Методология экономического анализа в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:44, реферат

Описание работы

Методы и приемы экономического анализа деятельности предприятий исследуются и развиваются достаточно давно, в условиях централизованного управления экономикой. С началом рыночных преобразований потребовался иной подход к оценке влияния факторов экономического, организационного, технологического характера на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

эк анализ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Задачи коллективного  принятия решений по формированию целей, совершенствованию методов и форм управления обычно можно отнести к первому классу, однако при разработке прогнозов и перспективных планов целесообразно выявлять «редкие» мнения и подвергать их более тщательному анализу.

Другая проблема, которую нужно иметь ввиду  при проведении экспертного опроса, заключается в следующем: даже в случае решения проблем, относящихся к первому классу, нельзя забывать о том, что экспертные оценки несут в себе не только узко субъективные черты, присущие отдельным экспертам, но и коллективно-субъективные черты, которые не исчезают при обработке результатов опроса, а при применении Дельфи-процедуры даже могут усиливаться (суть метода Дельфи изложена ниже). Иными словами, на экспертные оценки нужно смотреть как на некоторую «общественную точку зрения», зависящую от уровня научно-технических знаний общества относительно предмета исследования, которая может меняться по мере развития системы и наших представлений о ней. Следовательно, экспертный опрос - это не разовая процедура, а способ получения информации о сложной проблеме, характеризующейся большой степенью неопределенности, имеющий регулярную основу.

Следует обратить также внимание на то, что использование  классического частотного подхода  к оценке вероятности при организации  проведения экспертных опросов бывает затруднительным, а иногда и невозможным (из-за невозможности доказать правомерность использования и представительность выборки).

Методы  типа «Дельфи». Метод «Дельфи» представляет собой итерационный процесс проведения мозговой атаки, который способствует снижению влияния психологических факторов за счет повторения заседаний и повышения объективности результатов. «Дельфи»-процедуры так же являются средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».

Основные средства повышения объективности результатов  при применении «Дельфи»-метода - использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.

Существует значительное количество методика, реализующих процедуру  «Дельфи». Так, в упрощенном виде организуется последовательность итерационных циклов мозговой атаки. В более сложном  варианте разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. Для снижения влияния на результат таких факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства требуется, чтобы эксперты обосновали свою точку зрения, что не всегда приводит к желаемому результату, а иногда, может усилить эффект приспособляемости. В наиболее развитых методиках экспертам присваивают весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов оценок.

В силу трудоемкости обработки результатов и значительных временных затрат первоначально предложенные методики «Дельфи» не всегда удается реализовать на практике. В последнее время процедура «Дельфи» в той или иной форме обычно сопутствует любым другим методам моделирования систем - морфологическому, сетевому и т.д.

Для повышения  результативности опросов и активизации  экспертов иногда сочетают процедуру  «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место, например, работника  аппарата управления, руководителя соответствующего уровня системы организационного управления и т.д.

Идея метода дерева целей впервые была предложена для решения проблем принятия решений в промышленности.

Термин «дерево» предполагает использование иерархической  структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня – задачами. Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имеющих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий, в этом случае применяют термин «прогнозный граф», который может представляться как в виде древовидной иерархической структуры, так и в форме структуры со «слабыми» связями.

При использовании  метода «дерево целей» в качестве средства принятия решений часто  вводят термин «дерево решений». При  применении «дерева» для выявления  и уточнения функций управления говорят о «дереве целей и  функций». При структуризации тематики научно-исследовательской организации удобнее пользоваться термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов - термином «дерево направлений развития (или прогнозирования развития)» или упомянутым выше термином «прогнозный граф».

Метод «дерева  целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры  целей, проблем, направлений, т.е. такой  структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.

Основная идея морфологического подхода - систематически находить максимальное число, а, вообще говоря, - все варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах.

Основными аспектами  морфологического подхода являются:

1) Максимально  точная формулировка поставленной  проблемы;

2) Равный интерес  ко всем объектам морфологического моделирования;

3) Отсутствие  всех ограничений и оценок  до тех пор, пока не будет  получена полная структура исследуемой  области.

Разновидностью  морфологического моделирования является метод систематического покрытия поля, который предполагает, что существует некоторое число, так называемых «опорных пунктов» знания в любой исследуемой области. Этими пунктами могут быть теоретические положения, эмпирические факты, открытые законы, в соответствии с которыми протекают различные процессы, и т.д. Исходя из ограниченного числа опорных пунктов знания и достаточного числа принципов мышления, морфологическим методом покрытия поля ищут все возможные решения поставленной проблемы.

Еще один метод, часто используемый при проведении анализа хозяйственной деятельности, предприятия получил название деловой игры. Деловые игры – метод, позволяющий имитировать принятие управленческих решений в различных ситуациях состоящей в проведении игры по заданным правилам. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов проанализировать и решить сложные практические задачи.

Разработку деловой  игры начинают с четкой формулировки ее целей и задач, затем формируют  схему игры и ее основные правила. В схеме игры находят отражение  реальные ситуации в производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, организационная структура, целевые функции подсистем и системы в целом и т.д. Сложность построения модели исследуемой ситуации в стремлении к наиболее полному ее отражению, что может привести к излишней детализации и усложнению информационного обеспечения построенной модели. В результате увеличивается время, затрачиваемое на игру, затрудняется понимание происходящих процессов, что снижает эффективность игры. Чтобы не допустить снижения продуктивности деловой игры необходимо постоянно помнить о ее цели, но при этом, однако, не стоит упрощать ситуации, анализируемые в игре.

Формирование  правил игры должно включать в себя описание методов оценки степени  достижения целей игры. Если деловая  игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов степени оценки достижения цели.

Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую игру целесообразно  представить как описание некоторой  последовательности разделов. Как правило, описание игры включает следующие разделы:

· Общая характеристика игры;

· Описание ситуации;

· Формулирование целей игры;

· Постановка задач  для организаторов игры;

· Постановка задач  для участников игры;

· Построение формальной модели игры;

· Анализ формальной модели игры;

· Разработка руководства  для участников игры;

· Оценка результатов  проведения игры.

Шестой раздел включается в описание игры, если формализация модели позволяет лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели. Седьмой  раздел может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко. Может отсутствовать и раздел 9, если нет опыта про ведения деловой игры.

Каждая деловая  игра состоит из нескольких партий. Одна партия, как правило, состоит  из трех этапов: сбора информации; обработки полученной информации и выработки соответствующих решений; реализации полученных решений и подсчета значений целевых функций.

Количество партий, чаще всего, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано. По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры.

Методы, описанные  в настоящем курсе далее, основаны на формализованных аналитических  зависимостях. Экономический анализ использует ряд формализованных  методов, которые в разной степени обеспечивают изучение процессов функционирования предприятия с целью повышения эффективности его деятельности.

Применяемые формализованные  методы экономического анализа должны способствовать выявлению и использованию  резервов предприятия, четких организационных механизмов управления на основе результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности.

При проведении дальнейшей классификации выделяют: традиционные и математические методы. 

2.2.2 Традиционные методы, используемые при проведении экономического анализа деятельности предприятия

Анализ финансово-экономического состояния проводится с помощью  таких приемов как сравнение, группировка, цепные подстановки и  проч.

Прием сравнения  заключается в сопоставлении  финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит), с показателями предшествующих периодов и проч.

Сравнение - наиболее ранний и распространенный способ анализа. Существует несколько форм сравнения: сравнение с планом; сравнение с прошлым периодом; сравнение с лучшими, сравнение со средними данными. Непременным условием сравнения должны быть - сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчётных показателей (по кругу планируемых и учитываемых объектов; по ценам, если анализируются стоимостные показатели; по структуре выпуска продукции и ее реализации, если анализируется себестоимость продукции и уровень издержек производства).

Выявленные в  результате сравнения величины отклонения являются объектом дальнейшего анализа. Сравнение с прошлым периодом требует не только пересчета величин в одинаковые цены (например, цены базисного периода), но и вызывает необходимость учитывать социальные, этнографические и природные факторы. При проведении анализа деятельности диверсифицированного предприятия показатели по различным направлениям возможно сравнивать со средними показателями компании, соблюдая определенные требования: если объединяются различные по своему производственному профилю предприятия, то средние показатели должны исчисляться по каждой однородной группе предприятий или посредством определенной аналитической обработки приводиться к «общему знаменателю».

Сравнительный анализ, применяемый для сопоставления  изучаемых данных и фактов хозяйственной  жизни предприятия, может быть горизонтальным, вертикальным, быть направленным на построение трендов, характеризующих динамику изменения показателя.

Горизонтальный  сравнительный анализ, применяется  для определения абсолютных и  относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от их базового уровня. Вертикальный сравнительный анализ, используется для изучения структуры экономических явлений. Вертикальный и горизонтальный анализы чаще всего применяются комплексно. В разделе настоящего курса, посвященном анализу финансового состояния, представлены примеры вертикального и горизонтального анализа баланса предприятия.

Трендовый анализ, применяется при изучении относительных  темпов изменения значения показателей  за ряд лет к уровню базисного  года, т.е. при исследовании рядов  динамики.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обуславливающих. Нельзя группировать явления по случайным признакам - необходимо раскрыть их экономическую сущность. С помощью экономического и финансового анализа устанавливается причинная связь, взаимозависимость, основные причины и факторы, выявляется характер их влияния на основе построения групповых таблиц. Нельзя строить групповые таблицы для выявления второстепенного фактора.

Информация о работе Методология экономического анализа в современных условиях