Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа
Мировое экономическое хозяйство в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В настоящее время услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………///3
Глава 1. общее представление о мировом рынке услуг
Понятие услуга, классификации услуг, особенности международной торговли услугами……………………………………………………///6
Динамика, структура и географическая направленность международной торговли услугами…………………………………///13
Глава 2. Международная торговля услугами в России, ее регулирование и тенденции развития
2.1. Тенденции и факторы развития сферы услуг………………………….22
2.2. Регулирование международной торговли услугами……………….27
2.3. Международная торговля услугами в Российской Федерации……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………////4
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. До начала 80-х гг. в отраслевой структуре (по основным водам услуг) преобладали транспортные услуги – примерно четверть международной торговли. С рынком транспортных услуг неразрывно связаны расширяющиеся масштабы мирового производства товаров, внешней торговли, трансграничные перемещения капиталов и рабочей силы. Мировой рынок транспортных услуг состоит из таких систем, как железнодорожный рынок перевозок, автодорожный рынок, фрахтовый рынок морского тоннажа, рынки портовых услуг, авиафрахтовый и др.
Однако в последующие десятилетия транспортные услуги уступили первенство туризму (четверть международной торговли услугами) и «другим частным услугам» , которые развивались гораздо быстрее. Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% на остальные регионы. По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест. Доходы от международного туризма в 2008 г. составили 255 006 млн. долларов. Наибольшие доходы получили США (40 579 млн. долларов). Соотношение между расходами и доходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14339 млн. долл.), затем – Франция (+7761 млн. долл.), Австрия – (+6805 млн. долл.), Италия (+5916 млн. долл.), а наибольшее отрицательное сальдо – Япония (-21350 млн. долл.) и Германия (-19153 млн. долл.).7 В начале ХХI столетия первое место в экспорте услуг заняли «другие частные услуги» (около 45%), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги. В нашей стране структура экспорта в настоящее время выглядит следующим образом: 42% - туризм, 33% - транспортные услуги и 25% - прочие частные услуги.
По динамике и во внешнеторговой сфере лидирует комплекс деловых услуг: их доля в экспорте услуг из развитых стран возросла за последний период с 28 до 44%. Это службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции, научно-исследовательские фирмы, услуги по охране и обслуживанию помещений, инженерно-строительные и архитектурные услуги, размножение документации, бухгалтерские, аудиторские операции и т.д. В США в деловых услугах занято более 11 млн. работников, Японии – около 3 млн., Великобритании – 1,5 млн., Германии – 1,4 млн., Франции – 0,6 млн. человек.
По данным ВТО, в 2005 г. мировой экспорт коммерческих услуг составил 2414.7 млрд. долл. Против 362 млрд. в 1980 г.8Лидером в торговле услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг достигла в 2005г. 14.6 и 12.2% соответственно. Все быстрее растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства, они формируют базовые черты новой экономики и, в конечном счете, определяют конкурентоспособность страны на мировом рынке.9 Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение «кто владеет информацией, тот владеет миром». В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал. Ведущие позиции во внедрении и использовании электронно-вычислительной техники и информационных технологий занимают промышленно развитые страны, на долю которых в 2007 г. приходилось 80% всего мирового компьютерного парка. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в товарной торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли – продажи информационных услуг в которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. долларов, т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В настоящее время в промышленно развитых странах наступает новая эпоха – сетевой компьютеризации.10 Мощный толчок этому процессу дает транснациональная сеть Интернет. По данным ОЭСР, услугами Интернет пользуется каждый 15-ый гражданин стран-членов этой организации (в Финляндии, государстве-лидере, каждый четвертый, в США – каждый шестой, Великобритании – каждый 18-ый, Германии–25-ый, Франции и Японии – 60-ый. В динамичное ядро рассматриваемой сферы во многих странах входят также связь и телекоммуникации.11 В первую десятку стран, которые имеют наиболее развитые системы связи и телекоммуникаций, отвечающие мировым стандартам, входят Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания, США, Гонконг, Швеция, Турция, Норвегия, Канада. В настоящее время также динамично развиваются страховые услуги. Наиболее развитой страной в отношении рынка страховых услуг являются США, доля рынка которых составляет 48,68% в мировом рынке страховых услуг, а также Япония – 11,25%, Германия – 10,19%, Великобритания – 5,93%.12
В услугах социально-
Географическая направленность торговли услугами отличается большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров. Такому положению в торговле услугами в немалой степени способствуют решения переговоров в рамках Всемирной торговой организации. В книге «Глобализация: тревожные тенденции» лауреат Нобелевской премии 2001 г. по экономике Джозеф Стиглиц написал: «На Уругвайском раунде переговоров был вынесен на рассмотрение вопрос о торговле услугами. В итоге рынки были открыты главным образом для услуг, которые экспортируют промышленно развитые страны — финансовые услуги и информационные технологии, — но не для морских перевозок и строительных услуг, где развивающиеся страны имеют хорошие позиции… Развивающимся странам не удалось получить пропорциональной доли выгод». В 2000 г. доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46,2%, США - 19,5, Японии - 4,4%. На мировом рынке доминируют 8 ведущих стран (причем для многих компаний из этих стран большое значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах), на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более половины импорта. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг). Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта, при этом на 4 страны – США, Великобританию, ФРГ и Францию – приходится 44% всего мирового экспорта услуг, причем лидируют США (16% мирового экспорта и 12.5% мирового импорта услуг в 2003 г. по данным ВТО). На США приходится максимальный объем торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным дефицитом (отрицательное сальдо) во внешней торговле товарами, имеют значительное положительное сальдо во внешней торговле услугами. Также при этом характерно, что в отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят услуги, чем их вывозят, т. е. являются нетто-импортерами услуг.
Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.
Среди
развивающихся стран в
Таким образом можно говорить о специализации
национальных экономик на экспорте услуг
в системе международного разделения
труда. Различные страны значительно отличаются
друг от друга по видам и характеру предоставляемых
услуг. В промышленно развитых странах
это прежде всего финансовые, информационные,
деловые услуги, передовые технологии,
а так же услуги по образованию, здравоохранению
и туризму. Так, швейцарские фирмы сильны
в банковском деле, торговле, организации
материально-технического обеспечения,
консалтинге и обучении. Английские фирмы
занимают прочные позиции в страховании,
аукционной торговле, управлении денежными
операциями и в различных областях консультационных
услуг. Сингапурские фирмы сильны в судоремонте,
обслуживании авиалиний, портов и терминалов.
Американские фирмы являются лидерами
в операциях на рынке ценных бумаг, управлении
гостиничным хозяйством, бухгалтерском
учете и рекламе. Некоторые развивающиеся
страны также специализируются на производстве
и предоставлении услуг – туристических
(Турция, Египет, Тайланд и др.), транспортных
( Египет, Панама и др. государства так
называемого «открытого судового реестра»),
финансовых (оффшорные центры Карибского
моря и Тихоокеанских островов). Возрастает
роль в международной торговле услугами
новых индустриальных государств, Китая
и ряда других государств.
Глава 2
В последние десятилетия сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. Влияние этих изменений столь велико, что современную экономику часто называют сервисной или экономикой услуг. Тенденции увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП обозначилась в некоторых странах уже в 60-70-е годы XX в. В настоящее время по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68% мирового ВВП.14 Уровень развития сферы услуг в странах весьма различен. Различия в этом показателе (доли ВВП) и темпах его роста за последние 30 лет позволяет разделить все страны на 4 группы. К первой группе относятся страны с наиболее высокой – свыше 70% долей от ВВП доходов от сферы услуг. Сюда входят страны, в которых этот показатель в 70% годах уже был достаточно высок (например, США и Дания, где уже в 1975 г. Он составлял соответственно 62.7 и 76.5%), так и страны, где за этот период произошел его существенный рост (например в Люксембурге с 59.3 до 80.1, Франции с 59.8 до 75.8%). Страны второй группы приближаются к первой по величине доли доходов от сервисной сферы, которая достигла 65-70%. К данной группе можно отнести Австрию (67% в 2007г.), Финляндию (65.9%), Италию (69.6%),и Испанию(67.3%). Примечательно, что в 70-е годы доля доходов от сферы услуг в ВВП этих стран не превышала 55%. В третьей группе доля доходов от сферы услуг составляет 50-65%. Среди стран этой группы – Норвегия(59.%), Колумбия (57.8%), Марокко (53.8%) и др. 30 лет назад анализируемый показатель в большинстве стран равнялся 40-48%. К четвертой группе относятся страны с относительно низкой, менее 50%, долей доходов от сферы услуг в ВВП. Это Бурунди, Гана, Ботсвана, Мали и др.
Тенденция трансформации структуры ВВП существует и в России. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля доходов от сферы услуг возрасла с 32.6% в 1990г. До 51.9% в 2004г. В структуре рыночных услуг доминируют торговля, общественное питание и заготовки ( около 50%).15
С развитием сферы услуг связано не только изменение структуры ВВП, но и тенденция к превалированию занятости в производстве услуг над занятостью в промышленном производстве, прослеживающееся во многих странах. Высокие значения доли занятых в промышленном секторе имеют США (78% занятого населения), Люксембург (77%), Нидерланды(78%), Австралия (75%), Великобритания (75%), Канада(75%), норвегия(74%) и другие страны.16
Активное развитие сферы услуг обусловлено влиянием ряда факторов. Прежде всего — высокой степенью зрелости экономики, ростом уровня жизни населения. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. Как показывает практика промышленно развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос на услуги значительно возрастает. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги и особенно быстро на услуги высокого класса.
Кроме
того, известному ассортименту товаров
придаются новые