Методы финансирования внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать методы финансирования внешней торговли в РФ.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты методов финансирования внешней торговли;
- исследовать особенности внешней торговли и ее методов в РФ13
- рассмотреть перспективы развития методов финансирования внешней торговли в РФ.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты методов финансирования внешней торговли................................4
1.1. Сущность внешней торговли.....................................................................................4
1.2. Механизм финансирования внешней торговли.......................................................5
1.3. Методы финансирования внешней торговли...........................................................8
2. Методы финансирования внешней торговли в РФ..............................................................13
2.1. Особенности внешней торговли и ее методов в РФ.............................................13
2.2. Перспективы развития методов финансирования внешней торговли в РФ........20
Заключение...................................................................................................................................23
Список использованной литературы.........................................................................................25
Приложение..................................................................................................................................26

Работа содержит 1 файл

Методы финансирования внешней торговли (1).docx

— 155.42 Кб (Скачать)

     Иностранный экспортер идет на отсрочку оплаты отгруженного товара при наличии у него надежных гарантий платежа (банковская гарантия, аккредитив, вексель, выданный или авалированныи надежным банком). Кроме того, данные инструменты могут быть дисконтированы (проданы) в банке экспортера. В этом случае экспортер получает деньги от своего банка практически сразу после отгрузки товара, сумма дисконта при этом, естественно, включается в цену товара.

     Подобным же образом российский экспортер может привлечь средства иностранного покупателя до того, как отгрузит или даже произведет продукцию (например, под гарантию возврата аванса).

     Преимущества, которые появляются при использовании банковских инструментов во внешней торговле, очевидны. Однако для полного их использования необходима полноценная банковская система, которой в настоящее время в России нет.

     Сегодня для российских банков закрыто большинство иностранных кредитных линий. Документарные инструменты практически всех банков (за редким исключением) подтверждаются только при перечислении в иностранный банк 100%-го обеспечения, т.е. валюты. Понятно, что эту валюту должен предоставить клиент. В результате эффективность сделки резко снижается. Российскому импортеру проще поверить иностранному контрагенту и произвести ему предоплату за товар, чем использовать услуги банка, уплачивая при этом комиссию.

     Вообще так называемое документарное кредитование (предоставление клиентам документарных инструментов под залог обеспечения, использующегося в кредитных проектах), которое было сильно развито до финансового кризиса 1998 г., в сегодняшних условиях практически отсутствует. Банки либо вообще отказываются принимать какое-либо обеспечение, кроме валютного депозита, либо предлагают невыгодные условия (высокая процентная ставка, большой дисконт по покрытию и т.п.). Поэтому большинство российских импортеров сегодня работают на условиях предоплаты.

     Также ни импортеры, ни экспортеры даже и не мечтают о доступе к более дешевому иностранному финансированию, которое они могли получать до кризиса. Примером получения средств от западных компании может служить реализация собственного векселя российской компании и авалированного крупным российским банком на иностранном финансовом рынке. Сегодня иностранные инвесторы не верят в надежность российских банков, и подобные технологии работы практически прекратили свое существование.

     Таким образом, перед российскими компаниями, участвующими во внешней торговле, в настоящий момент стоят следующие проблемы:

     - экспортеры сначала отгружают продукцию, и только потом получают деньги; у них отсутствует доступ к предэкспортному финансированию; нет должной уверенности в добросовестном исполнении обязательств контрагентом;

     -  импортеры производят предоплату за товар, и только потом получают его; у них отсутствует доступ к коммерческому кредиту поставщика; нет должной уверенности в добросовестном исполнении обязательств контрагентом.

     Для решения указанных проблем можно и нужно применять методы торгового и структурного финансирования.21 

2.2. Перспективы развития  методов финансирования  внешней торговли  в РФ

     Импорт продолжает играть важную роль в жизни страны, поскольку отечественная промышленность (особенно обрабатывающая) сейчас характеризуется крайне слабым развитием.

     Экспорт, переживавший трудные времена в связи с финансовым кризисом, в последнее время возвращается к прежнему состоянию. Как бы не развивалась ситуация дальше, России всегда будет участвовать во внешней торговле, и, следовательно, всегда будут нужны финансовые услуги по её организации и обслуживанию.

     Использование методов торгового и структурного финансирования при проведении экспортных и импортных операций позволяет наряду с лучшей защитой российских продавцов и покупателей, еще и оставлять в стране те средства, которые уходят за границу в качестве предоплаты за импорт или не поступают в Россию в качестве аванса за экспорт.

     Международная торговля является сложным видом деятельности, требующим специальных знаний. Любые нарушения правил и обычаев её проведения могут привести к длительным переговорам, дополнительным издержкам и даже судебному разбирательству. Банки, которые играют все большую роль во внешней торговле, осуществляя платежи по внешнеторговым сделкам или предоставляя дополнительное финансирование, являются участниками расчетов, не будучи при этом участниками непосредственно торговых операций.

     Вопросы расчетов во внешней торговле являются наиболее сложными, так как покупатели и продавцы обычно имеют различные интересы относительно форм, сроков и условий расчетов. Таким образом, можно прогнозировать, что услуги банков по обслуживанию внешней торговли будут постоянно востребованы, и их совокупный объем будет расти из года в год.

     Однако в связи с кризисом российской банковской системы финансовые и инвестиционные компании начинают предлагать своим клиентам услуги по торговому и структурному финансированию, используя при этом иностранные банки и финансовые институты.

     Например, московская инвестиционная компания «IQ Invest» начала предлагать услуги по выпуску аккредитивов и гарантии в валюте через первоклассные западные банки, а также по выпуску рублевых и валютных аккредитивов и гарантий через российские филиалы западных банков. Разработанная технология и предоставление комплексного обслуживания (торговое финансирование плюс операции на фондовом рынке) позволяют компании предлагать своим клиентам более выгодные по сравнению с банками условия, а также значительно сокращать сроки рассмотрения проектов. Данное направление деятельности быстро развивается, что говорит о наличии спроса на подобные услуги на рынке.22

     Широкое внедрение торгового и структурного финансирования в России позволит стимулировать внешнюю торговлю, поможет развитию отечественных компаний, а также откроет России доступ к средствам иностранных компаний в виде коммерческих кредитов и авансов. Полноценное развитие данного направления в условиях банковского кризиса невозможно без участия быстро работающих финансовых компаний, открывающим клиентам доступ к традиционно банковским инструментам.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, внешняя торговля – это торговля страны с другими странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывоза) товаров и услуг. Сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот страны. Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда.

     Международные финансовые отношения торговых операций более сложны, чем внутринациональные, и отличаются в части используемых средств и документов. При выборе конкретной формы финансирования торговых операций положение финансового менеджера-международника усложняет необходимость всестороннего анализа целого ряда рисков: географического, валютного, инфляционного и процентного, рыночного, платежного, политического.

     Существует  три основных документа, которые  используются при осуществлении  экспортно-импортных операций: приказ об уплате, или тратта - переводный вексель; коносамент, который отображает физическое перемещение товаров; аккредитив, который удостоверяет платежеспособность покупателя.

     В практике международной торговли активно используются финансовые методы, т. е. методы  расширения экспорта. Финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышения тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счёт государственного бюджета, так и за счёт всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счёт частного сектора – самих экспортёров и обслуживающих их банков. 

     Наиболее распространёнными финансовыми методами внешнеторговой политики являются: субсидии, кредитование, демпинг.

     Так же существует понятие методов финансирования внешней торговли - торгового и структурного финансирования. Торговое и структурное финансирование - понятие, объединяющее в себе банковские операции и услуги, предназначенные для компаний-участников внешнеторговых отношений. Эти операции и услуги помогают участникам международных торговых сделок достичь поставленных целей.

     Внешняя торговля имеет большое значение в экономике России, так как страна импортирует широкий спектр товаров, необходимых ей для жизни (продовольственные товары, товары народного потребления, машины и оборудование, промышленное сырье, химическую продукцию и многое другое), оплачивая их за счет своего экспорта (нефть, газ, металл, продукция химической промышленности и т.д.).      

     Преимущества, которые появляются при использовании банковских инструментов во внешней торговле, очевидны. Однако для полного их использования необходима полноценная банковская система, которой в настоящее время в России нет.

     Сегодня для российских банков закрыто большинство иностранных кредитных линий. Документарные инструменты практически всех банков (за редким исключением) подтверждаются только при перечислении в иностранный банк 100%-го обеспечения, т.е. валюты. Понятно, что эту валюту должен предоставить клиент. В результате эффективность сделки резко снижается. Российскому импортеру проще поверить иностранному контрагенту и произвести ему предоплату за товар, чем использовать услуги банка, уплачивая при этом комиссию.

     Таким образом, перед российскими компаниями, участвующими во внешней торговле, в настоящий момент стоят следующие проблемы: экспортеры сначала отгружают продукцию, и только потом получают деньги; у них отсутствует доступ к предэкспортному финансированию; нет должной уверенности в добросовестном исполнении обязательств контрагентом; импортеры производят предоплату за товар, и только потом получают его; у них отсутствует доступ к коммерческому кредиту поставщика; нет должной уверенности в добросовестном исполнении обязательств контрагентом.

     Для решения указанных проблем можно и нужно применять методы торгового и структурного финансирования.

     Широкое внедрение торгового и структурного финансирования в России позволит стимулировать внешнюю торговлю, поможет развитию отечественных компаний, а также откроет России доступ к средствам иностранных компаний в виде коммерческих кредитов и авансов. Полноценное развитие данного направления в условиях банковского кризиса невозможно без участия быстро работающих финансовых компаний, открывающим клиентам доступ к традиционно банковским инструментам. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

     Нормативно-правовые акты:

     1. Федеральный закон от 8 декабря  2003 г. № 164-ФЗ «Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» (с  изменениями и дополнениями)

 

     Литература:

     1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. - М.: Экономистъ, 2007.-212 с.

     2. Булатова А.С. Мировая экономика: Учебник - М.: Юристъ, 2009.-633 с.

     3. Дергачев В.А. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.- 287 с.

     4. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения: учебник.- М.: Проспект, 2006.-225 с.

     5. Елова М.В., Муравьева Е.К. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2008. -135 с.

     6. Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения: Учебник - М.: Юнити, 2008.-323 с.

     7. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. - М.: ИНФРА-М, 2005.-198 с.

     8. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. -156с.

     9. www.cbr.ru – «Официальный сайт Центрального Банка России»

     10. http://www.fsgs.ru – «Федеральная служба государственной статистики»

     11. http://www.economy.gov.ru – «Министерство экономического развития и торговли РФ»

     12.  http://www.iq-invest.ru – Сайт компании «IQ Invest» 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Рис. 1. Объем внешней торговли Российской Федерации в 2009-2010 гг.24

Рис. 2. Помесячная динамика экспортно-импортных операций Российской Федерации в 2009-2010 гг.25

Рис. 3. Динамика средних контрактных цен на нефть сырую, вывезенную в страны дальнего зарубежья в 2009-2010 гг.26

Таблица 1. Объемы торговли со странами СНГ в 2010 году приведены ниже (миллионов долларов США)27

 
 
Оборот Экспорт Импорт В % к 2009 году
оборот экспорт импорт
Азербайджан 1947,9 1562,4 385,5 109,4 106,3 123,8
Армения 859,1 700,6 158,5 118,8 114,5 142,5
Белоруссия 27874,3 18058,2 9816,1 118,9 108,0 146,1
Казахстан 15273,6 10795,9 4477,7 118,9 118,0 121,1
Киргизия 1378,8 992,2 386,6 107,5 108,4 105,3
Молдавия 1532,0 1111,4 420,6 146,3 159,9 119,4
Таджикистан 886,2 673,3 212,9 112,7 117,5 99,8
Туркмения 905,4 759,1 146,3 87,3 76,5 324,6
Узбекистан 3442,0 1890,1 1551,9 135,4 111,5 183,1
Украина 37155,6 23114,3 14041,3 161,8 167,1 153,8

Информация о работе Методы финансирования внешней торговли