Методы государственного регулирования занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно высокой значимостью занятости населения в экономическом и социальном развитии общества. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.
Целью курсовой работы является анализ государственного регулирования занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ 5
1.1. Понятие занятости, ее виды. Безработица 5
1.2. Концепции занятости населения 8
1.2.2. Неоклассическая концепция занятости 9
1.2.3. Кейнсианская концепция занятости 12
2. ДИНАМИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ ЗА 2005-2012 гг 16
3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ 21
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 26
4.1. Политика занятости 27
4.2. Методы государственного регулирования занятости 32
4.2.1. Программно-целевой метод. 32
4.2.2. Нормативный метод. 36
4.2.3. Балансовый метод. 36
4.2.4. Метод социального партнерства 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 139.04 Кб (Скачать)


 

Рис. 1.4. Равновесие на рынке труда

Однако в условиях совершенной  конкуренции и гибкой реальной заработной платы ищущие работу в конце концов согласятся на более низкую оплату труда. Ставка заработной платы будет снижаться до тех пор, пока не примет значения W/P0, т. е. равновесного значения. [3,  c. 186]

 

1.2.2. Кейнсианская концепция занятости

С точки зрения Дж. Кейнса в развернутом виде функция занятости включает:

  • общие данные об уровне квалификации и количестве труда, степени его тяжести, количестве и качестве оборудования, технологии, состоянии социального контроля;
  • независимые переменные: склонность к потреблению, эффективность капиталовложений, норма процента, количество денег в обращении;
  • результирующие переменные: уровень занятости и национальный доход на душу населения.

Уравнивание спроса на труд и его  предложения, согласно кейнсианской модели, происходит и при сохранении избытка  на рынке труда. В отличие от классиков  Кейнс полагал, «что рассасывание трудового резерва путем снижения зарплаты ограничено рамками эффективного спроса» [13, c. 70]

 

А. Кейнсианская функция спроса на труд

Кейнсианская функция  спроса на труд определяется только величиной эффективного спроса на блага. [3,  c. 188]

1. Из модели IS–LM определяется величина эффективного спроса Y0, соответствующая совместному равновесию на рынке благ и финансовых активов как точка пересечения IS и LM с координатами Y0,i0.

2. По графику производственной  функции Y = f(N) можно определить количество труда, необходимого для производства объема благ Y0.

3. Функция предельной  производительности труда используется  для определения цены спроса  на труд W/P0, т. е. максимальной  ставки заработной платы, которую  готовы заплатить предприниматели  (рис. 1.5). [3,  c. 189]

 



 

Рис. 1.5. Определение спроса на труд в кейнсианской концепции

 

Графиком кейнсианской функции  спроса на труд является ломаная линия ABN0. По мере роста ставки реальной заработной платы от W/P0 доA спрос на труд будет сокращаться сN0 до нуля; однако при ставке ниже W/P0 спрос на труд сохранится на прежнем уровнеN0. [3,  c. 189]

Изменить объем спроса на труд и величину ставки реальной заработной платы, которую предприниматели  предлагают наемным работникам, можно, если только произойдет сдвиг линий IS и LM.

 

Б. Кейнсианская функция предложения труда

Предложение труда в кейнсианской концепции находится в прямой зависимости от ставки номинальной  заработной платы. Наемные работники  ориентируются на номинальную заработную плату по следующим причинам:

  • из-за боязни потерять работу;
  • из-за долгосрочного характера коллективных трудовых соглашений;

из-за наличия .денежных иллюзий, заставляющих их ориентироваться на номинальные, а не на реальные значения ценностных показателей. [3,  c. 189]

В кейнсианской концепции  предложение труда зависит от номинальной заработной платы (рис. 1.6).


 

Рис. 1.6. Предложение труда в кейнсианской концепции занятости

В. Равновесие на рынке труда в кейнсианской концепции  занятости

В кейнсианской концепции  равновесие на рынке труда устанавливается  при наличии безработицы (рис. 1.7).


 

Рис. 1.7. Равновесие на рынке труда при безработице

 

Спрос на труд N0 определяется не ценой труда, а в соответствии с величиной эффективного спроса на блага. W0 — максимальная ставка номинальной заработной платы, по которой предприниматели готовы нанять работников.

Из рис. 1.7 видно, что в этом случае предложение труда составит N2, а на рынке труда образуется безработица в размере N2 — N0. Даже при готовности наемных работников трудиться за более низкую заработную плату, спрос на труд со стороны предпринимателей не увеличится, а останется на прежнем уровне, поскольку предопределен величиной эффективного спроса на блага. [3,  c. 190]

 

 

2. ДИНАМИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ ЗА 2005-2012  гг. 

Согласно данным федеральной службы  государственной статистики, в период с 2005 по 2010 гг. численность экономически активного населения России претерпевала следующие изменения: [19, c. 45]

 

Численность экономически активного населения

2005

2006

2007

2008

2009

2010

всего

73811

74156

75060

75892

75658

75440

мужчины

37511

37627

37975

38770

38527

38575

женщины

36300

36529

37085

37122

37131

36865

в том числе:

           

занятые в экономике - всего

68603

69157

70814

70603

69285

69804

мужчины

34710

34996

35704

35869

35059

35500

женщины

33893

34161

35110

34734

34226

34304

безработные - всего

5208

4999

4246

5289

6373

5636

мужчины

2801

2631

2271

2901

3468

3075

женщины

2407

2368

1975

2388

2905

2562

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости (на конец года) - всего 

1830

1742

1553

1522

2147

1589

мужчины

630

610

570

604

968

699

женщины

1200

1132

983

918

1179

891

Из них безработные, которым  назначено пособие по безработице - всего

1570

1522

1305

1253

1872

1359

мужчины

536

530

476

493

849

602

женщины

1034

992

829

760

1023

757


Табл. 2.1. Численность экономически активного населения за период 2005-2010 гг.

По данным обследования населения  по проблемам занятости, в I квартале 2012г. численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 74,8 млн.человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,4%.

В численности экономически активного  населения 69,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,9 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с I кварталом 2011г. численность занятого населения увеличилась на 0,5 млн. человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 0,7 млн.человек, или на 13,3%. [21]

 

Рис 2.1. Численность экономически активного населения (без корректировки сезонных колебаний), млн. чел

 

Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда  и улучшить в 2011г. и I квартале 2012г. ряд  показателей, характеризующих состояние  рынка труда, которые были зафиксированы  в докризисном 2008 году.

В I квартале 2012г. численность безработных  была ниже докризисного уровня февраля 2008г. на 0,4 млн.человек (на 8,3%), численность занятого населения превысила уровень февраля 2008г. на 0,6%.

В среднем за 2011г. численность занятого населения превысила среднегодовые  данные 2010г. на 0,9 млн.человек (на 1,3%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,6 млн.человек, или на 10,9%.

Вместе с тем, к уровню 2008г. численность  занятых в среднем за 2011г. была ниже (на 0,3%), численность безработных - выше (на 4,8%) [21]

Уровень занятости  населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2012г. составил 63,0% и был соответственно на 0,4 и 2,0 процентных пункта выше, чем в I квартале 2011г.и 2010г., и на 0,9 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 года.


Рис. 2.2. Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет 
без корректировки сезонных колебаний в процентах 

В среднем за 2011г. уровень  занятости населения составил 63,8% и был выше, чем в среднем  за 2010г. на 1,1 процентного пункта, а  также превысил значение докризисного 2008г. на 0,4 процентного пункта. [21]

В I квартале 2012г. уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 6,5% и был ниже, чем в I квартале 2011г. (на 1 процентный пункт) и I квартале 2010г. (на 2,3 процентного пункта), и ниже докризисного февраля 2008г. (на 0,6 процентного пункта).

Рис. 2.3. Уровень безработицы, по методологии МОТ без корректировки сезонных колебаний в % от экономически активного населения

 

В среднем за 2011г. уровень  безработицы составил 6,6% и был  ниже, чем в среднем за 2010г. и 2009г. (соответственно на 0,9 и 1,8 процентного  пункта), но выше, чем в среднем  за 2008г. (на 0,3 процентного пункта). [21]

 

3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Проблема занятости населения - это проблема вовлечения людей  в трудовую деятельность и степень  удовлетворения их потребности в  труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все  трудоспособное население, невозможно, т.к. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. Проблемы анализа и прогнозирования динамики занятости и рынка труда, их структурных характеристик должны рассматриваться в контексте многообразия прямых и обратных связей с другими важнейшими макроэкономическими и демографическими процессами. Это необходимо для решения актуальных задач согласования различных социально-экономических политик. Основа этого – комплексный прогноз развития экономики страны, ее отраслей и регионов. [20, c. 114]

Переход на рыночные отношения  ознаменовался острейшим экономическим  кризисом, который не мог не отразиться на занятости и трудовых отношениях при одновременном появлении  ряда проблем:

    1. Недостаточной реформированности всей трудовой сферы, приводящей к преобладанию неэффективной занятости, которая проявляется в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени занятых, низкой эффективности труда и низких заработках значительных контингентов работающих, снижении в составе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности, отсутствии экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада и т.д. [23, c. 17]
    2. Потери трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работника, их перетока в сферу неформальной занятости, часто не требующую прежней квалификации, миграции за рубеж. [23, c. 17]
    3. Ухудшении качественных характеристик системы рабочих мест наряду с медленным наращиванием новых рабочих мест, резко снижающее возможности трудоустройства незанятых лиц из-за увеличения числа непрестижных рабочих мест, ведущее к росту травматизма и профессиональных заболеваний в результате увеличения доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, а также физически и морально устаревших.
    4. Недостаточность инвестиций, недофинансирование бюджетного сектора экономики, задержки выплат из Федерального бюджета за выполненный государственный заказ и слабая поддержка малого предпринимательства со стороны органов исполнительной власти.
    5. Медленной перестройки системы государственного профессионального образования, неадекватности масштабов, структуры и форм первичной профессиональной подготовки граждан изменениям в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе, недостаточная ее развитость, система вторичного обучения, ориентированная лишь на отдельные группы населения, нуждающегося в трудоустройстве, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке. [ 23, c. 17]
    6. Чрезвычайно сложной ситуации с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и др.). Расширение в 1998-2005 годах контингента указанных групп населения, нуждающихся в трудоустройстве. Сохранение селективного подхода при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, несоблюдение в полной мере норм трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения.
    7. Большой дифференциации региональных рынков труда, наличие значительного числа территорий с острой, критической ситуацией в сфере занятости при ограниченных возможностях перетока рабочей силы по территории страны, свидетельствующие о том, что динамика макроэкономических показателей, перспективы развития отдельных отраслей и производств не нацелены пока на всесторонний учет таких факторов, как людские ресурсы и обеспечение занятости населения.
    8. Недостаточная роль субъектов Российской Федерации в регулировании ситуации на региональных рынках труда.[23, c. 18]

Анализ сферы занятости  и рынка труда России позволяет  выделить ряд важных макроэкономических проблем, накопившихся за годы реформ. [14, c. 5]

  1. Недостаточно согласованное развитие основных факторов производства. Возможности расширения занятости и сокращения безработицы зависят в первую очередь от интенсивности инвестиционных вложений в создание новых рабочих мест и темпов экономического роста. В настоящее время невысокий уровень совокупного спроса на труд из-за недостаточного объема инвестиций (прежде всего в реальный сектор производства) определяет существование заметной безработицы. Кроме того, сохраняется явно выраженная территориальная и отраслевая неоднородность спроса на труд.
  2. Недостаточно эффективное использование рабочей силы, приводящее к низкому уровню производительности труда и сохранению скрытой безработицы.
  3. Ограниченные возможности государственного, в частности бюджетно-налогового, регулирования сферы занятости и рынка труда (высокая ставка единого социального налога, унификация ставки налога на доходы физических лиц, отмена льготы по финансированию капитальных вложений по налогу на прибыль и др.).

Качественное (структурное) несоответствие параметров спроса на труд и его предложения в региональном, отраслевом, профессиональном, половозрастном и других разрезах. [14, c. 6]

  1. Нескоординированность функционирования системы образования с динамикой спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций.
  2. Неадекватный потребностям экономики и ее секторов уровень межотраслевой и межрегиональной подвижности населения и рабочей силы, в которой значительна роль стихийных и случайных процессов; недостаточное развитие общероссийской составляющей информационной инфраструктуры рынка труда.
  3. Отсутствие четкой внутренней и внешней миграционной политики, регулирующей региональную динамику и структуру населения и рабочей силы России в соответствии с перспективными социально-экономическими задачами.

Снижение численности  занятых в науке и образовании. Так, доля отрасли «Наука и научное обслуживание» в общей численности занятых сократилась за 1990 – 2002 гг. более чем в два раза. Средний возраст работников отрасли приближается к 45 годам (максимальному среди всех отраслей показателю), что является следствием слабого притока молодых кадров (из-за снижения престижа профессии ученого) и приводит к уменьшению потенциала отрасли. [14, c. 6]

Информация о работе Методы государственного регулирования занятости