Международная специализация и кооперация производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Международное разделение труда (МРТ), международная специализация и кооперирование (кооперация) производства (МСКП) – взаимосвязанные и обусловливающие друг друга общественные явления, носящие сложный и противоречивый характер.
Международная специализация – экономическая категория, имеющая по сравнению с международным кооперированием, более широкий смысл, является одной из сторон и одновременно главных форм проявления МРТ.

Работа содержит 1 файл

Мировая эко контрольн.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

     Особенно  большую роль в условиях Африки для  экспортно-импортных перевозок играет морской транспорт. Из 60-х годов  удельный вес портов континента в  мировых грузоперевозках постепенно рос и составляет приблизительно 20%. Наибольший грузооборот имеют  порты ПАР, Нигерии, Ливии, Алжиру, Марокко, Египту. На грузовой флот стран Африки приходится лишь 1,3% мирового тоннажа (здесь  не учитывается феномен так называемого  удобного флага Либерии, под которым  плавают суда американской, греческой  и другой принадлежности). Исключительно  важное значение для мировых морских перевозок имеет Суэцкий канал.

     Воздушный транспорт на континенте развивается прежде всего как часть мировой транспортной системы. При условиях нерозвинутости других видов этот транспорт имеет весомую долю и даже выше среднемировых показателей в пасажи-роперевезеннях. Каир, Йоханесбург, Алжир, Тунис, Дурбан, Триполи, Касабланка, Найроби, принадлежат к наибольшим аэропортам мира, а основными поставщиками авиатехники на континент являются США, Франция, а до недавнего времени – прежний СССР.

     Государство и экономика

     К африканскому региону принадлежат 54 страны, среди каких 52 имеют собственную  государственность. Большинство из них небольшие за размерами и с недостаточной естественной материальной базой для саморазвития. Лишь пять можно считать вели-кими и средними (Нигерия, Египет, Эфиопия, Заир, а также ИИАР). Среди других только 12 с населением от 25 до 10 млн человек. Распыление и несбалансированность ресурсов, узость внутреннего рынка, к которым добавляются многоукладность хозяйства, задержка первичного нагромождения капитала, слабость класса предпринимателей, предопределяют важную роль государства в процессе становления и развитию национальных экономик стран континента.

     Государственный сектор. проблемы регуляции экономики

     Из  первых шагов развития национальной экономики государственный сектор приобрел в африканских странах  значительные масштабы и стал доминирующим в наиболее важных отраслях хозяйства. Его основу составила собственность  колониальных администраций, а кроме  того, в неодинаковой мере в разных странах, - национализированные предприятия, которые принадлежали частному капиталу прежних метрополий. В последующем, в 70 - 80-ые годы, наблюдалось расширение и модернизация существующих и строительство  новых государственных экономических  объектов, причем, как правило, при  значительном участии иностранного капитала.

     За  структурой государственный сектор большинства стран состоит из центральных финансовых учреждений (банков, институтов долгосрочного  кредитования), предприятий из добычи и первичной переработки ценных видов сырья, производству стройматериалов, объектов энергетического комплекса, транспортных компаний. Во многих странах  создана достаточно развитая сеть агрофирм, которые выращивают главным образом  экспортные культуры, ведут селекционные и мелиоративные работы. Доминирующее положение государственный капитал  занимает в социальной сфере, существенное - в оптовой торговле, особенно в  экспорте.

     Удельный  вес госсектора во ВНП разных стран  и на разных этапах их развития колеблется от 15% до 50 и даже 80% (Алжир в начале 80-х годов). Особенные масштабы госсектор  приобрел в свое время в странах, которые реализовывали было модель социалистической ориентации (среди них в разные годы: Ангола, Бенин, Буркина Фасо, Гвинея, Египет, Конго, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Танзания, Эфиопия). Политика государства здесь предусматривала ограничение роли иностранного, особенно частного, капиталу, постепенное вытеснение частного сектора на периферию экономики. За образцами социалистических стран строилась централизованная вертикальная система управления, распределения ресурсов, приоритет отдавался административным средствам влияния на социально-экономическую сферу. В некоторых странах попробовали распространить госсектор на средние предприятия, сферу услуг, сделать его доминирующим в сельском хозяйстве. На это направлялась значительная помощь, которая поступала от социалистических стран, главным образом из тогдашнего СССР.

     И в других странах континента в  результате слабости национального  предпринимательства госсектор  играет относительно заметную роль, чем  в большинстве развитых стран. Для  Африки это своеобразная объективная  необходимость. И тем более неотложную проблему составляют низкие показатели функционирования государственных  предприятий и государственного сектора в целом. Недостаточная  экономическая эффективность и  даже убыточность - очень распространенное явление в госсекторе большинства  стран Африки. Это связано с  рядом причин как объективного, так  и субъективного, характера. Среди  первых - высокая зависимость от импортной техники и технологии, а во многих случаях - и сырья, нехватка квалифицированных кадров. Между  причин субъективного характера  самыми существенными являются такие, что свойственные административно командной экономике: отсутствие достаточных стимулов, бюрократизация, недостаточная гибкость и оперативность. Проигрывая в конкурентной борьбе, госсектор нуждается в значительных дотациях и искусственных льготах, которые ощутимо обременяют бюджет. Нехватка средств и диспропорции в хозяйстве приводят к хронической недогрузке предприятий, неэффективного использования мощностей.

     Еще большие сложности развития государственного, а также кооперативного сектора  имеют место в сельском хозяйстве. Оно нуждается не только в значительных капиталовложениях (при низкой заинтересованности иностранных предпринимателей), но и преодолении, социально психологических  барьеров, связанных с традициями и обычаями и навыками аграрного  населения континента.

     В сфере управления хозяйством африканские  страны медленно накапливали опыт, сталкиваясь, как правило, со значительными  проблемами в проведении определенной финансово-экономической стратегии, в частности в налоговой и  кредитной политике, регуляции цен, осуществлении социально-экономических  программ. В условиях многоукладности, слабости государственных структур, особенно на местном уровне, отсутствия гражданского общества как такого, социально-экономическая сфера вообще оказывается важкокерованой. Почти не Действует система прямых налогов, большинство стран не имеют хоть как-то усистематизованого юридического пространства, недостает элементарной политической стабильности, значительно распространены разнообразные экономические преступления.

     Как свидетельствует практика, наилучшие  результаты при этих условиях дают так называемые простые решения: создание совместных с иностранным  капиталом предприятий, расширения сферы действия рыночных механизмов и установления на их базе сбалансированных соотнесений, между разными формами  собственности, сокращения бюджетных  расходов. Это в большинстве случаев  приводит к сокращению государственного сектора. Данные мероприятия лежат  и в основе рекомендаций международных  финансовых и экономических организаций, в частности МВФ и МБРР и  все чаще становятся условиями предоставления экономической помощи странам. 

     Социально-экономические проблемы

     Низкий  уровень экономического развития абсолютного  большинства африканских стран  и значительная неравномерность  распределения прибылей среди отдельных  слоев населения приводит к социальным проблемам большого масштаба. Особенно серьезно угрожает неблагоприятная  динамика социально-экономических  процессов, вызванная длительным отставанием  основных показателей развития экономики  от темпов роста населения.

     Динамика  ВВП на душу населения в странах  к югу от Сахары составляла в 1965 - 1973 гг. +1,6%, 1973 - 1980 гг. - +0,6, 1980 - 1990 pp.- -1,1%. Количество населения за чертой бедности здесь достигало в 1985 г. 184 млн человек (47,6% население), 1990 p.- 216 млн человек (47,8%), а за прогнозами на 2000 г. может увеличиться до 304 млн человек (49,7%). Несколько лучшая ситуация в пивничноафрикан-ских странах, где удельный вес бедных вдвое меньше.

     По  данным ЕКА ООН, около 60% населения  Тропической Африки систематически недоедают, в том числе 40% детей  в возрасте до пяти лет. Калорийность питания на континенте составляет в  среднем 2100 ккал на день при норме 2385 ккал. Особенно тяжелое положение  в Эфиопии, Анголе, Чаде, Мозамбике, Съерра-леоне, Сомали, где этот показатель колеблется на отметках 1650 - 1900 ккал. Детская смертность в регионе составляет 137 на 1000 новорожденных, что в 10 - 12 раз выше показателей развитых стран.

     Продолжительность жизни в странах к югу от Сахары. - 51 год, на севере континента - 62 года. Средние темпы роста населения  в 1980 - 1990 гг. составляли 3,1% и были наивысшими среди регионов мира. Общая тенденция  замедления роста населения, которая  оказывается в странах, которые  развиваются, в Африке практически  отсутствует. На континенте неблагоприятная  ситуация и относительно возрастного  состава Населения. Его частица  в возрасте до 14 годов составляет 46,4%, в Египте, Марокко и Тунисе, этот показатель ощутимо ниже. Кроме  того, реальное количество (и качество) экономически активного населения снижается через значительное распространение болезней, что, в свою очередь, предопределенное низким уровнем медицины и санитарии4.

     Половина  взрослых в Африке - необразованные. Только 11% детей заканчивают школу, а 1,4% учатся в вузах, что в четыре-пять раз ниже соответствующих показателей по Азии и Латинской Америке. Около 27% детей до 14 лет (городское население) работают. Дополнительные показатели социально-экономической ситуации в отдельных странах Африки Социальные государственные программы абсолютного большинства стран континента ограничены и недостаточно эффективные. То же касается программ относительно планирования рождаемости.

     Внешнеэкономические связки

     В современных условиях обязательным требованием ускорения развития является расширение и интенсификация внешних и в первую очередь  внешнеэкономических связей. Очевидно, самые сложные социально-экономические  проблемы африканского общества не может  быть решены без объединения усилий стран континента и глубокой интеграции в мировую экономику.

     Интеграционные процессы. Коллективные программы развития

     Африка  весьма специфическая относительно экономических интеграционных процессов. Это связано, с одной стороны, с крайне низким уровнем экономических взаимосвязей (3 - 5% общего объема внешней торговли), взаимной конкуренцией на рынках сырья и продукции тропического земледелия, а также в вопросах получения кредитов, а из другого, - жизненной необходимостью объединения ресурсов, преодоления последствий искусственного разделения континента. Поэтому закономерно, что в Африке возникли много разнообразных интеграционных группировок, начали свое развитие экономические аспекты деятельности Организации африканского единства (ОАЕ), были созданы соответствующие специализированные органы. Координация и согласование политики государств-членов ОАЕ в экономической сфере является одной из закрепленных в Уставе целей этой общеконтинентальной организации. В 1963 г. был создан Африканский банк развития, 1975 - Ассоциация финансовых учреждений африканского развития. Среди других институций назовем Африканскую комиссию гражданской авиации (в 1969 г.), Союз организаций занятых в сфере передачи и распределения электроэнергии (в 1971 г.), Африканский железнодорожный союз (в 1972 г.). В целом на африканском континенте возникло несколько десятков региональных и субрегиональных объединений, которые охватывают разнообразные аспекты экономического сотрудничества. Среди них можно выделить общеэкономические, валютно-кредитные и организации из общего использования природных ресурсов.

     Среди первой достаточно численной группы укажем на таких: Экономическое содружество государств Западной Африки (образовано в 1975 г., объединяет 16 держал) является торговой и валютной группировкой, ориентированной на координацию экономических программ, создания общих объектов, постепенное уменьшение расхождений, между странами-членами в экономической и гуманитарной сфере. Как промежуточная цель провозглашено создание общего рынка и валютного союза. Экономическое содружество Западной Африки (в 1973 г., шесть держал), участники которого образовали достаточно развитую структуру взаимодействия в отрасли сельского хозяйства, промышленности, внешней торговли, транспорта и связи, энергетики, научных исследований. Значительное внимание уделяется развитию таможенного союза, координации экономических программ, предоставления помощи менее развитым партнерам. Экономическое содружество стран Восточной и Южной Африки (в 1982 г., 17 держал) имеет такие главные направления деятельности - координация экономических программ, торговой политики, кредитования создание общих объектов, реализация проектов, в сфере транспорта и сельского хозяйства Цели деятельности - поэтапное образование зон свободной торговли, формирования общего рынка. Девять государств-членов этой организации осуществляют более тесное сотрудничество в пределах Конференции по координации экономического развития независимых стран Полдня Африка. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (в 1964 г., семь держал) ориентируется на создание общего рынка путем постепенной унификации налоговых систем, ликвидации ограничений, у торговли, внедрения таможенных льгот, предоставления финансовой помощи членам организации, которые не имеют выхода к морю.

     Среди объединений второй группы выделим  Захиднрафриканский валютный союз, Валютный союз Центральной Африки, Захидноафриканску клиринговую палату, Схидноафриканский банк развития но др.

     В достаточно численной третьей группе характерными являются такие объединения: Администрация бассейна реки Нигер (в 1964 г., девять держал), Комиссия бассейна озера Чада (в 1964 г., четыре государства и один наблюдатель), Организация, из эксплуатации и развития бассейна реки Кагера (в 1977 г., четыре государства), Постоянный комитет борьбы против засухи в Сахаре (в 1973 г., восемь держал), их главным направлением деятельности является создание общих объектов, реализация межгосударственных хозяйственных программ, сотрудничество, в сфере кредитования.

     Кроме упомянутых, распространенные объединения  государств-экспортеров отдельных  видов сырья и сельхозпродукции (нефти, фосфатов, кофе, арахиса, и т. п.). Медленно, но развивается двустороннее экономическое сотрудничество. Значение внутриконтинентальных интеграционных группировок для стран Африки остается ограниченным.

Информация о работе Международная специализация и кооперация производства