Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:44, реферат
Методы и приемы экономического анализа деятельности предприятий исследуются и развиваются достаточно давно, в условиях централизованного управления экономикой. С началом рыночных преобразований потребовался иной подход к оценке влияния факторов экономического, организационного, технологического характера на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Задачи коллективного принятия решений по формированию целей, совершенствованию методов и форм управления обычно можно отнести к первому классу, однако при разработке прогнозов и перспективных планов целесообразно выявлять «редкие» мнения и подвергать их более тщательному анализу.
Другая проблема, которую нужно иметь ввиду при проведении экспертного опроса, заключается в следующем: даже в случае решения проблем, относящихся к первому классу, нельзя забывать о том, что экспертные оценки несут в себе не только узко субъективные черты, присущие отдельным экспертам, но и коллективно-субъективные черты, которые не исчезают при обработке результатов опроса, а при применении Дельфи-процедуры даже могут усиливаться (суть метода Дельфи изложена ниже). Иными словами, на экспертные оценки нужно смотреть как на некоторую «общественную точку зрения», зависящую от уровня научно-технических знаний общества относительно предмета исследования, которая может меняться по мере развития системы и наших представлений о ней. Следовательно, экспертный опрос - это не разовая процедура, а способ получения информации о сложной проблеме, характеризующейся большой степенью неопределенности, имеющий регулярную основу.
Следует обратить также внимание на то, что использование классического частотного подхода к оценке вероятности при организации проведения экспертных опросов бывает затруднительным, а иногда и невозможным (из-за невозможности доказать правомерность использования и представительность выборки).
Методы типа «Дельфи». Метод «Дельфи» представляет собой итерационный процесс проведения мозговой атаки, который способствует снижению влияния психологических факторов за счет повторения заседаний и повышения объективности результатов. «Дельфи»-процедуры так же являются средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».
Основные средства
повышения объективности
Существует значительное количество методика, реализующих процедуру «Дельфи». Так, в упрощенном виде организуется последовательность итерационных циклов мозговой атаки. В более сложном варианте разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. Для снижения влияния на результат таких факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства требуется, чтобы эксперты обосновали свою точку зрения, что не всегда приводит к желаемому результату, а иногда, может усилить эффект приспособляемости. В наиболее развитых методиках экспертам присваивают весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов оценок.
В силу трудоемкости
обработки результатов и
Для повышения результативности опросов и активизации экспертов иногда сочетают процедуру «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место, например, работника аппарата управления, руководителя соответствующего уровня системы организационного управления и т.д.
Идея метода дерева целей впервые была предложена для решения проблем принятия решений в промышленности.
Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня – задачами. Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имеющих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий, в этом случае применяют термин «прогнозный граф», который может представляться как в виде древовидной иерархической структуры, так и в форме структуры со «слабыми» связями.
При использовании метода «дерево целей» в качестве средства принятия решений часто вводят термин «дерево решений». При применении «дерева» для выявления и уточнения функций управления говорят о «дереве целей и функций». При структуризации тематики научно-исследовательской организации удобнее пользоваться термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов - термином «дерево направлений развития (или прогнозирования развития)» или упомянутым выше термином «прогнозный граф».
Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.
Основная идея морфологического подхода - систематически находить максимальное число, а, вообще говоря, - все варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах.
Основными аспектами морфологического подхода являются:
1) Максимально
точная формулировка
2) Равный интерес
ко всем объектам
3) Отсутствие
всех ограничений и оценок
до тех пор, пока не будет
получена полная структура
Разновидностью морфологического моделирования является метод систематического покрытия поля, который предполагает, что существует некоторое число, так называемых «опорных пунктов» знания в любой исследуемой области. Этими пунктами могут быть теоретические положения, эмпирические факты, открытые законы, в соответствии с которыми протекают различные процессы, и т.д. Исходя из ограниченного числа опорных пунктов знания и достаточного числа принципов мышления, морфологическим методом покрытия поля ищут все возможные решения поставленной проблемы.
Еще один метод,
часто используемый при проведении
анализа хозяйственной
Разработку деловой игры начинают с четкой формулировки ее целей и задач, затем формируют схему игры и ее основные правила. В схеме игры находят отражение реальные ситуации в производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, организационная структура, целевые функции подсистем и системы в целом и т.д. Сложность построения модели исследуемой ситуации в стремлении к наиболее полному ее отражению, что может привести к излишней детализации и усложнению информационного обеспечения построенной модели. В результате увеличивается время, затрачиваемое на игру, затрудняется понимание происходящих процессов, что снижает эффективность игры. Чтобы не допустить снижения продуктивности деловой игры необходимо постоянно помнить о ее цели, но при этом, однако, не стоит упрощать ситуации, анализируемые в игре.
Формирование правил игры должно включать в себя описание методов оценки степени достижения целей игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов степени оценки достижения цели.
Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую игру целесообразно представить как описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает следующие разделы:
· Общая характеристика игры;
· Описание ситуации;
· Формулирование целей игры;
· Постановка задач для организаторов игры;
· Постановка задач для участников игры;
· Построение формальной модели игры;
· Анализ формальной модели игры;
· Разработка руководства для участников игры;
· Оценка результатов проведения игры.
Шестой раздел включается в описание игры, если формализация модели позволяет лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели. Седьмой раздел может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко. Может отсутствовать и раздел 9, если нет опыта про ведения деловой игры.
Каждая деловая игра состоит из нескольких партий. Одна партия, как правило, состоит из трех этапов: сбора информации; обработки полученной информации и выработки соответствующих решений; реализации полученных решений и подсчета значений целевых функций.
Количество партий, чаще всего, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано. По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры.
Методы, описанные в настоящем курсе далее, основаны на формализованных аналитических зависимостях. Экономический анализ использует ряд формализованных методов, которые в разной степени обеспечивают изучение процессов функционирования предприятия с целью повышения эффективности его деятельности.
Применяемые формализованные методы экономического анализа должны способствовать выявлению и использованию резервов предприятия, четких организационных механизмов управления на основе результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности.
При проведении
дальнейшей классификации выделяют:
традиционные и математические методы.
2.2.2 Традиционные методы, используемые при проведении экономического анализа деятельности предприятия
Анализ финансово-
Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит), с показателями предшествующих периодов и проч.
Сравнение - наиболее ранний и распространенный способ анализа. Существует несколько форм сравнения: сравнение с планом; сравнение с прошлым периодом; сравнение с лучшими, сравнение со средними данными. Непременным условием сравнения должны быть - сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчётных показателей (по кругу планируемых и учитываемых объектов; по ценам, если анализируются стоимостные показатели; по структуре выпуска продукции и ее реализации, если анализируется себестоимость продукции и уровень издержек производства).
Выявленные в результате сравнения величины отклонения являются объектом дальнейшего анализа. Сравнение с прошлым периодом требует не только пересчета величин в одинаковые цены (например, цены базисного периода), но и вызывает необходимость учитывать социальные, этнографические и природные факторы. При проведении анализа деятельности диверсифицированного предприятия показатели по различным направлениям возможно сравнивать со средними показателями компании, соблюдая определенные требования: если объединяются различные по своему производственному профилю предприятия, то средние показатели должны исчисляться по каждой однородной группе предприятий или посредством определенной аналитической обработки приводиться к «общему знаменателю».
Сравнительный анализ, применяемый для сопоставления изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни предприятия, может быть горизонтальным, вертикальным, быть направленным на построение трендов, характеризующих динамику изменения показателя.
Горизонтальный сравнительный анализ, применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от их базового уровня. Вертикальный сравнительный анализ, используется для изучения структуры экономических явлений. Вертикальный и горизонтальный анализы чаще всего применяются комплексно. В разделе настоящего курса, посвященном анализу финансового состояния, представлены примеры вертикального и горизонтального анализа баланса предприятия.
Трендовый анализ, применяется при изучении относительных темпов изменения значения показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обуславливающих. Нельзя группировать явления по случайным признакам - необходимо раскрыть их экономическую сущность. С помощью экономического и финансового анализа устанавливается причинная связь, взаимозависимость, основные причины и факторы, выявляется характер их влияния на основе построения групповых таблиц. Нельзя строить групповые таблицы для выявления второстепенного фактора.
Информация о работе Методология экономического анализа в современных условиях