Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Мировое экономическое хозяйство в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В настоящее время услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………///3

Глава 1. общее представление о мировом рынке услуг
Понятие услуга, классификации услуг, особенности международной торговли услугами……………………………………………………///6
Динамика, структура и географическая направленность международной торговли услугами…………………………………///13

Глава 2. Международная торговля услугами в России, ее регулирование и тенденции развития



2.1. Тенденции и факторы развития сферы услуг………………………….22

2.2. Регулирование международной торговли услугами……………….27

2.3. Международная торговля услугами в Российской Федерации……34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………////4

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ЖЕ.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     ГОУ ВПО «Волгоградский государственный  университет»

Факультет мировой экономики и финансов

     Кафедра мировой и региональной экономики 
 
 

     Курсовая  работа

     Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития 
 

     Выполнила:

       Студентка группы МЭ-071

     Журавихина  Елена Владимировна 
 

     Научный руководитель:

     к.э.н., доцент

     Степченко Наталья Алексеевна 
 
 
 

Волгоград 2010 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………///3 

Глава 1. общее представление о мировом рынке услуг 

    1. Понятие услуга, классификации услуг, особенности международной торговли услугами……………………………………………………///6
    2. Динамика,  структура и географическая направленность  международной торговли услугами…………………………………///13

Глава 2. Международная торговля услугами в России, ее регулирование и тенденции развития

          

    2.1. Тенденции и факторы развития сферы услуг………………………….22

     2.2. Регулирование международной торговли услугами……………….27

     2.3. Международная торговля услугами в Российской Федерации……34 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………////4 

СПИСОК  ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 

      Введение 

           Мировое экономическое хозяйство в последние десятилетия характеризуется возрастающим значением международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В настоящее время услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран. В сфере услуг создается две трети ВВП промышленно-развитых стран и занято более половины работоспособного населения.

     Сфера услуг является одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Столь бурный ее рост обозначился особенно в последние два  десятилетия и происходит вследствие глобализации и интернационализации хозяйственной жизни. В наше время, когда наблюдается непредсказуемо высокие темпы качественного изменения индустриальной экономики и перехода ее в постиндустриальную, изучение международного рынка услуг особенно актуально.

     Одной из важнейшей закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг в следствие чего  наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий.1 На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%. В свою очередь рост сферы услуг в пределах экономики отдельных стран обеспечивает развитие экономики в целом. Это еще раз подтверждает актуальность выбранной мною темы.

     Отличием  международной торговли услугами от международной торговли товарами является разнохарактерность, неоднородность и  многоплановость различных видов  услуг,  сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Сказанное выше стало одной из главных причин того, что вплоть до начала 90-х годов торговля услугами не охватывалась общим многосторонним межгосударственным соглашением, подобным Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Вместе с тем отдельные виды услуг регулировались отраслевыми межгосударственными многосторонними соглашениями. И только к середине 90-х годов в результате Уругвайского раунда многосторонних переговоров было впервые в истории создано, в составе Всемирной торговой организации (ВТО), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), содержащее общие правовые нормы для всех видов услуг и начавшее действовать с января 1995г.

     К настоящему времени во многом изменилась и структура международной торговли услугами. Научно-технический прогресс - одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере экономики. Услуги сегодня – наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии. Само понятие «услуга» определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой, компьютерные и информационные услуги, современное здравоохранение, образование. Таким образом данная тема требует, на мой взгляд, детального рассмотрения и наиболее полного изучения, к тому же весьма интересна для меня как будущего специалиста в сфере мировой экономики. Предметом и объектом своего исследования я выбрала международную торговлю услугами как сферу от состояния и развития которой зависят все другие сферы жизни современного общества. Цель курсовой работы – наиболее полно рассмотреть само понятие «услуги», определить сущность международной торговли услугами, ее динамику, структуру, географическую направленность. В задачи работы также входит описание методов регулирования международной торговли услугами, а так же непосредственно рассмотреть сферу международной торговли услугами на примере России. Информационно-эмпирическая база исследования состоит из трудов отечественных и зарубежных исследователей, материалов периодической печати, и статистических данных. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой  главе рассматривается понятие услуги  как таковой, исследуется структура международной торговли услугами, ее динамика, тенденции развития, регулирование международной торговли услугами.  Вторая глава посвящена внешней торговле услугами в России, ее структуре, динамике, регулированию и тенденциям развития.  
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Общее представление о мировом рынке услуг 
 

     1.1. Понятие услуга, классификации услуг, особенности международной торговли услугами 

     В разработанном ЮНТКАД и Мировым  банком справочнике «Либерализация  международных трансакций с услугами»  дается следующее определение услуг: услуги - изменение в положении институциональной единицы , которое произошло в результате действий на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В зарубежной литературе существует большое число определений этого термина, как правило, построенных на противопоставлении понятий "товар" и "услуга". В этих определениях подчеркивается, что "услуги" по сравнению с "товарами" нематериальны, недолговечны, не могут складироваться и храниться, неосязаемы. В то же время, услуги присутствуют практически везде, сопутствуя любому виду деятельности. Традиционно услуги определялись как "остаточная категория", охватывающая экономическую деятельность, которая не являлась ни сельским хозяйством, ни добывающей, ни обрабатывающей промышленностью. Общепринятого понятия "услуги" до недавнего времени не было, хотя ряд заслуживающих внимания подходов к нему содержался в работах зарубежных экономистов. К.Маркс определял категорию "услуга" следующим образом: "Это выражение, писал он, означает не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности ...". Таким образом, К.Маркс отмечал как единство экономического содержания в понятиях товар и услуга, так и особенности процесса удовлетворения общественных потребностей посредством труда, результаты которого не обязательно воплощаются в материальные ценности. Может быть, лучше других эти качества выразил в шутливой формулировке английский журнал "Экономист": "услуга - это все, чем торгуют, но что не может упасть вам на ногу". 

     Услуги  имеют ряд существенных отличий  от товара в его материальном выражении: 1) они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым (invisible) экспортом и импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации. 2)услуги неотделимы от своего источника, 3) их производство и потребление, как правило, неразрывны, 4) для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю.  Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.2 Большинство определений, верно отмечая отдельные свойства услуг, не давали обобщенного определения этого термина, которое могло быть использовано в практических целях, в частности для принятия конкретных торгово-политических решений. В ходе переговоров о создании ГАТС постепенно стал вырисовываться наиболее общий качественный признак услуг, связанный с тем, что их производство - это вид деятельности, результат (или продукт) которой направлен на удовлетворение конкретной потребности потребителя услуг. Такой подход позволил создать перечень - Классификатор услуг, пригодный для ведения конкретных переговоров о либерализации торговли услугами, создания перечня барьеров в торговле услугами, развития государственного регулирования торговли услугами и принятия обязательств в сфере международного обмена услугами. Этот Классификатор используется сегодня для практических целей. Поскольку услуги не однородны, существует несколько их классификаций. Классификация услуг основанная на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой ООН включает: 1)коммунальные услуги и строительство, 2) оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы, 3)транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество, 4) оборону и обязательные социальные услуги, 5) образование, здравоохранение и общественные работы. 6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли. Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, включает следущие виды услуг, связанные с платежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2)поездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование ; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные, рекреационные услуги; 11) правительственные услуги.   Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТС, включающая более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

  1. Деловые услуги – 46 отраслевых видов услуг.
  2. Услуги связи – 25 видов.
  3. Строительные и сопутствующие им услуги – 4 вида.
  4. Дистрибьюторские услуги – 5 видов.
  5. Общеобразовательные услуги – 5 видов.
  6. Услуги по защите окружающей среды – 4 вида.
  7. Финансовые услуги, включая страхование – 17 видов.
  8. Услуги по охране здоровья – 4 вида.
  9. Туризм и путешествия – 4 вида.
  10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

11.   Транспортные услуги – 33 вида.                                                                                 12.  Прочие услуги.                                                                                                            Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления. При этом выделяются: трансграничная торговля услугами; передвижение потребителя в страну, где производится услуга; учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги. Наибольший объем услуг приходится на первый и третий способы. Международная финансовая статистика МВФ публикуется по трем группам услуг: 1)транспортные услуги, 2) туризм и 3) другие частные услуги.3   Теоретики и практики делили услуги на торгуемые (способные к обмену) и неторгуемые (не могущие быть в силу своего характера предметом обмена). Так как большая часть услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках (коммунальные услуги, образовательные, услуги здравоохранения, социальные и личные услуги, услуги ресторанов, гостиниц и т.д), то с точки зрения международной экономики является не торгуемой т.е. не способной к трансграничному обмену. Однако более глубокое исследование международного обмена услугами показало, что услуги могут быть проданы несколькими путями. Случай, когда проданная услуга (так же, как товар) пересекает границу, следуя от продавца (производителя) услуги в одной стране к ее покупателю в другой, - это лишь один из возможных методов торговли услугами. Другой путь - это перемещение иностранного производителя услуги на территорию страны, где расположен потребитель услуги. Еще один путь - это перемещение иностранного потребителя услуги на территорию страны, где производится услуга. Наконец, перемещаться могут физические лица - резиденты одного государства, производящие услуги, находясь в другой стране, или потребляющие их в иностранном государстве4. Подобный подход к торговле услугами перевел большинство видов производимых услуг в категорию торгуемых. Этот новый взгляд на содержание и методы международной торговли услугами родился в ходе многосторонних переговоров, а Уругвайский раунд стал первым шагом на пути разработки Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). В рамках ГАТС понятия "экспорт" и "импорт" приобретают новое значение. Например, экспорт товаров на отфрахтованном иностранном судне означает экспорт товаров, но импорт транспортных услуг; туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за рубеж, занимается импортом туристических услуг в то время, как фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует услуги; российский ученый, работающий за рубежом и переводящий часть своего дохода в Россию, - экспортер услуг, а иностранная транспортная фирма, действующая на железных дорогах России, - импортер услуг. 
             Одна из главных закономерностей общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п.   Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.                                                                                                           Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли: 1)отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.); 2)наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью); 3)услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления; 4)неоднородны или изменчивы по качеству;5)производятся и потребляются одновременно;6)при экспорте-импорте не проходят таможенную границу И не подлежат таможенному оформлению;7) не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);8) имеют тесную связь с рынком рабочей силы; 9)ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот.
К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся: 1) регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства; 2)отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта; 3)услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются; 4)производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства; 5)международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами; 6)не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления). Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и здравоохранения). Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д. Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения. Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы. Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч. Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.  

      
 
 

 

     2.2. Динамика,  структура и географическая направленность  международной торговли услугами.

     Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более  существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства  в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда. Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится 2/3 мирового ВВП. Производство услуг - самая динамичная статья в статистике ВВП. В 90-е годы ХХ в. Доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение доли занятых в сфере услуг: В США – около 80%, в России – около 45%.     За период 1980 – 1997 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 1997 г. 2605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта.

     Международный экспорт услуг растет быстрее  международного экспорта товаров. Общий  объем экспортируемых услуг в  рамках мировой торговли вырос с 155 млрд. долл. В 1975 г. До более 1 трлн. Долл. В 1988 – 1992 гг. а в 2006 г. он уже составил (по данным ВТО) 1763 млрд. долл. т.е. вырос более чем в 4 раза. За послевоенные десятилетия объем мировой торговли товарами и услугами вырос более чем в 30 раз. Доля экономически развитых стран в этом международном обмене составляет около 80%. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составила в 2006 г. 19,5%  (в предыдущие годы она составляла более 20%, однако затем она несколько уменьшилась в связи с ростом цен в мировой торговле на топливно-сырьевые ресурсы, и прежде всего на нефть). Однако этот показатель в целом растет, и к 2015 г. По оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30% совокупной международной торговли. По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2003 г. составил 15,9 млрд. долл. ( 0.9% мирового экспорта коммерческих услуг , 24-е место). Для сравнения: в 2005 г. Доля России составила 0.8% мирового экспорта услуг , 29-е место среди ведущих стран – экспортеров услуг, таким образом, положение России среди ведущих стран – экспортеров услуг несколько улучшилось, хотя в целом доля РФ остается незначительной. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2008 г. составлял 26,7 млрд. долл., 1.5% мирового экспорта услуг5, а доля нашей страны в мировом экспорте услуг составила 1% (24.3 млрд. долл.), в мировом импорте – 16% (37.6 млрд. долл.).6 Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евроазиатского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области вусоких технологий и международного туризма.

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития