Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:40, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать методы финансирования внешней торговли в РФ.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты методов финансирования внешней торговли;
- исследовать особенности внешней торговли и ее методов в РФ13
- рассмотреть перспективы развития методов финансирования внешней торговли в РФ.
Введение.........................................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты методов финансирования внешней торговли................................4
1.1. Сущность внешней торговли.....................................................................................4
1.2. Механизм финансирования внешней торговли.......................................................5
1.3. Методы финансирования внешней торговли...........................................................8
2. Методы финансирования внешней торговли в РФ..............................................................13
2.1. Особенности внешней торговли и ее методов в РФ.............................................13
2.2. Перспективы развития методов финансирования внешней торговли в РФ........20
Заключение...................................................................................................................................23
Список использованной литературы.........................................................................................25
Приложение..................................................................................................................................26
Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 167,5 млрд. долларов США, что на 33,2 млрд. долларов США больше, чем 2009 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 139,4 млрд.долларов США (рост на 30,1 млрд.долларов США), со странами СНГ – 28,1 млрд. долл. США (рост на 3,1 млрд.долларов США).
Экспорт России в 2010 году составил 396,4 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,4%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 336,7 млрд.долларов США (рост на 32,1%), в страны СНГ – 59,7 млрд.долларов США (рост на 27,4%) (см. приложение, рис. 2).13
Увеличение стоимостного объема экспорта в 2010 году по сравнению с 2009 годом было обусловлено как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов их поставок. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 119,8%, а индекс физического объема экспорта – 110,0%.
Основу российского экспорта в 2010 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 70,8% (в 2009 году – 69,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 34,4%.
В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (52,4%) среди товаров топливно-энергетического комплекса занимала нефть сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2009 годом на 6,1%, а стоимостные объемы – на 40,7% (см. приложение, рис. 3).14
Среди
товаров топливно-
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2010 году составила 10,8% и снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,4 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с 2009 годом на 27,2%, а физический – на 2,5%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них увеличились – на 3,6%, в том числе: ферросплавов – на 21,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 11,9%. Физический объем экспорта меди сократился на 10,2%, никеля – на 1,8%, алюминия – на 7,1%.
Доля продукции химической промышленности в 2010 году составила 5,8% (в 2009 году – 5,7%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем экспорта этой продукции увеличился на 35,8%, а физический – на 20,5%, в том числе возросли физические объемы поставок органических химических соединений на 11,2%, метанола – на 50,8 %, калийных удобрений – в 2,9 раза, смешанных удобрений – на 18,8%, каучука синтетического – на 17,1%.
Доля экспорта машин и оборудования в 2010 году составила 4,3% (в 2009 году – 4,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостной объем поставок машин и оборудования возрос на 21,9%, в том числе: механического оборудования – на 3,6%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 3,2%, летательных аппаратов – на 17,5%, судов и лодок – в 4,8 раза. Физические объемы экспорта легковых автомобилей снизились на 26,9%, грузовых – возросли на 4,3%.15
Доля продовольственных товаров в товарной структуре экспорта 2010 году составила 1,8% (в 2009 году – 2,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостные и физические объемы экспорта этих товаров снизились, соответственно, на 8,0% и 30,5%. Физические объемы экспорта пшеницы снизились на 25,5%, ячменя – на 56,7%, масла растительного – на 53,0%. Вместе с тем, возросли физические объемы экспорта мяса птицы в 3,1 раза, свежемороженой рыбы – на 30,0%.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составила 2,3% (в 2009 году – 2,6%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы увеличился по сравнению с 2009 годом на 17,3%. По сравнению прошлым годом возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 20,5%, фанеры – на 16,3%, целлюлозы – на 8,5%; физические объемы экспорта лесоматериалов необработанных снизились на 1,7%.16
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2010 году доля топливно-энергетических товаров составила 53,0% от всего экспорта в эти страны, что на 10,7 процентных пункта выше, чем в 2009 году. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с 2009 годом на 50,1%. Физические объемы экспорта угля каменного возросли на 56,8 %, газа природного – на 49,8%. Поставки нефти сырой снизились на 33,2%, нефтепродуктов – на 9,9%, в том числе: бензина автомобильного – на 37,2%, керосина – на 36,2% (кроме дизельного топлива и топлив жидких – рост на 26,6% и 19,4% соответственно).
Доля машин и оборудования в 2010 году составила 14,4% (в 2009 году – 15,9%). Стоимостной объем экспорта продукции машиностроения по сравнению с 2009 годом возрос на 9,1%, в том числе: электрического оборудования – на 23,0%, железнодорожного оборудования – на 20,0%, летательных аппаратов – в 2,7 раза. Вместе с тем, снизился стоимостной объем экспорта механического оборудования и средств наземного транспорта, кроме железнодорожного на 2,0% и 13,0% соответственно. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 18,1%, а грузовых автомобилей снизился на 33,9%.
Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в 2010 году составила 9,0% (в 2009 году – 11,8%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы уменьшился по сравнению с 2009 годом на 8,5%, а физический – на 5,7%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 6,1%, в том числе: труб – на 65,1%, прутков из железа и нелегированной стали – на 21,6%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта чугуна в 2,6 раза, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 22,8%, проката плоского – на 19,7%, алюминия необработанного – на 19,5%.17
Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2010 году составила 5,8% (в 2009 году – 9,2%). Стоимостной и физический объемы экспорта этих товаров снизились по сравнению с прошлым годом соответственно на 24,8% и 57,5%. Физические объемы вывоза сгущенного молока снизились на 38,1%, масла сливочного – на 34,8%, сыров и творога – на 16,9%, пшеницы – на 73,5%, семян подсолнечника – на 81,1%, растительного масла – на 18,2%.
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2010 году составил 8,9% (в 2009 году – 10,3%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы возрос по сравнению с 2009 годом на 3,4%. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии увеличились на 20,1%, аммиака – на 87,5%, азотных удобрений – на 20,3%, комплексных удобрений – на 23,6%, при этом снизились объемы поставок калийных удобрений – на 89,6%, лаков и красок – на 14,3%, моющих средств – на 22,7%, пластмасс и изделий из них – на 13,4%, каучука, резины и изделий из них – на 10,8%.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составила 4,0% (в 2009 году – 5,1%). Стоимостной и физический объемы экспорта этих товаров сократился на 5,8% и 12,2% соответственно. Физические объемы экспорта пиломатериалов снизились на 15,5%, фанеры – на 3,9%, бумаги газетной – на 8,5%; целлюлозы – возросли на 10,8%.
Импорт России в 2010 году составил 229,0 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд. долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 31,6 млрд.долларов США (рост на 44,8%).
Увеличение стоимости российского импорта в 2010 году относительно 2009 года было обусловлено в основном ростом его физического объема, индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил всего 101,6%.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2010 году приходилось 47,0% (в 2009 году – 46,1%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2009 годом увеличился на 38,4%, в том числе: механического оборудования – на 35,5%, электрооборудования – на 39,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 59,1%, инструментов и аппаратов оптических – на 23,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 23,2%, грузовых – в 2,2 раза.18
Доля
импорта продовольственных
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 17,3% против 17,6% в 2009 году. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 33,4%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии увеличились на 21,1%, органических химических соединений – на 41,2%, лаков и красок – на 14,6%, парфюмерии – на 10,6%, мыла и моющих средств – на 15,5%, пластмассы и изделий из нее – на 36,2%, каучуковых и резиновых изделий – на 48,5%.
Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2010 году составила 6,3% (в 2009 году – 5,7%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2009 годом на 50,2%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей возросли по сравнению с 2009 годом на 37,5%, одежды – на 81,5%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 33,7%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2010 году составил 6,0% (в 2009 году – 5,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 56,8%, а физический – на 73,7%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 79,1%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 75,2 раза, труб – в 4,0 раза.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году доля машин и оборудования составила 29,4% (в 2009 году – 23,6%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 64,4%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 17,4%, электрооборудования – на 28,4%, железнодорожного оборудования – в 3,6 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,0 раза. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 2,1 раза.19
Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2010 году составил 17,3% (в 2009 году – 18,7%), топливно-энергетических товаров – 10,5% (10,7%), продукции химической промышленности – 8,7% (10,1%), металлов и изделий из них – остался на уровне прошлого года.
Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с 2009 годом наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Увеличение стоимостного объема ввоза вызвано, в основном, ростом импорта (физических объемов) черных металлов и изделий из них – на 25,0%, сыров и творога – на 4,9%, масла растительного – в 2,7 раза, продуктов содержащих какао – на 21,3%, нефтепродуктов – в 2,4 раза, удобрений – в 3,0 раза, пластмассы и изделий из нее – на 49,6%, лаков и красок – на 20,9%.
В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2010 году приходилось 49,0% российского товарооборота (в 2009 году – 50,4%). На страны СНГ в 2010 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2009 году – 14,6%), на страны ЕврАзЭС – 7,8% (8,7%), на страны АТЭС – 23,3% (20,7%).
Основными торговыми партнерами России в 2010 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 59,3 млрд.долларов США (150,3% к 2009 году), Нидерланды – 58,4 млрд. долл. США (146,0%), Германия – 51,8 млрд.долл. США (129,7%), Италия – 37,3 млрд.долл.США (113,2%), Турция – 25,2 млрд.долл.США (128,8%), США – 23,6 млрд.долл.США (128,8%), Япония – 23,1 млрд.долл.США (159,4%), Франция – 22,6 млрд.долл.США (131,5%), Польша – 20,8 млрд.долл.США (124,2%), Республика Корея – 17,7 млрд.долл.США (168,0%).20
При сегодняшнем составе экспорта и импорта существуют возможности для получения более выгодных условий их проведения, а также привлечения дополнительных средств, которые могут быть направлены на развитие российских компаний. Речь идет о широком использовании во внешней торговле методов финансирования. Особое значение приобретают, направления торгового и структурного финансирования.
В мировой практике используется большое количество банковских методов, призванных облегчать и стандартизировать внешнеэкономические операции. Это - инструменты платежа (банковский перевод, инкассо, аккредитив) и гарантийные инструменты (банковская гарантия, авалирование векселей), а также способы получения дополнительного финансирования (торговое и структурное финансирование).
Общепризнанно, что огромную роль в экономической жизни любой страны играет кредит, это утверждение справедливо и для внешней торговли. Не всегда предприятие, способное произвести востребованную рынком продукцию, имеет средства для запуска процесса производства. Эту проблему не просто решить в рамках одной страны, а если покупатель и продавец являются резидентами разных стран, то решение еще больше усложняется. Никто не хочет оплачивать товар вперед (предоплата используется только в странах, несущих в себе высокий риск из-за политической и экономической нестабильности). Именно решением подобных вопросов и призваны заниматься банки. Использование их услуг позволяет экспортеру получить от своего контрагента средства, необходимые для исполнения заказа, а импортер имеет возможность оплачивать товар только после его отгрузки или получения. Кроме того, банки, предоставляя клиентам документарные инструменты (аккредитивы, гарантии), создают условия для существования коммерческого кредита, т.е. оплата товара импортером происходит по прошествии определенного срока (отсрочка платежа).