Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:49, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно высокой значимостью занятости населения в экономическом и социальном развитии общества. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.
Целью курсовой работы является анализ государственного регулирования занятости населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ 5
1.1. Понятие занятости, ее виды. Безработица 5
1.2. Концепции занятости населения 8
1.2.2. Неоклассическая концепция занятости 9
1.2.3. Кейнсианская концепция занятости 12
2. ДИНАМИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ ЗА 2005-2012 гг 16
3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ 21
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 26
4.1. Политика занятости 27
4.2. Методы государственного регулирования занятости 32
4.2.1. Программно-целевой метод. 32
4.2.2. Нормативный метод. 36
4.2.3. Балансовый метод. 36
4.2.4. Метод социального партнерства 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Рис. 1.4. Равновесие на рынке труда
Однако в условиях совершенной конкуренции и гибкой реальной заработной платы ищущие работу в конце концов согласятся на более низкую оплату труда. Ставка заработной платы будет снижаться до тех пор, пока не примет значения W/P0, т. е. равновесного значения. [3, c. 186]
1.2.2. Кейнсианская концепция занятости
С точки зрения Дж. Кейнса в развернутом виде функция занятости включает:
Уравнивание спроса на труд и его предложения, согласно кейнсианской модели, происходит и при сохранении избытка на рынке труда. В отличие от классиков Кейнс полагал, «что рассасывание трудового резерва путем снижения зарплаты ограничено рамками эффективного спроса» [13, c. 70]
А. Кейнсианская функция спроса на труд
Кейнсианская функция спроса на труд определяется только величиной эффективного спроса на блага. [3, c. 188]
1. Из модели IS–LM определяется величина эффективного спроса Y0, соответствующая совместному равновесию на рынке благ и финансовых активов как точка пересечения IS и LM с координатами Y0,i0.
2. По графику производственной функции Y = f(N) можно определить количество труда, необходимого для производства объема благ Y0.
3. Функция предельной
производительности труда
Рис. 1.5. Определение спроса на труд в кейнсианской концепции
Графиком кейнсианской функции спроса на труд является ломаная линия ABN0. По мере роста ставки реальной заработной платы от W/P0 доA спрос на труд будет сокращаться сN0 до нуля; однако при ставке ниже W/P0 спрос на труд сохранится на прежнем уровнеN0. [3, c. 189]
Изменить объем спроса на труд и величину ставки реальной заработной платы, которую предприниматели предлагают наемным работникам, можно, если только произойдет сдвиг линий IS и LM.
Б. Кейнсианская функция предложения труда
Предложение труда в кейнсианской концепции находится в прямой зависимости от ставки номинальной заработной платы. Наемные работники ориентируются на номинальную заработную плату по следующим причинам:
из-за наличия .денежных иллюзий, заставляющих их ориентироваться на номинальные, а не на реальные значения ценностных показателей. [3, c. 189]
В кейнсианской концепции предложение труда зависит от номинальной заработной платы (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Предложение труда в кейнсианской концепции занятости
В. Равновесие на рынке труда в кейнсианской концепции занятости
В кейнсианской концепции равновесие на рынке труда устанавливается при наличии безработицы (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Равновесие на рынке труда при безработице
Спрос на труд N0 определяется не ценой труда, а в соответствии с величиной эффективного спроса на блага. W0 — максимальная ставка номинальной заработной платы, по которой предприниматели готовы нанять работников.
Из рис. 1.7 видно, что в этом случае предложение труда составит N2, а на рынке труда образуется безработица в размере N2 — N0. Даже при готовности наемных работников трудиться за более низкую заработную плату, спрос на труд со стороны предпринимателей не увеличится, а останется на прежнем уровне, поскольку предопределен величиной эффективного спроса на блага. [3, c. 190]
2. ДИНАМИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИИ ЗА 2005-2012 гг.
Согласно данным федеральной службы государственной статистики, в период с 2005 по 2010 гг. численность экономически активного населения России претерпевала следующие изменения: [19, c. 45]
Численность экономически активного населения |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
всего |
73811 |
74156 |
75060 |
75892 |
75658 |
75440 |
мужчины |
37511 |
37627 |
37975 |
38770 |
38527 |
38575 |
женщины |
36300 |
36529 |
37085 |
37122 |
37131 |
36865 |
в том числе: |
||||||
занятые в экономике - всего |
68603 |
69157 |
70814 |
70603 |
69285 |
69804 |
мужчины |
34710 |
34996 |
35704 |
35869 |
35059 |
35500 |
женщины |
33893 |
34161 |
35110 |
34734 |
34226 |
34304 |
безработные - всего |
5208 |
4999 |
4246 |
5289 |
6373 |
5636 |
мужчины |
2801 |
2631 |
2271 |
2901 |
3468 |
3075 |
женщины |
2407 |
2368 |
1975 |
2388 |
2905 |
2562 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года) - всего |
1830 |
1742 |
1553 |
1522 |
2147 |
1589 |
мужчины |
630 |
610 |
570 |
604 |
968 |
699 |
женщины |
1200 |
1132 |
983 |
918 |
1179 |
891 |
Из них безработные, которым назначено пособие по безработице - всего |
1570 |
1522 |
1305 |
1253 |
1872 |
1359 |
мужчины |
536 |
530 |
476 |
493 |
849 |
602 |
женщины |
1034 |
992 |
829 |
760 |
1023 |
757 |
Табл. 2.1. Численность экономически активного населения за период 2005-2010 гг.
По данным обследования населения по проблемам занятости, в I квартале 2012г. численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 74,8 млн.человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,4%.
В численности экономически активного населения 69,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,9 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с I кварталом 2011г. численность занятого населения увеличилась на 0,5 млн. человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 0,7 млн.человек, или на 13,3%. [21]
Рис 2.1. Численность экономически активного населения (без корректировки сезонных колебаний), млн. чел
Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда и улучшить в 2011г. и I квартале 2012г. ряд показателей, характеризующих состояние рынка труда, которые были зафиксированы в докризисном 2008 году.
В I квартале 2012г. численность безработных была ниже докризисного уровня февраля 2008г. на 0,4 млн.человек (на 8,3%), численность занятого населения превысила уровень февраля 2008г. на 0,6%.
В среднем за 2011г. численность занятого
населения превысила
Вместе с тем, к уровню 2008г. численность занятых в среднем за 2011г. была ниже (на 0,3%), численность безработных - выше (на 4,8%) [21]
Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2012г. составил 63,0% и был соответственно на 0,4 и 2,0 процентных пункта выше, чем в I квартале 2011г.и 2010г., и на 0,9 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 года.
Рис. 2.2. Уровень занятости населения
в возрасте 15-72 лет
без корректировки сезонных колебаний
в процентах
В среднем за 2011г. уровень занятости населения составил 63,8% и был выше, чем в среднем за 2010г. на 1,1 процентного пункта, а также превысил значение докризисного 2008г. на 0,4 процентного пункта. [21]
В I квартале 2012г. уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 6,5% и был ниже, чем в I квартале 2011г. (на 1 процентный пункт) и I квартале 2010г. (на 2,3 процентного пункта), и ниже докризисного февраля 2008г. (на 0,6 процентного пункта).
Рис. 2.3. Уровень безработицы, по методологии МОТ без корректировки сезонных колебаний в % от экономически активного населения
В среднем за 2011г. уровень безработицы составил 6,6% и был ниже, чем в среднем за 2010г. и 2009г. (соответственно на 0,9 и 1,8 процентного пункта), но выше, чем в среднем за 2008г. (на 0,3 процентного пункта). [21]
3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
Проблема занятости населения - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население, невозможно, т.к. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. Проблемы анализа и прогнозирования динамики занятости и рынка труда, их структурных характеристик должны рассматриваться в контексте многообразия прямых и обратных связей с другими важнейшими макроэкономическими и демографическими процессами. Это необходимо для решения актуальных задач согласования различных социально-экономических политик. Основа этого – комплексный прогноз развития экономики страны, ее отраслей и регионов. [20, c. 114]
Переход на рыночные отношения
ознаменовался острейшим
Анализ сферы занятости и рынка труда России позволяет выделить ряд важных макроэкономических проблем, накопившихся за годы реформ. [14, c. 5]
Качественное (структурное)
несоответствие параметров спроса на
труд и его предложения в
Снижение численности занятых в науке и образовании. Так, доля отрасли «Наука и научное обслуживание» в общей численности занятых сократилась за 1990 – 2002 гг. более чем в два раза. Средний возраст работников отрасли приближается к 45 годам (максимальному среди всех отраслей показателю), что является следствием слабого притока молодых кадров (из-за снижения престижа профессии ученого) и приводит к уменьшению потенциала отрасли. [14, c. 6]
Информация о работе Методы государственного регулирования занятости