Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа
Цель этой работы состоит в том, чтобы определить сущность глобальных экономических проблем современности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и формы проявления глобальных проблем;
- рассмотреть основные экономические проблемы;
- выяснить причины возникновения глобальных проблем экономической цивилизации;
- выявить пути решения глобальных проблем.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Глобальные экономические проблемы…………………….…………………7
1.1 Признаки и классификация глобальных экономических проблем……7
1.2 Взаимозависимый характер решения глобальных проблем…………15
2 Международное сотрудничество в социально-экономических
учреждениях и организациях системы ООН………………..............................19
2.1 Основные принципы и направления экономической
деятельности ООН …………………………………………………….........19
2.2 Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН……........................................ ………………………………………….22
2. 3 Некоторые проблемы развития экономического сотрудничества в рамках ООН ………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37
Другим условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учет интересов, развитие науки и обогащение ее достижениями всех народов. Сегодня все человечество должно заново переосмыслить политику своих государств, практику жизни, переоценить свои ресурсные возможности. Все мы, ныне живущие на планете, обязаны по-новому осмыслить свою роль в системе «человек – общество – природа» и перспективы дальнейшего жизнеобеспечения. Это возможно на основе расширения международного сотрудничества на самых разных уровнях.
Особая
роль в решении глобальных проблем
принадлежит международным
Есть ряд других международных организаций и общественных движений, которые решают или способствуют решению тех или иных проблем современного мира.
Анализ
глобальных проблем свидетельствует
о том, что человечество подошло
к черте, за которой мировой прогресс
возможен лишь на основе нового политического
мышления и объединения усилий и средств
всех стран мира. Новое политическое мышление
– это не только новый взгляд на существование
народов и государств. Это новый взгляд
на само существование человечества и
планеты Земля.
2
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ
СИСТЕМЫ ООН
В
мировой экономике
2.1Основные
принципы и направления
экономической деятельности
ООН
В мировой экономике на протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ 50-летней практики ООН приводит к выводу, что, наряду со всемерным увеличением роли мировых политических проблем, большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Свое выражение это нашло прежде всего в расширении экономических функций ООН.
Все
новые сферы мирового хозяйства,
международных экономических
Значение экономической деятельности ООН возрастает и с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, многообразием возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом международной хозяйственной жизни, вызывающим необходимость в быстрых и эффективных решениях.
Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается прежде всего политической организацией. Этот политический характер наглядно проявляется в трактовке и применении основополагающих принципов, которые сама организация закрепила в своих резолюциях и программах и выработке мер по их разрешению, в отношении ООН к мировым рынкам, проблемам развития отдельных стран и т.д.
В ст.1 Устава ООН в концентрированном виде сформулированы цели международного сотрудничества, в том числе и в экономической сфере "... осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального ... характера ...". Целый ряд других положений Устава непосредственно касается вопросов экономического сотрудничества. Так, главы IX и Х целиком посвящены экономическому и социальному сотрудничеству. Особое значение имеет ст. 55, содержащая указания на конкретные цели экономического сотрудничества в рамках ООН. В числе этих целей называется "создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений", "повышение уровня жизни, полной занятости населения", содействие "условиям экономического и социального прогресса и развития". Устав не содержит перечня специальных принципов экономического сотрудничества, однако зафиксированные в ст. 2 общие принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относятся и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам.
Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:
а) решение общих для всех стран глобальных экономических проблем;
б) содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;
в) содействие хозяйственному росту развивающихся стран;
г) решение проблем регионального экономического развития.
На практике работа по данным направлениям осуществляется с использованием следующих форм деятельности: информационная, технико-консультативная и финансовая.[8]
Информационная деятельность является самым распространенным видом работы ООН. Вопросы, представляющие интерес, вносятся на повестку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и т.д. Цель такой деятельности - общее воздействие на направления экономической политики стран-членов. В большей степени эта работа "про запас", "на будущее". Публикуется значительное количество различной информации, статистических изданий, которые имеют высокую репутацию у специалистов. Работу в области унификации, сбора и обработки исходных статистических данных возглавляют Статистическая комиссия и Статбюро. Деятельность в области системы учета и статистики весьма полезна и выгодна слаборазвитым странам, поскольку, с одной стороны, у них отсутствуют (зачастую) собственные экономически выверенные статистические методики, а с другой. - иностранные хозяйственные субъекты, стремясь проникнуть на рынки этих стран, имеют практически единственную возможность получить реальную информацию об экономике данной страны.
Технико-консультативная деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были приняты своего рода принципы оказания такой помощи, которая:
• не должна служить средством для иностранного экономического и политического вмешательства во внутренние дела;
• должна оказываться исключительно через правительство;
• должна предоставляться исключительно данной стране;
• должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны;
• должна отвечать высоким требованиям в качественном и техническом отношении.
Валютно-финансовая
деятельность осуществляется преимущественно
по линии международных организаций Международного
банка реконструкции и развития, Международной
финансовой корпорации, Международной
ассоциации развития, Международного
валютного фонда. Эти организации формально
являются специализированными организациями
ООН.
2.2
Система органов
экономического сотрудничества
в рамках ООН
Основными структурными подразделениями системы органов экономического сотрудничества в рамках ООН являются три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и Секретариат.
Генеральная Ассамблея, согласно соответствующих статей Устава, несет ответственность за выполнение функций Организации в области международного сотрудничества и руководство конкретной деятельностью в этой сфере Экономического и Социального Совета. Основная задача Ассамблеи - служить высшим форумом в рамках Организации для обсуждения наиболее важных, ключевых проблем экономического характера. Свои функции в рассматриваемой области Ассамблея осуществляет главным образом через Второй комитет (по экономическим и финансовым вопросам). Это один из главных комитетов Ассамблеи. Ассамблея учреждает новые организации международного сотрудничества, такие, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) или Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), о чем будет сказано ниже.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) является следующим по старшинству органом в системе экономического механизма ООН. ЭКОСОС, созданный в 1946 г., по-существу осуществляет координацию всей деятельности ООН в социально-экономической области. Членами ЭКОСОС являются 54 государства - члена ООН, избираемые Генассамблеей ООН, причем 5 постоянных членов Совета Безопасности являются неизменными членами. Высшим органом ЭКОСОС является сессия Совета. Ежегодно проводятся три сессии:
• весенняя
- по социально-правовым и гуманитарным
вопросам;
• летняя - по экономическим и социальным
вопросам;
• организационная.
В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главных функции:
• это
ответственный
• это координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;
• это подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества.
Итак, ЭКОСОС координирует:
а) деятельность постоянных комитетов (экономкомитет, социальный комитет и др.);
б) деятельность функциональных комиссий и подкомиссий (статистическая, по социальному развитию и т.д.);
в) деятельность региональных экономических комиссий (Европейская экономическая комиссия - ЕЭК, Экономкомиссия для Африки и др.);
г) деятельность специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.). Отношения ЭКОСОС с организациями, имеющими автономный характер, например, с ПРООН, являющейся вспомогательным органом ГА ООН, регулируются соответствующими регламентами.
Согласно ст. 68 Устава для выполнения своих функций ЭКОСОС имеет право создавать вспомогательные органы, работающие в период между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительственным организациям и др.), 6 функциональных комиссий (статистическая, социального развития и др.), 5 региональных экономических комиссий и ряд других органов.
Секретариат ООН - третье основное звено в системе органов экономического сотрудничества. Это административно-исполнительный орган, обслуживающий нормальное функционирование других ООНовских институтов, выполняющий конкретные поручения. Подавляющее большинство сотрудников центрального аппарата Секретариата работает на экономическую службу. В состав экономического аппарата ООН входит несколько подразделений, крупнейшим из которых является Департамент по экономическим и социальным вопросам.
Далее речь пойдет о некоторых организациях ООН, деятельность которых в области международных экономических отношений наиболее активна и осязаема.
ГА ООН в конце 1964 г. приняла резолюцию, учредившую Конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве органа ООН, не являющуюся международной торговой организацией. В деятельности конференции принимают участие практически все государства - члены ООН и ряд международных организаций. Высшим органом ЮНКТАД являются сессия и Совет по торговле и развитию. Сессии проводятся один раз в четыре года. Совет собирается дважды в год. Текущая деятельность осуществляется рабочим комитетом и Секретариатом. Штаб-квартира организации располагается в Женеве.