Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа
Предприятия (учреждения, организации, фирмы) всех форм собственности постоянно испытывают потребность привлечения финансовых, материальных и иных ресурсов в реконструкцию и модернизацию действующих, в организацию новых, более современных и конкурентоспособных производств, в развитие непроизводственной сферы. В современных экономических условиях значительно повышены требования к разработке, выбору и оценке эффективности (социальной, экологической, экономической) инвестиционных проектов, целесообразности и объективности заложенных в них решений.
Сегодня кардинально изменились и отношения инвесторов к финансовым ресурсам. Они получили экономическую самостоятельность и несут полную ответственность за финансовые взаимоотношения на рынке капитала, что, несомненно, способствует созданию благоприятных условий для эффективного управления инвестициями, использования собственных и заемных средств. Менеджеры, осуществляющие инвестиционную деятельность, прежде чем вложить средства (инвестиции) должны реально оценить свои финансовые возможности и последствия инвестирования, преимущества и ожидаемые выгоды от ввода в эксплуатацию и использование объектов проектирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА. 4
2. ДИНАМИКА, НАПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА. 11
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 31
Если подходить с меркой этих требований к нашему белорусскому законодательству, то пробелов и недостатков здесь более чем достаточно.
Актуальность и острота
Рис. 1 Динамика инвестиций в основной капитал в 2000-2010 гг. [22, с. 33]
Из рисунка видно, что объем инвестиций в основной капитал с каждым годом увеличивается: в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом инвестиции в основной капитал увеличились на 5%, но темп роста сократился (в 2008 г. темп роста объема инвестиций был равен 123%, в 2007 г. – 116%, в 2006 г. – 132%). [21, с. 56]
В целом за пятилетку 2006-2010 гг. темп роста инвестиций в основной капитал Республики Беларусь составит 218,5%, что на 3,5 п.п. превышает задание, установленное Программой-2010 (198-215%). Столь высокие темпы роста инвестиций в основной капитал республики позволят снизить износ активной части основных средств к концу 2010 г. до уровня ниже 60% (2005 г. – 69,5%).
В 2009 г. в целях развития экономики республики и реализации социальных проектов направлено инвестиций на сумму 43.1 трлн руб. (по предварительным статистическим данным), что в сопоставимых ценах составляет 108,6% по отношению к предыдущему году, или на 7.4 п.п. ниже задания (115-117%), предусмотренного Программой на 2009 г. соотношение инвестиций в основной капитал в ВВП составило 31,5%.
В 2010 г. на развитие экономики республики будет направлено около 53,4 трлн. руб. инвестиций в основной капитал, что обеспечит рост 110% к уровню 2009 г. при этом удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП может достичь 325 (по Программе-2010 – 30%).
Одной из основных задач социально-экономического развития является создание действенного механизма инвестирования экономики, прежде всего на основе стимулирования высокоэффективных вложений, обеспечения условий для привлечения частного капитала, а также предотвращения утечки капитала за границу и привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
В контексте широкомасштабных изменений геополитического и экономического плана 90-е годы характеризовались значительным ростом перекрестных инвестиционных потоков между индустриально развитыми странами и модификацией географии ПИИ, кореллирующей с политическими событиями на мировой арене: распадом СССР и началом процессов рыночной трансформации и интеграции стран Восточной Европы в мировое экономическое пространство.
Особенности процесса рыночной трансформации в постсоветских республиках, прежде всего замедленный и непоследовательный ход приватизации, во многом обусловливают незначительность объемов освоенных иностранных инвестиций в государствах СНГ (по данным ЕБРР, на них приходится лишь 1/4 общего нетто-объема прямых иностранных инвестиций в Восточную Европу). Аккумулированный нетто-приток ПИИ в государства СНГ составил в указанном периоде 196 долл. США на душу населения. Для сравнения: этот же показатель в остальных восточноевропейских странах с переходной экономикой достиг 1,365 долл. США надушу населения. [19, c. 94]
Республика Беларусь, как и остальные постсоветские республики, столкнулась с нехваткой собственного капитала, направляемого на реформирование экономики, и необходимостью привлечения капитальных средств, в том числе и в форме ПИИ.
Прямые иностранные инвестиции являются наиболее выгодным источником финансирования в экономике. Это объясняется прежде всего тем, что приток иностранного капитала в национальную экономику не связан с обязательством его обратной выплаты и выплаты процентов. ПИИ не только дают финансовый эффект, но и являются средством передачи современных производственных технологий, что повышает технологический уровень производства и производительность рабочей силы, укрепляет конкурентные позиции республики на мировом рынке.
Анализ динамики объемов ПИИ, освоенных в Республике Беларусь в течение последнего десятилетия, свидетельствует, что их показатели довольно низкие (см. рисунок 1).
В период с 1989 по 2001 г. чистый аккумулированный приток прямых иностранных инвестиций в республику составил 132 долл. США на душу населения. К 2006 г. наметилась некоторая тенденция роста и он увеличился до 208 долл. США.
Такие темпы роста в условиях трансформационных процессов в регионе Восточной Европы являются неприемлемыми и свидетельствуют о наличии в республике факторов, сдерживающих инициативу иностранных инвесторов. Так, по показателю привлеченных на душу населения ПИИ Беларусь занимает одну их последних позиций в регионе.
В 2000-2001 гг. нетто-приток иностранных инвестиций в отношении к ВВП составлял 0,7%. Это очень низкий показатель, и, по оценке экономистов Института Восточной Европы (Германия), экономика Беларуси по степени привлекательности для иностранных инвесторов находится на одном из последних мест среди государств-членов СНГ.
Рис.
2. Динамика ПИИ в Республике Беларусь
в 2002 – 2010 [22, с. 38]
Привлечение в республику незначительных объемов иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций является следствием существования в экономике многочисленных торговых и валютных ограничений, обширного государственного вмешательства в частный сектор, а также замедления темпов приватизации. И это при относительно емком внутреннем рынке, хорошо развитой инфраструктуре, наличии качественного человеческого капитала и экономически выгодном географическом положении республики.
Очевидной является необходимость стимулирования привлечения в экономику республики прямых иностранных инвестиций и создания для этого благоприятного инвестиционного климата, способного обеспечить Республике Беларусь конкурентные преимущества.
Объемы заявленного в 2007 г. инвестиционного капитала основных инвесторов в белорусскую экономику следующие:
США-17,1%; Нидерланды - 14%; Великобритания - 8,6%; Австрия-3,9%; Латвия - 2,9%; Италия-1,7%; Ирландия - 1,4%; Дания- 1,3%. Россия - 14,7%; Германия - 10,7%; Кипр - 6,5%; Польша- 3,7%; Литва- 1,9%; Швейцария- 1,7% [6, c. 22-23].
В 2009 г. ситуация несколько изменилась. Согласно данным, опубликованным Национальным статистическим комитетом, за 2009 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 9,3 млрд USD, или на 42,6% больше, чем год назад. Однако одной из проблем является низкий уровень диверсификации инвестиций: из них 38,4% поступлений приходится на транспорт, 30,3% – промышленность, 15,9% – общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка. Низкой остается и диверсификация инвестиций по странам-инвесторам (рис. 3.2).
Рис. 3 Структура
поступления иностранных инвестиций по
странам-инвесторам, % [23, с. 13]
Импорт капитала - гораздо более выгодный для страны-реципиента способ получения иностранной валюты, чем экспорт товаров и услуг, при котором страна, с одной стороны, принимает иностранную валюту, с другой - в обмен на нее тут же отдает за границу определенные ценности на сумму, равную покупательной способности полученной валюты. В случае импорта капитала страна принимает иностранную валюту, но ничего взамен немедленно не отдает. ПИИ дают зарубежным поставщикам возможность создать в принимающей стране собственное предприятие, продукция которого попадает на внутренний рынок страны-реципиента в обход таможенных барьеров.
Именно такая особенность прямых иностранных инвестиций позволила ряду развивающихся стран с ограниченными производственными и экспортными возможностями преобразовать экономику путем закупок на мировом рынке значительных объемов современных средств производства за счет инвестированного зарубежного капитала и превратиться в новые индустриальные государства.
Одним из способов увеличения совокупного спроса в республике является рост и совершенствование производства, которое является не только источником предложения товаров и услуг, но и рынком сбыта для поставщиков средств производства. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих предприятий может расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и тем самым способствовать росту экономики.
По данным Министерства экономики в Республике Беларусь функционирует 3000 коммерческих организаций с участием иностранного капитала. Основными инвесторами являются: Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США, доля которых в общем объеме ПИИ составляет 90%.
Вложение иностранного капитала способствовало созданию 10% рабочих мест, обеспечению 10% ВВП страны, 15% национального экспорта и 20% республиканского импорта. Наиболее успешные (по рейтингу Министерства экономики Республики Беларусь) организации с иностранным капиталом производят: СП «Бакко Бисов» (1991 г.) — биметаллические ленточные пилы; ИП «Масрск Медикал» ООО (1992 г.) - одноразовые стерильные медицинские изделия; ЗАО «МАЗ-МАН» (1998 г.) - большегрузные автомобили для региональных и международных перевозок, седельные тягачи; СП «Цейсс-БслОМО» (1996 г.) - оптику, прецизионную технику, системы визуализации, медтехнику; СООО «Мобильные Телесистемы» (2002 г.) - услуги сотовой связи в стандарте СЗМ 900/1800. [19, c. 94]
Опираясь на опыт непосредственных соседей как на Востоке, так и на Западе, а также используя существующие в республике предпосылки к инвестированию и еще не в полной мере изученный и не нашедший применения инвестиционный потенциал в комбинации с целенаправленными мероприятиями государственной политики, республика может эффективно увеличить объем инвестиционных потоков в национальную экономику, ускоряя таким образом темп структурных реформ и процесс экономической конвергенции с соседними государствами региона.
Положительное влияние на привлечение дополнительных объемов капитала в форме прямых иностранных инвестиций в экономику страны окажет последовательное решение проблем функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.
В процессе выбора направления и инструментов экономической политики по стимулированию привлечения ПИИ в экономику республики важно уделить внимание оценке их значения и влияния на ее развитие.
Развитие стимулирующей законодательной базы и экономической политики, направленной на достижение соответствия между интересами республики и инвесторов, станет новым импульсом к привлечению дополнительных объемов ПИИ в белорусскую экономику. Сопровождающий этот процесс спектр положительных эффектов позволит республике укрепить ее конкурентные позиции и расширить степень участия в международном разделении труда.
В целях повышения инвестиционной привлекательности Беларуси разрабатывается нормативный акт, в соответствии с которым предприятиям с иностранными инвестициями будут предоставляться дополнительные финансовые и налоговые льготы.
Ситуация в инвестиционной сфере республики в течение 2008 г. оставалась стабильной. Высокие инвестиционные результаты во многом обусловлены значительным запасом прочности в экономике. Кроме того, в исследовании Всемирного показано, что Беларусь стала одним из всемирных лидеров правовых реформ, направленных на упрощение ведения бизнеса, войдя в «четверку» ведущих государств-реформаторов в нормативно-правовой сфере.
В 2008 г. завершена реализация крупных инвестиционных проектов, среди которых: «Создание автомобильных и тракторных четырех- и шестицилиндровых двигателей» (УП «Минский моторный завод»), «Организация субмикронного производства интегральных микросхем» (ПРУП «Завод полупроводниковых приборов» НПО «Интеграл»), «Создание производства ЦМК шин радиальной конструкции для карьерной техники» (ОАО «Белшина»), «Организация производства высокопрочных низкоусадочных технических нитей» (ОАО «Могилевхимволокно»), «Модернизация оборудования СКЦ-2» (ОАО «Гомельский химический завод»), «Реконструкция цеха №3 с организацией производства медицинского стекла» (РУП «Борисовский хрустальный завод им. Ф.Э. Дзержинского»), «Реконструкция цеха № 1 с установкой второй импортной линии по производству плит минераловатных» в ОАО «Гомельстройматериалы» и др. В стране ежегодно реализуется Государственная инвестиционная программа, в рамках которой производилось строительство 594 объектов. В 2008 г. предусматривалось ввести в эксплуатацию 267, фактически введено 262 объекта и пусковых комплекса.
В
2008 г. сохранилась тенденция преимущественного
инвестирования в производственную сферу.
По объектам производственного назначения
использовано 23,1 трлн руб. инвестиций
(рост 123,1%), непроизводственного - 12,8 трлн
руб., или 122,5% по отношению к 2007 г. Реализованы
инвестиционные проекты: «Создание производства
бытовой техники Горизонт-Мидеа» в ОАО
«Горизонт»; «Внедрение технологии устройства
тонкослойных покрытий на магистральных
автодорогах с использованием специального
оборудования для приготовления модифицированных
вяжущих и асфальтобетонных смесей» в
РУП «Белавтострада»; «Строительство
комплекса алкилирования» в ОАО «Мозырский
нефтеперерабатывающий завод»; «Реконструкция
технологической линии узорчатого стекла»
в ОАО «Гродненский стеклозавод»; «Реконструкция
Лидской ТЭЦ (вторая очередь)» в РУП «Гродноэнерго»;
«Создание дополнительных мощностей по
производству гранулированных удобрений»
РУП «ПО «Беларуськалий» и др. Затраты
на приобретение машин, оборудования,
транспортных средств в 2008 г. в целом по
республике составили 15,6 трлн руб., или
126,4% к уровню 2007 г. Доля затрат на выполнение
строительно-монтажных работ в общем объеме
инвестиций в основной капитал составила
43,1%, уступая доле затрат на переоснащение
активной части основных средств и модернизацию
производств, которая составила 43,6% (в
2007 г. - 45%).