Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Мировое экономическое хозяйство в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В настоящее время услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………///3

Глава 1. общее представление о мировом рынке услуг
Понятие услуга, классификации услуг, особенности международной торговли услугами……………………………………………………///6
Динамика, структура и географическая направленность международной торговли услугами…………………………………///13

Глава 2. Международная торговля услугами в России, ее регулирование и тенденции развития



2.1. Тенденции и факторы развития сферы услуг………………………….22

2.2. Регулирование международной торговли услугами……………….27

2.3. Международная торговля услугами в Российской Федерации……34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………////4

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЖЕ.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

       Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. До начала 80-х гг. в отраслевой структуре (по основным водам услуг) преобладали транспортные услуги – примерно четверть международной торговли. С рынком транспортных услуг неразрывно связаны расширяющиеся масштабы мирового производства товаров, внешней торговли, трансграничные перемещения капиталов и рабочей силы. Мировой рынок транспортных услуг состоит из таких систем, как железнодорожный рынок перевозок, автодорожный рынок, фрахтовый рынок морского тоннажа, рынки портовых услуг, авиафрахтовый и др.

     Однако  в последующие десятилетия транспортные услуги уступили первенство туризму (четверть международной торговли услугами) и «другим частным услугам» , которые развивались гораздо быстрее. Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% на остальные регионы. По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест. Доходы от международного туризма в 2008 г. составили 255 006 млн. долларов. Наибольшие доходы получили США (40 579 млн. долларов). Соотношение между расходами и доходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14339 млн. долл.), затем – Франция (+7761 млн. долл.), Австрия – (+6805 млн. долл.), Италия (+5916 млн. долл.), а наибольшее отрицательное сальдо – Япония (-21350 млн. долл.) и Германия (-19153 млн. долл.).7 В начале ХХI столетия первое место в экспорте услуг заняли «другие частные услуги» (около 45%), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги. В нашей стране структура экспорта в настоящее время выглядит следующим образом: 42% - туризм, 33% - транспортные услуги и 25% - прочие частные услуги.

По динамике и во внешнеторговой сфере  лидирует комплекс деловых услуг: их доля в  экспорте услуг из развитых стран возросла за последний период с 28 до 44%. Это службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. В США в деловых услугах занято более 11 млн. работников, Японии – около 3 млн., Великобритании – 1,5 млн., Германии – 1,4 млн., Франции – 0,6 млн. человек.

     По  данным ВТО, в 2005 г. мировой экспорт  коммерческих услуг составил 2414.7 млрд. долл. Против 362 млрд. в 1980 г.8Лидером в торговле услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг достигла в 2005г. 14.6 и 12.2% соответственно. Все быстрее растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства, они формируют базовые черты новой экономики и, в конечном счете, определяют конкурентоспособность страны на мировом рынке.9 Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение «кто владеет информацией, тот владеет миром». В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал. Ведущие позиции во внедрении и использовании электронно-вычислительной техники и информационных технологий занимают промышленно развитые страны, на долю которых в 2007 г. приходилось 80% всего мирового компьютерного парка. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в товарной торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли – продажи информационных услуг в которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. долларов, т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В настоящее время в промышленно развитых странах наступает новая эпоха – сетевой компьютеризации.10 Мощный толчок этому процессу дает транснациональная сеть Интернет. По данным ОЭСР, услугами Интернет пользуется каждый 15-ый гражданин стран-членов этой организации (в Финляндии, государстве-лидере, каждый четвертый, в США – каждый шестой, Великобритании – каждый 18-ый, Германии–25-ый, Франции и Японии – 60-ый.      В динамичное ядро рассматриваемой сферы во многих странах входят также связь и телекоммуникации.11 В первую десятку стран, которые имеют наиболее развитые системы связи и телекоммуникаций, отвечающие мировым стандартам, входят Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания, США, Гонконг, Швеция, Турция, Норвегия, Канада. В настоящее время также динамично развиваются страховые услуги. Наиболее развитой страной в отношении рынка страховых услуг являются США, доля рынка которых составляет 48,68% в мировом рынке страховых услуг, а также Япония – 11,25%, Германия – 10,19%, Великобритания – 5,93%.12

       В услугах социально-культурного  профиля по темпам лидируют социальные услуги тем категориям населения, которые нуждаются в непосредственной помощи и поддержке общества – инвалидам, престарелым. Научно-технический прогресс, повышение жизненного уровня населения и расширение государственных программ медицинского обслуживания стимулируют развитие сферы здравоохранения. Высокие позиции занимает и сфера образования.. Расходы на образование в ведущих западных странах в последние годы варьировали в пределах 4,9 – 7,1% ВВП, на здравоохранение – 7,2 – 14,2 %. В группу быстродействующих отраслей входят также различные виды обслуживания свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Здесь первенство по динамике держит кинопроизводство, видео - и аудиобизнес и различные формы активного отдыха.   Широко практикуемым видом услуг в сфере торговли являются услуги по купле-продаже результатов творческой деятельности: патентов, лицензий на пользование патентами, международные сделки по торговле объектами авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др. В последнее время в международной торговле обрел всеобщее признание так называемый франчайзинг, или франшиза.  Ряд других услуг развивается более умеренными темпами. Целый ряд услуг – общественное питание, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные, химчистка – развиваются сравнительно низкими темпами. В зависимости от национальной специфики производство услуг, особенно социально-культурных, в разных странах распределяется между частным и государственным секторами в различных пропорциях. Но в последние 20 – 30 лет в большинстве стран рост услуг концентрировался в частном секторе. В государственном секторе объемы их производства относительно сокращались или стабилизировались в соответствии с неконсервативными программами сокращения госрасходов и мерами по разгосударствлению экономики.    Развитие сферы услуг способствует росту экспорта и импорта услуг.  В 2005 г. в пятерку стран с наибольшими объемами экспорта и импорта услуг входили Великобритания, Германия, Франция, Япония. Соотношения экспорта и импорта услуг по странам мира существенно различаются. Так превышение экспорта услуг над их импортом, по данным 2005г., характерно для США (353.3 и 288.7 млрд. долл. Соответственно), Великобритании (183.4 и 150.1 млрд.), Испании (91.2 и 65.3 млрд.), Швецарии (45.5 и 25.3 млрд.), Греции (34.1 и 14.3 млрд.). Турции (45.2 и 25.3 млрд.), Хорватии (10.2 и 3.5 млрд.),марокко (7.9 и 3.1 млрд. долл.) и других государств. К странам, в странах, например, наблюдается превышение импорта услуг относятся, в частности, Германия (198.6 и 142.9 млрд. долл.), Япония (135.9 и 106.6 млрд. долл), Ирландия (67.5 и 54.7 млрд), Канада (962.3 и 50.6 млрд. долл.), Азербайджан (2.5 и 0.6 млрд.) и другие. Определение доли экспорта и импорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное сальдо баланса услуг Германии – крупнейшей участницы мировой торговли услугами – является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.  Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг. Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.

     Географическая направленность торговли услугами отличается  большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Такому положению в торговле услугами в немалой степени способствуют решения переговоров в рамках Всемирной торговой организации. В книге «Глобализация: тревожные тенденции» лауреат Нобелевской премии 2001 г. по экономике Джозеф Стиглиц написал: «На Уругвайском раунде переговоров был вынесен на рассмотрение вопрос о торговле услугами. В итоге рынки были открыты главным образом для услуг, которые экспортируют промышленно развитые страны — финансовые услуги и информационные технологии, — но не для морских перевозок и строительных услуг, где развивающиеся страны имеют хорошие позиции… Развивающимся странам не удалось получить пропорциональной доли выгод». В 2000 г. доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46,2%, США - 19,5, Японии - 4,4%. На мировом рынке доминируют 8 ведущих стран (причем для многих компаний из этих стран большое значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах), на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более половины импорта. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг). Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта, при этом на 4 страны – США, Великобританию, ФРГ и Францию – приходится 44% всего мирового экспорта услуг, причем лидируют США (16% мирового экспорта и 12.5% мирового импорта услуг в 2003 г. по данным ВТО). На США приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным дефицитом (отрицательное сальдо) во внешней торговле товарами, имеют значительное положительное сальдо во внешней торговле услугами. Также при этом характерно, что в отличие от США Германия,  Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т. е. являются нетто-импортерами услуг.     

     Для государств Центральной и Восточной  Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое  наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

     Среди развивающихся стран в международной  торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые  индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз. Объединенный Китай в 2005 г. занял четвертую позицию в мировом экспорте услуг (5,7%) после США, Великобритании и Германии и пятую в их Мировом импорте (4,9%). Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Как правило, это островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах. В целом последние два десятилетия эти страны развивались по пути углубления своей специализации. Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%13. Положение развивающихся стран в мировом экспорте услуг укреплялось по мере их экономического развития и притока иностранного капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии, как Сингапур,  Республика Корея, Тайвань. Однако достигнутые совокупные показатели для всей группы развивающихся стран остаются несопоставимыми с масштабом экспорта услуг развитыми государствами. У большинства развивающихся стран – отрицательное сальдо во внешней торговле услугами. Однако это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг, благодаря чему растет их доля  в международной торговле услугами : Южная Корея, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, морских перевозках, Мексика – на туристических,  Сянган и Сингапур, ориентированны на финансовые услуги, и др. Ряд восточноевропейских стран достигли успехов в экспорте отдельных видов услуг. У Югославии, например, соотношение между вывозом услуг и товаров составило 1:2.

       Таким образом можно говорить о специализации национальных экономик на экспорте услуг в системе международного разделения труда. Различные страны значительно отличаются друг от друга по видам и характеру предоставляемых услуг. В промышленно развитых странах это прежде всего финансовые, информационные, деловые услуги, передовые технологии, а так же услуги по образованию, здравоохранению и туризму. Так, швейцарские фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации материально-технического обеспечения, консалтинге и обучении. Английские фирмы занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и в различных областях консультационных услуг. Сингапурские фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов. Американские фирмы являются лидерами в операциях на рынке ценных бумаг, управлении гостиничным хозяйством, бухгалтерском учете и рекламе. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве и предоставлении услуг – туристических (Турция, Египет, Тайланд и др.), транспортных ( Египет, Панама и др. государства так называемого «открытого судового реестра»), финансовых (оффшорные центры Карибского моря и Тихоокеанских островов). Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств.  

Глава 2

      

    1. Тенденции и факторы развития сферы услуг

     В последние десятилетия сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. Влияние этих изменений столь велико, что современную экономику часто называют сервисной или экономикой услуг. Тенденции увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП обозначилась в некоторых странах уже в 60-70-е годы XX в. В настоящее время по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68% мирового ВВП.14 Уровень развития сферы услуг в странах весьма различен. Различия в этом показателе (доли ВВП) и темпах его роста за последние 30 лет позволяет разделить все страны на 4 группы. К первой группе относятся страны с наиболее высокой – свыше 70% долей от ВВП доходов от сферы услуг. Сюда входят страны, в которых этот показатель в 70% годах уже был достаточно высок (например, США и Дания, где уже в 1975 г. Он составлял соответственно 62.7 и 76.5%), так и страны, где за этот период произошел его существенный рост (например в Люксембурге с 59.3 до 80.1, Франции с 59.8 до 75.8%). Страны второй группы приближаются к первой по величине доли доходов от сервисной сферы, которая достигла 65-70%. К данной группе можно отнести Австрию (67% в 2007г.), Финляндию (65.9%), Италию (69.6%),и Испанию(67.3%). Примечательно, что в 70-е годы доля доходов от сферы услуг в ВВП этих стран не превышала 55%. В третьей группе доля доходов от сферы услуг составляет 50-65%. Среди стран этой группы – Норвегия(59.%), Колумбия (57.8%), Марокко (53.8%) и др. 30 лет назад анализируемый показатель в большинстве стран равнялся 40-48%. К четвертой группе относятся страны с относительно низкой, менее 50%, долей  доходов от сферы услуг в ВВП. Это Бурунди, Гана, Ботсвана, Мали и др.

     Тенденция трансформации структуры ВВП  существует и в России. По данным Федеральной службы государственной  статистики, доля доходов от сферы услуг возрасла  с 32.6% в 1990г. До 51.9% в 2004г. В структуре рыночных услуг доминируют торговля, общественное питание и заготовки ( около 50%).15

     С развитием сферы услуг связано  не только изменение структуры ВВП, но и тенденция к превалированию занятости в производстве услуг  над занятостью в промышленном производстве, прослеживающееся во многих странах. Высокие  значения доли занятых в промышленном секторе имеют США (78% занятого населения), Люксембург (77%), Нидерланды(78%), Австралия (75%), Великобритания (75%), Канада(75%), норвегия(74%) и другие страны.16

     Активное  развитие сферы услуг обусловлено  влиянием ряда факторов. Прежде всего — высокой степенью зрелости экономики, ростом уровня жизни населения. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. Как показывает практика промышленно развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос на услуги значительно возрастает. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги  и особенно быстро на услуги высокого класса.

     Кроме того, известному ассортименту товаров  придаются новые потребительские  свойства (например, мобильные телефоны дополнены Интернетом), что обусловливает  развитие сферы услуг. Немаловажным фактором развития рынка услуг в  условиях НТР является прогресс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и прежде всего в сфере услуг. К факторам, способствующим развитию международного рынка услуг, также относятся следующие: 1) трансформация услуг, ранее выполнявшихся на предприятии: фирмы и частные лица все чаще нанимают специалистов для оказания услуг, которые прежде они делали сами. Производственные услуги выделились в самостоятельный сектор; 2) расширение возможностей оказания услуг в условиях применения Интернет-технологий. Для оказания многих услуг не требуется физического присутствия поставщика и потребителя в одном месте. Например, на расстоянии оказываются финансовые услуги посредством телекоммуникаций. Объем электронной торговли, по экспертном оценкам, в 2010 г. достиг 2 трлн. долл. США в год, или 5,1% от суммарных продаж в мире; 3) трансформация неконкурентных рынков важнейших секторов услуг в конкурентные (железнодорожный транспорт, передача электроэнергии, телекоммуникации, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям); 4) появление во многих секторах услуг (особенно в финансовой сфере) транснаци-нальных компаний. Крупные фирмы для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрикорпорационных потоков заинтересованы в устранении или снижении барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран. Определяющими факторами активного развития сервисной сферы являются также научно-техническая революция и структурно- технологическая перестройка материального производства.

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития