Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:59, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение процессов международной миграции капитала на всех его стадиях. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1.Дать понятие международной миграции капитала, охарактеризовать ее направления, формы, причины, масштабы.
2.Раскрыть сущность международной миграции капитала.
1. Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития 3
1.1. Экономическое содержание миграции капитала 3
1.2. Становление международной миграции капитала 4
1.3. Факторы развития международной миграции капитала 6
2. Причины международной миграции капитала. Показатели участия страны в процессе миграции 9
2.1. Причины международной миграции капитала 9
2.2. Показатели участия страны в процессе миграции 10
3. Формы международной миграции капитала 12
4. Миграция ссудного капитала и тенденции его движения на современном этапе 16
4.1. Сущность и понятие миграции ссудного капитала 16
4.2. Структура мирового рынка ссудного капитала 17
4.3. Международный кредит 20
4.4. Мировой финансовый рынок и Еврорынок 27
В последние
годы сложилась положительная
Таблица 120
Динамика поступления иностранных инвестиций в 2006–2009 гг., тыс. долл. США
* Без иностранных займов.
** Включая иностранные займы.
Несмотря на некоторое увеличение в 2009 г. доли прямых иностранных инвестиций тенденция сохранения неэффективной структуры импортируемого капитала выражена предельно четко — в ней преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных международных финансовых организаций и правительств иностранных государств. Зарубежные кредиты, получаемые правительством, при их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов могли бы стать источником дополнительных доходов бюджета.
Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед другими формами инвестиций очевидно. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д. Другой формой внешнего финансирования являются портфельные инвестиции, которые представляют собой долгосрочное вложение капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и иные организации путем покупки акций и других ценных бумаг. Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Республику Беларусь зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост иногда был значительным. Максимальная их доля и абсолютный объем были зафиксированы в 2006 г. (3,2 млн долл. США). В 2009 г. этот показатель снизился и составил 2,2 млн долл. США. В 2009 г. портфельные инвестиции поступили в 6 отраслей экономики. 21
Самые
значительные суммы таких инвестиций
получили промышленные предприятия
— 645,9 тыс. долл. США (28,9 % общего поступления
портфельных инвестиций), организации
материально-технического снабжения
и сбыта — 520 тыс. долл. США (23,3 %), сельского
хозяйства — 226,5 тыс. долл. США (10,1 %).
Зарубежные портфельные капиталовложения
в Беларуси изначально не могли играть
той активной роли в формировании
инвестиционных ресурсов принимающей
страны, которую они выполняют
в других странах, точно так же
как не были в состоянии сыграть
эту роль и белорусские портфельные
инвестиции.
В связи с этим заметный приток внешних
портфельных инвестиций может ожидаться
лишь при достаточной стабилизации ситуации
на фондовом рынке, хотя в любом случае
в краткосрочной перспективе он не сможет
привести к существенному изменению положения
в инвестиционной сфере белорусской экономики.
Немаловажное значение в составе иностранных
инвестиций, поступающих от иностранных
инвесторов в реальный сектор экономики
Республики Беларусь, имеют прочие инвестиции,
состоящие из финансовых ресурсов, предоставляемых
на возвратной основе, — кредитов (в первую
очередь торговых) и банковских вкладов.
Например, начиная с 2004 г. в республике
наблюдался постоянный рост валового
поступления прочих иностранных инвестиций:
2004 г. — 657,8 млн долл. США (43,4 % от всех полученных
инвестиций), 2005 г. — 1,4 млрд долл. США (75,1
%), 2006 г. — 3,3 млрд долл. США (81,4 %), 2007 г. —
4,1 млрд долл. США (75,7 %). При этом в 2007 г.
отмечается изъятие по торговым кредитам
на 56,8 млн долл. США против чистого поступления
на 104,5 млн долл. США в 2006 г. (табл. 2).
Таблица 222
Чистое поступление иностранных инвестиций в 2006–2009 гг., тыс. долл. США
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. (в % 2008 г.) | |
Республика Беларусь | 145 624,5 | 268 466,7 | 655 117,7 | 1 278 501,7 | 195,2 |
Из них: | |||||
прямые инвестиции | 130 898,9 | 64 440,2 | 105 858,0 | 565 137,4 | в 5,3 раза |
В том числе: | |||||
вклад в уставный фонд | 87 349,5 | 44 406,8 | 55 056,6 | 170 219,9 | 309,2 |
кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов | 21 849,8 | 945,3 | 37 515,8 | 151 344,0 | 403,4 |
финансовая аренда (лизинг) | –25 577,0 | –19,7 | 1135,1 | 4000,9 | 352,5 |
прочие прямые инвестиции и реинвестирование | 47 276,6 | 19 107,8 | 12 150,5 | 239 572,6 | в 19,7 раза |
портфельные инвестиции | –654,2 | –3242,0 | 26,2 | 532,9 | в 20,3 раза |
прочие инвестиции | 15 379,8 | 207 268,5 | 549 233,5 | 712 831,4 | 129,8 |
В том числе: | |||||
торговые кредиты | 33 859,0 | 49 373,6 | 104 540,6 | –56 815,3 | — |
иностранные кредиты и займы | –86 747,9* | 162 027,0 | 446 880,6 | 747 806,8 | 167,3 |
другие иностранные инвестиции | 68 268,7** | –4 132,1 | –2 187,7 | 21 839,9 | — |
* Без иностранных займов.
** Включая иностранные займы.
По состоянию
на 1 января 2009 г. накопленный иностранный
капитал, включая вложения государств
— участников СНГ, составил 4,2 млрд
долл. США, что на 39,4 % больше, чем
на начало 2008 г. Наибольший удельный вес
в накопленном иностранном
Отраслевое распределение иностранных инвестиций
В целом анализ поступления иностранных инвестиций показывает их низкую отраслевую диверсификацию. На долю промышленности за анализируемый период приходилось от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных капиталовложений (табл. 3). Второй по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. В 2007 г. на третье место вышел транспорт. Организациями этой отрасли экономики в 2007 г. было привлечено 380 млн долл. США иностранных инвестиций. На долю трех основных (после промышленности) отраслей материального производства и сферы услуг — строительства, транспорта и связи — в 2006–2009 гг. в сумме приходилось от 9,2 % до 19,6 % всего объема привлеченного иностранного капитала.
Таблица 323
Поступление иностранных инвестиций по отраслям экономики в 2006–2009 гг., тыс. долл. США
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||||
тыс. долл. США | в % к итогу | тыс. долл. США | в % к итогу | тыс. долл. США | в % к итогу | тыс. долл. США | в % к итогу | |
Республика Беларусь | 1 517 381,4 | 100 | 1 816 169,1 | 100 | 4 036 054,0 | 100 | 5 421 864,6 | 100 |
В том числе: | ||||||||
промышленность | 423 530,7 | 27,9 | 805 993,1 | 44,4 | 894 031,4 | 22,2 | 2 371 213,7 | 43,7 |
сельское хозяйство | 12 760,2 | 0,8 | 2761,6 | 0,2 | 11 514,1 | 0,3 | 29 423,0 | 0,5 |
транспорт | 57 173,6 | 3,8 | 72 994,5 | 4,0 | 106 209,4 | 2,6 | 379 985,9 | 7,0 |
связь | 222 567,8 | 14,7 | 142 498,3 | 7,8 | 234 558,9 | 5,8 | 368 226,7 | 6,8 |
строительство | 17 408,1 | 1,1 | 16 155,7 | 0,9 | 31 335,9 | 0,8 | 52 289,8 | 1,0 |
торговля и общественное питание | 464 613,2 | 30,6 | 281 481,0 | 15,5 | 435 471,1 | 10,8 | 320 588,6 | 5,9 |
материально-техни-ческое снабжение и сбыт | 884,0 | 0,1 | 1763,4 | 0,1 | 15 922,6 | 0,4 | 16 820,8 | 0,3 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 292 158,5 | 19,3 | 449 501,6 | 24,7 | 2 208 314,7 | 54,7 | 1 631 660,8 | 30,1 |
жилищно-коммуналь-ное хозяйство | 1877,3 | 0,1 | 45,1 | 0,002 | 70,0 | 0,002 | 2207,4 | 0,04 |
Таким
образом, иностранный капитал
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. в структуре прямых инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь, значительно вырос удельный вес вложений в связь, При этом снизилась доля вложений в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (на 18,9 процентных пункта), торговлю и общественное питание (на 3,4 процентных пункта). По состоянию на 1 января 2008 г. наибольший объем накопленных прямых иностранных инвестиций сосредоточился в трех отраслях экономики (промышленность, торговля и общественное питание, связь), на долю которых пришлось 1,1 млрд долл. США (70 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций). Выше, чем в среднем по республике, рост накопленных за 2008 г. иностранных инвестиций был на транспорте, в строительстве, связи.
Региональное распределение инвестиций .Низкая отраслевая диверсификация прямых иностранных инвестиций способствует неравномерному их распределению по регионам страны. Соответственно усиливается дифференциация их социально-экономического развития. Рост иностранных инвестиций более чем в шесть раз отмечен в Витебской области, более область. В структуре прочих инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2009 г., в Могилевской области преобладают торговые кредиты (65,1 %), во всех остальных областях — иностранные кредиты и займы, полученные не от прямых инвесторов (рис. 3).чем в три раза — в Гродненской области.
Рис. 1. Структура прочих иностранных
инвестиций в 2009 г. по областям Республики
Беларусь24
Страны — основные инвесторы
В разрезе
поступления инвестиций по странам
мира на долю стран СНГ в 2009 г. приходится
33,8 % от их общего объема, причем вклад
России в данный показатель составляет
99,2 %. Подавляющая часть иностранных
инвестиций поступала в 2009 г. в Республику
Беларусь из стран дальнего зарубежья,
прежде всего из Соединенного Королевства,
Швейцарии, Австрии, Кипра, Германии, Латвии
и Нидерландов. На эти семь стран
приходится свыше 55 % поступивших зарубежных
капиталовложений. Если проанализировать
десять крупнейших инвесторов по структуре
инвестиций, то окажется, что на прямых
инвестициях «специализируются» компании
Швейцарии — 95,7 % всего ввезенного
ими в Республику Беларусь капитала,
а также Кипра — 56,8 %, Соединенных
Штатов — 54,1 %. Доля прочих инвестиций
преобладает в поступивших
При этом на долю наиболее крупных инвесторов (Россия, Соединенное Королевство, Австрия, Германия, Кипр) приходилось 3,4 млрд долл. США, или 84,2 % совокупного объема прочих инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики.
Анализ
показал, что иностранный капитал
пришел в Республику Беларусь в основном
в отрасли, обеспечивающие инвесторам
гарантированные доходы, а также
в отрасли с быстрой
Зарубежные
инвестиции практически не участвуют
в создании в республике современных
высокотехнологичных
Привлечение
в белорусскую экономику
5.2 Инвестиционный
климат в Республике Беларусь
на основе изучения нормативно-
Существует
несколько методик оценки инвестиционного
климата, которые используются инвесторами.
В основе каждой из них лежит определённая
система критериев, анализ каждого
из которых и даёт представление
об инвестиционной деятельности страны.
Исследования инвестиционного климата
проводит ряд международных финансовых
и экономических организаций–
Международный банк реконструкции и развития,
Организация экономического сотрудничества
и развития, информационные корпорации,
различные исследовательские институты.
Одним из основных критериев формирования
благоприятного инвестиционного климата
является наличие полноценной кредитной
системы, способствующей концентрации
инвестиционных ресурсов и их эффективному
распределению. В Республике Беларусь
многоуровневая кредитная система только
начинает формироваться и носит переходный
характер. По сути, проблема состоит в
завершении перехода от жёстко централизованной
кредитной системы к рыночной модели организации
кредитной системы. Но этот переход должен
осуществляться в меру движения к рыночной
организации всей экономики в целом. Важным
элементом командной экономики была подчиненность
Центрального банка республики интересам
бюджета и первоочередное кредитование
его дефицита. Такая ситуация во многом
сохраняется и сейчас.25
Всё ещё недостаточна роль банков в повышении
деловой активности хозяйствующих субъектов.
Сегодня белорусские банки сделали далеко
не всё для снижения инфляции, развития
экономики Беларуси.
Низок удельный вес кредитных операций
коммерческих банков.
Существуют негативные тенденции и в развитии
самих кредитных операций: всё ещё большая
часть кредитов идёт не в сферу производства,
а на обслуживание торгово-посреднических
операций: значительная часть кредитов
носит краткосрочный характер, отсутствует
надёжный механизм обеспеченности выдачи
и возврата кредита, недостаточное развитие
получило залоговое право, поручительства
и гарантии, в целом система страхования.
Немногочисленные инвестиционные фонды,
созданные на волне чековой приватизации,
в основном не действуют. Они либо обладают
малой активностью в силу того, что чековая
приватизация так и не получила серьёзного
развития в Беларуси, либо вообще разорились
или закрылись из-за своей неперспективности.
Ряд инвестиционных фондов и финансовых
компаний строили свою деятельность не
на коммерческой основе, а по принципу
пирамиды, что вызвало волну их банкротства
и серьёзные претензии со стороны хозяйствующих
субъектов и населения. Другие структурные
элементы кредитной системы, характерные
для большинства промышленно развитых
стран, не получили развития в Беларуси.
Это касается пенсионных фондов, благотворительных
фондов, ссудо- сберегательных ассоциаций,
кредитных союзов и т.д.
Все это говорит о том, что многие стороны
деятельности кредитно- финансовых учреждений
и развитие кредитной системы в целом
в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Большую роль в инвестиционной привлекательности
страны играет состояние законодательства,
его соответствие международным требованиям,
стабильность, обязательность для всех.
Когда отношения субъектов и реформы закрепляются
законом, появляется большая вероятность
их стабильности и долговечности, у инвесторов
появляется уверенность в устойчивости
происходящих процессов, и такая страна
становится более привлекательной для
капиталовложений. В странах, где преобразования
проводятся при помощи указов исполнительной
власти, процессы носят менее предсказуемый
характер.
В настоящее время наше законодательство
далеко несовершенно, в нем много «белых
пятен», связанных с вопросами собственности
и защиты прав собственника. Имеется ряд
противоречий в законах о собственности,
о предприятиях, между законодательством
о приватизации и нормативными документами;
не конкретизирована процедура и гарантии
для инвесторов, арендующих землю под
инвестиционные проекты; многие процедуры
в законодательстве неоправданно усложнены.
Но всё это исправимо. Главное выполнять
закон и цивилизованно его совершенствовать,
ибо в противном случае мы непредсказуемы,
а следовательно, нестабильны в глазах
потенциальных партнеров.
Информация о работе Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития