  вспомогательные органы,    работающие в период между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительственным организациям и др.), 6 функциональных комиссий (статистическая, социального развития и др.), 5 региональных экономических комиссий и ряд других органов.

     Секретариат ООН - третье основное звено в системе органов экономического сотрудничества. Это административно-исполнительный орган, обслуживающий нормальное функционирование других ООНовских институтов, выполняющий конкретные поручения. Подавляющее большинство сотрудников центрального аппарата Секретариата работает на экономическую службу. В состав экономического аппарата ООН входит несколько подразделений, крупнейшим из которых является Департамент по экономическим и социальным вопросам.

     Далее речь пойдет о некоторых организациях ООН, деятельность которых в области международных экономических отношений наиболее активна и осязаема.

     ГА  ООН в конце 1964 г. приняла резолюцию, учредившую Конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве органа ООН, не являющуюся международной торговой организацией. В деятельности конференции принимают участие практически все государства - члены ООН и ряд международных организаций. Высшим органом ЮНКТАД являются сессия и Совет по торговле и развитию. Сессии проводятся один раз в четыре года. Совет собирается дважды в год. Текущая деятельность осуществляется рабочим комитетом и Секретариатом. Штаб-квартира организации располагается в Женеве.

Информация о работе Международное сотрудничество в социально-экономических учреждениях и организациях системы ООН