Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение процессов международной миграции капитала на всех его стадиях. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1.Дать понятие международной миграции капитала, охарактеризовать ее направления, формы, причины, масштабы.
2.Раскрыть сущность международной миграции капитала.

Содержание

1. Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития 3
1.1. Экономическое содержание миграции капитала 3
1.2. Становление международной миграции капитала 4
1.3. Факторы развития международной миграции капитала 6
2. Причины международной миграции капитала. Показатели участия страны в процессе миграции 9
2.1. Причины международной миграции капитала 9
2.2. Показатели участия страны в процессе миграции 10
3. Формы международной миграции капитала 12
4. Миграция ссудного капитала и тенденции его движения на современном этапе 16
4.1. Сущность и понятие миграции ссудного капитала 16
4.2. Структура мирового рынка ссудного капитала 17
4.3. Международный кредит 20
4.4. Мировой финансовый рынок и Еврорынок 27

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 459.75 Кб (Скачать)

В последние  годы сложилась положительная тенденция  валового поступления иностранных  инвестиций в реальный сектор экономики  республики. Объемы зарубежных вложений увеличиваются достаточно стабильными  темпами. За 2006–2009 гг. ежегодный приток иностранного капитала в Республику Беларусь увеличился с 1,5 млрд долл. США  до 5,4 млрд долл. США, или в 3,6 раза (табл. 1). 
 

Таблица 120

Динамика  поступления иностранных  инвестиций в 2006–2009 гг., тыс. долл. США

* Без  иностранных займов.

** Включая  иностранные займы.

Несмотря  на некоторое увеличение в 2009 г. доли прямых иностранных инвестиций тенденция  сохранения неэффективной структуры  импортируемого капитала выражена предельно  четко — в ней преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных  международных финансовых организаций  и правительств иностранных государств. Зарубежные кредиты, получаемые правительством, при их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов могли бы стать источником дополнительных доходов бюджета.

Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и  для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед  другими формами инвестиций очевидно. Помимо прямого экономического эффекта  в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего  рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта  в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д. Другой формой внешнего финансирования являются портфельные  инвестиции, которые представляют собой  долгосрочное вложение капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и  иные организации путем покупки  акций и других ценных бумаг. Портфельные  инвестиции в общем объеме поступавших  в Республику Беларусь зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост иногда был  значительным. Максимальная их доля и  абсолютный объем были зафиксированы  в 2006 г. (3,2 млн долл. США). В 2009 г. этот показатель снизился и составил 2,2 млн  долл. США.  В 2009 г. портфельные инвестиции поступили в 6 отраслей экономики. 21

Самые значительные суммы таких инвестиций получили промышленные предприятия  — 645,9 тыс. долл. США (28,9 % общего поступления  портфельных инвестиций), организации  материально-технического снабжения  и сбыта — 520 тыс. долл. США (23,3 %), сельского  хозяйства — 226,5 тыс. долл. США (10,1 %). Зарубежные портфельные капиталовложения в Беларуси изначально не могли играть той активной роли в формировании инвестиционных ресурсов принимающей  страны, которую они выполняют  в других странах, точно так же как не были в состоянии сыграть  эту роль и белорусские портфельные  инвестиции.  
В связи с этим заметный приток внешних портфельных инвестиций может ожидаться лишь при достаточной стабилизации ситуации на фондовом рынке, хотя в любом случае в краткосрочной перспективе он не сможет привести к существенному изменению положения в инвестиционной сфере белорусской экономики. Немаловажное значение в составе иностранных инвестиций, поступающих от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Беларусь, имеют прочие инвестиции, состоящие из финансовых ресурсов, предоставляемых на возвратной основе, — кредитов (в первую очередь торговых) и банковских вкладов. Например, начиная с 2004 г. в республике наблюдался постоянный рост валового поступления прочих иностранных инвестиций: 2004 г. — 657,8 млн долл. США (43,4 % от всех полученных инвестиций), 2005 г. — 1,4 млрд долл. США (75,1 %), 2006 г. — 3,3 млрд долл. США (81,4 %), 2007 г. — 4,1 млрд долл. США (75,7 %). При этом в 2007 г. отмечается изъятие по торговым кредитам на 56,8 млн долл. США против чистого поступления на 104,5 млн долл. США в 2006 г. (табл. 2).
 

Таблица 222

Чистое  поступление иностранных инвестиций в 2006–2009 гг., тыс. долл. США

  2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. (в % 2008 г.)
Республика  Беларусь 145 624,5 268 466,7 655 117,7 1 278 501,7 195,2
Из  них:
прямые  инвестиции 130 898,9 64 440,2 105 858,0 565 137,4 в 5,3 раза
В том числе:
вклад в уставный фонд 87 349,5 44 406,8 55 056,6 170 219,9 309,2
кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов 21 849,8 945,3 37 515,8 151 344,0 403,4
финансовая  аренда (лизинг) –25 577,0 –19,7 1135,1 4000,9 352,5
прочие  прямые инвестиции и реинвестирование 47 276,6 19 107,8 12 150,5 239 572,6 в 19,7 раза
портфельные инвестиции –654,2 –3242,0 26,2 532,9 в 20,3 раза
прочие  инвестиции 15 379,8 207 268,5 549 233,5 712 831,4 129,8
В том  числе:          
торговые  кредиты 33 859,0 49 373,6 104 540,6 –56 815,3
иностранные кредиты и займы –86 747,9* 162 027,0 446 880,6 747 806,8 167,3
другие  иностранные инвестиции 68 268,7** –4 132,1 –2 187,7 21 839,9

* Без  иностранных займов.

** Включая  иностранные займы.

По состоянию  на 1 января 2009 г. накопленный иностранный  капитал, включая вложения государств — участников СНГ, составил 4,2 млрд долл. США, что на 39,4 % больше, чем  на начало 2008 г. Наибольший удельный вес  в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, — 61,5 %. Доля прямых инвестиций составила 38,3 %, портфельных  — 0,2 %. 
 

Отраслевое  распределение иностранных  инвестиций

В целом  анализ поступления иностранных  инвестиций показывает их низкую отраслевую диверсификацию.  На долю промышленности за анализируемый период приходилось  от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных капиталовложений (табл. 3). Второй по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.  В 2007 г. на третье место вышел транспорт. Организациями этой отрасли экономики в 2007 г. было привлечено 380 млн долл. США иностранных инвестиций. На долю трех основных (после промышленности) отраслей материального производства и сферы услуг — строительства, транспорта и связи — в 2006–2009 гг. в сумме приходилось от 9,2 % до 19,6 % всего объема привлеченного иностранного капитала.

Таблица 323

Поступление иностранных инвестиций по отраслям экономики  в 2006–2009 гг., тыс. долл. США

  2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
тыс. долл. США в % к итогу тыс. долл. США в % к итогу тыс. долл. США в % к итогу тыс. долл. США в % к итогу
Республика  Беларусь 1 517 381,4 100 1 816 169,1 100 4 036 054,0 100 5 421 864,6 100
В том числе:
промышленность 423 530,7 27,9 805 993,1 44,4 894 031,4 22,2 2 371 213,7 43,7
сельское  хозяйство 12 760,2 0,8 2761,6 0,2 11 514,1 0,3 29 423,0 0,5
транспорт 57 173,6 3,8 72 994,5 4,0 106 209,4 2,6 379 985,9 7,0
связь 222 567,8 14,7 142 498,3 7,8 234 558,9 5,8 368 226,7 6,8
строительство 17 408,1 1,1 16 155,7 0,9 31 335,9 0,8 52 289,8 1,0
торговля  и общественное питание 464 613,2 30,6 281 481,0 15,5 435 471,1 10,8 320 588,6 5,9
материально-техни-ческое снабжение и сбыт 884,0 0,1 1763,4 0,1 15 922,6 0,4 16 820,8 0,3
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 292 158,5 19,3 449 501,6 24,7 2 208 314,7 54,7 1 631 660,8 30,1
жилищно-коммуналь-ное  хозяйство 1877,3 0,1 45,1 0,002 70,0 0,002 2207,4 0,04

Таким образом, иностранный капитал традиционно  предпочитает те отрасли, которые, во-первых, производят продукцию, имеющую для  него стратегическое значение в долгосрочном плане, т.к. ее реализация гарантирована  относительно стабильным спросом на мировом рынке, во-вторых, характеризуются  быстрым оборотом вложенных средств  и максимальной рентабельностью  производства. 

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. в структуре  прямых инвестиций, поступивших в  реальный сектор экономики Республики Беларусь, значительно вырос удельный вес вложений в связь, При этом снизилась доля вложений в общую  коммерческую деятельность по обеспечению  функционирования рынка (на 18,9 процентных пункта), торговлю и общественное питание (на 3,4 процентных пункта). По состоянию  на 1 января 2008 г. наибольший объем накопленных  прямых иностранных инвестиций сосредоточился в трех отраслях экономики (промышленность, торговля и общественное питание, связь), на долю которых пришлось 1,1 млрд долл. США (70 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций). Выше, чем  в среднем по республике, рост накопленных  за 2008 г. иностранных инвестиций был  на транспорте, в строительстве, связи.

Региональное  распределение инвестиций .Низкая отраслевая диверсификация прямых иностранных инвестиций способствует неравномерному их распределению по регионам страны. Соответственно усиливается дифференциация их социально-экономического развития. Рост иностранных инвестиций более чем в шесть раз отмечен в Витебской области, более область. В структуре прочих инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2009 г., в Могилевской области преобладают торговые кредиты (65,1 %), во всех остальных областях — иностранные кредиты и займы, полученные не от прямых инвесторов (рис. 3).чем в три раза — в Гродненской области.

 
Рис. 1. Структура прочих иностранных  инвестиций в 2009 г. по областям Республики Беларусь24

Страны  — основные инвесторы

В разрезе  поступления инвестиций по странам  мира на долю стран СНГ в 2009 г. приходится 33,8 % от их общего объема, причем вклад  России в данный показатель составляет 99,2 %. Подавляющая часть иностранных  инвестиций поступала в 2009 г. в Республику Беларусь из стран дальнего зарубежья, прежде всего из Соединенного Королевства, Швейцарии, Австрии, Кипра, Германии, Латвии и Нидерландов. На эти семь стран  приходится свыше 55 % поступивших зарубежных капиталовложений. Если проанализировать десять крупнейших инвесторов по структуре  инвестиций, то окажется, что на прямых инвестициях «специализируются» компании Швейцарии — 95,7 % всего ввезенного ими в Республику Беларусь капитала, а также Кипра — 56,8 %, Соединенных  Штатов — 54,1 %. Доля прочих инвестиций преобладает в поступивших капиталах  компаний Соединенного Королевства  — 97,5 %, Австрии — 96,7 %, Германии — 91 %, Латвии — 77,8 %, Нидерландов — 78,7 %, Китая — 99,7 %. В 2009 г. в реальный сектор экономики республики поступали  прочие инвестиции более чем из 60 стран — экспортеров капитала. 

При этом на долю наиболее крупных инвесторов (Россия, Соединенное Королевство, Австрия, Германия, Кипр) приходилось 3,4 млрд долл. США, или 84,2 % совокупного объема прочих инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики.

Анализ  показал, что иностранный капитал  пришел в Республику Беларусь в основном в отрасли, обеспечивающие инвесторам гарантированные доходы, а также  в отрасли с быстрой окупаемостью вложений. 

Зарубежные  инвестиции практически не участвуют  в создании в республике современных  высокотехнологичных производств  и услуг, которые смогли бы коренным образом изменить сложившуюся внешнеэкономическую  специализацию страны. В этих условиях все более актуальной становится задача разработки комплексной концепции государственной политики в сфере привлечения зарубежных инвестиций.  В данной концепции должны быть определены отраслевые и территориальные приоритеты (включая условия доступа иностранного капитала в различные отрасли; меры по снижению инвестиционных рисков и обеспечению льгот вкладчикам; задачи и полномочия структур, обеспечивающих реализацию государственных интересов в данной сфере). 

Привлечение в белорусскую экономику иностранных  инвестиций в широких масштабах  преследует долговременные стратегические цели создания в республике цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством  жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и  интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

5.2 Инвестиционный  климат в Республике Беларусь  на основе изучения нормативно-правовой  базы, регулирующей движение капитала. 

Существует  несколько методик оценки инвестиционного  климата, которые используются инвесторами. В основе каждой из них лежит определённая система критериев, анализ каждого  из которых и даёт представление  об инвестиционной деятельности страны. Исследования инвестиционного климата  проводит ряд международных финансовых и экономических организаций–Международный  валютный фонд, 
Международный банк реконструкции и развития, Организация экономического сотрудничества и развития, информационные корпорации, различные исследовательские институты. Одним из основных критериев формирования благоприятного инвестиционного климата является наличие полноценной кредитной системы, способствующей концентрации инвестиционных ресурсов и их эффективному распределению. В Республике Беларусь многоуровневая кредитная система только начинает формироваться и носит переходный характер. По сути, проблема состоит в завершении перехода от жёстко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Но этот переход должен осуществляться в меру движения к рыночной организации всей экономики в целом. Важным элементом командной экономики была подчиненность Центрального банка республики интересам бюджета и первоочередное кредитование его дефицита. Такая ситуация во многом сохраняется и сейчас.25 
Всё ещё недостаточна роль банков в повышении деловой активности хозяйствующих субъектов. Сегодня белорусские банки сделали далеко не всё для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. 
Низок удельный вес кредитных операций коммерческих банков. 
Существуют негативные тенденции и в развитии самих кредитных операций: всё ещё большая часть кредитов идёт не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций: значительная часть кредитов носит краткосрочный характер, отсутствует надёжный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, недостаточное развитие получило залоговое право, поручительства и гарантии, в целом система страхования. Немногочисленные инвестиционные фонды, созданные на волне чековой приватизации, в основном не действуют. Они либо обладают малой активностью в силу того, что чековая приватизация так и не получила серьёзного развития в Беларуси, либо вообще разорились или закрылись из-за своей неперспективности. Ряд инвестиционных фондов и финансовых компаний строили свою деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну их банкротства и серьёзные претензии со стороны хозяйствующих субъектов и населения. Другие структурные элементы кредитной системы, характерные для большинства промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, благотворительных фондов, ссудо- сберегательных ассоциаций, кредитных союзов и т.д. 
Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно- финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании. 
Большую роль в инвестиционной привлекательности страны играет состояние законодательства, его соответствие международным требованиям, стабильность, обязательность для всех. Когда отношения субъектов и реформы закрепляются законом, появляется большая вероятность их стабильности и долговечности, у инвесторов появляется уверенность в устойчивости происходящих процессов, и такая страна становится более привлекательной для капиталовложений. В странах, где преобразования проводятся при помощи указов исполнительной власти, процессы носят менее предсказуемый характер. 
В настоящее время наше законодательство далеко несовершенно, в нем много «белых пятен», связанных с вопросами собственности и защиты прав собственника. Имеется ряд противоречий в законах о собственности, о предприятиях, между законодательством о приватизации и нормативными документами; не конкретизирована процедура и гарантии для инвесторов, арендующих землю под инвестиционные проекты; многие процедуры в законодательстве неоправданно усложнены. Но всё это исправимо. Главное выполнять закон и цивилизованно его совершенствовать, ибо в противном случае мы непредсказуемы, а следовательно, нестабильны в глазах потенциальных партнеров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития