Международное сотрудничество в социально-экономических учреждениях и организациях системы ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы состоит в том, чтобы определить сущность глобальных экономических проблем современности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и формы проявления глобальных проблем;
- рассмотреть основные экономические проблемы;
- выяснить причины возникновения глобальных проблем экономической цивилизации;
- выявить пути решения глобальных проблем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1 Глобальные экономические проблемы…………………….…………………7
1.1 Признаки и классификация глобальных экономических проблем……7
1.2 Взаимозависимый характер решения глобальных проблем…………15
2 Международное сотрудничество в социально-экономических
учреждениях и организациях системы ООН………………..............................19
2.1 Основные принципы и направления экономической
деятельности ООН …………………………………………………….........19
2.2 Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН……........................................ ………………………………………….22
2. 3 Некоторые проблемы развития экономического сотрудничества в рамках ООН ………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Глобальные экономические проблемы и международное сотрудничество в их решении.[1].doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Часто осуществление международных финансовых спекуляций сопряжено с явными или  скрытыми нарушениями национально-государственного хозяйственного законодательства. Это  усиливает дестабилизирующий эффект, связанный с наличием в большинстве стран современного мира значительного теневого сектора экономики. В России теневая сфера охватывает от 50 до 80% всех экономических связей; в Италии — до 30%, в США, Великобритании и Франции — до 20-25%, в Германии — до 15%. Теневой сектор экономики — сложное, многоаспектное и многоуровневое явление. В какой-то степени его наличие — объективно неизбежное и даже, в определенных пределах, позитивное явление — в частности, когда осуществляются сделки, позволяющие преодолеть инерционность административной и правовой систем, расширить сферу экономической свободы и инициативы за рамки устаревших норм и ограничений, смягчить негативные последствия бюрократизма и коррумпированности государственного аппарата. Однако в большинстве случаев теневые экономические сделки приводят к ощутимым потерям для общества вследствие неуплаты налогов и, что не менее важно, —ведут к формированию нелегальной экономической среды, становящейся в свою очередь базой возникновения крайне опасных для мирового сообщества форм экономической преступности.

     Глобальная  преступность, в том числе и  в первую очередь, глобальная экономическая  преступность — одна из наиболее болезненных  проблем современности. В мире действует  до полутора десятка глобализирующихся преступных ТНК, не считая тысяч более мелких групп и организаций. Основные сферы их деятельности — нелегальный оборот наркотиков, оружия, рабочей силы (что принимает форму современной работорговли), терроризм, торговля органами человеческого тела, финансовое хакерство и т.д. В распоряжении преступных синдикатов в различных районах земного шара имеются целые армии, флот, аэродромы; по некоторым данным — собственные подводные лодки и космические спутники, а также самые современные системы оружия, связи и коммуникаций.  
В мощнейший глобальный институт оформилась система наркобизнеса. К середине 90-х годов годовой оборот наркорынка превысил 400 млрд. долларов, составив, таким образом, около 8% всего оборота мировой торговли и превзойдя объемы мировых рынков автомобилей, черных металлов и текстиля. В Перу — 7%, а в Боливии — 25% экономически активного населения занято в «кокаиновой системе», еще выше эти показатели в регионе «золотого треугольника». Действующие в современном мире методы контроля, ограничения и преследования наркобизнеса оказываются бессильны в условиях, когда рентабельность капиталовложений достигает в этой сфере преступной деятельности 800%.

     Борьба  с глобальной экономической преступностью  осложняется тенденциями общего ослабления национальной государственности, самого принципа государственного суверенитета перед лицом экспансии транснационального капитала, в органическую часть которого превратился наркобизнес и другие структуры глобальной преступности. В предыдущем параграфе шла речь о симбиозе ТНК с государственными системами ведущих стран. В то же время этот симбиоз имеет весьма противоречивую природу. Оптимизируя издержки и доходы, определяя ценовую, налоговую политику и стратегию занятости, ТНК и ТНБ оперируют глобальными экономическими параметрами, индифферентными относительно интересов отдельных государств. Глобальный финансовый капитал объективно ориентирован на «мир без границ», на принцип «много государств — один рынок», и эта ориентация приобретает форму конкретных действий по всемерному ослаблению национально-государственных ограничений и различий, которые могли бы усложнить деятельность или уменьшить доходы глобальных корпораций.

     Ограничения экономического суверенитета не смогли избежать даже крупнейшие государства, в частности, в их отношениях с международными финансовыми организациями и в рамках региональных объединений. Показателен тот факт, что магнаты глобального финансового капитала даже на нью-йоркском фондовом рынке организуют кризисы (например, обвал осенью 1997 г. и т.п.) в целях последующей скупки акций по снизившимся ценам. Однако наиболее явно тенденция ослабления национально-государственного суверенитета проявляется в отношении малых и средних стран, что вполне объяснимо в условиях, когда объемы производства 10 крупнейших глобальных корпораций превышают суммарный валовой продукт 100 наименее развитых стран мира. Появились концепции об исторической предельности самого института государственного суверенитета и об исчезновении в обозримом будущем государства как формы социальной организации. Между тем неразработанность системы глобального управления и поддержания правопорядка приводит к тому, что ослабление национально-государственных институтов способствует усилению позиций международной преступности.

     Проблема  перехода к новому мировому экономическому порядку и принцип «двойного стандарта». Одной из наиболее актуальных и острых проблем глобализации является в настоящее время необходимость перехода к новому мировому экономическому порядку. Эта необходимость обусловлена усиливающейся неустойчивостью биполярной мирохозяйственной системы, структура которой определяется противостоянием глобальных полюсов бедности и богатства. Экономические, а на этой основе — политические и идеологические интересы «золотого миллиарда» приходят во все большее противоречие с интересами основной массы населения планеты. Соотношение доходов 20% наиболее богатых и 20% наименее обеспеченных слоев населения в мире изменилось с 30:1 в 1960 году до 78:1 во второй половине 90-х годов, т.е. и без того огромный разрыв вырос еще в 2,6 раза; в общем объеме доходов доля верхней квинтильной группы выросла за этот период с 70 до 85%, а нижней — уменьшилась с 2,3 до 1,1%. Конечно, на динамику доходов оказали влияние и особенности демографической ситуации в высоко- и слаборазвитых странах, но главные факторы этой динамики определяются самим механизмом современных глобальных хозяйственных взаимодействий, способствующим дифференциации и поляризации доходов и богатства. [2]

     Главные элементы мирохозяйственного механизма, обусловливающие расширенное воспроизводство экономического неравенства — это системы ценообразования и кредитования. «Ножницы цен», с одной стороны, и «долговая удавка» — с другой, выступают основными средствами перераспределения производимого в мировом хозяйстве совокупного продукта в пользу богатых стран и глобальной финансовой олигархии. Идея о необходимости перехода к новому мировому экономическому порядку была первоначально выдвинута развивающимися странами, когда стало очевидно, что суммарные величины вывозимых из этих стран доходов в форме процентов за ранее полученные кредиты стали ощутимо превышать исходные объемы долга. Стала формироваться система экономических и финансовых отношений, при которой из-за взятого некоторыми правительственными чиновниками кредита все население многих стран на неограниченное время попадает в долговую зависимость; целые поколения должны будут трудиться, переправляя за рубеж весь прибавочный и даже часть необходимого продукта и не имея при этом возможности не только расплатиться по капитальному долгу, но полностью уплачивать всевозрастающие суммы процентов. В то же время, попытки ослабить зависимость, а тем более — выскользнуть из «долговой петли» — жестко пресекаются.

     Концепция нового мирового экономического порядка  получила далее более обобщенную разработку и трактовку, в связи с чем были выдвинуты предложения о необходимости преодоления самого принципа биполярного мирохозяйственного устройства и его следствий в виде экономического неравноправия и несправедливости. Ясно, что различия в экономическом потенциале разных стран неизбежно будут сказываться, и быстро их преодолеть невозможно, но речь идет прежде всего о пресечении тенденции расширенного воспроизводства неравенства и о принципиальном отказе от принципа «двойного стандарта» в глобальных экономических взаимодействиях, в соответствии с которым поляризуются механизмы включения в мировое хозяйство. Необходима ликвидация той системы экономических взаимодействий, при которой на одном полюсе концентрируются плюсы и привилегии глобализации, на другом — ее негативные следствия.

     Биполярная  организация мирового хозяйства  и неизбежно связанный с ней  принцип «двойного стандарта» проявляют  себя также в глобальных экологических  противоречиях, в механизмах подготовки и миграции рабочей силы и т.д. Одним из первых шагов по преодолению глобального неравенства мог бы стать процесс практической реализации идеи «налога Тобина» — предложения этого известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии, об обложении финансово-спекулятивных операций налогом в размере 0,1% от суммы сделок и о передаче полученных средств специальным международным организациям для целей совершенствования мировых экономических взаимоотношений и, в частности, для развития хозяйства слаборазвитых стран. В настоящее время сумма «налога Тобина» (практически неощутимого для участников финансовых трансакций) могла бы составить более 500 млрд дол. в год.

     Остро противоречивые формы «двойного  стандарта» присущи надстроечной сфере, где они проявляются в военно-политических и идеологических конфликтах, в информационных войнах и т.д. Так, одно из наиболее ощутимых противоречий современного этапа глобализации заключается в стремлении международной финансовой олигархии использовать военно-политическую мощь немногих государств (главным образом, США и стран НАТО) для ограничения государственного суверенитета большинства стран мира. В этом случае глобализация оказывается отнюдь не тождественна демократизации и гуманизации общественных отношений.

     Дегуманизация и деюридизация глобальных экономических и военно-политических отношений — крайне негативная тенденция. Ее пресечение невозможно без осознанного и настойчивого противодействия со стороны официальных и неофициальных институтов глобального управления, общественных движений, неправительственных организаций. Не случайно в последние годы резко активизировалось движение «антигло-балистов». Бывший премьер-министр Канады П.-Э. Трюдо отметил: «Для упрочения положительных сторон процесса глобализации, а также поддержки демократических черт рыночной экономики, следует разработать программу политического противодействия глобальному капитализму». Должны быть разработаны механизмы своего рода «торможения» негативных либо преждевременных тенденции глобализации, их пресечения, ограничения или трансформации в необходимых для глобального социума направлениях, с учетом интегративных интересов всего человечества.  
Разумеется, разделение «хороших» и «дурных» сторон глобализации далеко не всегда возможно внешним образом; чаще всего эти стороны порождаются одними и теми же причинами и составляют органически нерасторжимые аспекты одного и того же процесса, — но мировая цивилизация достигла того уровня развития, на котором необходимостью становится осознанное отношение к противоречиям собственного развития и регулирование этих противоречий.
 

     1.2 Взаимозависимый  характер решения  глобальных проблем 

     Глобальные  проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует  кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто блокируются экономически и политически гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Осуществление некоторых глобальных проблем в ряде случаев упирается в ресурсное обеспечение намечаемых программ. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира.

     Необходимые предпосылки и возможности подлинно гуманистического разрешения противоречий глобального характера создаются мировым сообществом. Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства.

     Масштабность  и острота современных глобальных проблем требуют сложения усилий, конструктивных и решительных действий правительств, политических партий, общественных движений всех стран мира. Накануне третьего тысячелетия созидательное  взаимодействие всех стран и народов во имя выживания и развития должно стать первоочередной задачей. Должно быть сформировано новое политическое мышление, сделан переворот в образе жизни и сознании людей. Как добиться этого переворота, если он затрагивает экономические (материальные) интересы индивида, определенных групп людей и даже целых государств? Сможет ли отказаться Пентагон от гонки вооружений во имя общественного блага, если вооружение приносит ему баснословные прибыли? Закроют ли опасные атомные электростанции страны бывшего СССР, если они испытывают дефицит электроэнергии? Перестанет ли житель России, Беларуси и Украины покупать старенький заграничный автомобиль, загрязняющий атмосферу, если он был мечтой всей его жизни? Вопросы, вопросы, вопросы!

     В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем. Первая из них – это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам: а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли; б)решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счет запасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран; в) решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должно опираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволяли бы оказывать давление на их политические структуры; г) экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включая и слаборазвитые страны.

     Вторая  позиция основывается на реалиях  нового политического мышления, которое  предусматривает направление технических  и интеллектуальных возможностей человечества на решение проблем жизнеобеспечения. Учет интересов всех народов, их желаний и воли на справедливых и гуманных началах, потребностей нынешних и грядущих поколений – вот тот критерий, которым должны руководствоваться все народы нашей планеты. Единство земной природы требует общечеловеческого подхода к разумному использованию ее ресурсов, исключающему экологическую катастрофу. Главным условием для достижения этой цели является прекращение гонки вооружений, направление военных затрат в гражданское производство, на оздоровление природной среды в планетарном масштабе.

Информация о работе Международное сотрудничество в социально-экономических учреждениях и организациях системы ООН