Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:49, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно высокой значимостью занятости населения в экономическом и социальном развитии общества. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.
Целью курсовой работы является анализ государственного регулирования занятости населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ 5
1.1. Понятие занятости, ее виды. Безработица 5
1.2. Концепции занятости населения 8
1.2.2. Неоклассическая концепция занятости 9
1.2.3. Кейнсианская концепция занятости 12
2. ДИНАМИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ ЗА 2005-2012 гг 16
3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ 21
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 26
4.1. Политика занятости 27
4.2. Методы государственного регулирования занятости 32
4.2.1. Программно-целевой метод. 32
4.2.2. Нормативный метод. 36
4.2.3. Балансовый метод. 36
4.2.4. Метод социального партнерства 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Сокращение притока молодежи
в отрасли, требующие высокой
квалификации труда, в силу сложившейся
дифференциации заработной платы по
отраслям и профессионально-
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет рынок труда целиком во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами действует и механизм государственного регулирования. Большое значение имеют централизация и децентрализация. Однако существует необходимость выработки и общей концепции политики занятости.
Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство [1, c. 218]
Государственное регулирование занятости
представляет обширный спектр методов
и инструментов государственного воздействия
на труд, рынок труда, оплату труда,
трудовые отношения в целях повышения
результативности и привлекательности,
улучшения условий труда, удовлетворения
потребностей в труде, обеспечения
рациональной занятости, ограничения
безработицы и социальной поддержки
безработных. Способы и механизмы
регулирования занятости со стороны
государства существенным образом
зависят от характера общественно-
Можно выделить следующие ключевые направления государственного регулирования занятости:
4.1. Политика занятости
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. [22, c. 13]
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
Среди важнейших функций
государственного регулирования по
обеспечению занятости
Государственная политика регулирования занятости должна формироваться с учетом следующих особенностей отечественного рынка труда:
1. Неблагоприятная
2. Сравнительно низкое качество рабочей силы.
3. Неэффективная занятость
4. Существование значительного
неформального сектора
5. Специфика процессов реструктуризации занятости. [9, с. 42]
Важно обеспечить оптимальное сочетание в государственном регулировании косвенного и прямого влияния.
Меры косвенного влияния направлены на изменение условий хозяйствования, предполагают использование макроэкономических рычагов, охватывают широкие слои населения, воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.
Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются посредством государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют селективную направленность, воздействуют в основном на динамику предложения труда.
Меры государственной политики могут быть дифференцированы также следующим образом: [1, c. 217]
Основная цель активной политики — всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:
1) содействие трудоустройству
через государственные и
2) развитие системы
3) организация общественных
работ, включая работы по
4) содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей; [1, c. 218]
5) содействие занятости
социально слабозащищенных
4.2. Методы государственного регулирования занятости
Механизм государственного
регулирования занятости и
Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие:
4.2.1. Программно-целевой метод.
Среди современных преимущественно отраслевых методов, используемых при осуществлении государственной политики в сфере занятости, существенную роль играет программно-целевой метод, позволяющий объединить в единый комплекс средства и ресурсы финансового, материального, организационного и иного рода для «точечного» решения актуальных задач данной сферы [6, c. 73]
Функции данного метода в условиях отсутствия директивного государственного плана меняются. Программный подход становится все более всеобъемлющим. Программы занятости как механизм реализации государственной политики разрабатываются и реализуются на разных уровнях.
Кроме федеральных программ,
особую актуальность приобретает разработка
региональных программ занятости и
рынка труда, программ занятости
разных демографических групп
Региональные программы необходимы, прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также ее территориальной мобильности.
Разработка региональных программ содействия занятости осуществляется органами ФГСЗН, которые при необходимости привлекают другие структуры (миграционную службу и т.п.). Необходимо, чтобы в формировании и реализации таких программ обязательно участвовали представители местных деловых кругов, общественных организаций и т.д. [24, c. 52]
Региональная программа,
представляющая собой систему
Рис.4.1. Региональная программа обеспечения занятости населения
Информация о работе Методы государственного регулирования занятости