Методы получения исходной информации для описания деятельности. Сущность описательного и инструментального профессиографирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

В науках о труде сложились два метода получения исходной информации, необходимой для описания тру¬довой деятельности, или составления профессиограммы. Это методы описательного и инструментального профессиографирования, которые в определенной модифи¬кации используются и при изучении деятельности человека с технически сложными потребительскими изделиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ И ПРОФЕССИОГРАММЫ 5
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОГРАФИИ 7
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ 16
ГЛАВА 4. ОПИСАТЕЛЬНОЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЕ 19
АНАЛИЗ КОМПЬЮТЕРНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 30

Работа содержит 1 файл

эргономика 3 вар.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

 


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Эргономика»

Вариант 3

На тему: «Методы получения исходной информации для описания деятельности. Сущность описательного и инструментального профессиографирования»

 

 

                           Работу выполнила:

              Студентка 4 курса

                                   Обухова Алена Владимировна

               Специальность ЭТ

                                   № личного дела 05мэб03955

                    Руководитель: Барабаш Олег Евгеньевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза 2012

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эргономическое проектирование техники и технически сложных потребительских изделий предполагает выявление условий, в которых протекает деятельность человека с ними, и аналитическое описание присущих ей психических и психофизиологических функций. В каждом отдельном случае состав этих функций и их взаимосвязь в общей структуре трудового процесса или деятельности с технически сложными потребительскими изделиями различны.

В науках о труде сложились  два метода получения исходной информации, необходимой для описания трудовой деятельности, или составления профессиограммы. Это методы описательного и инструментального профес-сиографирования [17], которые в определенной модификации используются и при изучении деятельности человека с технически сложными потребительскими изделиями.

Описательное профессиографирование включает:

♦ анализ технической  документации и инструкций по использованию техники или технически сложных потребительских изделий;

♦ эргономическое изучение техники (систем) или технически сложных потребительских изделий, сопоставление его результатов с нормативными документами по эргономике;                                          I

♦ наблюдение за ходом  рабочего процесса или деятельностью с потребительскими изделиями. С помощью этого метода, дополненного хронометражем — регистрацией изменения во времени характеристик деятельности, а также видеозаписью всех операций в порядке их следования, можно достаточно подробно описать деятельность человека;

♦ опрос — регламентированный, для которого характерны предварительная подготовка единообразных для всех опрашиваемых вопросов и строго заданная их последовательность, и нерегламентированный, предполагающий свободную беседу с опрашиваемым в соответствии лишь с ее общим планом, что требует определенных навыков и даже искусства;

♦ самоотчет человека в процессе деятельности;

♦ экспертную оценку;

♦  количественную оценку эффективности деятельности.

Инструментальное профессиографирование  включает:

♦ измерение и оценку показателей факторов среды;

♦  регистрацию и  последующий анализ ошибок. Сбор и  анализ данных об ошибочных действиях человека являются одним из важных путей анализа и оценки эргономических характеристик системы "человек-машина" или технически сложных потребительских изделий;

♦ объективную регистрацию  энергетических затрат и функционального состояния организма человека;

♦ объективную регистрацию  и измерение трудно различимых (в обычных условиях) составляющих деятельности человека, таких как направление и переключение внимания, оперирование органами управления и др.Для этого используются различные методы: регистрация направления взгляда человека и показаний приборов с последующим наложением траектории взгляда на приборную панель; циклография, или кинорегистрация движений рук; измерение силы сопротивления органов управления; магнитофонная регистрация речевых сообщений. Подобные методы и средства используются непосредственно в процессе деятельности, а регистрируемые параметры соотносятся с хронограммой трудового процесса;

♦ объективную регистрацию  и измерение показателей физиологических  функциональных систем, обеспечивающих процессы обнаружения сигналов, выделения информативных признаков, информационного поиска, оперирования исходными данными для принятия решений, а также исполнительные (двигательные или речевые) действия. К числу таких показателей относится, например, состояние зрительной системы, речевого и двигательного аппаратов. Регистрации подлежат движения глаз наблюдателя, громкая и внутренняя речь, движения и тремор рук, а также электрическая активность зрительной, речевой и двигательной областей коры головного мозга. Эти показатели регистрируются с помощью довольно сложного электрофизиологического оборудования, результаты требуют трудоемкой математической обработки.

Перечисленные методы профессиографического  исследования используются в зависимости от степени сложности изучаемой деятельности и требуемой полноты ее описания. Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ в психологии труда, инженерной психологии, эргономики и в др. случаях изучения труда в целях его гуманизации. Объектом профессиографии являются все “простые моменты процесса труда” (К.Маркс) – целесообразная деятельность субъекта труда, предмет и средства труда – в их целостности, качественной и количесвтенной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту.

    С общими  вопросами профессиографии, психологической  классификацией профессий и профориентации  можно познакомиться по работам К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой, Е.М.Ивановой и др.

     В науках о труде сложились два метода получения исходной информации, необходимой для описания трудовой деятельности, или составления профессиограммы. Это методы описательного и инструментального профессиографирования, которые в определенной модификации используются и при изучении деятельности человека с технически сложными потребительскими изделиями.

 

Глава 1. Понятие профессиографирования и профессиограммы

 

Требования, предъявляемые действительностью к формированию максимально действенной системы функционирования персонала в организации, вынуждают руководителей создавать высокопрофессиональные кадровые службы на предприятии. И это стало реальным путем достижения высоких позиций в своей отрасли и усиление конкурентоспособности на рынке.

Вполне закономерен вопрос со стороны  руководителей: "По каким принципам  и какими методами производится отбор  кандидатов на вакантные позиции? Что  лежит в основе показателей определяющих потенциал эффективной деятельности на предприятии? В конце концов каким инструментарием оперируют специалисты по подбору персонала?

На все эти и многие другие родственные вопросы есть ответ - это создание профессиограммы,  под конкретную профессию, под конкретные требования заказчика к кандидату на вакантное место, под организацию и ее корпоративную среду.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач

Профессиограмма - подробное  описание психофизиологических, психологических, эргономических, производственных, технических  требований к данной специальности, профессии, которое позволяет оценить  соответствие работника этим требованиям.

В профессиограмме указываются  функции профессии, затруднения  в ее освоении, связанные с определенными  психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Методы профессиографии включают антропологические, социолингвистические, гигиенические показатели, требования безопасности труда, отношения к управлению в организациях. Профессиограммы подразделяются, в зависимости от назначения, на универсальные и специализированные. В последних фиксируются данные о специфических особенностях и условиях труда, особых требованиях на конкретных рабочих местах. Структура профессиограммы и ее содержание определяются профессиографической схемой:

а) общие сведенья о профессии (специальности);

б) условия деятельности;

в) ее социально-психологические  факторы;

г) содержание деятельности; динамика психического состояния специалиста  в процессе деятельности;

 е) итоговая профессиограмма, а так же особые замечания.

Глава 2. Методы профессиографии

 

 

 В связи с тем, что профессиональная деятельность является сложной многоуровневой и полимодальной системой, при ее изучении необходим целый комплекс разнообразных методов, применение которых требует определенной организации.   

Все используемые в профессиографии  методы можно включить в три группы:

Методы сбора эмпирических данных (нормативная информация об объекте  труда, информация о субъекте труда  и профессиональной деятельности целом);

Методы обработки эмпирической информации;

Методы психологической интерпретации  собранной информации.

В схеме (рис.1) также показана последовательность применения этих групп методов. Выбор же методов из каждой группы зависит от целого ряда факторов: особенностей конкретной профессиональной деятельности, целей ее изучения и уровней анализа; условий, в которых проводится профессиографирование; степени владения исследователем теми или иными  методами. 
           В тех видах деятельности, где по внешнему поведению работающего человека трудно проследить и понять сложность, особенность и правильность ее исполнения, метод анализа продуктов деятельности заменяет метод наблюдения.

Чтобы оценить готовность субъекта труда к успешному преодолению  или правильному профессиональному  поведению в нештатных ситуациях, может быть применено моделирование  критических ситуаций (метод эксперимента).  
           Кроме факторов, обусловливающих выбор методов профессиографии, существуют и некоторые особенности и ограничения использования методов сбора эмпирических данных.

В связи с этим дадим краткую  описательную характеристику их применения.  

Методы сбора эмпирических данных.

Сбор информации об объекте и  субъекте труда, особенностях их взаимодействия в профессиональной деятельности обеспечивает комплекс методов. 
           Метод изучения документации позволяет получить нормативную информацию о целях, задачах, содержании, условиях, средствах и организации изучаемой деятельности, требованиях и технике безопасности, уровню профессиональной подготовки, о характере ошибочных действий. 
           Данный метод также может применяться при сборе некоторой объективной информации о субъекте труда; возрасте, здоровье, успешности в обучении или работе, стаже работы, профессиональной подготовке и т.д. 
Особенностью использования данного метода является необходимость отбирать из всей нормативной информации только ту, которая одновременно является значимой и с точки зрения характеристики особенностей успешного выполнения деятельности субъектом труда.

Рис. 1. Схема методов профессиографии.

Эта информация должна обеспечить определение профессионально важных качеств (мотивационно-личностных, психологических  и психофизиологических), развитие которых необходимо для исполнения профессиональной деятельности на данном трудовом посту.      
        Метод опроса обеспечивает получение информации об особенностях профессиональной деятельности путем ответов на вопросы (в устной или письменной форме), касающиеся описания и оценки ее компонентов, отношения к ней и влияния трудового процесса на психический и физический статус опрашиваемого специалиста, самооценки возможностей, профессиональной готовности и успешности.

В зависимости от целей  и условий сбора информации может  проводиться в форме беседы (интервью) и анкетирования.

Метод наблюдения. Применение этого метода в профессиографии наиболее эффективно только после сбора информации об объекте и субъекте труда методами изучения документации и опроса, на основе которых определяются те элементы, виды деятельности, за которыми необходимо наблюдать.

Данный метод позволяет  изучать процесс и условия  протекания профессиональной деятельности.

Проведение наблюдения в целях профессиографического  анализа деятельности должно отвечать принципам систематичности, планомерности и целенаправленности.

В зависимости от задач  исследования, наблюдение проводится непрерывно или выборочно. Непрерывное наблюдение осуществляется в тех случаях, когда необходимо составить полную картину протекания конкретного процесса труда с целью выявить специфические и неспецифические особенности его исполнения, составить фотографию рабочего дня. Выборочное наблюдение проводится тогда, когда требуется изучить какой-либо элемент или этап процесса труда, чтобы определить его напряженность, сложность, длительность и характер исполнения, а также причины и частоту возникновения ошибочных действий и т.п.

Метод наблюдения включает непосредственное и опосредованное наблюдения.

Непосредственным является наблюдение, проводимое визуально, без вспомогательной аппаратуры.

Опосредованным –  наблюдение, осуществляемое с помощью  различной аппаратуры: секундомера, видеокамеры, различных регистрирующих устройств (магнитофонов, видеомагнитофонов). Любому опосредованному наблюдению предшествует непосредственное, которое позволяет выделить то, что следует регистрировать.

При опосредованном наблюдении в зависимости от целей наблюдения и условий его осуществления  можно использовать различные регистрационные методики.

Информация о работе Методы получения исходной информации для описания деятельности. Сущность описательного и инструментального профессиографирования