Методы государственного регулирования занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно высокой значимостью занятости населения в экономическом и социальном развитии общества. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.
Целью курсовой работы является анализ государственного регулирования занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ 5
1.1. Понятие занятости, ее виды. Безработица 5
1.2. Концепции занятости населения 8
1.2.2. Неоклассическая концепция занятости 9
1.2.3. Кейнсианская концепция занятости 12
2. ДИНАМИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ ЗА 2005-2012 гг 16
3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ 21
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 26
4.1. Политика занятости 27
4.2. Методы государственного регулирования занятости 32
4.2.1. Программно-целевой метод. 32
4.2.2. Нормативный метод. 36
4.2.3. Балансовый метод. 36
4.2.4. Метод социального партнерства 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 139.04 Кб (Скачать)

Фактически, во всех субъектах  РФ, в период активной реализации дополнительных мероприятий (летом-осенью 2009 года) произошло  снижение как численности зарегистрированных безработных граждан, так и коэффициента напряженности на рынке труда. На целом ряде предприятий (в том числе и системообразующих), благодаря реализации региональных программ удалось сдержать массовые увольнения персонала, сократить неполную занятость, не допустить социального напряжения. [24, c. 53]

В результате реализации региональных программ за 10 месяцев 2010 года создано 1331,0тыс. рабочих мест, из них за октябрь было создано 93,3тыс.рабочих мест, прирост к предыдущему периоду (январь – сентябрь) составил 7,5% [17, c. 7]

Отраслевые программы  поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угольная отрасль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения [7, c. 380]

В современной России этот метод находит весьма широкое  применение. Среди самых крупных реализуемых сегодня программ в сфере занятости - Программа антикризисных мер Правительства РФ в сфере труда и занятости населения, региональные антикризисные программы содействия занятости, региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, программа содействия самозанятости для безработных. [7, c. 381]

4.2.2. Нормативный метод.

Он применяется для  обоснования потребности в рабочей  силе в сфере услуг. В рыночной экономике особенно необходимо обоснование  социальных нормативов. К таким нормативам относятся допустимый уровень безработицы, минимальные социальные нормативы, обеспечивающие социальную защищенность, минимальные стандарты уровня жизни  и социального развития. [6, c. 73]

4.2.3. Балансовый метод.

Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наиболее общие пропорции  в соотношении трудовых ресурсов и их распределении.

Важным балансом, который  дополняет сводный баланс трудовых ресурсов, но вместе с тем и позволяет  отразить другие аспекты сбалансированности, является баланс рабочих мест. Его  назначение – согласовать на уровне территориальной организации хозяйства  инвестиционные программы предприятий  всех форм собственности с трудовыми  ресурсами региона. Он показывает степень  сбалансированности рабочих мест и  работающих, численность персонала, требующегося для укомплектования  рабочих мест с нормативным коэффициентом  сменности, размер высвобождения рабочей  силы. На его основе и используя  показатель стоимости рабочего места, можно прогнозировать объем капитальных  вложений и его воспроизводственную  структуру. Баланс рабочих мест должен стать основным инструментом прогноза численности и структуры занятости  на региональном уровне. [6, c. 74]

4.2.4. Метод социального партнерства

В последние годы в государственной  политике начинают применяться менеджериальные методы, методы по технологиям РR. К последним можно отнести практику так называемого «социального трипартизма» или социального партнёрства, т.е. генеральных соглашений между правительством, работодателями и профсоюзами как выразителями социально-трудовых интересов наемных работников, об условиях оплаты, охраны и стимулирования труда, а также по многим другим социальным вопросам в масштабах государства. Их отличительной особенностью является подробное изложение в специальных разделах основных целей, принципов и методов согласованной деятельности правительства, профсоюзов и работодателей в области государственной политики в сфере занятости. На региональном уровне метод трипартизма дополняется генеральными соглашениями между администрацией, работодателями и профсоюзами краев, областей, городов. [6, c. 74]

Социальное партнерство профсоюзов, предпринимателей и государства  на рынке труда интересно уже  тем, что оно предусматривает  активное использование коллективно-договорного  механизма в целях регулирования  оплаты труда, занятости, разрешения трудовых конфликтов и предотвращения забастовок. [18, c. 361]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе формирования новой  системы трудовых отношений в  России уже многое сделано: законодательные  и нормативные акты, регулирующие взаимоотношения работодателя и  наемного работника, соблюдение законности и правовой защищенности предпринимателей и населения, внутренней и внешней  тарифной политики и т. д.

Российская  экономическая система не перейдет в трудодефицитное состояние ни к 2020, ни к 2030 г. Массовое привлечение иммигрантов в страну с экономической точки зрения не будет необходимо.[12, с. 16]

Государственное регулирование  занятости должно стать более  гибким, а меры поддержки безработных - более адресными. Стратегия дальнейшей борьбы с безработицей в России должна базироваться на «политике двух рук»: на сочетании мер противодействия сокращению занятости с ускоренной перестройкой структуры занятости.

Приоритетами реализации политики в сфере занятости и снижения безработицы должны выступать:

- внедрение в практику  работы крупных центров занятости  профессионально-отраслевого принципа. Это позволит специализировать работников, занимающихся вопросами трудоустройства, на оказании услуг безработным по определенным секторам экономики и профессиям, что обеспечило более высокую эффективность и необходимое качество их работы, Большие преимущества профессионально-отраслевого принципа организации работы специалистов по трудоустройству проявляются и сегодня при углублении деятельности службы занятости по дальнейшему расширению контактов с работодателями, в частности, в малом и среднем бизнесе в целях поиска дополнительных вакансий для трудоустройства безработных и особенно женщин;

- интенсивные методы подбора  работы с использованием перечней  предприятий, планов поиска работы, групповые перерегистрации отдельных  категорий безработных и другие. В результате должна быть обеспечена  достаточно высокая степень эффективности реализации программ оказания содействия в трудоустройстве.

Государственное вмешательство  на рынке труда должно носить поэтапный  характер с четким определением приоритетов  каждого этапа. В противном случае в центр внимания попадают традиционные группы риска, безусловно, испытывающие наибольшие трудности при поиске работы, или контингенты занятых, находящиеся под прямой угрозой высвобождения.

Применение тех или  иных мер регулирования рынка  труда зависит от выбора общих  экономических приоритетов и  состояния конкретных отраслей экономики. В отсутствие таких приоритетов  бессмысленно предлагать перспективную  программу реформирования занятости. Поэтому с нашей точки зрения, ниже приведены отдельные первоочередные меры, многие из которых носят временный  характер.

  1. Создание жесткой системы регулирования высвобождения работников в регионах с высокой напряженностью на рынке труда с целью недопущения обвальной безработицы, имея при этом в виду, что «выдавливание» с рынка труда части работников ведет не только к деградации их рабочей силы, но и к увеличению экономического бремени на сохранивших рабочие места. Поэтому, несмотря на кажущуюся выгоду от сокращения персонала в традиционных секторах экономики, поддержание избыточной занятости может оказаться для общества дешевле, чем ее «сброс».
  2. Высвобождение работников должно предваряться обязательной разработкой программ трудоустройства или вывода с рынка труда высвобождаемых работников. Требуется также независимая экспертиза проектов рационализации производства, сопряженных с сокращением персонала. Целесообразно расширить практику упреждающей переподготовки планируемых к высвобождению работников за счет средств работодателей, региональных и местных бюджетов.
  3. Поощрение развития гибких форм занятости, включая дележ рабочего места для квалифицированных рабочих, неполную, вторичную и частичную занятость.
  4. Стимулирование ухода с рынка неперспективных категорий рабочей силы (прежде всего пенсионеров и лиц предпенсионного возраста) следует проводить крайне осторожно и по мере совершенствования трудового дохода и трудовой пенсии лишь применительно к отдаленному будущему.
  5. Регулирование выхода на рынок труда потенциальной рабочей силы: молодежи, женщин, имеющих маленьких детей, домохозяек, военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Эти категории целесообразно ориентировать на приобретение качественного общего и профессионального образования, которое станет условием их высокой трудовой мобильности в перспективных сферах занятости.

В заключении необходимо отметить, что достижение эффективных результатов  от регулирования занятости и  рынка труда в значительной степени  осуществляется состоянием взаимодействия различных уровней управления трудовыми  отношениями.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабашкина А.М.  Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  2. Бреев Б.Д. Безработица в современной России /Б.Д. Бреев. – РАН. Центр экон.-мат. ин-т. – М.: Наука,2005.
  3. Вечканов Г.С., Вечканова Г. Р.  Макроэкономика. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008. – 544 с.: ил.
  4. Вишневская Н. Законодательство о защите занятости и рынок труда// Вопросы экономики. – 2002. – № 11.
  5. Горелов Н. А. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. Пособие. М.: Высшая школа, 1989.
  6. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В.Сморгунова. — М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006
  7. Государственное регулирование экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под ред. В.И.Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
  8. Жеребин В.Н., Ермакова Н.А., Землянская В.Н. Экономический рост, занятость и уровень жизни // Вопросы статистики. – 2003. – № 2.
  9. Збышко Б.Г., Лучицкая Л.Б. Занятость населения в России: правовое регулирование//Экономические и социальные проблемы России: сб. науч. трудов.М., 2011. №2  
  10. Калашникова И., Недохлебова Е. Гендерные аспекты занятости населения // Человек и труд. – 2005. – № 11
  11. Капканщиков С.Г.  Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
  12. Кашепов А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы// Социальная политика и социальное партнерство. -2010.- № 8.
  13. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. – М.: 1978.
  14. Коровкин А.Г., Ахундова О.В., Королев И.Б. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России// Сборник докладов по материалам Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием. Кн.3. Петрозаводск, ПетрГУ, 2005
  15. Красноженова Г. Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2010.
  16. Макроэкономика: учебное пособие/под ред. С.Г.Капканщикова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : КНОРУС, 2010. – 400 с.
  17. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда. – М.: Федеральная служба статистики, 2010.
  18. Плакся В.И.  Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – С. 361. )
  19. Россия в цифрах: Стат. сб. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009.
  20. Соболева И., Лакунина Л. Социальная защищенность в сфере труда: тенденции распределения и зоны уязвимости//Общество и экономика.-2010.-№1 
  21. Федеральная служба государственной статистики. www.gks.ru
  22. Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» ст. 1 п. 1 19 апреля 1991 года N 1032-1. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133337
  23. Финансирование социальных расходов на образование в условиях регулирования занятости на рынке труда [монография] // Н. В. Бессарабова, А. В. Лукьянова ; МОУ «ВИЭПП». – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. – 260 с.
  24. Хамаганова Г. Региональные программы содействия занятости // Человек и труд. – 2004. – № 4.
  25. Экономическая теория: Учебник в 2 ч. Ч. 2. 2-е изд., испр. И доп./ под ред. М.А. Винокурова, М.П. Деминой. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. – 464 с.

 


Информация о работе Методы государственного регулирования занятости