Методы получения исходной информации для описания деятельности. Сущность описательного и инструментального профессиографирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

В науках о труде сложились два метода получения исходной информации, необходимой для описания тру¬довой деятельности, или составления профессиограммы. Это методы описательного и инструментального профессиографирования, которые в определенной модифи¬кации используются и при изучении деятельности человека с технически сложными потребительскими изделиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ И ПРОФЕССИОГРАММЫ 5
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОГРАФИИ 7
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЯ 16
ГЛАВА 4. ОПИСАТЕЛЬНОЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЕ 19
АНАЛИЗ КОМПЬЮТЕРНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 30

Работа содержит 1 файл

эргономика 3 вар.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

Так, хронометраж выполнения действий позволяет определить длительность, скорость и ритмичность их исполнения, относительную загруженность анализаторов, преобладающий вид активности (двигательной, речевой), частоту обращения к другим специалистам и т.д.

Циклография, видеосъемка с анализом кадром позволяют зафиксировать последовательность, продолжительность, траекторию, амплитуду и скорость трудовых действий, их ритм, силу. 
           Биографический метод основан на методе опроса и изучения документации о субъекте труда, а также элементах метода непосредственного наблюдения. Они обеспечивают изучение условий формирования профессионала, его познавательную активность, мотивационную сферу (профессиональную направленность), коммуникативные способности, эмоционально-волевую готовность к преодолению критических событий и причин, усложняющих адаптацию субъекта труда. Информация, собранная данными методами, является достаточно прогностичной.

Трудовой метод применяется при изучении таких профессий, которые не требуют длительной теоретической и практической подготовки и не являются особо опасными. Он представляет собой метод, включающий одновременно и элементы сбора, и элементы анализа информации о конкретной профессиональной деятельности.

Его сущность заключается  в том, что психолог, изучая профессиональную деятельность непосредственно на конкретном рабочем месте, совмещает в одном лице и исследователя, и исполнителя, осуществляя самонаблюдение. Трудовой метод изучения профессии позволяет составить психограмму профессии, то есть выделить профессионально важные психологические и психофизиологические качества субъекта труда.

Метод изучения ошибок направлен на определение причин отклонения от нормального протекания трудового процесса.

Этот метод применяется  при наличии дополнительной информации, полученной из специальной нормативной документации.

Изучение ошибок дает возможность проводить их классификацию  и устанавливать причины их возникновения, которые могут быть обусловлены  различными факторами: плохой профессиональной подготовкой, нечеткостью инструкций по работе, отрицательным влиянием окружающей среды на функциональное состояние сотрудника, напряженностью работы и т.д. Кроме того, изучение ошибок позволяет выявить сложные, критические и напряженные ситуации, в которых более четко проявляются нарушения в протекании когнитивных, психомоторных, эмоционально-волевых и других процессов. 
           Метод изучение продуктов деятельности применяется в тех случаях, когда невозможно или затруднено наблюдение за процессом исполнения профессиональной деятельности. Продукты труда могут быть не только вещественными, но и информационными, формирующими (воспитатели), законотворческими и т.д. Этот метод позволяет по результатам труда определить качество выполненной работы посредством сопоставления продуктов труда с нормативными требованиями, предъявленными к его изготовлению.

В результате такого сопоставления  выясняются не только эффективность  деятельности сотрудника, но и некоторые  причины (объективнее и субъективные), снижающие ее.

Он может быть использован  в тех случаях, когда требуется дополнительная информация о деятельности работника к данным, полученным методом наблюдения, опроса, эксперимента, изучение документации, в целях постановки вопросов, требующих решения конкретных практических задач.

Методы оценки профессионального  обучения и деятельности. 
Оценка деятельности необходима для определения индивидуальной успешности ее выполнения, наиболее сложных этапов и задач, уровня профессиональной подготовленности, диагностической и прогностической ценности конкретных экспериментальных методик. В качестве показателей оценки деятельности могут быть использованы параметры скорости, продолжительности и точности выполнения отдельных операций, действий, задач и деятельности в целом.

Методы оценки условий  деятельности. Эффективность, качество выполнения трудовых задач, функциональное состояние и работоспособность сотрудника в значительной степени зависит от санитарно-гигиенических и социально-психологических условий деятельности.

В процессе профессиографии  необходимо установить характер факторов внешней среды, которые могут оказывать острое или хроническое воздействие на организм и психику человека или выступать в качестве физических помех для реализации конкретных действий и операций.           

Результаты изучения особенностей внешних факторов позволяют провести качественно-количественное определение степени их влияния, как на рабочий процесс, так и на состояние, устойчивость, адаптивность профессионально важных функций и качеств субъекта труда, а также обосновать рекомендации по регламентации деятельности, формированию благоприятных межличностных отношений в коллективе и т.д. 
           Метод эксперимента. Этот метод необходим для подтверждения или опровержения гипотезы о путях и способах рационализации, организации и обеспечения конкретной профессиональной деятельности, сформулированной на основе ее психологического анализа. 
           Эксперимент включает в себя целую группу различных методов и приемов: непрерывное или выборочное наблюдение, регистрацию трудовых действий и операций, включение дополнительных задач исследования различных психических функций.

Организация экспериментального исследования должна соответствовать  следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному статусу, состоянию  здоровья, профессиональной подготовке, стажу работы и успешности в труде, а также по условиям работы.

Методы обработки эмпирических данных.

Для осуществления качественного  и количественного анализа информации о деятельности субъекта труда, собранной  посредством эмпирических методов, используется комплек методических приемов.   
           Метод экспертной оценки представляет собой опрос группы квалифицированных специалистов в области исследуемой профессиональной деятельности.  
          В большинстве случаев обеспечивает высокую прогностическую валидность (достоверность). Суть данного метода заключается в получении оценки на основе учета мнений некоторого числа экспертов.  
Он используется при анализе необходимой информации о специфических особенностях профессии и наиболее типичных случаях, осложняющих деятельность человека. Кроме этого данный метод позволяет обосновать перечень профессионально важных качеств сотрудника, обеспечивающих успешность выполнения деятельности, и необходимый уровень их сформированности. 
           Метод сравнительного анализа. В зависимости от целей профессиографирования осуществляется сравнительный качественный анализ конкретной эмпирической информации для определения причин, осложняющих деятельность работника (личностные, психологические и психофизиологические), и для определения условий (внешних и внутренних), обеспечивающих наибольшую эффективность труда, успешность освоения профессии, удовлетворенность трудом и т.д.

Статистический и  графический методы анализа. Используется с целью получить качественную информацию о закономерностях и динамике протекания профессиональной деятельности. Статистический анализ позволяет выделять не только количественные изменения в деятельности, но и их динамику в течение рабочего дня. Графический анализ дает возможность наглядно определить те изменения, которые свойственны характеру выполнения деятельности и процессам, характерным для нее.           

Методы интерпретации результатов исследования

В профессиографии данные методы применяются для толкования или разъяснения нормативно представленных в документации и исполняемых работником задач, функций, действий и операций с точки зрение психологического и психофизиологического обеспечения. Важно раскрыть хотя бы на внешнем уровне именно те личностные качества, профессиональные способности и психофизиологические возможности, которые должны актуализироваться в конкретной деятельности сотрудника для успешного ее исполнения. Именно эти качества являются критериями профессиональной диагностики, характеристиками, требующими формирования, а в случае необходимости - и коррекции.           

Таким образом, на основании  анализа важных элементов изучаемой  профессии выявляются психические  качества, имеющие решающее значение; необходимые и желательные; несовместимые  с данной деятельностью; комплексные, определяющие успех деятельности. Затем формируются требования к  психическим качествам работника.

Глава 3. Принципы профессиографирования

 

Составление профессиограммы должно проводиться в соответствии со следующими принципами:

Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности.

Поэтапность - последовательность сбора и анализа материала. Выделяются пять этапов: «информационный», «аналитический», «синтетический», «экспериментальный», «результирующий».

На первом этапе – «информационном» - собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда.

На втором – «аналитическом» - происходит осознание информационных данных, их дифференциация и структурирование.

На третьем этапе – «синтетическом» строится гипотеза исследования конкретной ситуации трудовой деятельности и осуществляется выделение субъектно-объектных взаимосвязей.

Четвертый этап – «экспериментальный». Здесь происходит планирование эксперимента на основе данных, полученных на трех предыдущих этапах.

На пятом этапе –  «результирующем» - осуществляется анализ экспериментальных данных, сопоставление их с гипотезой исследования, оценка результатов эксперимента и построение прогноза преобразования конкретной ситуации, или действий субъекта труда, и выдача конкретных рекомендаций в случае необходимости.

Целенаправленность познания – соответствие конкретным целям изучения. Сущность этого принципа заключается в том, что программа исследования должна строиться в зависимости от целей изучения (диагностических, информационных, методических и др.) и конкретных практических задач (профотбора, профориентации, повышения работоспособности субъекта труда, профессионального обучения и др.), специфики труда и условий его изучения.   Именно данные факторы обусловливают выделение вопросов, включаемых в программу, глубину и детальность рассмотрения разных характеристик субъектно-объектных взаимосвязей, а такие выбор методов, приемов, схем изучения и форм представления материала.

Селективность (избирательность) объекта изучения – концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее сложных задачах трудового процесса.

Исследования направлены именно на ту «зону» труда, в которой  наиболее ярко выражена и как бы сконцентрирована основная специфика  субъектно-объектных взаимосвязей данной профессиональной деятельности, т.е. задача, которую должен решать человек в процессе работы - объективно сложна (по точностным, скоростным, пространственно-временным и социальным параметрам) и требует осознанного отношения при ее исполнении.  
          Структурированность предполагает реализацию поуровневого исследования системного объекта, например, на трех уровнях анализа: нормативно-параметрическом, морфологическом и функциональном. 
          Многоуровневость (комплексность) познания объекта - изучение субъектно-объектных взаимосвязей на уровнях функционирования системы деятельности. Данный принцип обусловлен тем,- что трудовая деятельность человека является не просто системным, а и полимодальным объектом, так как ее подсистемы «субъект труда» и «объект труда», обусловливающие ее действенность, имеют разную «природу» строения и функционирования. Поэтому необходимо исследование не только «горизонтальных», субъектно-объектных взаимосвязей, но и «вертикальных» - объектно-объектных и субъектно-субъектных. Именно они опосредствуют в конечном итоге субъектно-объектное взаимосоответствие. Реализация данного принципа требует широкого круга теоретико-методических средств: методологии системного подхода и в его рамках профессиографии, концепции субъектного и деятельностного подходов.

Иерархичность познания предполагает наличие динамики преобразования субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей в процессе формирования человека как субъекта конкретного труда, профессионала.  
           Реализация данного принципа может быть достигнута при использовании следующих концептуальных аппаратов: теории деятельности, позволяющей «увидеть» трансформацию «единиц» анализа деятельности в процессе ее формирования; субъектного подхода, в частности, «единиц» психических регуляторов труда и их соотношения с психологическими признаками труда, характеризующими уровень сформированности конкретно субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей. 
           Использование количественно-качественных методов изучения – взаимное дополнение содержательной и статистической информации.  
           Исследования такого рода должны проводиться комплексом методов (наблюдения, опроса, изучения документации, трудового, биографического, статистического и др.), где метод эксперимента осуществляет функцию контроля правильности постановки задачи ж ее решения. 
           Системность – изучение взаимосвязей и взаимоотношений отдельных компонентов деятельности на всех иерархических уровнях (деятельность, действия и операции, нормальные и экстремальные условия и др.) 
           Идентичность методических приемов и программ изучения и описания – для корректного сравнения профессий.  

Глава 4. Описательное и инструментальное профессиографирование

 

Описательное  профессиографирование включает:

- анализ технической документации и инструкций по использованию техники или технически сложных потребительских изделий;

- эргономическое изучение техники (систем) или технически сложных потребительских изделий, сопоставление его результатов с нормативными документами по эргономике;                                         

- наблюдение за ходом рабочего процесса или деятельностью с потребительскими изделиями. С помощью этого метода, дополненного хронометражем — регистрацией изменения во времени характеристик деятельности, а также видеозаписью всех операций в порядке их следования, можно достаточно подробно описать деятельность человека;

- опрос:

1. регламентированный, для  которого характерны предварительная подготовка единообразных для всех опрашиваемых вопросов и строго заданная их последовательность.

2.  нерегламентированный, предполагающий свободную беседу с опрашиваемым в соответствии лишь с ее общим планом, что требует определенных навыков и даже искусства;

Информация о работе Методы получения исходной информации для описания деятельности. Сущность описательного и инструментального профессиографирования