Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа
Задачи, поставленные в моей курсовой работе, таковы: рассмотреть теории, виды, основные понятия, механизмы контроля миграции рабочей силы, а также причины и проблемы миграции.
Методы, которые я буду использовать для решения поставленных задач, следующие: описание, анализ и приведение статистических данных.
Цель, которую я поставила в своей курсовой работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1 Понятие международной миграции рабочей силы………………..5
1.1. Сущность международной миграции………………………..…………5
1.2. Формы миграции рабочей силы…………………………...……………7
Глава 2 Особенности миграции трудовых ресурсов …………………..…12
2.1. Международная организация труда………………………..……..…..12
2.2. Миграционный процесс трудящихся…………………..……………...15
Глава 3. Экономические последствия международной миграции….……19
3.1. Последствия ……………………………………………………………19
3.2. Проблема «утечки умов»……………………………………………....24
Заключение………………………………………………………………….28
Библиография………………………………………………………………..30
сфере
международной миграции населения
и нормализовать миграционные потоки.
Глава 3. Экономические последствия международной миграции
3.1 Причины
Итак, обычно причины международной миграции рабочей силы делят на экономические и неэкономические. К экономическим причинам относятся:
1) различия
в уровнях заработной платы,
жизни, социального
2) различие
в уровне обеспеченности
3) несоответствие
количественных и качественных
характеристик трудовых
4) состояние национального рынка труда.
В число неэкономических включаются политические, этнические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. [9,с.298]
Процесс
глобализации в значительной степени
обуславливает интенсивное
Происходит
интенсификация международной трудовой
миграции, все большее количество
стран становится вовлечено в
процесс одновременной
• Неравномерность мирового экономического
развития, существование межстрановых
различий в уровнях оплаты труда, стоимости
жизни. Рабочая сила объективно мигрирует
в страны, где есть возможность наиболее
эффективного приложения труда.
• Потребность в притоке рабочей силы
из-за границы. В настоящее время во многих
развитых странах мира обострилась проблема
нехватки трудовых ресурсов, вызванная
в первую очередь падением рождаемости,
постарением населения, изменением пропорций
между трудоспособными и нетрудоспособными
гражданами в пользу вторых. В большинстве
развитых стран наблюдается также структурная
недостаточность трудовых ресурсов, обуславливающая
спрос на высококвалифицированных специалистов,
квалифицированных рабочих и неквалифицированных
работников, направляемых на работы временного,
сезонного характера.
• Избыток рабочей силы в развивающихся
странах мира, вызванный диспропорцией
между экономическим и демографическим
развитием в этих странах. Отставание
экономического развития от более быстрого
роста населения вынуждает экономически
активное население эмигрировать в поисках
работы.
• Информатизация общественной жизни,
позволяющая трудовым мигрантам оценить
социально-экономические, культурные
и иные преимущества других государств.
• Развитие и удешевление средств транспорта
и связи, что увеличивает географическую
мобильность трудовых ресурсов, активизирует
процессы международной миграции рабочей
силы.
Миграция рабочей силы оказывает противоречивое влияние на социально-экономическое развитие как стран-доноров трудовых ресурсов, так и принимающих стран. В целях ослабления негативных социально экономических последствий и усиления положительных эффектов от миграции населения государствами проводится миграционная политика.
Для каждой отдельно взятой страны выбор направлений и инструментов регулирования миграционных процессов определяется историческими, экономическими, политическими и другими особенностями. Но, несмотря на национальные особенности, в современной миграционной политике разных государств прослеживаются общие подходы в регулировании внешней миграции населения, и, в частности, внешней трудовой миграции. В миграционной политике большинства стран мира, прежде всего развитых западных стран, определяющей в настоящее время является ее иммиграционная составляющая. В своей миграционной политике приоритетное значение они отдают иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов, ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией и оптимизации объема и структуры иммиграционных потоков.
Это
обусловлено стремлением
Регулятивные мероприятия стран, принимающих иностранцев, предполагают использование таких инструментов фильтрации въезжающих мигрантов, как образовательные, профессионально-отраслевые, квалификационные, возрастные, социально-культурные цензы, а также количественные и временные ограничения.
Анализ политики развитых стран в отношении незаконных иммигрантов показал, что она ведется одновременно по трем направлениям: против их незаконного въезда, незаконного пребывания и незаконной занятости. Большое значение в ней придается не только задержанию и депортации, то есть мерам борьбы с уже находящимися на территории развитых стран нелегальными иммигрантами, но и превентивно заградительным мерам, направленным на предупреждение и сдерживание проникновения нелегалов на территорию развитых стран.
В своей миграционной политике развитые страны стали использовать такие средства, как внешняя помощь, прямые иностранные инвестиции, меры внешнеторговой политики, призванные сдерживать эмиграцию из основных стран-доноров населения. В целом данные меры способствуют установлению благоприятного делового климата на территории стран доноров мигрантов, формированию экономической и социальной инфраструктуры для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, стимулируют повышение доходов населения, создание рабочих мест, экономический рост, ослабляя тем самым мотивы эмиграции из этих стран.
Последствия
Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции (Табл. 3.1) рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.
Следует
иметь в виду, что отнесение тех или иных
последствий международной миграции рабочей
силы к позитивным или негативным не может
быть однозначным и окончательным, оно
может зависеть от конкретной социально-экономической
ситуации в стране. Например, переориентация
инвестиций из тяжелой индустрии в сферу
потребления имеет негативный характер
в условиях насыщенного потребительского
рынка и значительной величины безработицы
в стране, в ситуации же острого дефицита
потребительских товаров и благ этот результат
вряд ли можно считать отрицательным.
К тому же различные последствия явно
не равнозначны по своему влиянию на экономику
страны: сокращение дефицита платежного
баланса в какой-то момент может перевесить
все отрицательные последствия рассматриваемого
явления.
Позитивные | Негативные | |||
Страна-экспортер рабочей силы | 1.Приобретение
работником новой квалификации
2.Сокращение дефицита платежного баланса |
1.Потеря
квалифицированной рабочей силы
2.Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу |
||
3. Ослабление напряжения
на внутреннем рынке труда
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства |
3.Переориентация
капитальных вложений с освоения производственных
ресурсов на потребление
4. Рост инфляции |
|||
Страна-импортер рабочей силы | 1.Облегчение структуры региональных сдвигов | 1.Блокирует
внедрение трудосберегающей |
||
2.Содействие вертикальной мобильности местных работников | 2.Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы | |||
3.Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы | 3.Увеличиваются
расходы на содержание |
|||
4.Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям | ||||
5.Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников |
Таблица 3.1 Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы. [15]
Современная
схема международных
Экспорт рабочей силы приносит доходы государствам-экспортерам от переводов средств мигрантов на родину, выступающие в роли своеобразной платы за экспортируемый товар – рабочую силу. По принятой статистике Международного валютного фонда терминологии доходы от экспорта рабочей силы - это положительное сальдо по статье «частные невостребованные переводы», размер которого служит характеристикой показателя экспортной специализации в этой области.
Страна | Иностранное население (ИН)* (тысяч человек) | Доля ИН в структуре населения (%) | Иностранная рабочая сила (ИНР)* (тысяч человек) | Доля ИНР в составе рабочей силы (%) |
Австралия | 3908 | 21,1 | 2238 | 25 |
Бельгия | 912 | 9 | 196 | 6,5 |
Великобритания | 1972 | 3,1 | 878 | 3,4 |
Германия | 7314 | 8,9 | 2559 | 9,1 |
Италия | 109,1 | 2 | 332 | 1,7 |
Канада | 4971 | 17,4 | 2681 | 18,5 |
США | 24600 | 7,9 | 11564 | 9,4 |
Франция | 3597 | 6,3 | 1573 | 6,2 |
Швейцария | 1338 | 19 | 709 | 17,9 |
Япония | 1415 | 1,1 | 88 | 0,1 |
3.2 Проблема "утечки умов"
Утечка умов - это международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда "звезд" искусства, спорта).
Следует
отметить, что заинтересованность одних
стран в "переманивании" специалистов
из других стран для работы в собственных
научно - исследовательских центрах
начала проявляться после второй
мировой войны. Одной из главных
причин возросшего внимания к роли
науки со стороны государства, к
сожалению, стала начавшаяся холодная
война и сопутствующая ей гонка
военных технологий. Так, уже в 1947
г. в трехтомном исследовании "Наука,
техника и американская дипломатия",
вышедшем в США, подчеркивалось, что
"наука и техника создают
новые возможности для
Именно с конца 40-х годов усилилось внимание, как государства, так и общества к науке и ее деятелям, выразившееся, прежде всего, в выделении все больших средств со стороны государства и частного бизнеса на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Интерес к ним, проявившийся в росте инвестиций в науку и образование, особенно усилился в конце 50-х годов в связи с шоком западных стран, вызванным запуском первого советского искусственного спутника Земли.
Сохранить
свою научную школу стремится
сегодня любое государство. Добиться
этого при существующей миграции
непросто даже экономически развитым
странам. По большому счету, ученые ведь
люди творческие, в какой бы сфере
они не специализировались - точных
или гуманитарных знаний. Для такого
специалиста важна возможность
самосовершенствования, свободной
организации деятельности, развития
контактов с зарубежными
По мнению исследователей миграционных процессов, существуют два критерия: финансовая составляющая и приемлемые для работы условия - служат основными для интеллектуальной элиты при выборе не только места, но и страны будущей деятельности. Поэтому, утверждают специалисты, утечка умов - это всегда следствие имеющегося уровня развития национальной науки, ее ресурсной и технологической базы.