Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:44, реферат
Методы и приемы экономического анализа деятельности предприятий исследуются и развиваются достаточно давно, в условиях централизованного управления экономикой. С началом рыночных преобразований потребовался иной подход к оценке влияния факторов экономического, организационного, технологического характера на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Группировка показателей осуществляется по тем или иным признакам и необходима для объединения показателей по месту и времени (по месту - предназначена для распределения показателей по предприятиям, цехам, участкам; по времени - для распределения показателей по временным интервалам и необходима для быстрого, качественного и своевременного анализа экономических показателей работы предприятия).
Групповые таблицы строятся по одному признаку (простые группировки) и по нескольким (комбинационные группировки). В качестве информационной основы группировки служит или генеральная совокупность однотипных объектов, или же их выборочная совокупность.
Ассоциации, объединения особенно однотипных предприятий, являющиеся качественно однородными совокупностями, располагают возможностями широкого применения типологических, структурных и аналитических группировок. Объектами изучения могут быть: сами предприятия, их внутренние подразделения, однотипные хозяйственные операции и проч.
Типологические группировки осуществляются по однотипным (однородным) предприятиям в целом и видам производства.
Структурные группировки используются при изучении состава самих предприятий по производственной мощности, уровню автоматизации и механизации, производительности труда и др. признакам, а также структуры выпускаемой ими продукции (по виду, ассортименту). Состав и структура могут рассматриваться как в статике, так и в динамике.
Аналитические группировки охватывают, по существу, типологические и структурные, предназначены для выявления взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.
При построении аналитической группы из двух взаимосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора, влияющего на другой, а второй - как результат влияния первого. При этом следует иметь в виду, что взаимозависимость и взаимовлияние факторного и результативного признаков для каждого конкретного случая могут быть различны - факторный признак может выступать в качестве результативного и наоборот.
Пример групповой
таблицы: независимый фактор, влияющий
на остальные - степень выполнения бизнес-плана
по объему доходов от выполненных работ (табл. 2).
Зависимые факторы: уровень издержек (в
процентах к величине дохода), уровень
прибыли (рентабельности). Приведенная
ниже групповая таблица подтверждает
сильное влияние на зависимые показатели
такого фактора как выполнение бизнес-плана
по величине дохода.
Описание изучаемого объекта с
помощью системы показателей
является первой стадией анализа,
условием успешного его проведения. Для
познания и изучения сущности экономических
явлений необходимо вскрыть закономерности
формирования и изменения показателей,
характеризующих их. Это обеспечивается
соответствующими методами обработки
данных, методами экономического анализа.
Метод анализа — это способ исследования процессов функцию рисования и закономерностей изменения какого-либо явления.
В зависимости от задач и направлений анализа его содержание, порядок проведения и оформление результатов могут быть различными. Это предполагает разработку методов анализа, а также определение частных методик, с учетом специфики анализируемой области деятельности и организационно-технических особенностей производства.
В практике хозяйственного руководства наиболее широко используются следующие методы анализа: сравнительный, по отклонениям показателей, динамический, факторный, расчленения, балансовый, подстановок и др.
Различают внутрипроизводственные
и межпроизводственные
Основными направлениями
и целями межзаводского анализа
могут быть:
определение устойчивого уровня и темпов
изменения основных технико-экономических
показателей;
вскрытие резервов производства через
сравнение с лучшими достижениями аналогичных
объектов;
изучение и обобщение передового опыта
и возможностей его использования на сравниваемых
предприятиях;
оценка эффективности деятельности
производственных подразделений с учетом
лучших достижений на аналогичных объектах;
определение оптимальных условий функционирования
сравниваемого объекта.
При проведении межзаводского анализа, прежде всего, производится выбор и обоснование однородной совокупности факторов и анализируемых объектов. Для этой цели необходимо: выбрать близкие по конструктивно-технологическим параметрам виды продукции, однородные по отраслевой принадлежности и организационно-техническим характеристикам предприятия или цехи, однотипные виды работ и т.п., определить общую для сопоставляемых объектов базу сравнения, в качестве которой выступают проектные показатели, нормативный уровень отдельных показателей, либо уровень работы одного из объектов.
Порядок проведения
межзаводского анализа сводится к следующим
этапам работы:
1) определение задач и основных направлений
проводимых сравнений;
2) выбор массива и номенклатуры сравниваемых
показателей;
3) элиминирование факторов, определяющих
различие в сравниваемых объектах;
4) проведение межобъектных сопоставлений;
5) сопоставление показателей с выбранной
базой;
6) оформление выводов сравнительного
анализа.
Межобъектные
сопоставления проводятся чаще всего
при анализе организационно-
Для правильного применения метода сравнений необходимо обеспечить сопоставимость показателей работы анализируемых объектов.
В последнее
время наметились две тенденции
расширения использования метода
межобъектных сравнений:
1) проводить сравнение работы не только
крупных единиц в целом, а отдельных однотипных
производств (литейных цехов, ремонтных,
механических и т.д.);
2) сравнивать производство не только изделий
в целом, но и отдельных полуфабрикатов,
деталей;
3) производить сопоставление не только
итоговых количественных, но и частных
качественных показателей;
4) использовать экономико-математические
методы, в частности статистическое
моделирование.
Одним из условий проведения сравнений является применение одинаковой методики расчета и порядка измерения показателей, используемых для анализа, а также тождественность периодов времени, за которые обрабатываются показатели.
Для расширения границ сопоставимости возможно проведение анализа по группам объектов, предварительно выделенным в зависимости от какого-либо признака — размера предприятия, специализации, уровня технической оснащенности и т.п.
Большой интерес имеет выбор в качестве базы сравнения специального нормативного эталона. В рамках одного предприятия в его качестве могут служить нормы или нормативные величины показателей. Возможно также использование в качестве базы сравнения показателей мощности производственного звена и всех производных от него показателей (фондоотдача, производительность труда и т.д.).
В последние годы большая работа ведется по разработке среднеотраслевых норм и нормативов, которые могут быть с успехом использованы в анализе, так как позволяют расширить его границы, поднять на новый уровень межзаводские сопоставления.
Это один из основных
методов анализа объемных показателей
— плана
производства
продукции, численности работников,
прибыли, фонда заработной платы,
сметы затрат и т.д. Основное содержание
данного метода сводится к выявлению структурного
состава анализируемого показателя и
отклонений от базисного уровня, принятого
в качестве норматива. При этом выявляются
причины этих отклонений. Так, например,
при анализе фонда заработной платы
важнейшей задачей является определение
абсолютного перерасхода или экономии
фонда по всем основным его составляющим
- основной заработной плате по тарифу,
доплатам, сумме премий, другим выплатам
и т.д. Порядок проведения анализа
по этой методике включает:
1) определение структурного состава анализируемого
показателя (элементы сметы затрат,
состав прибыли и т. д.);
2) выбор базы сравнения для анализа
(при этом в качестве базы сравнения используется
либо плановая величина, либо фактический
уровень показателя за прошлые периоды);
3) определение отклонений по основным
элементам показателя;
4) составление баланса отклонений.
Методика анализа по отклонениям показателей широко используется при анализе финансовых и производственных результатов работы предприятий. Этот анализ позволяет наиболее полно вскрыть и оценить происходящие в работе объекта изменения, провести контроль за соблюдением финансовой дисциплины и т.д.
Анализ по отклонениям успешно сочетается с контролем за соблюдением структурного состава показателей, Так, при анализе фонда заработной платы в качестве базы для расчета отклонений может быть использован нормативный состав заработной платы и т.д.
Одной из первых
стадий обработки информации, собранной
для анализа, является приведение
ее в удобный для использования вид —
статистическая обработка данных, одним
из методов которой является расчет относительных
величин, когда одна из них принята за
единицу. Следует различать две категории
этих величин:
а) отражающие взаимосвязь между различными
величинами (коэффициенты);
б) характеризующие соотношение однородных
величин, исчисленных в разных условиях.
Коэффициенты этой группы являются индексами, показывающими изменение какой-либо величины в пространстве или во времени.
В целях правильного расчета и сопоставимости относительных чисел производится выбор исходной базы для сравнительной оценки различных явлений. В экономических исследованиях базой приведения чаще всего бывает плановый уровень показателей или фактический уровень года, являющегося базовым по отношению к перспективному плану. В последние годы все чаще в качестве такой базы используются также нормативные уровни показателей — индивидуальные или отраслевые.
При помощи относительных величин выражаются характеристики производства — коэффициенты сменности, ритмичности, сортности, коэффициенты плотности и параллельности, длительности производственного цикла и т.п. Особое место в относительных величинах занимают показатели структуры — структура себестоимости, основных фондов, состава работников и т.д.
Для характеристики экономических явлений большое значение имеют средние величины, которые отражают общие типичные черты и свойства явлений. «Метод средних величин является одним из важнейших приемов обобщения. Однако средняя может давать достоверную характеристику лишь в пределах однородных предметов, т.е. в пределах группы однородных явлений. Соединение крупных и мелких заведений вместе дает совершенно фиктивные «средние» цифры, не дающие никакого понятия о действительности, затушевывающие кардинальные различия, изображающие однородным нечто совершенно разнородное, разносоставное»,— писал классик.
Большое место
должно уделяться правильному
В процессе анализа широко используются группировки, которые характеризуют наличие, направленность связей между явлениями и позволяют обнаружить закономерности и тенденции развития явлений.
Выбор группировочного признака — один из наиболее сложных и существенных вопросов группировки. В зависимости от цели и выбранного группировочного признака группировки могут быть качественные или количественные, что существенно расширяет возможность группировки использование сложных комбинационных группировок.
Информация о работе Методология экономического анализа в современных условиях