Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа
Мировое экономическое хозяйство в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В настоящее время услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………///3
Глава 1. общее представление о мировом рынке услуг
Понятие услуга, классификации услуг, особенности международной торговли услугами……………………………………………………///6
Динамика, структура и географическая направленность международной торговли услугами…………………………………///13
Глава 2. Международная торговля услугами в России, ее регулирование и тенденции развития
2.1. Тенденции и факторы развития сферы услуг………………………….22
2.2. Регулирование международной торговли услугами……………….27
2.3. Международная торговля услугами в Российской Федерации……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………////4
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Факультет мировой экономики и финансов
Кафедра
мировой и региональной экономики
Курсовая работа
Международная
торговля услугами:
современная динамика,
проблемы и тенденции
развития
Выполнила:
Студентка группы МЭ-071
Журавихина
Елена Владимировна
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Степченко
Наталья Алексеевна
Волгоград
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
Глава
1. общее представление о мировом рынке
услуг
Глава 2. Международная торговля услугами в России, ее регулирование и тенденции развития
2.1. Тенденции и факторы развития сферы услуг………………………….22
2.2. Регулирование международной торговли услугами……………….27
2.3. Международная торговля услугами в
Российской Федерации……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Мировое экономическое хозяйство в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В настоящее время услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран. В сфере услуг создается две трети ВВП промышленно-развитых стран и занято более половины работоспособного населения.
Сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Столь бурный ее рост обозначился особенно в последние два десятилетия и происходит вследствие глобализации и интернационализации хозяйственной жизни. В наше время, когда наблюдается непредсказуемо высокие темпы качественного изменения индустриальной экономики и перехода ее в постиндустриальную, изучение международного рынка услуг особенно актуально.
Одной
из важнейшей закономерностей
Отличием
международной торговли услугами от
международной торговли товарами является
разнохарактерность, неоднородность и
многоплановость различных
К
настоящему времени во многом изменилась
и структура международной
Глава 1
Общее представление о мировом рынке услуг
1.1.
Понятие услуга, классификации услуг,
особенности международной торговли услугами
В разработанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги - изменение в положении институциональной единицы , которое произошло в результате действий на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В зарубежной литературе существует большое число определений этого термина, как правило, построенных на противопоставлении понятий "товар" и "услуга". В этих определениях подчеркивается, что "услуги" по сравнению с "товарами" нематериальны, недолговечны, не могут складироваться и храниться, неосязаемы. В то же время, услуги присутствуют практически везде, сопутствуя любому виду деятельности. Традиционно услуги определялись как "остаточная категория", охватывающая экономическую деятельность, которая не являлась ни сельским хозяйством, ни добывающей, ни обрабатывающей промышленностью. Общепринятого понятия "услуги" до недавнего времени не было, хотя ряд заслуживающих внимания подходов к нему содержался в работах зарубежных экономистов. К.Маркс определял категорию "услуга" следующим образом: "Это выражение, писал он, означает не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности ...". Таким образом, К.Маркс отмечал как единство экономического содержания в понятиях товар и услуга, так и особенности процесса удовлетворения общественных потребностей посредством труда, результаты которого не обязательно воплощаются в материальные ценности. Может быть, лучше других эти качества выразил в шутливой формулировке английский журнал "Экономист": "услуга - это все, чем торгуют, но что не может упасть вам на ногу".
Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении: 1) они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым (invisible) экспортом и импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации. 2)услуги неотделимы от своего источника, 3) их производство и потребление, как правило, неразрывны, 4) для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.2 Большинство определений, верно отмечая отдельные свойства услуг, не давали обобщенного определения этого термина, которое могло быть использовано в практических целях, в частности для принятия конкретных торгово-политических решений. В ходе переговоров о создании ГАТС постепенно стал вырисовываться наиболее общий качественный признак услуг, связанный с тем, что их производство - это вид деятельности, результат (или продукт) которой направлен на удовлетворение конкретной потребности потребителя услуг. Такой подход позволил создать перечень - Классификатор услуг, пригодный для ведения конкретных переговоров о либерализации торговли услугами, создания перечня барьеров в торговле услугами, развития государственного регулирования торговли услугами и принятия обязательств в сфере международного обмена услугами. Этот Классификатор используется сегодня для практических целей. Поскольку услуги не однородны, существует несколько их классификаций. Классификация услуг основанная на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН включает: 1)коммунальные услуги и строительство, 2) оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы, 3)транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество, 4) оборону и обязательные социальные услуги, 5) образование, здравоохранение и общественные работы. 6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли. Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, включает следущие виды услуг, связанные с платежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2)поездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование ; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные, рекреационные услуги; 11) правительственные услуги. Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТС, включающая более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:
11. Транспортные
услуги – 33 вида.
Одна из главных закономерностей
общественного развития – опережающий
рост сферы услуг в сравнении с материальным
производством и расширение ее хозяйственных
позиций. В услугах формируются такие
ключевые факторы экономического роста,
как научное знание, нематериальные формы
накопления, информационные технологии,
а также глобализация хозяйственной деятельности
и т.п. Соответственно важнейшее
значение имеют глубокие научно-технические,
качественные и структурные изменения
в самих отраслях услуг, которые повышают
их вклад в развитие общества и создают
необходимые предпосылки для его дальнейшего
прогресса.
2.2. Динамика, структура и географическая направленность международной торговли услугами.
Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда. Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится 2/3 мирового ВВП. Производство услуг - самая динамичная статья в статистике ВВП. В 90-е годы ХХ в. Доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение доли занятых в сфере услуг: В США – около 80%, в России – около 45%. За период 1980 – 1997 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта.
Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товаров. Общий объем экспортируемых услуг в рамках мировой торговли вырос с 155 млрд. долл. В 1975 г. До более 1 трлн. Долл. В 1988 – 1992 гг. а в 2006 г. он уже составил (по данным ВТО) 1763 млрд. долл. т.е. вырос более чем в 4 раза. За послевоенные десятилетия объем мировой торговли товарами и услугами вырос более чем в 30 раз. Доля экономически развитых стран в этом международном обмене составляет около 80%. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составила в 2006 г. 19,5% (в предыдущие годы она составляла более 20%, однако затем она несколько уменьшилась в связи с ростом цен в мировой торговле на топливно-сырьевые ресурсы, и прежде всего на нефть). Однако этот показатель в целом растет, и к 2015 г. По оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30% совокупной международной торговли. По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2003 г. составил 15,9 млрд. долл. ( 0.9% мирового экспорта коммерческих услуг , 24-е место). Для сравнения: в 2005 г. Доля России составила 0.8% мирового экспорта услуг , 29-е место среди ведущих стран – экспортеров услуг, таким образом, положение России среди ведущих стран – экспортеров услуг несколько улучшилось, хотя в целом доля РФ остается незначительной. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2008 г. составлял 26,7 млрд. долл., 1.5% мирового экспорта услуг5, а доля нашей страны в мировом экспорте услуг составила 1% (24.3 млрд. долл.), в мировом импорте – 16% (37.6 млрд. долл.).6 Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евроазиатского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области вусоких технологий и международного туризма.