Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа
Предприятия (учреждения, организации, фирмы) всех форм собственности постоянно испытывают потребность привлечения финансовых, материальных и иных ресурсов в реконструкцию и модернизацию действующих, в организацию новых, более современных и конкурентоспособных производств, в развитие непроизводственной сферы. В современных экономических условиях значительно повышены требования к разработке, выбору и оценке эффективности (социальной, экологической, экономической) инвестиционных проектов, целесообразности и объективности заложенных в них решений.
Сегодня кардинально изменились и отношения инвесторов к финансовым ресурсам. Они получили экономическую самостоятельность и несут полную ответственность за финансовые взаимоотношения на рынке капитала, что, несомненно, способствует созданию благоприятных условий для эффективного управления инвестициями, использования собственных и заемных средств. Менеджеры, осуществляющие инвестиционную деятельность, прежде чем вложить средства (инвестиции) должны реально оценить свои финансовые возможности и последствия инвестирования, преимущества и ожидаемые выгоды от ввода в эксплуатацию и использование объектов проектирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА. 4
2. ДИНАМИКА, НАПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА. 11
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31
Таблица
1 – Структура инвестиций
в основной капитал
по источникам финансирования, %
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Инвестиции в основной капитал, всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в них за счет: | ||||||
консолидированного бюджета | 19,6 | 25,8 | 26,0 | 26,1 | 26,1 | 22,2 |
внебюджетных фондов | 6,4 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,2 | 0,2 |
собственных средств организаций | 45,2 | 44,0 | 41,2 | 39,5 | 38,5 | 36,7 |
заемных средств других организаций | 0,7 | 2,0 | 1,9 | 1,5 | 1,7 | 1,1 |
средств населения | 8,3 | 7,9 | 7,2 | 7,5 | 6,9 | 8,0 |
иностранных источников (без кредитов иностранных банков) | 2,7 | 1,6 | 0,9 | 1,0 | 1,7 | 2,0 |
кредитов банков | 14,3 | 15,0 | 18,9 | 20,1 | 21,3 | 26,4 |
прочих источников | 2,8 | 3,5 | 3,6 | 3,9 | 3,6 | 3,4 |
Источник: [23, с. 388]
Из таблицы видно, что в структуре инвестиций в основной капитал на протяжении исследуемого периода времени преобладают инвестиции в основной капитал за счет собственных средств организаций, однако наблюдается тенденция к уменьшению их доли (в 2004 г. – 45,2%, а в 2009 г. – 36,7%). А в связи с этим наблюдается увеличение инвестиций в основной капитал за счет кредитов банков: в 2004 г. – 14,3%, а в 2009 г. – 26,4%, что является негативным моментом.
Для сохранения инвестиционной устойчивости правительством проводится работа по либерализации условий осуществления экономической деятельности. Осуществляется изменение законодательства в части совершенствования порядка лицензирования, ценообразования, стандартизации и сертификации, государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, распоряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений, осуществления контрольной (надзорной) деятельности, развития упрощенной системы налогообложения, мотивации труда, развития финансового рынка. Минэкономики разработан проект рекомендаций о ведении переговоров по инвестиционным предложениям иностранных компаний.
В 2002 - 2010 гг. источником устойчивого экономического роста могло стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белорусской экономики - инвестиционное обновление производственных фондов. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной части основных фондов достиг 75 - 84,4% при критическом - 60%. В последнее время ведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов, холодильников, морозильников, химических нитей.
Проблемы повышения инвестиционной активности и на этой основе реконструкции экономики не могут быть решены только за счет увеличения масштабов государственного инвестирования, так как бюджетные инвестиции крайне ограничены и недостаточны даже для осуществления в социальной сфере проектов непроизводственного назначения. Инвестиционная политика должна предусматривать необходимые бюджетные ресурсы для материально-технического развития социальной базы и деловой инфраструктуры, а развитие производственной сферы должно двигаться за счет рыночных инвестиционных процессов.
Поэтому на первый план выходят задачи создания благоприятных условий для отечественного капитала, отработки механизмов его накопления и трансформации в реальные инвестиции.
Привлечение
в экономику иностранных
Учитывая, что интерес к республике со стороны иностранных деловых кругов, банков, инвесторов возрастает, а внешние заимствования позволяют частично снять напряжение с внутреннего финансового рынка, Совет Министров Республики Беларусь 30 декабря 2005 г. принял постановление № 1584 о наполнении иностранных кредитных линий инвестиционными проектами.
Наиболее крупными среди 74 уже представленных являются: ЗАО «БеСТ», проект «Создание инфраструктуры государственного оператора сотовой подвижной связи стандарта GSМ 900/1800» (кредитная линия КНР); ЗАО «Белорусская судоходная компания», «Приобретение морских судов» (кредитная линия КНР); ОАО «Витебскдрев», «Строительство завода по производству плит ДСП улучшенного качества» (кредитная линия АКА/Гермес), концерном «Белнефхим» прорабатывается возможность использования кредитной линии КНР для реализации двух крупных инвестиционных проектов (ОАО «Полимир», «Строительство нефтехимических производств» и ОАО «Гродно Азот», «Строительство комплекса по производству азотных удобрений»). Кроме того, в рамках кредитной линии КНР проводится работа в Минэнерго по реализации проекта «Реконструкция Минской ТЭЦ-2».
Наиболее крупными по объемам инвестирования являются такие важнейшие проекты, как техническое перевооружение Минского автомобильного завода, развитие Минского тракторного завода, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение Белорусского металлургического завода, реконструкция блока № 3 Березовской ГРЭС, строительство рудника на Краснослободском участке калийных солей ПО «Беларуськалий», техническое перевооружение минераловатного производства «Гомельстройматериалы» и др.
Для поиска потенциальных инвесторов сделано много. С 2001 г. действует Инвестиционный кодекс, обеспечивается функционирование базы данных инвестиционных предложений на сайте Министерства экономики в сети Интернет. По итогам обновления в ней находится более 50 инвестиционных проектов и предложений предприятий, оформленных по международным стандартам ЦЕИ (Центрально-европейской инициативы) на русском и английском языках.
Для активизации инвестиционной деятельности и преодоления негативных тенденций, сложившихся в ее финансировании из иностранных источников, требуется выявление неиспользованных возможностей и более глубокая проработка инвестиционных условий, обеспечивающих конкурентоспособность Беларуси по сравнению с другими странами на рынке инвестиций, в том числе в части гарантий прав собственников. в 2007 г. наряду с использованием традиционных источников финансирования проектов отмечалась существенная активизация инвестиционного кредитования. Если в 2006 г. удельный вес такого источника, как кредиты банков (включая иностранные), составлял 18,9%, то в анализируемом периоде его доля в общем объеме инвестиций увеличилась до 19,6%.
Таким образом, он становится одним из ведущих. Этому способствовали получение Беларусью суверенного кредитного рейтинга, активизация усилий банковской системы по привлечению свободных средств населения при росте доверия домашних хозяйств к деятельности банков и административный ресурс.
Кроме того, росту иностранного инвестиционного кредитования содействует проводимая в стране работа по мобилизации зарубежного капитала, расширению перечня банков-контрагентов, освоению новых комплексов финансовых продуктов, повышению качества обслуживания банков-корреспондентов.
В
качестве стратегического
Кроме того, в стране успешно функционируют крупные кредитные линии из Германии и Италии: открыты транш по линии немецкого страхового кредитного акционерного общества «Гермес» и кредитная линия «Медиабанка» (Италия), причем последний для внедрения современных технологий в белорусской промышленности готов довести выдачу кредитов до 300 млн евро.
В
2007 г. отмечался всплеск
В отраслевой структуре вложений начиная с 1997 г. наибольшая доля приходится на промышленность, жилищное строительство, транспорт, коммунальное хозяйство. С 2004 г. Ускоренными темпами началось инвестирование в основной капитал сельского хозяйства. В 2000-2003 гг. доля инвестиций сельского хозяйства в общем их объеме составляла 5-6%,в 2004 г. - %, начиная с 2005 г. Она возросла почти в 2 раза и составила в 2005 г. 13,3%, 2006 г. – 15,8%, 2007 г. – 14, 3, 2008 г. – 14,9, 2009 г. – 18,2% (рис. 2.3).
Рис. 2.3
Структура использования инвестиций в
основной капитал по отраслям экономики
в 2009 г. [16, с. 391]
Более высокими темпами, чем по промышленности в целом, росли инвестиции в электроэнергетике, химической, автомобильной отраслях, промышленности строительных материалов.
Во многом сегодняшний рост экономики –– это результат инвестиций прошлых лет. За последние годы удалось перевооружить и модернизировать многие субъекты хозяйствования: оба белорусских нефтеперерабатывающих завода, сахарные комбинаты, предприятия перерабатывающей промышленности АПК, пивзавод «Криница», БелАЗ, МАЗ, Белорусский металлургический завод и др. причем практически на всех них закончены только первые этапы реконструкции и начинаются следующие.
Необходимо отметить, что в Беларуси уже много сделано для создания привлекательного инвестиционного климата, и государству стало поступать множество интересных предложений от зарубежных инвесторов. В частности, планируется перспективное сотрудничество с концерном «Группа компаний Лева-ева» (это ювелирный бизнес, инвестиционные проекты в различных отраслях экономики и социальной сфере), а также с Европейским банком реконструкции и развития в области энергетики, возможного финансирования потенциальных проектов в сфере возобновляемых ресурсов. Прорабатываются вопросы реализации совместных инвестиционных проектов с Чехией, Венесуэлой, Ираном и Индией.
Очевидно, что крупные инвестиции могут быть предложены под эффективные проекты. В связи с этим особое внимание следует уделить разработке высококачественных бизнес-планов, обучению специалистов в этой области, решить вопросы, связанные с уменьшением сроков подготовки аудиторских заключений о финансовом состоянии предприятий, привлекающих иностранные инвестиции, расширить круг базовых организаций, имеющих право подготавливать бизнес-планы инвестиционных проектов.
В то же время необходимость проведения тендеров или конкурсов, уплаты таможенных пошлин, осуществления различных платежей, наличие у предприятий задолженности перед бюджетом приводят к удорожанию кредитных ресурсов. Если кредитные линии являются связанными, то использование кредитных ресурсов предполагает привлечение подрядчиков, поставщиков оборудования, технологий из соответствующей страны.