Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа
Предприятия (учреждения, организации, фирмы) всех форм собственности постоянно испытывают потребность привлечения финансовых, материальных и иных ресурсов в реконструкцию и модернизацию действующих, в организацию новых, более современных и конкурентоспособных производств, в развитие непроизводственной сферы. В современных экономических условиях значительно повышены требования к разработке, выбору и оценке эффективности (социальной, экологической, экономической) инвестиционных проектов, целесообразности и объективности заложенных в них решений.
Сегодня кардинально изменились и отношения инвесторов к финансовым ресурсам. Они получили экономическую самостоятельность и несут полную ответственность за финансовые взаимоотношения на рынке капитала, что, несомненно, способствует созданию благоприятных условий для эффективного управления инвестициями, использования собственных и заемных средств. Менеджеры, осуществляющие инвестиционную деятельность, прежде чем вложить средства (инвестиции) должны реально оценить свои финансовые возможности и последствия инвестирования, преимущества и ожидаемые выгоды от ввода в эксплуатацию и использование объектов проектирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА. 4
2. ДИНАМИКА, НАПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА. 11
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31
Многие экономисты-международники склонны оценивать эту борьбу как неравную, предсказывая долговременную тенденцию к сокращению влияния государства на деятельность ТНК. Такое развитие событий вполне возможно, хотя не следует забывать о тех преимуществах в этой борьбе, которыми располагает система государственного управления.
В
целом же многонациональные фирмы
показали свою способность взламывать
изоляцию национальных экономик, вовлекая
их в процесс интеграции с мировым экономическим
сообществом. Они служат важнейшим средством
передачи новых технологий, распространения
информации о новых продуктах, в результате
чего меняются общественные мнения. Многонациональные
корпорации подрывают власть и позиции
местных монополий и повышают степень
конкурентности национальных рынков.
3.
Международный капитал
в экономике Республики
Беларусь.
Механизм
привлечения иностранных
Инвестиционная инфраструктура, согласно опыту других стран, подразумевает как наличие специализированного центра содействия иностранным инвестициям, так и общей развитой системы банковского и страхового обслуживания, консультационных услуг, транспортного обеспечения и связи и т.п.
На сегодняшний день в Беларуси уже существуют общие элементы инвестиционной инфраструктуры. Инфраструктура обслуживания инвестиций в Республике Беларусь представлена 40 белорусскими коммерческими банками и более чем 750 их филиалами. В Беларуси активно развивают свою деятельность около 50 финансовых инвестиционных компаний, 13 товарных бирж, а также транспортная, фондовая и межбанковская валютные биржи. В республике функционируют 14 лизинговых и 73 страховые компании, создан инвестиционный фонд, учредителями которого выступили 13 частных фирм. С момента создания Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь (август 1992 г.) получили лицензии на занятие аудиторской деятельностью более 50 аудиторских организаций. Создана Белорусская национальная ассоциация маркетинга, основной задачей которой является организация и развитие современной маркетинговой инфраструктуры. Таким образом, в Республике Беларусь создаются организационные и правовые условия, которые нацелены на более широкое привлечение иностранных инвестиций в ее экономику и с их помощью осуществление реформирования белорусской экономики на рыночной основе. [8, с 10]
Невозможно активизировать процесс привлечения иностранных инвестиций в страну на национальном уровне без развития инвестиционного сотрудничества в международном масштабе, т.е. без интеграции в мировой инвестиционный процесс. В связи с этим для Республики Беларусь чрезвычайно важно участие и активная деятельность в международных инвестиционных организациях, среди которых Р1АЗ (ФИАС) — Агентство Всемирного банка по содействию иностранным инвестициям; МЮА (МИГА) — Многостороннее агентство гарантий инвестиций; У1РА (ВИПА) — Мировая ассоциация инвестиционных агентств; Е1В (ЕИБ) — Европейский инвестиционный банк; УМТОО (ЮНИДО); УМСТАО (ЮНК.ТАД); основные международные финансовые организации (Всемирный банк и ЕБРР).
Интеграции Беларуси в мировые инвестиционные процессы способствует организация и участие в международных инвестиционных и экономических форумах, конференциях и семинарах.
В настоящее время в Республике Беларусь инвестиционная деятельность регулируется более чем 70 законами Республики Беларусь, несколькими сотнями решений Президента, Правительства Республики Беларусь и иными подзаконными актами. При этом некоторые из законодательных актов носят специальный характер, т.е. предназначены сугубо для регулирования инвестиционной деятельности. Другие акты применительно к инвестиционной деятельности носят общий характер и регулируют не только отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиционной деятельности, но и другие вопросы. Важнейшими законами, регулирующими инвестиционную деятельность в республике, являются закон «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» (от 14.11.91 г., с изменениями и дополнениями) и закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (1991 г., с изменениями и дополнениями). [16, с 17]
Законодательная база инвестиционной деятельности как общего, так и специального характера, исходя из практики зарубежных стран, должна строиться на следующих основных принципах:
1) стабильности и прозрачности законодательства;
2)
неконфликтности,
3)
регулировании наибольшей
4)
открытости для изучения и
копирования законодательных
5)
защищенности инвесторов от
6)
подключенность к
Если проанализировать существующую законодательную базу, регулирующую инвестиционную деятельность в Республике Беларусь с точки зрения реализации этих принципов, то можно констатировать, что пока эти принципы полностью не соблюдаются.
Принятые законодательные акты не отвечают требованиям стабильности и прозрачности (т.е. они должны означать лишь то, что они означают и не должны иметь скрытого смысла, понятия или секретного толкования). Почти все названные основные законы, регулирующие инвестиционную деятельность, подвергаются изменениям и дополнениям. Причем это происходит довольно часто, а вносимые поправки могут сильно изменить основное содержание закона.
Большое количество законодательных актов, которыми нужно руководствоваться при осуществлении инвестиционной деятельности, противоречиво и несогласованно. Почти все законы имеют множество подзаконных актов, которые также часто бывают не увязаны и не согласованы между собой. Кроме того, отдельные статьи законодательных актов сформулированы нечетко, имеют двойное толкование.
Целый ряд законодательных актов, в том числе и основных, в своих старых редакциях устарели и не соответствуют международным нормам. Так, например, законы «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» не уделяют должного внимания регулированию такого широко распространенного в мировой практике вида инвестиций, как портфельные инвестиции. Следует иметь в виду, что в законодательстве многих стран и международно-правовых актах, регулирующих международный инвестиционный процесс, выделяют ссудную форму (инвестиции в виде займов и кредитов) и предпринимательскую (прямые и портфельные инвестиции). У Беларуси пока такого разграничения нет. Закон регулирует только иностранные инвестиции, связанные с созданием юридического лица. В результате даже простая операция покупки иностранным инвестором акции любого белорусского акционерного общества открытого типа становится невозможной. Не определены в Законе об иностранных инвестициях четкие гарантии для иностранных инвесторов. Кроме того, нужны иные подходы к порядку регистрации и другие требования к учредительным документам по созданию предприятий с иностранными инвестициями. Так, например, государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями должна осуществляться при наличии согласия местных органов власти. Такое согласование, как свидетельствует практика, — широкое поле для злоупотреблений со стороны исполкомов. Более того, от участников требуют предоставления документов, не предусмотренных законодательством (справки-аннотации на совместные и иностранные предприятия, листки, содержащие информацию о предприятии и его руководителях, а также другие документы по усмотрению исполкома). Вполне естественно, что такой порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями не способствует их развитию на территории Беларуси.
Особого внимания заслуживают вопросы гарантий инвесторам. Существо гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, состоит в ненарушении их прав. Согласно гарантиям, иностранному инвестору предоставляются: право беспрепятственного распоряжения прибылью, полученной от инвестиций; компенсация в случае принятия государством экстренных и чрезвычайных мер по национализации имущества инвестора; возможность использования средств защиты своих прав, обеспечивающих объективность при рассмотрении споров.
Бывшим Советским Союзом и Республикой Беларусь было заключено более 20 двусторонних соглашений о взаимной защите инвестиций. Эти документы предоставляют иностранным инвесторам защиту от национализации, экспроприации их инвестиций и иных мер, имеющих аналогичные последствия, и возлагают на государство-участника обязанность воздерживаться от подобных действий. В случае же национализации или экспроприировании инвестиций государство, которое принимает у себя инвестиции (государство-импортер), должно принять на себя и соблюдать следующие условия:
1)
экспроприация, национализация
2)
действия в отношении
3)
инвесторам должна
Почти все соглашения предусматривают, что размер компенсации за экспроприированные инвестиции должен соответствовать их реальной стоимости на момент экспроприации.
В
законодательных актах
В случае если последующее законодательство Республики Беларусь ухудшает условия дня инвесторов, то к иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями.
Части вторая, третья и четвертая статьи 35 этого же закона гарантируют возмещение фактических убытков от незаконных действий государственных органов. В России, например, предусмотрено полное возмещение ущерба, причиненного иностранному инвестору государственными органами или должностными лицами (включая упущенную выгоду). Причем по российскому законодательству компенсация выплачивается в валюте, приемлемой для иностранного инвестора, а по белорусскому — только в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции. Закон не говорит ничего о том, в какой валюте выплачивается компенсация, если инвестиции осуществлялись в натуральной форме.
Непроработанным является вопрос о предоставлении льгот инвесторам. Белорусское законодательство в настоящее время в соответствии со статьей 10 Закона «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» доходы в виде процентов по кредитам, предоставленным иностранными юридическими лицами для осуществления отдельных государственных программ, освобождаются от обложения налогом.
Кроме того, статья 5 этого закона устанавливает иные льготы по налогообложению. Согласно пункту 2 этой статьи облагаемая налогом прибыль уменьшается на величину, фактически использованную на расширение (развитие) производства продукции (работ, услуг), а также на погашение кредитов, полученных на эти цели. При этом общая сумма льготируемой прибыли не может превышать 50% балансовой прибыли. [4, с 56]
По приоритетным направлениям, определяемым Советом Министров РБ, суммы льготируемой прибыли, направляемой на расширение (развитие) производства, не ограничиваются.
Некоторые льготы предусматриваются также Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» от 29.12.94 г. и другими законодательными актами. Однако все они разбросаны по разным законам, указам и постановлениям и в целом бывает трудно определить, где какую льготу и по какому принципу следует применять. [8, с 10]
Важным вопросом является соответствие белорусского законодательства международным правовым нормам. С точки зрения международной практики особую роль для привлечения инвестиций имеют 6 правовых инструментов — Конституция, торговый кодекс, закон о контрактах, закон о собственности и соглашениях, а также закон об инвестициях. Для определения возможности привлечения инвестиций в ту или иную страну зарубежные партнеры в первую очередь оценивают согласованность и привлекательность этих законов.