Международная специализация и кооперация производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Международное разделение труда (МРТ), международная специализация и кооперирование (кооперация) производства (МСКП) – взаимосвязанные и обусловливающие друг друга общественные явления, носящие сложный и противоречивый характер.
Международная специализация – экономическая категория, имеющая по сравнению с международным кооперированием, более широкий смысл, является одной из сторон и одновременно главных форм проявления МРТ.

Работа содержит 1 файл

Мировая эко контрольн.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

     Наиболее  заметное место Африка занимает в  производстве таких видов продукции  растениеводства: какао-бобы - 55%, сизаль - 45, хлопок, чай - почти 15, бобовые культуры - приблизительно 40, кофе, пальмовое  масло, арахис, - где-то до 20%. Зерновых (преимущественно  просо, сорго, кукуруза) выращивается 5,5% мирового объема.

     Ограничены  финансовые возможности и слабая материально-техническая база земледелия предопределяют его экстенсивное развитие. Быстрое истощение почв побуждает к постоянному расширению посевных площадей, что, в свою очередь, убыстряет эрозию и общую деградацию естественной среды.

     Существенной  чертой растениеводства у большинства  стран континента является его монокультурность. Одна-дви культуры, выращиваемые на экспорт, вбирают львиную долю и без того ограниченных (10 - 20% всех плановых инвестиций) объемов финансирования. Остальные секторы растениеводства имеют малотоварный или даже натуральный характер, который не дает возможность накопить достаточные средства для саморазвития.

     Животноводство  в Африке заметно развитое в хозяйстве  отдельных стран - Ботсваны, Мавритании, Мали, Нигеру, Сомали, Судана, Чада, Эфиопии, а также ПАР. В наиболее благоприятный период - в начале 80-х годов - удельный вес Африки в мировом поголовье составлял: крупного рогатого скота - 14,2%, коз - 32,9, овец - 16,7, верблюдов - даже 74%. При этом объемы производства основных продуктов животноводства, оставались мизерными: мяса - 5,1%, молока - 2,3, шерсти - 7,2% общемирового. Эта отрасль наименее развитая и при тщательных комплексных расчетах может оказаться убыточной во многих странах. Значительная частица населения, которое занимается животноводством, - кочевники.

     Низкая  породистость скота, неудовлетворительные условия содержания и ветеринарного  обслуживания, отсутствие современной  кормовой базы, вызывают очень низкую производительность животноводства. В  то же время значительное количество поголовья влечет деградацию естественных пастбищ и является одной из основных причин опустошения земель.

     Животноводство, как и земледелие, в результате слабой материально-технической базы очень впечатлительное относительно неблагоприятных погодно-климатических условий и стихийных бедствий. Засухи, эпидемии, налеты саранчи, которые приводят к опустошению ланов сразу нескольких стран, - обычные явления в современной Африке, Заметное место в хозяйстве стран тропической зоны континента занимает лесоводство. В заготовке ценных пород древесины удельный вес Африки достигает 25%. Самые значительные ее экспортеры - Кот дъивуар, Габон, Камерун, Конго и Либерия.

     Значительными являются ресурсы близлежащих морей  и внутренних водоемов Африки. Рыболовством занимается до 2% экономически активного  населения. Наиболее развитая эта отрасль  у ПАР Нигерии, Марокко, Гане. Современные  методы лова и рыболовства распространяются медленно.

     Добывающая  промышленность

     Добывающая  промышленность является одной из наиболее развитых и технически снаряженных  отраслей хозяйства стран африканского континента, в первую очередь в  результате высокой активности иностранного капитала. Фактически горнодобывающая  промышленность развивалась и, в  значительной мере, развивается в  настоящий момент не столько как  частица экономики стран Африки, сколько как элемент хозяйства  государств-потребителей соответствующего сырья. Здесь высокая концентрация производства, относительно быстрое  развитие первичной переработки  сырья и соответствующей инфраструктуры.

     Залежи  полезных ископаемых расположены на континенте крайне неравномерно. Уникальным кладбищем сырьевых ресурсов являются недра ПАР. Это государство имеет  ведущие позиции в мире в добыче золота, платины, марганца, хромитив, а также алмазов, урановой руды. Значительными запасами металлических руд владеют Либерия, Мавритания и Алжир (железная руда); Габон, Гана, Марокко, Заир (марганец); Замбия и Заир (медь); Гвинея (бокситы); Съерра-леоне (титан). На минеральное сырье богатые Марокко, Западная Сахара, Тунис, Того, Сенегал (фосфаты), Зимбабве (асбест), Мадагаскар и Зимбабве (графит), Кения (флюорит).

     Наибольшую  ценность имеют, безусловно, запасы энергоносителей, в первую очередь нефти и газа.

     Топливно-энергетический комплекс

     Достоверные запасы топливно-энергетического сырья  на континенте составляют свыше 60 млрд т условного топлива, которое делает Африку середнезабезпеченой в этом отношении. Среди африканских стран 13 является нефтедобывающими. Большими запасами нефти владеют Нигерия, Ливия, Египет, Ангола, Габон, Конго, которые на. этому по большей части базируют свою экономическую стратегию, а также Камерун, Заир и Тунис. Частица стран континента в мировом экспорте нефти колеблется в последние годы в пределах 15 - 20%.

     Бесспорным  лидером в добыче газа на континенте является Алжир (до 2/3 общего объема); значительные его запасы имеют Ливия, Нигерия  и Египет.

     Относительная ограниченность запасов газа и, особенно, нефти расчетами, при сохранении современных темпов добычи их хватит лишь до 2010-2015 гг.) побуждает к ускоренному  развитию промышленности по переработке  этого сырья и увеличению прибылей от экспорта. В 80-ые годы быстрыми темпами росли мощности нефтепереработки в странах Северной Африки и в Нигерии.

     Добыча  угля, кроме ПАР, не имеет значительных масштабов. Эта страна является основным производителем и экспортером уранового  концентрата. Урановидобувна промышленность с участием иностранного капитала получила развитие также в Нигере и Габони.

     Африка  имеет большие ресурсы гидроэнергии, но размещены они неравномерно. Значительные размеры производство этого вида энергии приобрело в Египте, Гане, Нигерии, Заире, Мозамбике. Большинство  других государств вынуждено ориентироваться  на строительство теплоэлектростанций, которые производят половину электроэнергии континента (у ПАР - 98%) и есть ее единственным источником в 15 странах. Современные  энергосистемы, кроме ПАР, приобретают  развитие в Алжири, Тунисе, Египте, ее элементы - в Судане, Эфиопии, Мозамбике.

     Во  многих глубинных районах континента хранят важное значение традиционные виды горючего. Почти треть африканских стран не имеет мощностей для производства промышленной электроэнергии, остальные удовлетворяют свои потребности за счет собственных возможностей лишь на 10- 15%. В целом 37 стран являются импортерами энергоресурсов, главным образом нефти. Потребление энергии на душу населения в Африке к югу от Сахары в пересчете на нефть составляли в 1990 г. 103 кг (в 1965 г. - 74 кг), что значительно ниже от средних показателей стран, которые развиваются.

     Отделочная  промышленность

     Развитие  отделочной промышленности в странах  Африки наиболее выразительно демонстрирует  экономическую отсталость континента. По объему производства газа удельный вес африканских стран составляет лишь 10% общих показателей "третього свиту". В годы независимости развитию этой отрасли уделялось значительное внимание. В 60-ые годы средние темпы увеличения объемов производства достигали 7,1%, 70-ые - уже 5,5%. В то же время увеличивались расхождения в уровнях индустриализации отдельных стран. При средних показателях частицы отделочной промышленности на континенте в 12- 13% от ВВП, по отдельным странам она колеблется от достаточно высоких - в 25% в Зимбабве, Замбии, Маврикию к почти символическим - 4- 5% у Сома-ли, Уганде, Нигерии, Гвинее, Анголе

     До 40% продукции отделочной отрасли  континента приходится на ПАР. Половина остального объема производства - это  продукция промышленности стран  Северной Африки. Именно здесь есть относительно хорошие перспективы  развития. Это касается и некоторых  стран к югу от Сахары, которые  благодаря экспорту ценного сырья  способны накапливать необходимые  средства и в то же время является привлекательными для иностранного капитала.

     60 - 70-ые годы для большинства  африканских стран были периодом  зарождения национальной отделочной  промышленности. Сегодня она базируется  на технологии среднего уровня, имеет ограниченную номенклатуру  продукции, низкую конкурентоспособность,  ориентированная на местный рынок.  Характерной чертой является  широкий импорт технологий и  оборудование, привлечение иностранных  инженерных и управленческих  кадров.

     За  внутриотраслевой структурой выделяются два основных направления - производство товаров широкого потребления и  первичная переработка сырья  на экспорт. Заметное развитие приобрела  металлургическая промышленность. Производство черных металлов сконцентрировано в  странах Северной Африки, Нигерии; цветных - в Зимбабве, Заире, Замбии. Химическая промышленность представлена главным образом производством минеральных удобрений (Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Сенегал, Нигерия, Зимбабве, Замбия, Мадагаскар) и лакокрасочной промышленностью (Алжир, Египет, Сенегал, Кот дъивуар, Кения). Более сложные производства связаны с процессами синтеза. Химико-фармацевтические и' другие отрасли развитые

     Относительно  высокими темпами увеличивается  объем и расширяется география  производства стройматериалов, в первую очередь цементу, но сама обеспеченность этими ресурсами, кроме государств Восточной Африки, не превышает 2/3.

     Современное машиностроение на континенте (кроме  ПАР) практически отсутствует. Здесь  распространяются главным образом  небольшие предприятия из сборки и ремонта импортной техники.

     Наиболее  развитой среди отделочной промышленности текстильная, частица которой достигает  почти 20% общей стоимости продукции  и до 1/3 занятые. Несложная технически и обеспеченная местным сырьем, она  привлекает иностранный капитал  и благодаря дешевой рабочей  силе приобретает высокую конкурентоспособность  на мировом рыночные. Производство хлопковых тканей распространено почти по всем континенте, шерстяных - преимущественно на юге. Определенное развитие и неплохие перспективы в Африке имеют также щкіряно-взуттєва, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

     Товары  высокой технологии в структуре  производства стран континента (кроме  ПАР) практически отсутствуют. Элементы научно-технического комплекса только зарождаются и только в некоторых  странах (Египет, Алжир) начинают реально влиять на сферу производства. Общие расходы на исследовательские разработки не превышают 0,2 - 0,8% ВВП, а те, которые касаются производственного сектора, еще на порядок более малые.

     Транспорт

     Транспортная  инфраструктура Африки в основном складывалась в колониальный период и была ориентирована  на обслуживание экономических и  геополитических интересов метрополий. На современном этапе ее развитие по большей части также определяется потребностями обслуживания экспортных перевозок и только во вторую очередь, учитывая дефицит средств, направленная на удовлетворение внутренних потребностей. До сих пор не решенная проблема обеспечения удобного транспортного  и других видов связи между  африканскими, во многих случаях даже соседними государствами, не существует единственной континентальной системы  коммуникаций, а ее субрегиональные  элементы начали лишь складываться. Большинство  железнодорожных маршрутов, значительная часть шоссейных путей изолированные  и соединяют лишь районы разработки месторождений полезных ископаемых, ориентированных на экспортное производство промышленных комплексов, и наибольшие административные центры, с портами. Сложный рельеф, значительные расстояния, предопределяют большую капиталомисткисть транспортного строительства на африканском континенте. Это замедляет и дополнительно утруждает развитие отрасли, в большинстве случаев побуждает к привлечению иностранного капитала.

     Начиная от 70-х годов приобретает развитие межафриканское сотрудничество в сфере транспорта и связи. В то же время хранится значительная неравномерность развития инфраструктуры в разных субрегионах. До 40% железнодорожных и шоссейных дорог с твердым покрытием приходится на ПАР. Относительно развитая транспортная система стран Магрибу и полдня континента. В то время достаточно большие территории, в том числе густонаселенные, остаются без надежной связи с внешним миром.

     Параллельно с развитием добычи нефти на континенте началось строительство трубопроводов, на которые в настоящий момент приходится основная часть в транспортировке  этого сырья (в Нигерии, например, - 60%, Алжири - 75, Ливии - 95%). Приобретают развитие и такие газопроводы, которые соединяют Африку с Европой. В целом трубопроводный транспорт базируется на западной финансовой и технологической базе и имеет высокие эксплуатационные характеристики.

Информация о работе Международная специализация и кооперация производства