Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Экономическая система - это сложная упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, реализующаяся через функционирование производительных сил и осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.
Экономические системы с момента своего возникновения и до наших дней прошли значительный эволюционный путь развития. Поэтому к настоящему времени насчитывается множество различных их видов и типов, отличающихся способами общественного разделения труда и его организации, формами собственности, видами координации элементов системы и другими признаками. В экономической теории классификация экономических систем осуществляется на основе критериев - определяющих признаков, позволяющих разграничить системы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по нац экономике.docx

— 268.38 Кб (Скачать)

На структуру  розничного товарооборота влияют социально-демографические, экономические факторы, климатические  условия, национальные особенности  региона.

    1. Анализ развития отрасли в Республике Беларусь.
  

 Розничная торговля в Беларуси является одним  из секторов в стране, в котором доминируют предприятия частной формы собственности. Более того, белорусский рынок розничной торговли вырос более чем в 2 раза с 2005 по 2008 год, однако в 2009 году на фоне кризиса сократившихся доходов населения, розничный товарооборот снизился. Тем не менее, начавшаяся в 2009 году либерализация розничной торговли продолжилась и в 2010 году. Были подписаны указы об отмене лицензирования в розничной торговле, а также о свободном ценообразовании собственности. Тем не менее, государство не намерено полностью отказываться от регулирования данного сектора, в связи с чем планируется введение инструмента торгового реестра взамен процедуры лицензирования. Также планируется принять указ, предусматривающий ограничение маркетинговых платежей, которые могут взимать розничные сети с производителей продукции. В целом, данный указ ритейлеров, однако, по оценкам экспертов, документ не оказывает серьезного воздействия на отношения между производителем и торговыми сетями.     

Рост  розничного товарооборота в Беларуси также должен поддерживаться за счет строительства и открытия новых торговых объектов. С этой целью была разработана концепция развития торговли в Беларуси на 2011 значительно увеличить обеспеченность торговыми площадями население страны. Так, растущий рынок и улучшение условий будут способствовать как развитию сетей локальными игроками, так и входу на рынок международных ритейлеров.   

 
Краткий обзор розничной  торговли в Беларуси      
 

Проведем  краткий обзор розничной торговли Беларуси за последние 2 года:

  • в 2009 году розничный товарооборот снизился на 15.6% в долларовом выражении по сравнению с 2008 годом до 19.6 млрд. USD в связи с одномоментной 20% девальвацией белорусского рубля;
  • в структуре розничного товарооборота в 2009 году частные ритейлеры занимали 82%, государственные, иностранные – 3.7%;
  • соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота за январь август 2010 года в Беларуси составило 50.3% и 49.7% соответственно;
  • по состоянию на 01.01.2010 г. в Беларуси функционирует более 32.9 тыс. магазинов (в т.ч. 9 гипермаркетов, около 60 дискаунтеров) с торговой площадью 3.06 млн. м. кв., более 320 торговых центров, около 400 рынков;
  • рынок розничной торговли в Беларуси представлен, в основном, отдельными торговыми объектами и небольшими сетями (5-10 магазинов);
  • крупные операторы представлены сетями «Родная сторона» (около 120 магазинов), «ДорОРС» (свыше 140 магазинов), «Евроопт» (30 магазинов), «Рублевский» (32 магазина) «Веста» (51 магазин), «Белмаркет» (25 магазинов) и др.
  • из крупных иностранных инвесторов в розничной торговле присутствует только A1 Group (Россия);
  • доля современных форматов в общем объеме розничного товарооборота в Беларуси составляет 20 меньше, чем в странах ЦВЕ и в 4 раза, чем в странах Западной Европы
  • одной из особенностей розничной торговли Республики Беларусь является отсутствие крупного национального оператора, вследствие этого концентрация бел очень низкая по сравнению со многими европейскими странами (5-7%)
 

     1.2. Характеристика структуры,  ключевых предприятий  и оценка   конкурентной  среды в отрасли. 

Классификация предприятий розничной  торговли 

   Розничная торговля – это торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Все участники каналов распределения – производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.

   Чтобы выяснить основные формы розничной  торговли, необходимо рассмотреть критерии, по которым обычно классифицируют предприятия  розничной торговли. В качестве таких  критериев используют структуру  собственности, структуру стратегии  организации торговли, уровень предлагаемых услуг и немагазинные формы торговли.

   Виды  магазинов:

   Дискаунтеры – в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно упала.

   Супермаркеты – магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего.

   Гипермаркеты – с гиперпредложением товаров разнообразных категорий: от автомобильных принадлежностей до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей.

   “Магазины у дома” – небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом молока. Другое название таких магазинов – сonvenience store. В классическом сonvenience store обычно имеются кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно развит на российском рынке, что также выражается в том, что “магазины у дома” не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует классическому пониманию сonvenience store. 

         Число точек розничной торговли в Беларуси в последние годы снижается. Об этом свидетельствуют данные компании Nielsen (представитель в Беларуси - иностранное  предприятие «Эй-Си Нильсен Бел»). В 2009 году их стало  на 10,5% меньше (16 202) по сравнению с 2005-м.

В то же время в разных по размерам населенных пунктах наблюдаются  неодинаковые тенденции, наиболее стремительное снижение количества торговых точек зафиксировано в Минске (31%) и малых городах, численностью от 10 до 20 тыс. человек (20%). Незначительные изменения произошли в областных  центрах (-1%), городах с числом жителей от 10 до 50 тыс. (-0,4%). В первом случае причины общего снижения количества точек розничной торговли связаны с административным регулированием, а точнее «выживанием» киосков с минских улиц. В то время как уменьшение числа объектов розничной торговли в малых городах может быть связано с невысокой платежеспособностью тамошнего населения. Давно существующие госмагазины сохраняются, а частные - закрываются. Свою роль  сыграло  изменение условий деятельности, регулирование деятельности ИП. После запрета нанимать работников многие из них вынуждены были закрыть свои торговые точки, полагает эксперт.

Так, появились  гипермаркеты, а исчезли «универсамы» - традиционные «советские» магазины торговой площадью до 300 кв.м с обслуживанием покупателей через прилавок. В переписи 2005 года было зафиксировано  57 универсамов, в  2006 году - 28, в 2007-м - уже ни одного.  Параллельно росло количество современных больших магазинов - гипер- и супермаркетов: 138 в 2005 году, 147 в 2006-м и 163 в 2007-м. К началу 2009 года перепись Nielsen зафиксировала в Беларуси 8 гипермаркетов и 217 супермаркетов. Что касается киосков, то их по вышеупомянутым причинам стало на 27,8% меньше. В частности, в Минске из 912 по состоянию на начало 2005 года осталось 111. Киоски сохранились в подземных переходах и называются таковыми в силу сохранения ассортимента - упакованные продовольственные товары импульсного спроса. 

Свои  тенденции - в секторе общественного  питания. Существенно уменьшилось  количество кафетериев/чайных (на 67%), буфетов/закусочных (41,4%), сократилось число баров/пивных (на 22,4%). Больше становится ночных клубов (на 23,5%), ресторанов/кафе (на 7,1%).

В целом по стране уменьшается и  количество торговых мест на рынках. Имеются  в виду киоски, павильоны, контейнеры, палатки, прилавки. Если в начале 2005 года их было 9912, то к началу 2009-го осталось 6163. Максимальные темпы снижения снова  демонстрирует Минск (-50,5%), города с  численностью населения от 50 до 100 тыс. человек (49,4%) и малые города (48,9%). По мнению экспертов, и в данном случае влияние оказало регулирование  деятельности ИП, которые, лишившись  наемных работников, ликвидировали  или объединили торговые точки.

    Таким образом, наиболее крупные операторы представлены сетями «Родная сторона» (около 120 магазинов), «ДорОРС» (свыше 140 магазинов), «Евроопт» (30 магазинов), «Рублевский» (32 магазина) «Веста» (51 магазин), «Белмаркет» (25 магазинов).       

     2. Анализ динамики  показателей функционирования  отрасли  

    Состояние экономики в государстве в  достаточной степени определяет эффективность всех отраслей, в том  числе и торговли. Если в государстве  наблюдается экономический рост, то он наблюдается и у всех отраслях экономики и наоборот. 

  • Средняя зарплата по отрасли:
 
Вид экономической деятельности Средняя зарплата в августе 2011 года (в белорусских рублях)
Розничная торговля, кроме торговлиавтомобилями и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 1 663 893
 
 
  • Розничный товарооборот

Розничный товарооборот торговли через все  каналы реализации  в январе-октябре 2011  г. составил 82,1  трлн.  рублей,  или 109,6%  к уровню  января-октября 2010 г.

    Темпы роста розничного товарооборота торговли через все каналы реализации по областям и г. Минску характеризуются следующими данными:

      

    Динамика  розничного товарооборота торговли через все каналы реализациив сопоставимых ценах;

    в % к соответствующему периоду предыдущего года   

 

    Изменение розничного товарооборота торговли через все каналы реализации по секторам реализации в январе-октябре 2011  г.  Характеризуется следующими данными:

 

Доля  продажи товаров отечественного производства торговыми организациями в розничном товарообороте торговли в январе-октябре 2011 г. Составила 76,4%, в том числе пищевых продуктов, напитков и табачных изделий – 85,8%, непродовольственных товаров – 64,7%.

Розничный товарооборот торговли организаций  потребительской кооперации в январе-октябре 2011 г.  составил 7,8  трлн.  рублей,  или в сопоставимых ценах 112% к уровню января-октября 2010 г.

В розничном  товарообороте торговли через все  каналы реализации удельный вес пищевых продуктов,  напитков и табачных изделий в январе-октябре 2011  г.  составил 51,4%,  непродовольственных товаров – 48,6%,  в январе-октябре 2010 г. – соответственно 51,1% и 48,9%.

В январе-октябре 2011  г.  населению продано пищевых  продуктов, напитков и табачных изделий  на 42,2  трлн.  рублей,  что составляет 108,8%  к уровню соответствующего периода прошлого года,  непродовольственных товаров – на 39,9 трлн. рублей, или 110,5%. 

  • Индекс  потребительских  цен

    Индекс  потребительских цен на товары и услуги в октябре 2011  г.  По сравнению сентябрем текущего года составил 108,2%,  с декабрем  2010 г. – 188,7%.  Рост цен на продовольственные товары в октябре 2011  г.  По сравнению с предыдущим месяцем дал 5,5%  прироста сводного индекса потребительских цен,  на непродовольственные товары – 1,9%,  на платные  услуги – 0,8%. 

Индекс  цен на продовольственные товары в октябре 2011  г.  По отношению к сентябрю 2011  г.  составил 110,5%,  к декабрю 2010  г. – 203,6%.

Изменение цен на продовольственные товары в октябре 2011 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 5,5%  прироста сводного индекса потребительских цен.

Стоимость минимального набора продуктов питания в октябре 2011  г.  посравнению с сентябрем 2011  г.  увеличилась на 12,2%,  с декабрем 2010  г. – в 2,1 раза, с октябрем 2010 г. – в 2,3 раза.

Индекс  цен на непродовольственные товары в октябре 2011  г.  По сравнению с сентябрем 2011  г.  составил 106%,  с декабрем 2010  г. – 197,5%.

Изменение цен на непродовольственные товары в октябре 2011 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 1,9%  прироста сводного индекса потребительских цен.   

  • Валовой  Внутренний Продукт  (Ввп) 
 

Объем ВВП 

В январе-октябре 2011 г. объем валового внутреннего  продукта составил в текущих ценах 216,8  трлн.  рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2010  г.  в сопоставимых ценах на 7%.  Прогнозом на 2011  год  в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 596 предусмотрен его рост на 9-10%.   

 
 

    Данные  об основных финансовых результатах  организаций приведены в

Информация о работе Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения