Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Мировое экономическое хозяйство в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В настоящее время услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………///3

Глава 1. общее представление о мировом рынке услуг
Понятие услуга, классификации услуг, особенности международной торговли услугами……………………………………………………///6
Динамика, структура и географическая направленность международной торговли услугами…………………………………///13

Глава 2. Международная торговля услугами в России, ее регулирование и тенденции развития



2.1. Тенденции и факторы развития сферы услуг………………………….22

2.2. Регулирование международной торговли услугами……………….27

2.3. Международная торговля услугами в Российской Федерации……34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………////4

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЖЕ.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     Несмотря  на то, что тенденция роста значения сферы услуг в мировой экономике явно обозначилась лишь в 70-х года, спрогнозирована она значительно раньше. К вопросу об услугах с позиции экономической науки начали обращаться в своих работах уже в XVIII – XIX вв. Ф. Кенэ, А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Ф. Бастиа. Начиная с 30-40-х годов прошлого столетия ученые предлагали варианты основания сдвига экономического развития в сторону сервисного сектора. Наиболее известные концепции были разработаны К. Кларком, У. Ростоу, Д. Беллом.   Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства, в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции  многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудо-функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, в вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупой статьей общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы, сливаются воедино. Наиболее рельефно это взаимопроникновение выражено в отраслях услуг информационно-коммуникационного комплекса, медиабизнесе, издательском деле. Трансформацию производства и общества в направлении услуг исследователи часто определяют как «тихую революцию», подчеркивая тем  самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий «врастания» нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему.                                                                                                        В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов: Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 42,0% в 1980-х годах до 21,9% в 1990-хгодах), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле; увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 28,0 до 43,2% в 1980-2000 гг.). По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги.17                                                                                                  Сфера услуг каждой страны имеет свой индивидуальный и неповторимый путь развития. И хотя в одних странах уже сформировалась «сервисная экономика», а в других сфера услуг не столь развита, в целом можно говорить об общей тенденции повышения роли сервисного сектора в общемировом экономическом пространстве. В условиях активного развития сферы услуг обозначаются все новые экономические, статистические, управленческие, технологические проблемы, связанные, в частности, с торговлей услугами на мировом рынке, сервисной деятельностью на национальном уровне, функционированием отдельных организаций сферы услуг и т.д. Сервисный сектор, таким образом, становится предметом все более пристального внимания со стороны исследователей, принадлежащих к самым различным научным направлениям – экономике, маркетингу, менеджменту и другим.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  Регулирование международной торговли услугами.
 

     Регулирование международной торговли услугами имеет  определенную специфику. Это связано  с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, дающие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его. В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном. Для каждого из них существует несколько организаций с соответствующим кругом проблем. Отраслевое регулирование международной торговли услугами в глобальном масштабе связано с глобальным производством и потреблением этих услуг. Организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки -   Международная морская организация (ИМО). Эти межправительственные организации, как видно из их названий, занимаются регулированием деятельности в определенной отрасли. Например, ИКАО определяет единые правила полета и эксплуатации воздушного транспорта и зданий, связанных с их деятельностью, а Всемирная туристическая организация разрабатывает нормы, которым должны соответствовать гостиницы, рестораны и т. д. Иногда заключаются двусторонние соглашения между двумя странами. На региональном уровне международная торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами. 

     Общее регулирование на глобальном уровне осуществляющееся в рамках ГАТС, вступило в действие с I января 1995. . До этого не существовало международных торговых правил, регулирующих сферу услуг. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами.      Инициатором сделать сферу услуг предметом многосторонних переговоров в рамках Уругвайского раунда и попытаться разработать многосторонние принципы и нормы, регулирующие международный обмен услугами,  выступило правительство США. Суть их предложений  в следующем: для рынка услуг нужно также разработать правила, как и для товаров (равенство производителей, транспарентность и т. д.). Но с этими вопросами возникает ряд трудностей,  которые прежде всего связаны с тем, что услуга в большинстве случаев потребляется практически одновременно с ее изготовлением. Контроль над производством, следовательно, значит контроль инвестиций. Первоначально предполагалось, что торговля услугами будет включена в сферу действия ГАТТ. Однако развивающиеся страны выступили против такого  подхода. В итоге было решено, что переговоры о торговле услугами будут нацелены на выработку отдельного от ГАТТ многостороннего соглашения и пойдут параллельно переговорам о торговле товарами. Эти переговоры привели к созданию ГАТС – принципиально новой международной договоренности. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них. совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства, ГАТС, чтобы снять эти противоречия, было составлено в трех частях: рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных отраслей, и списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень. Таким образом ГАТС является составной частью пакета соглашений, лежащих в основе Всемирной торговой организации. Правила ГАТС распространяются на меры,  применяемые правительствами в целях регулирования торговли услугами, если такие услуги предоставляются на коммерческой основе. В тех же случаях, когда услуги приобретаются правительствами и учреждениями для собственных нужд, они не попадают под действие ГАТС, а регулируются частично действующим в рамках ВТО Соглашением о правительственных закупках.

     Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры.

     ГАТС  состоит из 3 блоков, содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов, и 4 приложения. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере  торговли услугами - предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг, а так же приложения, касающиеся отдельных отраслей видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС  должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги воздушного транспорта), а так же основные концептуальные определения.      Так    термин «торговля услугами» по определению ГАТС включает: услуги, предоставляемые с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена; услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям любой другой страны (туризм); услуги посредством присутствия учреждения или коммерческой организации одной страны на территории любой другой страны (банковские); услуги, предоставляемые физическими лицами одной страны на территории любой другой страны (строительные проекты, инженерно-консультационные). Термин «поставка услуг» означает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг.

     Два последних блока, хотя и представлены отдельными правовыми документами, составляют неотъемлемую интегральную часть ГАТС. Они содержат соответственно списки начальных взаимоуступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг. Приложения ГАТС являются неотъемлемой частью и касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы, временные меры по изъятиям из секторов финансовых услуг; телекоммуникаций; услуг воздушного транспорта.Приложения и принципы, сформированные в ГАТС, рассматриваются в качестве будущей основы формирования не только международной системы регулирования рынка услуг, но и национальных систем регулирования поставки услуг.

            Таким образом при изучении  ГАТС, определении сферы его действия, выяснении конкретных прав участвующих в нем государств  все три блока должна рассматриваться как взаимосвязанный документ. Подобная структура ГАТС позволяет провести довольно четкое распределение между общими для всех государств обязательствами , которые признаются всеми странами – членами ВТО, и конкретными обязательствами по отраслям и видам услуг. Последние оказались предметом конкретных двусторонних переговоров, результатом которых стали обязательства отдельных государств, обозначенные и закрепленные ими в отдельных перечнях обязательств. В этом плане правовая структура ГАТС повторяет правовую схему ГАТТ (обязательства, общие для всех, и условия доступа на рынок, закрепленные в тарифных протоколах). Такая структура ГАТС сделала Соглашение приемлемым для государств, находящихся на различных ступенях экономического развития, и для стран, выступающих за различные формы и пути либерализации торговли услугами. Основные положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, а именно: национальный режим – иностранные поставщики услуг и сами услуги должны пользоваться тем же режимом, что и национальные;  РНБ предполагает одинаковый режим для всех и отсутствие каких либо дискриминаций между участниками Соглашения. Вместе с тем, в контексте специфических услуг допускаются отдельные исключения из РНБ, которые должны быть зафиксированы в списках специфических обязательств. В списках специфических обязательств каждая страна-член зафиксировала те пределы для доступа иностранных поставщиков услуг на свой рынок, которые она захотела установить; гласность (открытость) – вся информация, законы, административные положения и распоряжения, касающиеся регулирования торговли услугами, должны публиковаться; постепенная либерализация путем переговоров в рамках всей сферы торговли услугами – часть барьеров в этой области была снижена как итог Уругвайского раунда, часть будет снижена в ходе дальнейших переговоров; решение спорных и конфликтных ситуаций с помощью системы урегулирования споров ВТО, общей для ГАТТ и ГАТС.18

ГАТС  универсально по сфере охвата секторов. Оно распространяется на все сектора  услуг, кроме услуг, которые оказываются органами власти в связи с исполнением своих функций. Соглашение определяет четыре метода поставки услуг: 

  • Поставка  услуг с территории одной страны-члена  на территорию другой страны-члена (например, международная телефонная связь);
  • Поставка услуг на территории одной страны-члена потребителю другой страны-члена (например, туризм);
  • Поставка услуг посредством коммерческого присутствия одной страны-члена на территории другой страны-члена (например, банковские услуги);
  • Поставка услуг посредством присутствия граждан (физических лиц) одной страны-члена на территории любой другой страны-члена (например, консультанты, строительные проекты, показы моделей одежды).

     ГАТС  устанавливает, что все его участники должны публиковать информацию относительно мер, регулирующих торговлю услугами, а так же регулярно, не реже чем один раз в год информировать Совет по торговле услугами о всех мерах влияющих на торговлю услугами. Кроме того, каждый участник должен учредить в своей стране информационные центры по торговле услугами для предоставления необходимой информации другим участникам ГАТС. Для многих стран — лидеров в сфере услуг характерно, что «национальные законодательства дискриминационны в отношении иностранных компаний». На внутреннем рынке для понижения конкурентоспособности иностранных услуг и создания благоприятных условий аналогичным национальным услугам страны применяют такие инструменты, как:  внутренние налоги, сборы, тарифы в отношении импортной услуги в процессе ее продвижения от поставщика до конечного потребителя (в процессе доставки, рекламы, предложения к продаже, оборота в оптовой и розничной торговых сетях);  сборы и платежи, взимаемые в связи с осуществлением международных платежей за импортные услуги; меры внутреннего регулирования в части создания, организации, непосредственной деятельности, которыми устанавливаются различные требования для компаний-поставщиков национальных и иностранных услуг; субсидии национальным компаниям — поставщикам услуг (гранты, кредиты и займы на льготных условиях, приобретение акций или доли в уставном фонде, гарантии по кредитам, налоговые преференции, государственная закупка услуг по более высоким ценам, чем рыночные, предоставление национальным компаниям товаров и услуг на льготных условиях, удешевление кредитных ресурсов и др.). Для повышения ценовой конкурентоспособности национальных услуг на внешних рынках практикуется предоставление различного вида субсидий отечественным компаниям, если часть общего объема оказанных услуг экспортирована.                                                                                              Каждая страна – член ГАТС, вступая в переговоры, представляет списки своих уступок и обязательств, которыепотом закрепляются в итоге переговоров по услугам. В процедерном плане здесь действует та же система, что и в переговорах по либерализации торговли товарами . Поэтому реальный эффект ГАТС  на либерализацию торговли услугами прявится значительно позже. Частью ГАТС становятся национальные перечни (списки) уступок, улучшающих доступ иностранных  услуг и их поставщиков на национальные рынки путем снижения барьеров в торговле услугами. К заключительному акту Уругвайского раунда приложены 95 национальных перечней уступок .                                                                                             В дополнение к Соглашению страны - члены ВТО уже подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг (Женева, 1997 г.), которое вступило в силу в марте 1999 г. после ратификации. Оно предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках. Фактически, это открывает западным финансовым фирмам доступ на рынки развивающихся стран. В исторической перспективе ГАТС следует оценивать как очень важное, но все же начальное звено в создании многосторонних межгосударственных правил поведения правительств в сфере международной торговли услугами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Международная торговля услугами в Российской Федерации
 

     Российский  рынок услуг начал формироваться  в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в  ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%. В настоящее время Россия входит в число 30 экспортеров и в «двадцатку» мировых импортеров услуг. Позиции России на мировом рынке услуг значительно уступают ее позициям на рынке товаров. Баланс ее международного обмена услугами в последние годы складывается с дефицитом. Однако доля услуг в российской внешней торговле растет, и в перспективе экспорт услуг может занять существенное место в экономике страны.

     Структура и основные качественные параметры  российского рынка услуг существенно  отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2009 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости. Российские услуги на мировом рынке представлены достаточно слабо. Доля нашей страны составляет приблизительно около 1% объема мировой торговли услугами. Структура российского экспорта базируется прежде всего на транспорте и туризме. Однако в ней практически отсутствуют маркетинговые, управленческие,  консалтинговые, аудиторские, компьютерные услуги. Слабо представлены финансовые услуги. Строительные услуги неконкурентоспособны в связи с низким качеством, устаревшей технологией и сроками выполнения. В качестве конкурентоспособных услуг можно назвать услуги в области связи (космические разработки), услуги по запуску объектов в космос, услуги в сфере некоторых научно – технических разработок и небольшое число других услуг. В международном обмене услугами основными для России, в отличие от большинства стран, являются в отношении экспорта – трансграничная торговля, а в отношении импорта – услуги иностранных компаний на территории России. Следует подчеркнуть, что сектор услуг в России может стать одной из приоритетных сфер для иностранных инвестиций.

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития