Методы получения исходной информации для описания деятельности. Сущность описательного и инструментального профессиографирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

В науках о труде сложились два метода получения исходной информации, необходимой для описания тру¬довой деятельности, или составления профессиограммы. Это методы описательного и инструментального профессиографирования, которые в определенной модифи¬кации используются и при изучении деятельности человека с технически сложными потребительскими изделиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ И ПРОФЕССИОГРАММЫ 5
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОГРАФИИ 7
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ 16
ГЛАВА 4. ОПИСАТЕЛЬНОЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЕ 19
АНАЛИЗ КОМПЬЮТЕРНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 30

Работа содержит 1 файл

эргономика 3 вар.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

- самоотчет человека в процессе деятельности;

- экспертную оценку;

- количественную оценку эффективности деятельности.

 

Инструментальное  профессиографирование включает:

- измерение и оценку показателей факторов среды;

- регистрацию и последующий анализ ошибок. Сбор и анализ данных об ошибочных действиях человека являются одним из важных путей анализа и оценки эргономических характеристик системы "человек-машина" или технически сложных потребительских изделий;

- объективную регистрацию энергетических затрат и функционального состояния организма человека;

- объективную регистрацию и измерение трудно различимых (в обычных условиях) составляющих деятельности человека, таких как направление и переключение внимания, оперирование органами управления и др.

Для этого используются различные методы: регистрация направления взгляда человека и показаний приборов с последующим наложением траектории взгляда на приборную панель; циклография, или кинорегистрация движений рук; измерение силы сопротивления органов управления; магнитофонная регистрация речевых сообщений.

Подобные методы и  средства используются непосредственно  в процессе деятельности, а регистрируемые параметры соотносятся с хронограммой трудового процесса;

- объективную регистрацию и измерение показателей физиологических функциональных систем, обеспечивающих процессы обнаружения сигналов, выделения информативных признаков, информационного поиска, оперирования исходными данными для принятия решений, а также исполнительные (двигательные или речевые) действия. К числу таких показателей относится, например, состояние зрительной системы, речевого и двигательного аппаратов. Регистрации подлежат движения глаз наблюдателя, громкая и внутренняя речь, движения и тремор рук, а также электрическая активность зрительной, речевой и двигательной областей коры головного мозга. Эти показатели регистрируются с помощью довольно сложного электрофизиологического оборудования, результаты требуют трудоемкой математической обработки.

Перечисленные методы профессиографического  исследования используются в зависимости от степени сложности изучаемой деятельности и требуемой полноты ее описания. Во многих случаях достаточно метода описательного профессиографирования.

Общую схему для разработки профессиограмм составил из 16 вопросов Ян Райскуп. В ответах на них содержатся важнейшие данные для профессиограммы:

1.  Как называется  работа и в чем она состоит  (иными словами, что делается: название работы, специальности, профессии, должности, описание существенных характеристик и видовых особенностей труда)?

2.  Каковы цель и значение работы (что производится и для какой цели: продукция, услуги; значение работы: ценность и важность продукции или оказываемых услуг для потребителей и предприятия)?

3.  Что является  предметом труда (из чего производят, над чем, с чем работают: материал, сырье, полуфабрикаты; нематериальные источники — информация, письменные данные и документы; обслуживание и оказание услуг)?

4.  Каким способом  выполняется работа (как это делается: технологический процесс, трудовой  процесс, операция, рабочая задача)?

5.  На основании  чего производится работа    (на каком основании это делается: производственная документация,   чертежи,  указания,   подробные  технологические инструкции, планы, расчеты; опосредованная информация, инструкции, описания, приказы)?

6.  Каковы критерии  оценки результатов труда (на  основании   чего   оцениваются   качество   и   эффективность труда: критерии оценки, нормы, лимит затрат времени, квалификационные разряды)?

7.  Какая квалификация  требуется для работы (что нужно  уметь,  знать:   необходимое образование,  требуемый практический опыт, мастерство, специализация)?

8.  При помощи каких  средств выполняется работа (чем  работают: инструмент, машины, вспомогательные  средства, аппаратура, средства управления)?

9.  В каких условиях выполняется работа (рабочая среда, ее факторы и параметры рабочего места — пространственные, гигиенические, эстетические и т.д.)?

10. Какова организация  труда (когда и какими способами  выполняется работа: организация  производственного процесса, график работы и расписание смен, режим труда и отдыха, баланс рабочего времени)?

11. Какова кооперация  труда (кто, что и с кем  делает: распределение рабочих задач,  правомочий и ответственности, установленная субординация — начальник, подчиненные; система руководства и управления первичными производственными коллективами; характеристика социальной среды и микроклимата на производстве)?

12. Какова интенсивность  труда (каков объем, насколько  быстро или медленно, как часто  выполняется работа: количество  работы, ее трудность, скорость, темп, нормы времени, продолжительность нагрузки, вариабельность труда — монотонность, систематичность, равномерность, цикличность, ритмичность)?

13. С какими видами  опасности и ответственности  сопряжен производственный процесс (что может случиться на работе: неполадки, материальные потери, финансовые потери, штрафы за низкое качество или срыв сроков поставки продукции; неисправности, аварии, травмы, профессиональные заболевания, вред окружающей среде)?

14. Какое воздействие  оказывает труд на работающих? (чем полезен и чем вреден  человеку: положительное и отрицательное  влияние материальных, организационных и социальных факторов на личность, в том числе и комплексное их воздействие)?

15. Какую пользу приносит труд работнику (сколько он зарабатывает: заработок, зарплата, премия, натуральные выдачи, различные льготы, моральное удовлетворение от труда, общественное признание)?

16. Какие условия, требования  и ограничения характерны для  работы (кто может и кто не должен выполнять ее: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты)?

 

Анализ компьютерного  рабочего места

 

Я работаю инженером  по труду в небольшой организации. Моя работа заключается в выполнении следующих функций:

    • Планирование   заработной   платы,   производительности  труда, социального развития коллектива.
    • Расчет фонда заработной платы и численности работающих.
    • Подготовка мероприятий по совершенствованию действующих форм  и систем заработной платы, материального и морального поощрения.
    • Осуществление  контроля  за  соблюдением  штатной   дисциплины, 
      расходованием фонда заработной платы, соблюдением режимов труда и отдыха, трудового законодательства.
    • Оформление соответствующей документации.
    • Ведение  учета  показателей  по  труду  и   заработной   плате, 
      составление установленной отчетности.

Мое рабочее место  располагается в отдельном кабинете, оно состоит:

    • Офисный стол,
    • Стул
    • Компьютерная техника
    • Сейф для хранения важной документации и печатей

Кроме моего рабочего места в кабинете есть ещё одно рабочее место, но оно не компьтеризированное.

Фото моего рабочего места приведены на рисунке 2 и 3.

Необходимо проверить  его на соответствие его эргономическим требованиям по нижеприведённой  схеме.

 

 

Рис.2.

Рис.3.

  1. Соблюдены ли требования по высоте расположения клавиатуры (70-85 см. над полом), центра экрана монитора (90-115 см над полом), наклону экрана к плоскости стола (88-1050), расстоянию между экраном и краем стола (50-75 см)?

Клавиатура расположена  непосредственно на столе на высоте 79 см от пола.

Центр экрана монитора находится  на уровне 108 см от пола. Угол наклона экрана к плоскости стола составляет примерно 100о, т.е. он имеет наклон к потолку.

Расстояние между экраном  и краем стола 42 см. Это связано с конфигурацией стола, т.к. столешница имеет изогнутую форму.

 

  1. Как расположен экран по отношению к окну? Отвечает ли это рекомендациям? Не находится ли окно прямо за экраном или перед экраном?

Окно находится слева  сбоку, поэтому блики света не попадают на экран, кроме того от солнечного света монитор защищает полка на столе.

Второе рабочее место  находится напротив исследуемого, поэтому  по отношению к этому месту  окно находится справа и сбоку.

В обоих случаях окно не находится ни за спиной работника, ни перед.

Это удовлетворяет эргономическим требованиям.

 

  1. Обеспечено ли на рабочем столе достаточное пространство для необходимой документации?

Да, на рабочем месте  достаточно места для необходимой  документации.

Вся левая часть стола  пуста, и расположение на ней необходимых документов не повредит рабочему процессу.

 

  1. Удобно ли расположено все необходимое оборудование? Находится ли в пределах досягаемости? Не создается ли дополнительная необходимость вытягивания рук, ног, изменения положения тела, неудобство и неестественность рабочей позы?

Дополнительная необходимость  вытягивания рук или изменения  положения тела возникает когда  необходимо включить чайник, но это  происходит на обеденном перерыве, поэтому от работы это не отвлекает. Кроме того к сейфу так же нужно  протянуть руку, но открывать его часто нет необходимости, а все предметы первой необходимости находятся в зоне доступа.

 

  1. Удобно ли расположена клавиатура (базовый ряд клавиш должен быть на 50 мм ниже уровня локтя)?

При прямой посадке базовый  ряд клавиш ниже уровня локтя на 5-6 см. Кроме того клавиатура расположена в 20 см от края стола, при печати руки не приходится прижимать к корпусу, они согнуты в локтях под прямым углом и удерживаются над клавиатурой, что рекомендовано при печати.

 

  1. Регулируется ли высота кресла, обеспечивает ли оно удобство рабочей позы?

Спинка стула прямая, это обеспечивает удобство, но высота стула не регулируется. Однако на этом стуле сижу только я, а по высоте стул подходит для того, чтобы мне  было удобно сидеть.

 

  1. Имеется ли держатель документов, соответствует ли угол его наклона углу наклона экрана монитора?

Держателя для документов нет, т.к. в нем нет необходимости.

 

  1. Имеются ли необходимые средства организационной оснастки, хранения документов?

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНАСТКА - устройства для хранения и использования производственно-технической документации (специальные планшеты, пюпитры, подставки и др.), средства сигнализации и связи (телефон, вызывные устройства, терминальные устройства и др.), приспособления для ухода за оборудованием и для уборки рабочего места.

Есть накопитель, лоток, разнообразные папки, файлы, инструменты для скрепления бумаг, средства для уборки рабочего места.

К сожалению, нет стационарного  телефона. Есть только мобильный телефон, но для работы это не очень удобно.

 

  1. Имеется ли место для хранения личных вещей работника?

Да, для хранения личных вещей достаточно места. Есть подстольные  тумбы, в кабинете так же есть шкаф, в котором тоже можно хранить  личные вещи.

 

  1. Если в комнате расположены несколько компьютерных рабочих мест, выполните схему их расположения и оцените соответствие его рекомендациям.
     

Дверь

     
                   
                   
                   
                   
                   

Рабочее место  коллеги

           

Моё рабочее  место

           
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
   

Окно

   

Информация о работе Методы получения исходной информации для описания деятельности. Сущность описательного и инструментального профессиографирования