Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Экономическая система - это сложная упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, реализующаяся через функционирование производительных сил и осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.
Экономические системы с момента своего возникновения и до наших дней прошли значительный эволюционный путь развития. Поэтому к настоящему времени насчитывается множество различных их видов и типов, отличающихся способами общественного разделения труда и его организации, формами собственности, видами координации элементов системы и другими признаками. В экономической теории классификация экономических систем осуществляется на основе критериев - определяющих признаков, позволяющих разграничить системы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по нац экономике.docx

— 268.38 Кб (Скачать)

    таблице:

Выручка от реализации товаров,  продукции,  работ,  услуг организаций за январь-сентябрь 2011  г.  в текущих ценах составила 409,2  трлн.  рублей,  или  в 1,7 раза больше, чем за январь-сентябрь 2010 г. при росте потребительских цен  за этот период на 36%.  За сентябрь выручка от реализации составила  60,8 трлн. рублей, или на 1,4% больше, чем за август. 

Рентабельность  продаж за январь-сентябрь 2011 г. составила 9,9% против 6,5% за январь-сентябрь 2010 г.

    

    За  январь-сентябрь 2011 г. рентабельными  были 88,2% организаций. 
 

  • Число объектов розничной  торговли

 

  • Налоги
 

    Плательщиками налога с продаж являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающий единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции), осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты (далее — розничная торговая сеть) в соответствии с законодательством Республики Беларусь на территории города Минска.

    Не подлежит налогообложению выручка от реализации товаров, облагаемая налогом на услуги.

    Выручка от реализации объектами общественного питания (кроме ресторанов, баров, кафе) продукции, прошедшей кулинарную обработку (на которую применяются наценки общественного питания), налогом на услуги и налогом с продаж не облагается, за исключением реализации в разлив алкогольных напитков и пива. Выручка от реализации алкогольных напитков и пива, реализуемых порциями с применением наценки общественного питания, облагается налогом с продаж по установленным ставкам. Выручка от реализации покупных товаров, на которые не применяется наценка общественного питания, облагается налогом с продаж по установленным ставкам.

    Налоговая ставка налога с продаж устанавливается в размере 5 процентов выручки от реализации товаров (за исключением товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенных в свободное обращение в Республике Беларусь, указанных в перечне согласно приложению 1, на которые налоговая ставка устанавливается в размере 10% и 15:).

    Сумма налога с продаж устанавливается как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды. 

Перечень  товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенных в свободное обращение в Республике Беларусь, налоговые ставки на которые устанавливаются в размере 10% и 15% 

Вид товара Ставка налога

Алкогольные напитки и пиво                                                                 15%

Табачные  изделия                                                                                      15%

Ювелирные изделия                                                                                  15%

Кондитерские  изделия                                                                              15%

Стиральные  машины                                                                                 10%

Телевизоры                                                                                                 10%

Холодильники                                                                                           10%

Часы                                                                                                            10%

Обувь кожаная                                                                                           10%

Мех натуральный  и изделия из него                                                       10%

Мясо  и птица, колбасные изделия и  копчености

из мяса и птицы, консервы мясные (за

исключением детского питания)                                                              10%

Молоко  и молочные продукты (за исключением

детского  питания)                                                                                       10%

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

  1. Перспективы и направления  развития отрасли  в Республике Беларусь.
 

     Сегодня крайне важно определить основные пути дальнейшего развития розничной торговли в республике, ее качественного улучшения с целью более полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торгового обслуживания. Развитие торговли будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

     Определим следующие пути или направления  развития торговли.

  • Максимальное приближение розничной торговой сети к требованиям покупателей.

     В настоящее время розничная торговая сеть в республике развивается на основе нормативов потребности, установленных  на 1 тыс. жителей. Специфические же потребности покупателей (демографические, социальные, половозрастные и т.д.) практически не учитываются. В результате торговая сеть оказывается недостаточно гибкой при переходе к рыночным отношениям.

     За  рубежом учет таких потребностей осуществляется путем организации  магазинов, ориентированных на удовлетворение потребностей различных групп населения, и магазинов, резко отличающихся уровнем цен. С одной стороны, имеются фешенебельные магазины с огромным набором услуг (универмаги, супермаркеты и т.п.). а с другой, для лиц с низкими доходами организуются магазины, торгующие товарами по низким ценам с минимумом услуг (магазины "дискаунты", "карго", "фебрау-хенмаркеты" и т.п.).

  • Создание примерно равных реальных возможностей для конкуренции предприятий с различными формами собственности.

     При административно-командной системе  розничная торговля осуществляла свою деятельность в основном монопольно, так как предприятия одной системы (например, государственной торговли или потребкооперации) обслуживали тот или иной район или регион. Этот монополизм особенно усилился в 80-е годы, когда были разработаны и начали внедряться в жизнь так называемые генеральные схемы управления торговлей, предусматривающие передачу в одну торговую систему (например, Министерства торговли или потребкооперации) всей торговли того или иного города. Даже в крупных городах не были развиты альтернативные формы продажи товаров, так как основное место в организации торговли здесь занимали предприятия системы Министерства торговли.

     В настоящее время этот монополизм в основном разрушен, доля государственной торговли резко снижена, поэтому важнейшим фактором дальнейшей демонополизации розничной торговли и развития конкуренции должно стать ускоренное развитие новой торговой сети и новых типов торговых предприятий.

     Ранее основным источником развития розничной  торговой сети были отчисления от жилищного строительства (5—7 %). В результате имеется фактическая обеспеченность розничной сетью около 250 м2 на тысячу жителей, в то время как в странах Запада она составляет 700—1000 м2.

     С переходом к рыночным отношениям источники финансирования развития новой розничной торговой сети должны значительно возрасти за счет промышленных предприятий, коммерческих структур, совместных и иностранных предприятий, а также частных лиц. С переходом к рынку должны видоизмениться и типы магазинов. Здесь можно смело копировать оправдавший себя зарубежный опыт оптимального сочетания крупных и крупнейших магазинов и торговых центров с высоким сервисом торгового обслуживания и небольших предприятий торговли с минимумом услуг, низкими ценами и максимально приближенными к покупателю. В связи с этим в настоящее время завершается разработка новой номенклатуры типов торговых предприятий. Это будет способствовать развитию конкуренции между предприятиями и скажется на уровне культуры торгового обслуживания.

  • Расширение и обеспечение условии для диверсификационной деятельности розничной торговли.

     В настоящее время деятельность подавляющего большинства магазинов ограничена чисто торговыми функциями (прием товаров, хранение, подготовка и продажа). Неторговая деятельность магазинов и фирм в основном связана с дополнительными услугами (кафетерии, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка на дом и т.п.), большинство из которых бесплатные, так как сохраняются экономические и организационные препятствия для оказания более выгодных и рентабельных платных услуг. В результате обеспеченность площадями для оказания услуг и в продовольственной, и особенно в непродовольственной торговле далека от нормативов.

  • Дальнейшее развитие и повышение эффективности различных форм розничной продажи товаров.

     Прежде  всего надо отметить, что в условиях экономического кризиса 90-х годов почти в 2 раза снизился удельный вес самообслуживания: на 01.01.2006 г. он составил только 39 % в общем количестве магазинов и 43,5 % в общей торговой площади. Следует отметить, что удельный вес этой формы продажи в странах с рыночной экономикой достаточно высок. Например, в продовольственной торговле он достигает 80—100 % .

  • Разработка новых организационных структур управления торговлей.

     Наряду  с реформированием форм собственности  торговых предприятий произошла  реорганизация в структурах управления торговлей. Проведена либерализация управления торговлей путем предоставления большей самостоятельности при выборе организационно-правовых форм. Ликвидированы промежуточные организационные звенья — торги и тресты, взамен которых организованы более эффективные структуры.

  • Создание более совершенной системы защиты прав потребителей.

     В странах с рыночной экономикой интересы потребителя защищены не только деятельностью торговых предприятий, но и политикой государственных органов управления и общественных организаций (налоговая дисциплина, установление режимов работы магазинов и т.п.). В результате созданы мощные барьеры предпринимателям, деятельность которых не отвечает требованиям потребителей.

     Государственная политика в сфере розничной торговли направлена на укрупнение размеров магазинов  за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров

     Для обеспечения системного подхода  к строительству и размещению крупных торговых объектов (торговых центров, гипер- и супермаркетов, магазинов с торговой площадью от 650 кв. метров и более) облисполкомами и Минским горисполкомом разрабатываются генеральные схемы размещения крупных торговых объектов в городах республики на период до 2020 года.

     Укрупнение  торговой сети за счет привлечения  инвестиций в отрасль сегодня является одним из приоритетных направлений в развитии торговой сети городов Беларуси. В Программе развития внутренней торговли определены важнейшие инвестиционные проекты по развитию торговой инфраструктуры городов. Из 44 инвестиционных проектов, предусмотренных в инфраструктуре торговли, только 12 проектов приходиться на столицу. Это позволяет сделать вывод, что активизируется развитие инфраструктуры торговли во всех крупных городах республики.

     Программа развития потребительской кооперации является основным документом, определяющим задачи комплексного развития потребительской кооперации на ближайшую перспективу. В данном документе определены основные направления развития кооперативной торговли.

     Согласно  этому документу задача кооперативной  торговли - оперативно реагировать  на происходящие изменения в экономической  ситуации, внесение коррективов в хозяйственную деятельность системы, активное сотрудничество с государственными органами в целях защиты интересов кооперации.

Информация о работе Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения