Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:40, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать методы финансирования внешней торговли в РФ.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты методов финансирования внешней торговли;
- исследовать особенности внешней торговли и ее методов в РФ13
- рассмотреть перспективы развития методов финансирования внешней торговли в РФ.
Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты методов финансирования внешней торговли................................4
1.1. Сущность внешней торговли.....................................................................................4
1.2. Механизм финансирования внешней торговли.......................................................5
1.3. Методы финансирования внешней торговли...........................................................8
2. Методы финансирования внешней торговли в РФ..............................................................13
2.1. Особенности внешней торговли и ее методов в РФ.............................................13
2.2. Перспективы развития методов финансирования внешней торговли в РФ........20
Заключение...................................................................................................................................23
Список использованной литературы.........................................................................................25
Приложение..................................................................................................................................26
Наиболее общим механизмом финансирования международной торговли является аккредитив.
3. Аккредитив - это обязательство банка заплатить за товары, поставленные импортеру. Коммерческий аккредитив выписывается банком от имени импортера.
Фирма-покупатель
обращается в свой банк за аккредитивом,
который является условным денежным
обязательством банка, которое выдается
им по поручению покупателя в пользу
продавца, за которым банк, который
открыл счет (банк-эмитент), может выполнить
платеж продавцу или предоставить полномочия
другому банку выполнить такие
же платежи при наличии
В сущности, банк замещает своим кредитом кредит импортера. Если фирма-продавец продолжает сомневаться, поскольку ей не известная кредитоспособность «банка-покупателя», она в этом случае должна выставить требование, чтобы аккредитив был подтвержден ее «собственным» банком. Если аккредитив будет подтвержден, то потом последовательность выполнения требований относительно оплаты товара будет такая: фирма-продавец обратится к «своему» банку, который обратится в банк «покупателя», а последний - к фирме покупателя. Аккредитив почти полностью устраняет риск экспортера при продаже товаров незнакомому импортеру другой страны.
Переводный
вексель, коносамент и аккредитив, нужны
в большей части международных
экспортно-импортных операций. Они
защищают экспортера, а также дают импортеру
гарантию того, что товары будут перевезены
и поставлены соответствующим образом.
В последнее время приобрели развитие
такие формы финансирования международной
торговли как факторинг, форфейтинг и ли
1.3. Методы финансирования внешней торговли
В практике международной торговли активно используются финансовые методы, т. е. методы расширения экспорта. Финансирование направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышения тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счёт государственного бюджета, так и за счёт всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счёт частного сектора – самих экспортёров и обслуживающих их банков.
Наиболее распространёнными финансовыми методами внешнеторговой политики являются:
- субсидии,
- кредитование,
- демпинг.9
1. Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидия - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По видам субсидии бывают внутренние и экспортные.
Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод внешнеторговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объёмы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается. Рост цены обусловливает увеличение предложения и сокращения спроса. В результате потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш.
Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортёрам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, её применение требует законодательного одобрения. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены.
2. Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.
Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснения их с рынка.
3. Распространённой формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг.
Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующих в этих странах. Демпинг может является, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики. Во-вторых, демпинг может стать результатом монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортёр, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путём снижения цены и расширения объёма продаж. Особое значение данный метод конкуренции играет для «раскрутки» новых торговых марок, продвижения на рынок новых брендов, промоутерских мероприятий. Демпинг подразумевает реализацию товаров с запланированным убытком (или нормой прибыли ниже средней), который должен быть в последствии компенсирован за счет расширения аудитории потребителей и роста оборотов компании. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортёр может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Антидемпинговая пошлина – временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
В числе нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструменты. На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнительной власти и подлежат ратификации законодательной властью. Они заключаются обычно на 5-10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами. Т.о. торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании – вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли.
Для оценки торговых договоров принципиально важным вопросом является режим, который предоставляется на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу. На практике наиболее часто используются режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим.
РНБ – условие, закреплённое в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуются и/или будет пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ включён в условия ВТО и считается основой создания недискриминационного режима в международной торговле.
Национальный режим – режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами – членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала.10
Так же существует понятие методов финансирования внешней торговли - торгового и структурного финансирования.
Торговое и структурное финансирование - понятие, объединяющее в себе банковские операции и услуги, предназначенные для компаний-участников внешнеторговых отношений. Эти операции и услуги помогают участникам международных торговых сделок достичь поставленных целей, а именно
- для покупателей: получать приобретаемые товары или услуги в установленном количестве, требуемого качества, своевременно и в нужном месте; производить оплату после получения полной уверенности в том, что продавец полностью выполнил свои обязательства; управлять движением наличности, привлекать банковское финансирование; получать максимально возможную отсрочку платежа;
- для продавцов: иметь уверенность в том, что с ним произведут полный расчет в согласованный срок; привлекать банковское финансирование для производства товара и осуществлять поставку; своевременно получать оплату поставки и улучшать ликвидность своего бизнеса; получать платеж в установленном размере и валюте в своем банке.
Для достижения перечисленных целей банки предлагают услуги с использованием документарных инструментов: банковских гарантий, аккредитивов и векселей. Указанные инструменты применяются для страхования различных рисков, сопряженных с международными торговыми сделками, таких как платежные риски, риски исполнения обязательств, политические валютные и др.
Суть всех операции по торговому и структурному финансированию сводится к перекладыванию ответственности по обязательствам непосредственных участников международных торговых отношении и производителей экспортных товаров на крупные коммерческие финансовые институты, а также различные государственные фонды кредитования экспорта. Например, банки, изучив кредитоспособность своих клиентов и обеспечив себя необходимым покрытием, принимают на себя ответственность по обязательствам своих клиентов перед их зарубежными партнерами. Это осуществляется путем выпуска и подтверждения аккредитивов и банковских гарантий, а также авалирования векселей клиентов.
Надежность западных банков изучена и оценена различными рейтингами, поэтому и обязательства этих банков (в виде документарных инструментов) имеют определенную надежность и «стоимость», то есть могут служить источником финансирования. Такая возможность реализуется, когда будущее право требования по документарному обязательству переуступается за наличные, либо за другие ликвидные активы в текущий момент времени с оговоренным дисконтом (досрочный учет). При этом приобретателями таких прав, как правило, выступают также банки.
Наиболее простая форма обязательства с точки зрения переуступки права требования - вексель. Перс-уступка в этом случае обычно оформляется соглашением о продаже векселя и проставлением соответствующего индоссамента на векселе.
Также широко применяется дисконтирование будущей выручки по аккредитивам, когда бенефициар (получатель) до оговоренного в аккредитиве срока представляет в исполняющий банк соответствующие условиям аккредитива документы и банк выплачивает за них сумму за вычетом дисконта.
Что
касается переуступки прав требования
по банковским гарантиям, то здесь дело
обстоит сложнее, так как, во-первых, они
чаще всего содержат условие, не допускающее
переуступку третьим лицам, а, во-вторых,
это самое право возникает, как правило,
непосредственно при предъявлении требования
по гарантии, подтверждающее возникновение
дефолта по основному обязательству. Несмотря
на эти сложности, банкам удается использовать
гарантии как инструмент финансирования.11
2. Методы финансирования внешней торговли в РФ
2.1. Особенности внешней торговли и ее методов в РФ
Внешняя торговля имеет важное значение в экономике России, так как страна импортирует широкий спектр товаров, необходимых ей для жизни (продовольственные товары, товары народного потребления, машины и оборудование, промышленное сырье, химическую продукцию и многое другое), оплачивая их за счет своего экспорта (нефть, газ, металл, продукция химической промышленности и т.д.).
Рассмотрим динамику внешней торговли в РФ за 2009-2010 гг.
По данным таможенной статистики в 2010 году внешнеторговый оборот России составил 625,4 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом возрос на 33,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 534,1 млрд. долларов США (рост на 33,4%), со странами СНГ – 91,3 млрд. долларов США (рост на 33,0%) см. приложение, рис.1).12