Методика расчета показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
• дать определение понятия прибыль;
• охарактеризовать виды прибыли и ее методы планирования;
• рассмотреть налогообложение на прибыль организации;
• дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
• рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции.

Работа содержит 1 файл

курсовая !.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

      Рентабельность  отдельных изделий – отношение  прибыли от реализации продукции  конкретного вида к выручке от ее реализации:

       В странах  с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала (Rс.к.) и рентабельность основного (авансированного) капитала (Rо.к.):

где           – среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);

       – среднегодовая стоимость собственного  капитала (определяется также по  данным годового баланса предприятия).

      Поскольку в структуре балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследованию факторов изменения именно этого показателя. К таковым относятся:

      1. рост или снижение отпускных цен на реализованную продукцию, тарифов на услуги и работы;
      2. динамика себестоимости реализованной продукции (работ, услуг);
      3. увеличение или уменьшение объема реализованной продукции (работ, услуг);
      4. изменение структуры (состава) реализованной продукции (работ, услуг).

     Для выявления степени влияния этих факторов необходимо произвести пересчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода по ценам  базисного периода и себестоимости  фактически реализованной продукции (работ, услуг) в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода. Пример такого пересчета приведен в табл. 1

     Таблица 1

     Факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции (работ, услуг) 

Показатель За предыдущий год Фактически  по ценам и себестоимости предыдущего  года Фактически за отчетный период
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в оптовых ценах предприятия, тыс. руб. 
6604 7534 13606
Полная  себестоимость продукции, тыс. руб. 5080 7364 9910
Прибыль, тыс. руб  1524 3170 3596
 

      Из  данных табл. 1 видно, что прибыль от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2 072 тыс. руб. Это изменение находим следующим образом:

      

      Здесь DП – изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

      П1 – прибыль отчетного периода;

      П0 – прибыль базисного периода.

      Как уже говорилось, прибыль является основным показателем, характеризующим  финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Однако по одному этому  показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованных выводов  об уровне рентабельности. При анализе рентабельности используют показатели, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат. Чаще всего анализ рентабельности проводится по показателям:

  • рентабельности производства, рассчитанной как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств (запасов и затрат);
  • рентабельности реализованной продукции, исчисленной как отношение прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции в оптовых ценах предприятия.

      В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент  закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств). Для выявления влияния указанных факторов преобразуем формулу расчета рентабельности производства:

       Разделим и  числитель, и знаменатель на сумму  выручки от реализации продукции:

       Получаем R –  рентабельность реализованной продукции, или долю прибыли на 1 руб. реализованной продукции; Fe – фондоемкость, которую можно получить и как 1/Н; Н – уровень фондоотдачи; Кз – коэффициент закрепления, который может быть найден и как 1/К; К – коэффициент оборачиваемости.

      Получаем R – рентабельность реализованной продукции, или долю прибыли на 1 руб. реализованной продукции; Fe – фондоемкость, которую можно получить и как 1/Н; Н – уровень фондоотдачи; Кз – коэффициент закрепления, который может быть найден и как 1/К; К – коэффициент оборачиваемости.

      Изучение  факторов, влияющих на показатель рентабельности производства, производится в динамике (в сравнении с данными за предыдущие годы). Оценивая влияние названных  факторов, следует выполнить следующие  расчеты. Общее изменение рентабельности производства (Drпр):

      В том числе:

      1. вследствие изменения рентабельности продукции –
      2. вследствие изменения фондоемкости продукции (фондоотдачи):
      3. вследствие изменения коэффициента закрепления (оборачиваемости) оборотных средств:
 

       Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение рентабельности производства:

       Перечислив  немалое число критериев оценки, приходится, тем не менее, заметить, что названные показатели, даже если мы будем анализировать их динамику за ряд лет, не могут дать полную характеристику финансового положения предприятия. Более строгая оценка финансового положения и деловой активности предприятия предполагает решение целого спектра задач. Необходимо разработать систему критериев, в которой нормативное значение каждого показателя задано по классам финансового состояния и деловой активности в соответствии с практикой анализа предприятий данной отрасли. Нужно затем установить вес каждого оценочного показателя в системе индикаторов. Следует определить класс предприятия, или его рейтинг, как среднее арифметическое взвешенное из рейтингов по отдельным индикаторам. Такая работа позволит сравнить финансовое положение и деловую активность данного предприятия с другими предприятиями отрасли, всей экономики и даже с предприятиями других стран. Особенно это важно в том случае, когда руководство предприятия решает выпустить ценные бумаги с целью привлечения дополнительных средств для его развития. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В заключение курсовой работы можно сделать  следующие выводы, что расчет системы  показателей рентабельности позволяет достаточно полно судить о деятельности предприятия за определенный период времени и выявлять факторы, влияющие на эффективность производства и реализации продукции, использования активов: основных и оборотных фондов, собственных и заемных средств и управлять ими в целях повышения рентабельности предприятия. Причем для полного анализа рентабельности недостаточно расчета только какого-либо одного показателя рентабельности, так как финансовый результат формируется под влияние не одного, а нескольких факторов. Для выявления этих факторов при расчете показателей рентабельности используют разные виды прибыли и затрат.

      Экономический смысл коэффициентов рентабельности заключается в том, чтобы определить долю прибыли, приходящуюся на рубль вложенных в предприятие средств, по этому их величина не должна быть отрицательной или слишком низкой по сравнению со среднеотраслевыми показателями, среднерыночными, с доходность ценных бумаг и других финансовых активов. Низкие коэффициенты рентабельности, если они не связаны с увеличением капитальных вложений на предприятием, переходом к выпуску новых видов продукции, политикой в ценообразование (например, сбытом продукции по демпинговым ценам в целях завоевания новых рынков) свидетельствую о неэффективности использования предприятием капитала, основных и оборотных средств, неспособностью управления себестоимостью и сбытом продукции. По этому, величина этих показателей необходима для принятия управленческих решений руководителям предприятия, кредиторам, инвесторам, налоговым органам, клиентам и т.д.

      Так как, предприятия являются одним  из основных звеньев экономической  системы государства и по результатам  их деятельности формируется ВНП, ресурсы  государства и др. макроэкономические показатели, то показатели рентабельности отраслей реального сектора экономики необходимы государству при расчете и планирование финансовых планов страны на будущие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий : учеб. пособие для вузов / С.М.Пястолов. - М.: Академический Проект, 2007. - 572 с.
  2. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 608 с
  3. Шуляк П. Н. Финансы предприятия: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2006. — 712 с
  4. http://www.aup.ru (книга Т.В. Чернова Экономическая статистика Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999)
  5. http://www.aup.ru (Т.И. Юркова, С.В. Юрков Экономика предприятия Электронные учебник)
  6. Дмитриева Н.Г-, Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 512 с.
  7. http://finansi-credit.ru/
  8. http://www.aup.ru (О.В. Грищенко Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 
 

 
 
 
 
 

Рис. 1 Формирование и использование прибыли в  условиях рынка. 
 
 
 

Информация о работе Методика расчета показателей рентабельности