Методология экономического анализа в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:44, реферат

Описание работы

Методы и приемы экономического анализа деятельности предприятий исследуются и развиваются достаточно давно, в условиях централизованного управления экономикой. С началом рыночных преобразований потребовался иной подход к оценке влияния факторов экономического, организационного, технологического характера на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

эк анализ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Группировка показателей  осуществляется по тем или иным признакам  и необходима для объединения  показателей по месту и времени (по месту - предназначена для распределения показателей по предприятиям, цехам, участкам; по времени - для распределения показателей по временным интервалам и необходима для быстрого, качественного и своевременного анализа экономических показателей работы предприятия).

Групповые таблицы  строятся по одному признаку (простые группировки) и по нескольким (комбинационные группировки). В качестве информационной основы группировки служит или генеральная совокупность однотипных объектов, или же их выборочная совокупность.

Ассоциации, объединения  особенно однотипных предприятий, являющиеся качественно однородными совокупностями, располагают возможностями широкого применения типологических, структурных и аналитических группировок. Объектами изучения могут быть: сами предприятия, их внутренние подразделения, однотипные хозяйственные операции и проч.

Типологические группировки осуществляются по однотипным (однородным) предприятиям в целом и видам производства.

Структурные группировки используются при изучении состава самих предприятий по производственной мощности, уровню автоматизации и механизации, производительности труда и др. признакам, а также структуры выпускаемой ими продукции (по виду, ассортименту). Состав и структура могут рассматриваться как в статике, так и в динамике.

Аналитические группировки охватывают, по существу, типологические и структурные, предназначены для выявления взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.

При построении аналитической группы из двух взаимосвязанных  показателей один рассматривается в качестве фактора, влияющего на другой, а второй - как результат влияния первого. При этом следует иметь в виду, что взаимозависимость и взаимовлияние факторного и результативного признаков для каждого конкретного случая могут быть различны - факторный признак может выступать в качестве результативного и наоборот.

Пример групповой  таблицы: независимый фактор, влияющий на остальные - степень выполнения бизнес-плана по объему доходов от выполненных работ (табл. 2). Зависимые факторы: уровень издержек (в процентах к величине дохода), уровень прибыли (рентабельности). Приведенная ниже групповая таблица подтверждает сильное влияние на зависимые показатели такого фактора как выполнение бизнес-плана по величине дохода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  и приемы проведения экономического анализа

 
 
Описание изучаемого объекта с  помощью системы показателей  является первой стадией анализа, условием успешного его проведения. Для познания и изучения сущности экономических явлений необходимо вскрыть закономерности формирования и изменения показателей, характеризующих их. Это обеспечивается соответствующими методами обработки данных, методами экономического анализа.

Метод анализа — это способ исследования процессов функцию рисования и закономерностей изменения какого-либо явления.

В зависимости  от задач и направлений анализа его содержание, порядок проведения и оформление результатов могут быть различными. Это предполагает разработку методов анализа, а также определение частных методик, с учетом специфики анализируемой области деятельности и организационно-технических особенностей производства.

В практике хозяйственного руководства наиболее широко используются следующие методы анализа: сравнительный, по отклонениям показателей, динамический, факторный, расчленения, балансовый, подстановок и др.

Сравнительный анализ.

Различают внутрипроизводственные и межпроизводственные сравнения. С помощью первых рассматривается  один объект и его внутренние связи  и сопоставления, вторые позволяют  сравнивать группу однородных объектов. Межпроизводственный анализ получил название межзаводского, но его принципы могут быть распространены и на объединения, цехи.

Основными направлениями  и целями межзаводского анализа могут быть:  
определение устойчивого уровня и темпов изменения основных технико-экономических показателей;  
вскрытие резервов производства через сравнение с лучшими достижениями аналогичных объектов;  
изучение и обобщение передового опыта и возможностей его использования на сравниваемых предприятиях;  
оценка эффективности деятельности производственных подразделений с учетом лучших достижений на аналогичных объектах;  
определение оптимальных условий функционирования сравниваемого объекта.

При проведении межзаводского анализа, прежде всего, производится выбор и обоснование однородной совокупности факторов и анализируемых объектов. Для этой цели необходимо: выбрать близкие по конструктивно-технологическим параметрам виды продукции, однородные по отраслевой принадлежности и организационно-техническим характеристикам предприятия или цехи, однотипные виды работ и т.п., определить общую для сопоставляемых объектов базу сравнения, в качестве которой выступают проектные показатели, нормативный уровень отдельных показателей, либо уровень работы одного из объектов.

Порядок проведения межзаводского анализа сводится к следующим этапам работы:  
1) определение задач и основных направлений проводимых сравнений;  
2) выбор массива и номенклатуры сравниваемых показателей;  
3) элиминирование факторов, определяющих различие в сравниваемых объектах;  
4) проведение межобъектных сопоставлений;  
5) сопоставление показателей с выбранной базой;  
6) оформление выводов сравнительного анализа.

Межобъектные  сопоставления проводятся чаще всего  при анализе организационно-технического уровня предприятий и результатов  их работы. Проведение сопоставлений  итоговых комплексных показателей  обеспечивает объективную оценку деятельности; в том случае, когда сопоставления проходят по более широкому кругу показателей, включая частные, может быть выявлена причина разрыва, отклонений и изменений в итогах работы отдельных объектов.

Для правильного  применения метода сравнений необходимо обеспечить сопоставимость показателей работы анализируемых объектов.

В последнее  время наметились две тенденции  расширения использования метода межобъектных сравнений:  
1) проводить сравнение работы не только крупных единиц в целом, а отдельных однотипных производств (литейных цехов, ремонтных, механических и т.д.);  
2) сравнивать производство не только изделий в целом, но и отдельных полуфабрикатов, деталей;  
3) производить сопоставление не только итоговых количественных, но и частных качественных показателей;  
4) использовать экономико-математические методы, в частности статистическое моделирование.

Одним из условий  проведения сравнений является применение одинаковой методики расчета и порядка измерения показателей, используемых для анализа, а также тождественность периодов времени, за которые обрабатываются показатели.

Для расширения границ сопоставимости возможно проведение анализа по группам объектов, предварительно выделенным в зависимости от какого-либо признака — размера предприятия, специализации, уровня технической оснащенности и т.п.

Большой интерес  имеет выбор в качестве базы сравнения  специального нормативного эталона. В  рамках одного предприятия в его  качестве могут служить нормы  или нормативные величины показателей. Возможно также использование в  качестве базы сравнения показателей мощности производственного звена и всех производных от него показателей (фондоотдача, производительность труда и т.д.).

В последние  годы большая работа ведется по разработке среднеотраслевых норм и нормативов, которые могут быть с успехом  использованы в анализе, так как позволяют расширить его границы, поднять на новый уровень межзаводские сопоставления.

Анализ  по отклонениям показателей.

Это один из основных методов анализа объемных показателей — плана производства продукции, численности работников, прибыли, фонда заработной платы, сметы затрат и т.д. Основное содержание данного метода сводится к выявлению структурного состава анализируемого показателя и отклонений от базисного уровня, принятого в качестве норматива. При этом выявляются причины этих отклонений. Так, например, при анализе фонда заработной платы важнейшей задачей является определение абсолютного перерасхода или экономии фонда по всем основным его составляющим - основной заработной плате по тарифу, доплатам, сумме премий, другим выплатам и т.д. Порядок проведения анализа по этой методике включает:  
1) определение структурного состава анализируемого показателя (элементы сметы затрат, состав прибыли и т. д.);  
2) выбор базы сравнения для анализа (при этом в качестве базы сравнения используется либо плановая величина, либо фактический уровень показателя за прошлые периоды);  
3) определение отклонений по основным элементам показателя;  
4) составление баланса отклонений.

Методика анализа по отклонениям показателей широко используется при анализе финансовых и производственных результатов работы предприятий. Этот анализ позволяет наиболее полно вскрыть и оценить происходящие в работе объекта изменения, провести контроль за соблюдением финансовой дисциплины и т.д.

Анализ по отклонениям успешно сочетается с контролем за соблюдением структурного состава показателей, Так, при анализе фонда заработной платы в качестве базы для расчета отклонений может быть использован нормативный состав заработной платы и т.д.

Вспомогательные методические приемы анализа.

Одной из первых стадий обработки информации, собранной  для анализа, является приведение ее в удобный для использования вид — статистическая обработка данных, одним из методов которой является расчет относительных величин, когда одна из них принята за единицу. Следует различать две категории этих величин:  
а) отражающие взаимосвязь между различными величинами (коэффициенты);  
б) характеризующие соотношение однородных величин, исчисленных в разных условиях.

Коэффициенты  этой группы являются индексами, показывающими  изменение какой-либо величины в  пространстве или во времени.

В целях правильного  расчета и сопоставимости относительных  чисел производится выбор исходной базы для сравнительной оценки различных явлений. В экономических исследованиях базой приведения чаще всего бывает плановый уровень показателей или фактический уровень года, являющегося базовым по отношению к перспективному плану. В последние годы все чаще в качестве такой базы используются также нормативные уровни показателей — индивидуальные или отраслевые.

При помощи относительных  величин выражаются характеристики производствакоэффициенты сменности, ритмичности, сортности, коэффициенты плотности и параллельности, длительности производственного цикла и т.п. Особое место в относительных величинах занимают показатели структуры — структура себестоимости, основных фондов, состава работников и т.д.

Для характеристики экономических явлений большое  значение имеют средние величины, которые отражают общие типичные черты и свойства явлений. «Метод средних величин является одним из важнейших приемов обобщения. Однако средняя может давать достоверную характеристику лишь в пределах однородных предметов, т.е. в пределах группы однородных явлений. Соединение крупных и мелких заведений вместе дает совершенно фиктивные «средние» цифры, не дающие никакого понятия о действительности, затушевывающие кардинальные различия, изображающие однородным нечто совершенно разнородное, разносоставное»,— писал классик.

Большое место  должно уделяться правильному соотношению  общих (рассчитанных для всей совокупности явлений в целом) и групповых (рассчитанных для отдельных групп) средних. Ученые считают необходимым пользоваться данными «посредством вывода средних для каждой отдельной группы» явлений. Групповые средние дают более разностороннюю характеристику изучаемых явлений, они позволяют выявить и охарактеризовать связи и взаимосвязи между явлениями, сопоставить между собой уровень отдельных групп с общим уровнем, помогают вскрыть резервы.

В процессе анализа широко используются группировки, которые характеризуют наличие, направленность связей между явлениями и позволяют обнаружить закономерности и тенденции развития явлений.

Выбор группировочного признака — один из наиболее сложных и существенных вопросов группировки. В зависимости от цели и выбранного группировочного признака группировки могут быть качественные или количественные, что существенно расширяет возможность группировки использование сложных комбинационных группировок.

Информация о работе Методология экономического анализа в современных условиях