Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Задачи, поставленные в моей курсовой работе, таковы: рассмотреть теории, виды, основные понятия, механизмы контроля миграции рабочей силы, а также причины и проблемы миграции.

Методы, которые я буду использовать для решения поставленных задач, следующие: описание, анализ и приведение статистических данных.

Цель, которую я поставила в своей курсовой работе, - проинформировать читателей данной работы об основных проблемах процесса миграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3

Глава 1 Понятие международной миграции рабочей силы………………..5

1.1. Сущность международной миграции………………………..…………5

1.2. Формы миграции рабочей силы…………………………...……………7

Глава 2 Особенности миграции трудовых ресурсов …………………..…12

2.1. Международная организация труда………………………..……..…..12

2.2. Миграционный процесс трудящихся…………………..……………...15

Глава 3. Экономические последствия международной миграции….……19

3.1. Последствия ……………………………………………………………19

3.2. Проблема «утечки умов»……………………………………………....24

Заключение………………………………………………………………….28

Библиография………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Международная миграция рабочей силы.docx

— 75.15 Кб (Скачать)

                                            Содержание

Введение……………………………………………………………………....3

Глава 1 Понятие международной миграции рабочей силы………………..5

1.1. Сущность международной миграции………………………..…………5

1.2. Формы миграции рабочей силы…………………………...……………7

Глава 2 Особенности миграции трудовых ресурсов …………………..…12

2.1.  Международная организация труда………………………..……..…..12

2.2. Миграционный процесс трудящихся…………………..……………...15

Глава 3. Экономические последствия международной миграции….……19

3.1. Последствия ……………………………………………………………19

3.2. Проблема «утечки умов»……………………………………………....24

Заключение………………………………………………………………….28

Библиография………………………………………………………………..30

                                                    
 
 
 
 
 
 

Введение

В моей курсовой работе я хочу рассмотреть  следующий вопрос: международная  миграция рабочей силы. Мой выбор  не случаен. Эта тема очень актуальна, особенно сейчас, в начале нового тысячелетия, в эпоху высокоразвитых  технологий, грандиозных научных исследований. В 21 веке экономический прогресс различных  государств становится всё более  зависимым от мировых тенденций  и закономерностей общественного  развития. Сегодня ни одна страна не может добиться успеха, будучи изолированной  от мирового сообщества.

В настоящее  время всё большее число стран  участвуют в международном обмене трудовыми ресурсами. Внешняя миграция  стала неотъемлемой частью современной  системы мирового хозяйства, нормой существования большинства государств.

Международная миграция рабочей силы имеет давнюю историю. В ряде стран, в частности  в США, Канаде, Австралии и некоторых  других, не только экономика, но и политическая система, и культурные традиции сформировались за счёт массовой иммиграции из стран  Старого света в XVIII-начале XX вв. По имеющимся оценкам, в середине 90-х гг. XX в. по крайней мере 125 млн. чел. жили за пределами тех стран, гражданами которых они являлись. В настоящее время в основном происходит миграция рабочей силы из бедных стран в более богатые. Среди мигрантов увеличивается доля высококвалифицированных рабочих. Более половины международного перелива рабочей силы сейчас происходит между развивающимися странами (например, из стран Южной Азии в нефтедобывающие страны Персидского залива). В целом в последнее десятилетие в мире ежегодно переезжают из страны в страну более 20 млн. человек.

Данной  темой занимались и занимаются  многие отечественные и зарубежные экономисты и социологи, теоретики  и практики современной науки. Наибольший размах к настоящему времени приобрели  исследования международной трудовой миграции в западной экономической науке. Во многих странах и на международном уровне подробно изучены масштабы и закономерности миграции, качественный состав и характеристики поведения мигрантов, экономические и социальные последствия миграционных потоков.

Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как  в количественных показателях, так  и в качественных: изменяются формы  и направления передвижения трудовых потоков.

Задачи, поставленные в моей курсовой работе, таковы: рассмотреть теории, виды, основные понятия, механизмы контроля миграции рабочей силы, а также причины  и проблемы миграции.

Методы, которые я буду использовать для  решения поставленных задач, следующие: описание, анализ и приведение статистических данных.

Цель, которую  я поставила в своей курсовой работе, - проинформировать читателей  данной работы об основных проблемах  процесса миграции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Понятие международной миграции рабочей силы

1.1  Сущность международной  миграции 

Миграция  – латинское слово, означающее перемещение, переселение. Этим словом обозначают перемещение  людей, животных, капиталов и т. д. Миграция населения представляет собой  перемещение людей через границы  определенных территорий в связи  со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему. В  экономическом смысле миграция представляет собой перемещение собственно рабочей  силы, то есть «производительного богатства» страны, потратившей средства на профессиональную подготовку и обучение, в другие страны, которые используют эту рабочую  силу, присваивая себе результат её труда.

Миграция населения– это, прежде всего, проявление диспропорции между экономическим и демографическим развитием страны. Отставание экономического развития от роста населения приводит к образованию «перенаселенной нации», в результате часть рабочей силы вынуждена эмигрировать в поисках работы. Например, Россия в настоящее время является одной из крупнейших поставщиков эмигрантов на мировой рынок, но, ни о каком «перенаселении нации» не может идти речь, поскольку для нашей страны характерна естественная убыль населения, когда смертность превышает рождаемость. Массовый характер миграции свидетельствует не только о несоответствии между уровнем развития экономики и ростом численности населения, но также является и отражением внутренних противоречий общества, постоянно усугубляемых периодически повторяющимися кризисными ситуациями.

 Итак, международная миграция рабочей  силы представляет собой процесс  перемещения трудовых ресурсов  из одной страны в другую  с целью трудоустройства на  более выгодных условиях, чем  в стране происхождения. [5,с.762]  

Все перемещения  населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и  иммиграционных потоков. Эмиграция  – выбытие за границу, иммиграция – прибытие из-за границы. Разница  между этими двумя потоками даёт объём чистой миграции, их сумма  – объем валовой миграции. Международная  миграция включает также процесс  репатриации – возвращение в  страну происхождения ранее выехавших  из неё граждан.

Международная миграция рабочей силы – это объективный  процесс, присущий рыночной экономики. Он также объективен, как процесс  перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными  законами ищут себе более выгодное применение, дающее максимальную эффективность. Прежде всего, миграция рабочей силы связана с развитием крупного машинного производства, которое  предопределило неравномерность социально-экономического развития разных стран. В странах  с ускоренным развитием обнаруживается нехватка рабочей силы, в странах  с замедленным ростом складывается относительный избыток рабочей  силы и возникает безработица. Для  преодоления подобных ситуаций необходимо заполнить кадрами образовавшиеся экономические ниши, используя для  этого импорт рабочей силы. Существуют и другие причины миграции. Военные  обстоятельства – эвакуация, реэвакуация  и т.д. Расширение международной  системы информации, что дает людям  осознать широкие социально-экономические  возможности других стран. Наконец, развитие и удешевление  транспортных средств.

Существует  несколько теорий, объясняющих причины  и направленность международных  миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления  о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» рабочей силы как  главных движущих силах данного  процесса. Согласно классической (Е.Равенштайн, А.Люис, Дж.Фей) и неоклассической  теории     (Дж.Харрис, М.Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют  из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированные районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей. Этим, например, экономисты–неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей.

В отличие  от классических теорий приверженцы  исторических и структуралистских  концепций объясняют миграцию экономическим  и политическим неравенством различных  субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные  субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких  факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.

 1.2  Формы миграции рабочей силы

Использование труда иностранцев в развитых странах имеет давнюю историю. Формы  и средства привлечения иностранной  рабочей силы, география и состав миграционных потоков претерпели значительные изменения и отличаются заметной спецификой в различных регионах и странах.

Миграционная  активность может отличаться как  по своей временной характеристике, так и законности. [10,с.149] Термин  «законная миграция» относится к иностранцам, которые в соответствии с законодательством иммигрируют в желаемую страну и становятся её законными резидентами на долгий срок. Однако перспективы получения гражданства выбранной страны могут оказаться довольно мрачными, если разрешение на натурализацию требует чрезмерно длительного периода ожидания (например, в Бахрейне необходимо быть резидентом в течение 25 лет). Даже если отсрочка во времени не так велика, потенциальные эмигранты сталкиваются с критериями отбора, которые сильно изменились в последние десятилетия. Начиная с 60-х годов, некоторые ПРС отменили квоты или ограничения по странам происхождения, заменив их критериями, разработанными для воссоединения семей. США предприняли это в 1965 г., когда в закон об иммиграции и национальностях были внесены поправки, в соответствии с которыми основными условиями для получения визы стали родственные узы. Хотя законодательство Канады давно было благосклонно к приёму близких родственников своих граждан и резидентов, закон об иммиграции только в 1976 г. в качестве основной цели назвал воссоединение семей. В начале 80-х Австралия изменила свою въездную политику в том же ключе, а в 1986 г. в соответствии с этим образцом – приоритет семейных связей – 2/3 иммигрантов получили право устроиться в Великобритании.

Самая последняя волна реформ в области  иммиграции переключила внимание с  семей на потребности внутреннего  рынка труда, придавая первостепенное значение иностранцам, имеющим высокую  квалификацию, или инвесторам с процветающим бизнесом. В 1990 г. в США были приняты  законодательные акты, почти утраивающие  количество виз для иммиграции по причине трудоустройства. Ежегодно может быть выдано до 140000 виз, из них 10000  зарезервированы для людей  с экстраординарными способностями  – выдающихся учёных и исследователей, руководителей и менеджеров МНК, квалифицированных рабочих и  бизнесменов, способных инвестировать  хотя бы 1 миллион долларов и создать  не менее 10 рабочих мест. Аналогично Канада в 1994 г.  предоставила план, разработанный  для того, чтобы стимулировать  иммиграцию людей, способных организовать дело или заполнить вакансии в  области специализированных работ, и снизить количество въезжающих по семейным основаниям. Последнее  будет достигнуто за счет того, что  теперь за приезжающих родственников  необходимо вносить залог наличными, гарантирующий, что после приезда  они не будут нуждаться в помощи программ социальной поддержки. Даже Япония, которая традиционно избегает иммиграции, ввела в 1990 г. в действие новую  редакцию закона о контроле иммиграции с тем, чтобы упростить эту  процедуру для высококвалифицированных  иностранцев.

Несмотря  на сдерживание натурализации, некоторые  страны в течение последних 25 лет  захлестнула волна законной миграции. Особенно остро проблема стоит в  Западной Европе, куда из Южной Европы, Турции и Западной Африки были импортированы  легионы иностранных «гостевых  работников», «гастарбайтеров», стремящихся  заработать на послевоенном экономическом  оживлении региона. В результате воссоединения семей, разрешенного правительствами принимающих стран, иностранное население Западной Германии увеличилось до 4,4 млн., Франции  - до 3,7 млн., и ещё до 1,5 млн. – в  Бельгии, Швейцарии и Нидерландах  вместе взятых. Исходной предпосылкой  для использования гостевых работников было то, что им не будет предоставляться  гражданство, и они вынуждены  будут вернуться домой после  непродолжительного времени работы. Однако около трети работников, приехавших в Западную Германию, не вернулись  назад, и нет повода думать, что  в соседних странах ситуация в  этой области сильно отличается. Япония борется с теми же проблемами в  отношении примерно 700000 корейцев, проживающих  на её территории.

Законная  миграция может быть, конечно, обратимой. Для иллюстрации, 31% из 15,7 млн. иммигрантов, приехавших в США за период с 1908 по 1957 г., реиммигрировали, также поступили  и 18% из 3,4 млн. человек, приехавших в  США в 60-е годы. Австралия также  приводит данные о значительном уровне реиммиграции среди тех, кто приехал  в 60-е и 70-е годы. В Западной Европе возвращение гостевых работников стимулировалось  по различным схемам. В течение  небольшого периода времени такие  принимающие страны, как Франция  и Западная Германия, в качестве эксперимента ввели небольшие премии за возвращение. А отправляющие страны разрешили мигрантам открывать  валютные счета с высоким процентом  дохода, ввели таможенные льготы на импорт, помогали в поисках работы и создавали стимулы для обзаведения  жильём. Однако, до сих пор неясно, оказали ли эти меры существенное воздействие на принятие решения  покинуть страну.

Миграции  по контракту присущи совершенно другие признаки. В этом случае страны разрешают иностранцам заполнять  специфические вакансии на рынке  труда, предоставляя индивидуальные или групповые визы. Получившие визу должны периодически обращаться за продлением, если выполняемые ими услуги не ограничиваются определенными сроками. Если правительство придерживается политики невмешательства  по отношению к возобновлению виз, то, как отмечалось выше, это фактически может привести к законной миграции. Блокирующие визы обычно предоставляются в том случае, если работы, о которых идет речь, будут прекращены после окончания заранее известного проекта. Например, зарубежный предприниматель может воспользоваться таким визовым режимом для приглашения менеджеров или строительных рабочих, если он получил контракт по проекту, связанному с местной инфраструктурой. Как правило, иммигрантам по контракту запрещается переходить в другую организацию без предварительного  согласия работодателя-спонсора и правительства принимающей страны. Иногда их вынуждают покинуть страну прежде, чем принять на себя новые обязанности.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы