Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Мировое экономическое хозяйство в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В настоящее время услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………///3

Глава 1. общее представление о мировом рынке услуг
Понятие услуга, классификации услуг, особенности международной торговли услугами……………………………………………………///6
Динамика, структура и географическая направленность международной торговли услугами…………………………………///13

Глава 2. Международная торговля услугами в России, ее регулирование и тенденции развития



2.1. Тенденции и факторы развития сферы услуг………………………….22

2.2. Регулирование международной торговли услугами……………….27

2.3. Международная торговля услугами в Российской Федерации……34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………////4

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЖЕ.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     В настоящий момент в России имеются  пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе19.

     Экономическое развитие секторов услуг сопровождалось созданием соответствующей законодательной  базы. Было принято значительное число  законов и других нормативных  правовых актов, необходимых для  установления регулирующих мер, затрагивающих как общий режим деятельности в сфере услуг (Гражданский кодекс Российской Федерации или закон об иностранных инвестициях), так и его специфические аспекты в отдельных секторах услуг (закон о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела, о туристской деятельности, законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.д.). Сейчас  Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д. Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.

     В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков  услуг необходимо найти баланс между  интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры, между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ. Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует больших усилий. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. Режим торговли услугами в России излишне либерален. По существу во всех секторах, кроме банковского, туристического и страхового, Россия практически не применяет ограничений для деятельности иностранных поставщиков услуг. Более того, режим их работы нисколько не отличается от режима, предусмотренного для отечественных компаний, а в некоторых случаях (валютное регулирование, импорт оборудования для сферы услуг, кредитование) иностранцы находятся даже в лучших условиях. Нежели отечественные поставщики услуг20. Поэтому в настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг. Необходимо создать разумную протекционистскую систему, которая сохранив конкурентную среду на рынке услуг, позволила бы российским поставщикам услуг достичь в течении нескольких лет достаточной степени зрелости.

     В целом объем внешней торговли услугами России имеет тенденцию к росту: в 1994г. экспорт услуг составлял 8 424 млн. долл. и импорт – 15 141 млн. долл., в 2000г., соответственно, - 9 632 млн. долл. и 17 412 млн. долл. При этом заметный спад объемов торговли услугами пришелся на экономический кризис в 1998г. в России. На протяжении последних лет объем внешней торговли услугами вырос примерно на 40%. Доля нашей страны составляет приблизительно около 1% (для сравнения: доля США 16,1%, для Франции – 5,6%, Германии – 7,9%, Японии – 6,5%) объема мировой торговли услугами. Низкий показатель доли России в международной торговле услугами свидетельствует о недостаточном развитии этого сектора в системе внешнеэкономических связей России. Объем всего экспорта услуг из России сопоставим с объемом экспорта нефти, а показатели импорта услуг близки с показателями российского импорта продовольствия из стран дальнего зарубежья.

     Как уже было отмечено, в последние  годы внешняя торговля услугами России имеет устойчивое отрицательное сальдо (в 2000г. отрицательное сальдо составило 6717 млн. долл., в 2004г. - 7780 млн. долл.), причем прослеживается тенденция возрастания импортной зависимости. Это объясняется сохраняющейся потребностью в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущим спросом на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе, увеличением масштабов выездного туризма.

     Туризм является важнейшей и преобладающей статьей торгового баланса Российской Федерации в сфере услуг в последние годы (в классификации платежного баланса позиция "поездки"). На эту статью в 2008 г. приходилось 40% общего объема экспорта услуг и 59% импорта, она является и крупнейшей расходной частью российского баланса услуг. Важным препятствием роста экспорта услуг по статье “поездки” является отставание развития в стране соответствующей инфраструктуры: недорогих и качественных гостиниц, ресторанов, развлекательных учреждений. По отношению к странам СНГ Россия также выступает нетто-импортером по этой статье: импорт услуг из этих стран в 2006 г. составил 2124 млн. долл. США, а экспорт – 1232 млн. долл. США. В сфере транспортных услуг Россия остается нетто-экспортером на мировом рынке. В общем объеме экспорта услуг удельный вес транспортных услуг составил в 2006 г. 34%; в составе импортируемых услуг на долю транспорта приходилось 13%. На долю других видов услуг в 2006 г. приходилось около 26% общего объема торговли услугами. Россия пока имеет слабые экспортные позиции в сфере финансовых услуг вследствие неокрепших банковской системы и института страхования. Потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании не удовлетворяются отечественными объемами производства, в результате чего наблюдается дефицит по статье "операционный лизинг". Вообще на Российском рынке услуг крайне мало развитых секторов, большая часть отраслей в производства услуг находится в процессе формирования. Поэтому достаточно трудно моделировать их будущее. Однако, потенциал российских рынков услуг достаточно велик и перспективен. Особенно это касается таких видов услуг как транспорт, туризм, строительные и телекоммуникационные услуги, аудит, консалтинговые услуги, реклама, лизинг и многие другие. Отечественные компании в этих областях отличаются большим интеллектуальным потенциалом, квалифицированной рабочей силой, опытом и знанием российской действительности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, исследуя данную тему, я пришла к выводу что ускорение развития сферы услуг и рост международной торговли услугами – главная задача как развитых, так и развивающихся стран. Экономика, в которой ведущие позиции занимает сектор услуг, считается конкурентоспособной, имеющей перспективы роста. Однако это невозможно без тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. А на настоящий момент еще даже не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг. В своей курсовой работе я привела несколько, на мой взгляд, наиболее полно отражающих  специфику международной торговли, определений, привела различные, наиболее часто используемые классификации.

       В последние годы Международная  торговля услугами развивается особенно бурно в связи с влиянием НТР, специализацией  и кооперацией промышленного производства. В настоящее время на сферу услуг приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых в ней. Хотя не стоит забывать, что публикуемые статистические данные об операциях с услугами на мировом рынке не являются исчерпывающими, поскольку в отличие от операций с товарами услуги не проходят таможню и не учитываются достаточно полно во всех странах. Основной источник информации-сведения, отражаемые в платежном балансе в соответствии с рекомендациями МВФ. Однако они имеют ряд недостатков: не все страны сообщают полную информацию о платежном балансе, не всегда такая информация достаточно детализирована, часто платежи за услуги включаются в торговлю товарами, а так же многие фирмы оказывают услуги в рамках внутрикорпорационных связей заграничных отделений ТНК, которые также не учитываются в полной мере. Хочу добавить, что сильное влияние услуг на экономическое развитие стран и их значительная доля в валовом внутреннем продукте государств имеет ряд негативных моментов, таких как: проблемы, с которыми сталкиваются отдельные компании, работающие в сфере услуг, влияют на экономику страны (региона) в целом; мелкие компании из-за высокого уровня конкуренции не имеют возможностей для расширения рынков сбыта своей продукции и несут бремя дополнительных расходов;  для потребителей затрудняется доступ к более квалифицированным и дешевым услугам, которыми они могли бы воспользоваться в условиях большего присутствия иностранных компаний и более сильной конкуренции между фирмами.  

     Что же касается России, то ее позиция  на мировом рынке услуг в настоящее  время не очень устойчива: она  входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. Однако  не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России  «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие.  Во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите. Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать создание стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, для

 ускорение  развития международной торговли  услугами. 
 
 

Список использованной литературы 
 

    1. Аброскин, А. А. Сфера услуг и экономическое развитие: вопросы статистики/А. А. Аброскин.: 2005. №10
    2. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник/ Е. Ф. Авдокушин.: -М.: Юристъ, 1999.-368 с.
    3. Алдакушина, Е. С. Современная международная торговля услугами: Внешняя торговля/ Е. С. Алдакушина.: 1999. №3
    4. Демидова, Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике: Мировая экономика и международные отношения/Л. Демидова.: 1999. №2
    5. Дюмулен, И.И. Международная торговля услугами /И. И. Дюмулен.: Экономика, 2003
    6. Зубченко, Л. А. Проблемы включения России в глобальную систему мирового хозяйства : Экономические и социальные проблемы России/ Л. А. Зубченко. 2004. №2 (158).-С. 158-178.
    7. Максимова, М. ВТО и интересы России/ М. Максимова.: Экономист. 1998. №9
    8. Медведева, Т. Развитие отечественного рынка страховых услуг/ Т. Медведева.: Экономист, 2010. №11
    9. Мировая торговля услугами в 2009 году: Бюллетень иностранной коммерческой информации №64
    10. Мировая экономика: Учебник / Под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. -      М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.
    11. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.
    12. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю. А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
    13. Мировая экономика и международные отношения, 2007., №3. 23-28 с.
    14. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник/ под ред. Б. М. Смитиенко.- М. : ИНФРА-М, 2007,- 187 с.
    15. Панкратьева, Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики: Вопросы статистики/ Н. Панкратьева.:  2008г., №4
    16. Россия в мировой экономике / Под ред. В.Д.  Адрианова. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2007.
    17. Семенов, К. А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов/ К. А. Семенов.: - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 544 с.
    18. Симонов, Ю. Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения/ Ю. Ф. Симонов.: - Ростов на Дону : Феникс, 2006. - 504 с.
    19. Селезнев, А. Развитие производства нематериальных благ/А. Селезнев.: Экономист, 1998. №8
    20. Третьяков, Р. Комплексная система страхования : стратегический сектор экономики/ Р. Третьяков, Ефимов В. –M. : Общество и экономика. 2010. №2
    21. Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник/В. И. Фомичев.: -М. :ИНФРА-М,1998.
    22. Ширай, В. И. Мировая экономика и международные экономические 
      отношения: Учебное пособие/В. И. Ширай. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иК», 2003.-528 с.
    23. Шишков, Ю. Международное разделение производственного процесса 
      меняет облик мировой экономики / Ю. Шишков-М. : МЭИМО, 2004, №10. - С. 15-25.

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития