Международная специализация и кооперация производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Международное разделение труда (МРТ), международная специализация и кооперирование (кооперация) производства (МСКП) – взаимосвязанные и обусловливающие друг друга общественные явления, носящие сложный и противоречивый характер.
Международная специализация – экономическая категория, имеющая по сравнению с международным кооперированием, более широкий смысл, является одной из сторон и одновременно главных форм проявления МРТ.

Работа содержит 1 файл

Мировая эко контрольн.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

     Отдельную категорию составляют экономические  группировки и организации, которые  одной из основных целей своей  деятельности имеют привлечение  внешней финансовой, технической  и другой помощи. Среди них - Арабский банк экономического развития Африки (в 1973 г.) - межгосударственный инвестиционный институт, который осуществляет кредитное сотрудничество членов Лиги арабских стран с государствами-членами ОАЕ. Африканский фонд развития (в 1973 г.), кроме африканских стран, объединяет более чем 20 держал, главным образом западноевропейских, а также США, Японию, Саудовскую Аравию, Кувейт и некоторые другие. Кроме того, восемь североафриканских стран являются членами Арабского валютного фонда, а к членам Исламского банка развития, кроме арабских, принадлежат 11 стран Тропической Африки.

     Заметную  роль в экономических процессах на континенте играют механизмы Содружества наций (это касается большинства прежних британских колоний), Франко-африканского содружества, к которому входят почти 20 держал Африку, а также достаточно сложная система преференциальных соглашений, которые связаны афро-захидноевропейскими интеграционными процессами.

     Особенное место в решении проблем экономического развития континента принадлежит Экономической  комиссии ООН для Африки (ЕКА), которая создана в 1958 г. и функционирует под руководством Экономического и Социального Совета ООН. ЕКА является ключевым звеном как по делу выработки общеафриканской стратегии развития и интеграции государств континента, так и в разработке и реализации программ внешней помощи Африке. Штаб-квартира ЕКА, как и секретариат ОАЕ, находится в Адис-абебе, субрегиональные центры действуют в Марокко, Нигере, Камеруне, Руанде и Замбии. Стратегические направления деятельности ЕКА отображены в генеральной программе экономического развития африканских стран, которые освободились, на 80 - 90-ые годы, что известная как Монровийска стратегия экономического развития Африки. На ее базе в 1980 г. сессия Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ приняла "Лагоський план дий", какой, в частности, предусматривает уменьшение внешней зависимости континента, достижения коллективного самообеспечения, ускорения развития сельского хозяйства энергетики, отдельных отраслей отделочной промышленности, совершенствования систем подготовки кадров, создания национального научно-технического потенциала. В до 2000 г. Планом предусматривается поэтапное создание общего рынка и, в конечном итоге, африканского экономического содружества. Однако эффективность коллективных экономических программ и внешней помощи в большинстве случаев остается низкой. Главная причина - нерозвинутисть социально-политических структур, неэффективность власти, особенно на местах, коррупция, некомпетентность, кроме того, отсутствие элементарной политической стабильности, этнические, конфессиональные и гражданские конфликты, сепаратизм, регионализм, анархия. Один из наглядных примеров - ситуация, которая сложилась в 1992 - 1993 гг. в Сомали.

     Африка  в международной  торговле

     Страны  континента являются экспортерами странных материалов, минерального сырья, металлов платиновой группы, и цветных, а также  технических культур, отдельных  продовольственных товаров. На первичные  сырьевые товары в экспорте стран  к югу от Сахары приходится 91,6% (в 1980 г. - 94,8%), для стран Северной Африки этот показатель составляет 85,9% (в 1980 г. - 96,8%), экспорт продукции отделочной промышленности крайне незначителен. Удельный вес Африки в импорте  готовой продукции развитыми  странами в начале 90-х годов составляла 0,5% и не имела тенденции к росту. Частица готовой продукции в  экспорте лишь в восьми странах превышает  скромный показатель в 15%. Наиболее заметные (по стоимости) позиции здесь имеют  Египет, Марокко, Тунис, а также Маврикий, Кот дъивуар, Зимбабве.

     В мировом экспорте страны к югу  от Сахары имеют такие позиции: продукты питания - 5,4%, сильгоспсировина - 12,5, руды и метали - 15,8, минеральное топливо 14,5, другие виды сырья - 11,8%. Частица стран Северной Африки составляет соответственно 2,7, 3,2, 3,4, 11,8 и 2,7%. Экспорт сырья является основным источником валютных поступлений.

     Кроме сырьевой направленности характерной  чертой экспорта африканских стран  является его слабая диверсификация как за номенклатурой, так и за географическими признаками. До 3/4 общего объема экспорта поступает к развитым странам, при этом, как правило, одна, максимум две-три страны доминируют как импортеры.

     Абсолютное  большинство стран континента очутились  в опасной зависимости от конъюнктуры  рынка одного-трех товаров. Например, для Алжиру топливо дает 96% стоимости  экспорту, Бурунди - кофе - 79, Гамбии - арахис - 71, Нигеру - уран - 75, Замбии - медь - 88, Буркина Фасо - хлопок - 45, золото - 35, Египту - топливо - 34, хлопок - 32%. На мировом рыночные в целом содержатся низкие цены на необработанные сырьевые товары, что значительно консервирует неблагоприятную для стран Африку условия внешней торговли.

     За  счет экспорта энергоносителей континент  в последние годы имел позитивное общее сальдо в международной  торговле. В странах к югу от Сахары экспорт в 1990 г. составлял 34056 млн дол., импорт - 32377 млн дол.; в странах Северной Африки соответственно 40272 млн дол. и 37136 млн дол. Показатели ПАР - 23612 млн дол. и 18258 млн дол. Однако позитивный баланс имеют только Ливия, Нигерия, Габон, Ангола, Алжир, Конго, Кот дъивуар, Зимбабве, Мавритания, Заир и Нигер. В то же время во многих странах импорт превышает экспорт в два-четыре раза. При этом распространенной является критическая зависимость от импорта. Поступления от экспорта тратятся по большей части на закупку продовольствия, других потребительских товаров первой необходимости. Отдельным существенным фактором, который влияет на современный внешнеторговый баланс стран региона, является то, что Африка, за небольшими исключениями, не является привлекательным рынком сбыта.

     Номенклатура  экспорта расширяется медленно. Среди  готовой продукции достаточную  конкурентоспособность имеют лишь текстиль и одел, что вироблюються главным образом в Маврикию, Марокко, Тунисе, Египте, и частично в Кот дъивуар. Также сдерживает наращивание экспортного потенциала неразвитость инфраструктуры, высокие расходы на перевозку товаров.

     В последнее десятилетие наблюдается  снижение импорта средств производства. Это тормозит индустриализацию, обновление парка машин и оборудования, повышения производительности труда.

     Для современной политики многих стран  региона в сфере внешней торговли становится характерной ее либерализация - снижение и ликвидация нетарифных барьеров, снижения средних уровней  тарифов, уменьшения количественных ограничений. Отдельные страны проводят политику маневрирования тарифами. Масштабы, структура  и динамика внешней торговли, демонстрируют  существенную, для большинства стран  растущую, зависимость от иностранного капитала, внешней экономической  помощи.

     Позиции иностранного капитала. Проблемы внешнего долга

     Иностранный капитал в значительной мере создавал фундаменты экономики африканских  стран и имел доминирующие позиции  во всех современных сферах производства тогда, когда национальный капитал  лишь начинал формироваться. После  получения независимости наблюдалось  широкомасштабное выдавливание иностранного капитала (как государственного, так  и частного) и в то же время  коммерциализация его деятельности. Впрочем, слабость национального капитала, относительная ограниченность его  сугубо предпринимательского потенциала в современных условиях делает необходимым  его широкое, хотя и не беспроблемное, сотрудничество с капиталом иностранным. В целом хранится приоритет капитала прежних метрополий. Это фиксируется  достаточно развитой системой преференциальных соглашений и соответствующих организационных  структур. Таким образом, значительные экономические позиции в Африке хранят Англия и Франция, а также  Бельгия. От 60-х годов заметную активность обнаруживает американский и немецкий капитал, причем пальма первенства принадлежит  частному предпринимательству. ТНК преимущественно действуют в отделочной промышленности, где владеют от 40 до 70% капитала, а также в горнодобывающей промышленности. Наиболее распространенные компании со смешанным капиталом. Как уже отмечалось, Африка не принадлежит к наиболее привлекательным относительно капиталовложений регионам. В последние годы чистый приток капитала на континент стал минимальным, а по некоторым странам инвестиции уменьшались. Отдельной важной формой соучастия иностранного капитала в развитии Африканского континента являются кредиты. В связи с низкой кредитоспособностью подавляющего большинства стран региона развития приобрели в первую очередь государственные кредиты, которые предоставляются как на двусторонней основе, так и через коллективные программы помощи (например, через ОЕСР). Очень важное значение имеют кредитные программы МВФ и МБРР. Внешние поступления стали существенной и постоянно присутствующей частицей государственных бюджетов достаточно большой группы африканских стран. Особенно это касается наименее развитых стран, таких как Чад, Уганда, Мали, Буркина Фасо, Судан, Гвинея, Танзания. Но за абсолютными размерами наибольшую помощь получают Египет, Нигерия, Алжир, Марокко, Тунис, Камерун.

     Роль  финансовых реципиентов, которая хранится за значительным большинством стран  Африки в течение нескольких десятилетий, приводит к неуклонному наращиванию  их внешней задолженности. По абсолютным показателям главными должниками на 1990 г. были Египет - 39,9 млрд дол., Нигерия - 36,1 млрд дол., Алжир - 26,8 млрд дол., Марокко, - 23,5 млрд дол., Кот дъивуар - 17,9 млрд дол., Судан - 15,4 млрд дол., Заир - 10,1 млрд дол. Наиболее существенной характеристикой размеров задолженности является ее соотношение с размерами ВНП и экспорту. Самая сложная ситуация в странах к югу от Сахары. Здесь (без Нигерии) размеры общего долга составляли в 1990 г. 75,7% от ВВП (в 1986 г. - 66,7%, в 1980 г. - 38,6%). Относительно стоимости годового экспорта долги стран субрегиона в 1990 г. достигали 359,3% (1980 p.- 147,5%). Обслуживание долга "з'їдає" к пятой части экспортной выручки, а в отдельных странах (Уганда, Мадагаскар, Кот дъивуар, Гана, Кения, Бурунди, Эфиопия, Алжир) превышает критический показатель в 30%.

     Долги большинства африканских стран  являются одними из наименее обеспеченных. Кредиторы, особенно государственные, вынуждены раз за разом пересматривать сроки и либерализовать условия уплаты и обслуживания долгов, шире внедрять льготное кредитование, которое значительно ориентировано не на развитие материальной сферы, а на урегулирование вопросов, связанных со старыми долгами. В то же время доноры все настойчивее ставят вопрос о контролируемом использовании кредитов, установления надзора, за экономикой и финансами несостоятельных должников.

     Экономическая ситуация, которая сложилась на континенте, свойственные ей качественные показатели и долгосрочные тенденции делают практически невозможным параллельное решение проблем отсталости и  зависимости африканских стран. Долгосрочные прогнозы МБРР, в частности, не предусматривают ощутимых изменений  в экономическом положении региона, его роли, в мировой экономике, стандартах жизни основной массы  африканцев. Очевидно, при современных  условиях выход из замкнутого круга  социально-экономических проблем  нуждается в отказе от полустихийного курса последних десятилетий и переориентацию на новую экономическую стратегию, которая отвечала бы национальным интересам стран Африки и в то же время привлекала бы основных внешних партнеров. В основе такой стратегии, как свидетельствует опыт, должны были бы лежать две идеи - спиврозвитку Африка как частицы современной единственной цивилизации и включения всех потенциальных механизмов саморазвития отдельных стран.

     Первая  идея частично уже претворяется в  жизнь: программы коллективной долгосрочной комплексной помощи Африке постепенно приобретают необходимую поддержку и практическое содержание. Но осевой является вторая идея. Не новая, она, в сущности, оказалась неисполнимой в течение уже значительного периода существования независимых африканских государств. Только еще очевиднее стала ее безальтернативность. Исходя из содержания документов ОАЕ и ЕКА, принятых в последнее время, здесь можно выделить такие основные практические направления: социальный сектор должен быть в центре национальных планов развития; приоритетным должно стать совершенствование человеческого потенциала (образование, профессиональная подготовка, ориентированная на рынок рабочей силы, сокращения безработицы, противодействие "відпливові интелектив", обеспечение доступа к фондам развития наименее обеспеченных слоев населения, реализация специальных программ для молодежи, женщин, беженцев); комплексное развитие сельского хозяйства и достижение самообеспечения продовольствием. Дополнительно обязательной предпосылкой обеспечения экономического прогресса в Африке является достижение политической стабильности, демократизация общественно-политического строя, гарантирования прав и свобод личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача

 

     Условие Индекс экспортных цен изменился с 1,02 до 1,2, а индекс импортных цен с 1,3 до 1,2. Что произошло при этом с условиями торговли страны? Дисциплина М

     Решение

     Индекс  цен на экспорт и импорт являются индикаторами инфляции.

     Рост  значения индекса цен на экспорт  приводит к повышению курса национальной валюты.

     Индекс  цен на импорт характеризует вклад  цен на импорт в общую картину  изменения розничных цен на "корзину" товаров и услуг. Рост индекса  приводит к росту курса доллара.

     Условия торговли отражают соотношение взаимного  спроса и взаимного предложения  на экспорт и на импорт каждой страны. Они рассчитываются на базе соотношения  индекса экспортных и импортных  цен каждой страны и являются важнейшим  ориентиром для их внешнеэкономической  политики в целом и внешнеторговой политики в частности Iц.э.=1,2; Iц.и.=1,2 - означает равенство цен экспорта и импорта. Следовательно на каждую единицу экспортируемого товара возможно приобрести единицу импортных товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международная специализация и кооперация производства