Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Экономическая система - это сложная упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, реализующаяся через функционирование производительных сил и осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.
Экономические системы с момента своего возникновения и до наших дней прошли значительный эволюционный путь развития. Поэтому к настоящему времени насчитывается множество различных их видов и типов, отличающихся способами общественного разделения труда и его организации, формами собственности, видами координации элементов системы и другими признаками. В экономической теории классификация экономических систем осуществляется на основе критериев - определяющих признаков, позволяющих разграничить системы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по нац экономике.docx

— 268.38 Кб (Скачать)

     Чистый  капитализм (экономика свободной  конкуренции) отличается преобладанием  частной собственности на средства и продукт производства, свободой предпринимательства, отсутствием  вмешательства со стороны государства  в производственную деятельность хозяйственных  единиц. Здесь имеется множество  покупателей и продавцов, поэтому  сделки каждого из них не влияют на совокупный спрос и совокупное предложение. В такой системе  интересы продавцов и покупателей, производителей и потребителей координирует рыночный механизм. Именно ему принадлежит  экономическая власть, именно он определяет, что производить, сколько производить  и для кого производить. Подобная экономика не знает дефицита .

     Противоположностью  чистому капитализму является командная  экономика. Название свое она получила из-за способа управления и координации. Все решения, касающиеся производства, распределения продукта, принимаются  централизованно и реализуются  по командам, спускаемым сверху вниз по иерархической лестнице управления. "Наверх" идут отчеты о выполнении команды. В этой экономической системе  господствует государственная форма  собственности. Поэтому ей присуща  всеобъемлющая государственная  монополия, охватывающая все фазы производства и воспроизводства, а также жесткое  централизованное регулирование всей экономики. Рынку отводится формальная роль, поскольку продавцы и покупатели определены заранее центром, централизованно  устанавливаются и цены. Такой  вид экономики был характерен для бывшего СССР и некоторых  стран, взявших за основу планово-директивную  модель развития.

     Между этими двумя полюсами лежат смешанные  типы экономических систем, характеризующиеся  тем, что наряду с частной собственностью существует госрегулирование (контроль над ценами, индикативное планирование, ограничение монополий). Причем одни из них находятся ближе к чистому  капитализму, другие - к командной  экономике. Различие заключается в  степени государственного вмешательства  в экономику. Так, например, для рыночной экономики Франции и Японии характерны развитое планирование, активное воздействие  государства на рыночные процессы. Другим смешанным видам экономики  присуща высокая степень социальной защищенности людей от негативных последствий  рынка: обеспечение занятости, индексация доходов, защита бедных, обеспечение  прав человека. Поэтому они называются социально ориентированными системами. Такой, например, является экономика  Швеции и некоторых других стран. Есть смешанные системы, в которых  сочетаются общественная собственность  на ресурсы и рыночный механизм регулирования (югославский рыночный социализм).

    Традиционная  экономика существовала в истории  человечества длительное время и  частично сохранилась в отдельных  странах, например в Индии. Производство здесь базируется на традициях и  обычаях. Например, в средневековой  индийской деревне все жители делились на касты: священники, воины, ремесленники и слуги. Никто не мог  свободно выбрать себе профессию, а  должен был наследовать занятие  отца. Обычаи диктовали сроки и  порядок сельскохозяйственных работ, приемы ремесленников. Технология производственного  процесса была строго закреплена специальными правилами, причем усовершенствования запрещались. Технический прогресс в таких условиях был невозможен, и поэтому производительность труда  оставалась неизменной, как и сотни  лет назад. Обычаи также устанавливали  порядок распределения и обмена продуктами производства. Традиционная экономика отличается высокой степенью консерватизма, так как технический, экономический прогресс вступает в противоречие с установившимися обычаями и угрожает стабильности общества 
 

II ЧАСТЬ  

Розничная торговля 

1. Общая характеристика  отрасли

  В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При розничной  торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная  торговля включает продажу товаров  населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям  для коллективного потребления  или хозяйственных нужд. Товары продаются  в основном через предприятия  розничной торговли и общественного  питания. Продажа потребительских  товаров осуществляется со складов  предприятий - изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов и т.д.

  Функции розничной торговли:

  • исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
  • определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
  • осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
  • проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
  • осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
  • проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
  • оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

   Наибольшее  развитие розничной торговли получили товаропроизводящие отрасли и в первую очередь предприятия легкой и текстильной промышленности. В отделах по торговле государственных органов управления происходит определённая аккумуляция основных данных о продаже товаров и товарных запасов по ассортиментной и внутригрупповой структуре, а также данных об объёмах неудовлетворенного спроса. Самые точные данные во внутригрупповой структуре ассортимента товаров можно получить только в основном звене системы розничной торговли, но подобная работа нуждается в организации и проведении четкого учета по объемам реализации по ассортиментным группам с одновременной регистрацией неудовлетворенного спроса и поступивших требований отдельных покупателей.

   В передовых странах мира для решения  данной проблемы используются единые универсальные штриховые коды по каждому товару, служащие его индикатором, и специальные этикетки на продовольственные  товары, приспособленные для автоматического  считывания с помощью кассовых терминалов. Сведения о продаже товаров передаются по телефонным, телетайпным, телефаксным каналам связи в вычислительный центр торговой компании.

Целям активного стимулирования сбыта  товаров служит реклама. Рекламная  компания должна формироваться в  различных направлениях, начиная  с самых простых её замыслов - оформление оконных и внутримагазинных витрин - до организации рекламных выставок товаров с использование печатной, транспортной, радиотелевизионной, видеороликовой рекламы и другими её видами.

   Виды  розничной торговли:

   I. Стационарная торговая сеть является  наиболее распространённой, включает  в себя как крупные современные,  технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые  автоматы.

   Существует  много видов магазинов, среди  них:

  • традиционное обслуживание через прилавок;
  • магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами. Несмотря на явные преимущества, в настоящих условиях создавшаяся сеть магазинов самообслуживания в России почти полностью прекратила своё существование;
  • магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;
  • магазины, торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;
  • продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские принадлежности, открытки и др.).

  II. Передвижная торговая сеть способствует приближению к покупателям и оперативному его обслуживанию.

  Виды  торговли:

  • разносная с применением лотков и других несложных устройств;
  • развозная с использованием автоматов, вагонолавок;
  • прямая продажа на дому.

  III. Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резино-технические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа.

  Электронная торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.

  Многообразные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного  оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют три  вида:

  а) связанные с покупкой товаров, т.е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров и их доставка на дом;

  б) услуги, оказываемые покупателям  после приобретения товаров: подгонка швейных изделий под клиента, раскрой купленных тканей, установка  и наладка на дому сложных видов  электронной техники (компьютеров, телефонов, музыкальных центров);

  в) услуги, сопутствующие эффективной  реализации товаров: благоприятная  и уютная атмосфера с высокой  культурой обслуживания; организация  буфетов, кафе типа "бистро", комнат отдыха и детских комнат, камер  хранения, стоянок для автомобилей, ремонтные мастерские и др.

  Услуги  могут быть платными и бесплатными, но все они реализуются в целях  привлечения в магазины наибольшего  количества покупателей.

  В структуре розничной торговли учитывается  ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие  группы по признаку производственного  происхождения или потребительского назначения. В розничной торговли в связи с этим функционируют различные виды магазинов:

  1. Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, одежда, молоко, хлебобулочные изделия и др.
  2. Узкоспециализированные магазины продают товары составляющие часть товарной группы (мужская одежда, рабочая одежда, шёлковые ткани и др.).
  3. Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп, отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото-вело-культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и др.).
  4. Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.
  5. Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственных так и непродовольственных, не образуя специализированные секции.

  Показателем, характеризующим  объёмы и качество розничной торговли является товарооборот. Розничный товарооборот - объём реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров; отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.

  Структура розничного товарооборота:

  1. Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные).
  2. Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, одежда, обувь, мебель, лесоматериалы, резино-технические изделия и др.).
  3. Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская, детская,; мебель: для жилья, служебных помещений, офисов, дачи и т.п.).
  4. Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объёме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; телевизоры: цветные, черно-белые, переносные и т.п.).

Информация о работе Методы сравнительного анализа национальных экономических систем. Критерии и параметры сравнения