Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Задачи, поставленные в моей курсовой работе, таковы: рассмотреть теории, виды, основные понятия, механизмы контроля миграции рабочей силы, а также причины и проблемы миграции.

Методы, которые я буду использовать для решения поставленных задач, следующие: описание, анализ и приведение статистических данных.

Цель, которую я поставила в своей курсовой работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3

Глава 1 Понятие международной миграции рабочей силы………………..5

1.1. Сущность международной миграции………………………..…………5

1.2. Формы миграции рабочей силы…………………………...……………7

Глава 2 Особенности миграции трудовых ресурсов …………………..…12

2.1. Международная организация труда………………………..……..…..12

2.2. Миграционный процесс трудящихся…………………..……………...15

Глава 3. Экономические последствия международной миграции….……19

3.1. Последствия ……………………………………………………………19

3.2. Проблема «утечки умов»……………………………………………....24

Заключение………………………………………………………………….28

Библиография………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Международная миграция рабочей силы.docx

— 75.15 Кб (Скачать)

Нелегальная (нерегулярная) миграция представляет собой последнюю  крупную разновидность  рассматриваемого миграционного процесса. Она может возникнуть при нелегальном  въезде в принимающую страну или  в случае, когда лицо остается в  принимающей стране с нелегальной  экономической правоспособностью. США испытывали много проблем  с нелегальным въездом: в 80-е гг. и в начале 90-х имели место  примерно 5 млн. таких случаев. В Западной Европе и Японии более актуальным считается увеличение ограничений  на срок пребывания и деятельность в случае легального въезда в страну иностранцев. К началу 90-х гг. 14% (2,6 млн.) иностранного населения Западной Европы можно было отнести к  "нелегалам", работающим после окончания срока  действия их виз или оставшимся в  стране, но не получившим статус беженцев. Во Франции некоторые мигранты могут  впоследствии получить легальный статус; иностранные рабочие и их иждивенцы  легализуются постфактум в том случае, если у них было разрешение на пребывание. В Японии всё ещё пребывает  от 300 000 до500 000 нелегальных «гостевых  рабочих», чья занятость не соответствует  указанным в визе ограничениям, - большая их часть являются уроженцами Таиланда, Южной Кореи, Малайзии, Китая и Филиппин.

Здесь рассматриваются только ПРС, однако это не говорит об отсутствии таких  же проблем в развивающихся странах. Число нелегальных мигрантов  в Саудовской Аравии на 1980 г. составляло 88 000, а в Кувейте 38 000. В Юго-Восточной  Азии раем для нелегальных иностранных  рабочих долгое время считался Тайвань, там их количество приближалось к 200 000. Гонконг представлялся еще  более притягательным для такой  миграции, особенно из Китая. В период с 1976 по 1980 г. примерно 400 000 человек нелегально прибыли в колонию с материка. В Сингапуре, по оценкам специалистов, проживало 120 000 нелегалов в 1981г., в  Малайзии – еще 450 000, а по некоторым  источникам реальная цифра достигала 1 млн. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности миграции трудовых ресурсов

2.1 Международная организация труда

В соответствии с классификацией Международной  организации труда (МОТ) различают  пять основных типов современной  международной миграции:

1. переселенцы,  переезжающие на постоянное место  жительства

2. работающие  по контракту, в котором четко  оговорен срок пребывания в  принимающей стране

3. профессионалы,  имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический  опыт работы, а также преподаватели  и студенты, перемещающиеся в  мировой системе высшего образования

4. нелегальные  иммигранты, в число которых включаются  также иностранцы с просроченной  или туристической визой, занимающиеся  тем не менее трудовой деятельностью

5. беженцы  - лица, вынужденные эмигрировать  из своих стран из-за какой-либо  угрозы.

Международная организация труда(МОТ) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства.

Первый  генеральный директор и один из основных инициаторов создания — французский политический деятель Альбер Тома. В настоящее время генеральным директором является Хуан Сомавиа.

История создания МОТ

Создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора. Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами:

Первая  — политическая

Поводом для создания МОТ послужили революции  в России и ряде других Европейских  стран. В целях разрешения возникающих  в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем  организаторы МОТ решили создать  международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному  прогрессу, установлению и поддержанию  социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем  эволюционным мирным путем.

Вторая  — социальная

Тяжелыми  и неприемлемыми были условия  труда и жизни трудящихся. Они  подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало  от экономического, что тормозило  развитие общества.

Третья  — экономическая

Стремление  отдельных стран к улучшению  положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран. В Преамбуле отмечается, что «непредставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах».

Отличительная черта МОТ — трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации.

Высшим  органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно — Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Тексты  Конвенций и Рекомендаций МОТ  на русском, английском, французском, испанском, китайском, немецком, португальском, арабском языках собраны в базе данных международных  трудовых стандартов МОТ.

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций  и Рекомендаций, основная суть которых  заключается в исследовании обстоятельств  предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной  огласки в случае длительного  игнорирования замечаний МОТ  государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов  МОТ по применению Конвенций и  Рекомендаций, Комитетом Административного  Совета по свободе объединения и  Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция  труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия  на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз — в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

2.2 Миграционный процесс трудящихся

К началу XXI столетия международная миграция рабочей силы приобрела значительные масштабы, что отражает общее возрастание  международной мобильности факторов производства в современной мировой  экономике. (Рисунок 3.1)

                                                                            Рисунок 3.1. График  миграционного  прироста 

В мировой  миграционный процесс трудящихся вовлечены  практически все страны. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет себе наиболее эффективное  применение не только в рамках национального  хозяйства, но и в масштабах международной  экономики. К причинам экономического характера следует отнести следующие: различия в уровне экономического и, в частности, промышленного развития отдельных стран наличие национальных различий в размерах заработной платы; существование органической безработицы  в некоторых странах, и, прежде всего, в слаборазвитых; международное  движение капитала и функционирование международных корпораций. К ним  следует отнести миграцию: из развивающихся  в промышленно развитые страны; в  рамках промышленно развитых стран; рабочей силы между развивающимися странами; рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся  в промышленно развитые); научных  работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся  страны. Экономические последствия  миграции различны для стран, находящихся  в разных позициях на международном  рынке труда.[12,c.20]

Стране  – донору (экспортеру рабочей силы )международная  трудовая миграция приносит некоторые преимущества:

1. Сокращаются  безработица и расходы по ее  социальному обслуживанию.

2. Граждане, работающие за рубежом, приобретают  более высокую квалификацию и  переводят часть своего дохода  на родину, улучшая платежный  баланс страны.

3.Эмигрантами  нередко осуществляется личное  инвестирование в отечественную  экономику (путем покупки средств  производства, земли, недвижимости, ценных бумаг и т.д. у себя  на родине).

4. Государство  (страна – экспортер рабочей  силы) получает налоги с прибыли  фирм- посредников, работающих в  данной сфере деятельности.

5. Страны  – экспортеры получают валютные  поступления от стран – импортеров  рабочей силы, идущие на воспроизводство  трудовых ресурсов, в социальную  сферу, на образование и т.д.

В странах, принимающих  рабочую силу:

1.Повышается  конкурентоспособность производимых  товаров вследствие уменьшения  издержек производства, связанных  с более низкой ценой рабочей  силы.

2. Иностранные  рабочие, обеспечивая дополнительный  спрос на товары и услуги, стимулируют  рост объемов производства и  дополнительную занятость в стране  пребывания.

3. При  импорте квалифицированной рабочей  силы происходит экономия затрат  на образование и профессиональную  подготовку.

4. Иностранные  рабочие часто рассматриваются  как своеобразный  амортизатор  в случае кризисов и сопровождающей  из безработицы (они первыми  могут быть уволены).

5. Иностранные  рабочие не обеспечиваются пенсиями  и не учитываются при реализации  социальных программ.

6. Иммигранты  улучшают демографическую картину  развитых стран, для которых  характерен большой удельный  вес населения преклонного возраста.

Рост  масштабов международной миграции и особенно рост масштабов нелегальной  международной миграции объективно поставили вопрос об усилении роли государств в регулировании данного  процесса, а также о межгосударственном, многостороннем регулировании.

Правительство каждой страны вправе самостоятельно определять направления и цели миграционной политики при разработке комплекса  мер, регулирующих процессы внешней  трудовой миграции. С этой целью  во многих странах мира разработаны  и приняты соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты о юридическом, политическом и профессиональном статусе  иммигрантов, действуют национально-государственные  органы или службы иммиграции (такие  службы, как правило, создаются при  министерствах труда, юстиции или  внутренних дел). Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы  регулирования, созданные в прошлые  годы на глобальном (в рамках ООН  и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно  развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в

Информация о работе Международная миграция рабочей силы