Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа
Мировое экономическое хозяйство в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В настоящее время услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………///3
Глава 1. общее представление о мировом рынке услуг
Понятие услуга, классификации услуг, особенности международной торговли услугами……………………………………………………///6
Динамика, структура и географическая направленность международной торговли услугами…………………………………///13
Глава 2. Международная торговля услугами в России, ее регулирование и тенденции развития
2.1. Тенденции и факторы развития сферы услуг………………………….22
2.2. Регулирование международной торговли услугами……………….27
2.3. Международная торговля услугами в Российской Федерации……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………////4
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Несмотря
на то, что тенденция роста значения сферы
услуг в мировой экономике явно обозначилась
лишь в 70-х года, спрогнозирована она значительно
раньше. К вопросу об услугах с позиции
экономической науки начали обращаться
в своих работах уже в XVIII – XIX вв. Ф. Кенэ,
А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Ф. Бастиа.
Начиная с 30-40-х годов прошлого столетия
ученые предлагали варианты основания
сдвига экономического развития в сторону
сервисного сектора. Наиболее известные
концепции были разработаны К. Кларком,
У. Ростоу, Д. Беллом. Важнейшая закономерность
эволюции сферы услуг заключается в том,
что она развивается не в изоляции от материального
производства, в интеграции этих видов
деятельности, и от глубины интеграции
многом зависит эффективность современного
хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения
вещной продукции и услуг идет нескольким
направлениям. В промышленности умножаются
трудо-функции, выраженные в форме услуги,
неуклонно увеличивается численность
инженерно-технического, административного
и другого персонала и степень его участия
в производстве вещного продукта. По мере
роста производства товаров и услуг многократно
разветвляются усложняются межотраслевые
связи этих секторов: в услугах повышаются
уровень и качество материального оснащения
и обеспечения, в вещном производстве
расходы на услуги становятся все более
крупой статьей общих производственных
издержек. В последние десятилетия XX в.
взаимосвязь двух типов хозяйственной
деятельности поднимается на новую ступень:
в новых технологиях универсального применения
услуги и вещный продукт практически неразделимы,
сливаются воедино. Наиболее рельефно
это взаимопроникновение выражено в отраслях
услуг информационно-
Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его. В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном. Для каждого из них существует несколько организаций с соответствующим кругом проблем. Отраслевое регулирование международной торговли услугами в глобальном масштабе связано с глобальным производством и потреблением этих услуг. Организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки - Международная морская организация (ИМО). Эти межправительственные организации, как видно из их названий, занимаются регулированием деятельности в определенной отрасли. Например, ИКАО определяет единые правила полета и эксплуатации воздушного транспорта и зданий, связанных с их деятельностью, а Всемирная туристическая организация разрабатывает нормы, которым должны соответствовать гостиницы, рестораны и т. д. Иногда заключаются двусторонние соглашения между двумя странами. На региональном уровне международная торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.
Общее регулирование на глобальном уровне осуществляющееся в рамках ГАТС, вступило в действие с I января 1995. . До этого не существовало международных торговых правил, регулирующих сферу услуг. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами. Инициатором сделать сферу услуг предметом многосторонних переговоров в рамках Уругвайского раунда и попытаться разработать многосторонние принципы и нормы, регулирующие международный обмен услугами, выступило правительство США. Суть их предложений в следующем: для рынка услуг нужно также разработать правила, как и для товаров (равенство производителей, транспарентность и т. д.). Но с этими вопросами возникает ряд трудностей, которые прежде всего связаны с тем, что услуга в большинстве случаев потребляется практически одновременно с ее изготовлением. Контроль над производством, следовательно, значит контроль инвестиций. Первоначально предполагалось, что торговля услугами будет включена в сферу действия ГАТТ. Однако развивающиеся страны выступили против такого подхода. В итоге было решено, что переговоры о торговле услугами будут нацелены на выработку отдельного от ГАТТ многостороннего соглашения и пойдут параллельно переговорам о торговле товарами. Эти переговоры привели к созданию ГАТС – принципиально новой международной договоренности. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них. совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства, ГАТС, чтобы снять эти противоречия, было составлено в трех частях: рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных отраслей, и списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень. Таким образом ГАТС является составной частью пакета соглашений, лежащих в основе Всемирной торговой организации. Правила ГАТС распространяются на меры, применяемые правительствами в целях регулирования торговли услугами, если такие услуги предоставляются на коммерческой основе. В тех же случаях, когда услуги приобретаются правительствами и учреждениями для собственных нужд, они не попадают под действие ГАТС, а регулируются частично действующим в рамках ВТО Соглашением о правительственных закупках.
Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры.
ГАТС состоит из 3 блоков, содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов, и 4 приложения. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами - предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг, а так же приложения, касающиеся отдельных отраслей видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги воздушного транспорта), а так же основные концептуальные определения. Так термин «торговля услугами» по определению ГАТС включает: услуги, предоставляемые с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена; услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям любой другой страны (туризм); услуги посредством присутствия учреждения или коммерческой организации одной страны на территории любой другой страны (банковские); услуги, предоставляемые физическими лицами одной страны на территории любой другой страны (строительные проекты, инженерно-консультационные). Термин «поставка услуг» означает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг.
Два последних блока, хотя и представлены отдельными правовыми документами, составляют неотъемлемую интегральную часть ГАТС. Они содержат соответственно списки начальных взаимоуступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг. Приложения ГАТС являются неотъемлемой частью и касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы, временные меры по изъятиям из секторов финансовых услуг; телекоммуникаций; услуг воздушного транспорта.Приложения и принципы, сформированные в ГАТС, рассматриваются в качестве будущей основы формирования не только международной системы регулирования рынка услуг, но и национальных систем регулирования поставки услуг.
Таким образом при изучении
ГАТС, определении сферы его
ГАТС
универсально по сфере охвата секторов.
Оно распространяется на все сектора
услуг, кроме услуг, которые оказываются
органами власти в связи с исполнением
своих функций. Соглашение определяет
четыре метода поставки услуг:
ГАТС
устанавливает, что все его участники
должны публиковать информацию относительно
мер, регулирующих торговлю услугами,
а так же регулярно, не реже чем один раз
в год информировать Совет по торговле
услугами о всех мерах влияющих на торговлю
услугами. Кроме того, каждый участник
должен учредить в своей стране информационные
центры по торговле услугами для предоставления
необходимой информации другим участникам
ГАТС. Для многих стран — лидеров в сфере
услуг характерно, что «национальные законодательства
дискриминационны в отношении иностранных
компаний». На внутреннем рынке для понижения
конкурентоспособности иностранных услуг
и создания благоприятных условий аналогичным
национальным услугам страны применяют
такие инструменты, как: внутренние
налоги, сборы, тарифы в отношении импортной
услуги в процессе ее продвижения от поставщика
до конечного потребителя (в процессе
доставки, рекламы, предложения к продаже,
оборота в оптовой и розничной торговых
сетях); сборы и платежи, взимаемые
в связи с осуществлением международных
платежей за импортные услуги; меры внутреннего
регулирования в части создания, организации,
непосредственной деятельности, которыми
устанавливаются различные требования
для компаний-поставщиков национальных
и иностранных услуг; субсидии национальным
компаниям — поставщикам услуг (гранты,
кредиты и займы на льготных условиях,
приобретение акций или доли в уставном
фонде, гарантии по кредитам, налоговые
преференции, государственная закупка
услуг по более высоким ценам, чем рыночные,
предоставление национальным компаниям
товаров и услуг на льготных условиях,
удешевление кредитных ресурсов и др.).
Для повышения ценовой конкурентоспособности
национальных услуг на внешних рынках
практикуется предоставление различного
вида субсидий отечественным компаниям,
если часть общего объема оказанных услуг
экспортирована.
Российский
рынок услуг начал
Структура
и основные качественные параметры
российского рынка услуг