Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 08:05, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики расчета показателей рентабельности
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
• дать определение понятия прибыль;
• охарактеризовать виды прибыли и ее методы планирования;
• рассмотреть налогообложение на прибыль организации;
• дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
• рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции.
4) метод совместного расчета.
По методу прямого счета расчету прибыли предшествует: определение выпуска товарной продукции, определение остатков готовой продукции на складе на начало и на конец планового периода, определение отгруженной продукции в плановом периоде:
П = П1+Пт – П2, где
П – планируемая прибыль;
П1 и П2 – прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода.
Пт
– прибыль товарной продукции
план-го периода.
Пт = кол-во продукции по каждой номенклатуре
* последовательно на цену реализации
и на себестоимость единицы изделия.
Разница между обоими произведениями
составляет требуемую величину:
1) по одному виду товара. П = (объем * цена) – (объем * себестоимость).
2)
по всей номенклатуре выпуска.
На практике для получения компонентов
формулы необходимо составить целый перечень
операционных бюджетов, а именно: бюджет
продаж, бюджет производства, затрат сырья
и материалов, затрат труда, общезаводских
накладных расходов.
Метод
применим для ограниченного перечня
выпускаемой продукции.
Аналитический метод построен на применении
базы расчета, в качестве которой могут
использоваться: затраты на 1 тыс. руб.
товарной продукции; рентабельность; совокупность
отчетных показателей деятельности предприятия.
С учетом затрат на 1тыс. руб. товарной
продукции прибыль планируется по всему
выпуску.
П = Т * (100-З) / 100, где
П – прибыль от выпуска товарной продукции;
Т- товарная продукция в ценах реализации;
З – затраты на 1тыс. руб.. товарной продукции.
При использовании данного метода анализируется влияние на прибыль таких факторов как: себестоимость, цена, ассортимент и качество. Этот метод используют при укрупненном планировании для тех видов экономической деятельности, которые выпускают широкий ассортимент продукции или услуг.
Планирование прибыли с применением расчета критического объема продаж. Этот метод базируется на распределении затрат на постоянные и переменные, и позволяет рассчитать требуемые предприятию объемы прибыли от продаж с помощью моделирования оптимальной комбинации: цен, объема производства, переменных и постоянных затрат.
Для этого формулу критического объема продаж видоизменяют следующим образом:
Вк=Сn/n -исходная формула.
Новый
вид: Вк = (Сn+П) / n, где Сп – постоянные
расходы; n – норма маржинального дохода
n = (Выручка – Спер) / Выручка.
Точность расчета финансового результата
от продаж с применением данного метода
зависит:
1)
от правильности разделения
2) от наличия инфляции, хотя бы по одному из показателей, а именно по изменению цен или по изменению объема продаж в плановом периоде;
3)
от наличия инфляции по
Метод совместного расчета представляет собой совокупность элементов первого и второго методов.
Формирование,
распределение и использование прибыли.
В условиях рыночных отношений имеются
три основных источника получения прибыли:
- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
- второй источник связан непосредственно с производственной и
предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит:
- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли. Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
На
предприятии распределению
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. Чистая прибыль является источником погашения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и другие.
Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачиваются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, при завышении регулируемых цен на продукцию. Из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и другое.
Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом, предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Смета
расходов, финансируемых из прибыли,
включает расходы на развитие производства,
социальные нужды трудового коллектива,
на материальное поощрение работников
и благотворительные цели.
К расходам, связанным с развитием производства,
относятся расходы на научно-исследовательские,
проектные, конструкторские и технологические
работы, финансирование разработки и освоения
новых видов продукции и технологических
процессов, затраты по совершенствованию
технологии и организации производства,
модернизации оборудования, затраты, связанные
с техническим перевооружением и реконструкцией
действующего производства, расширением
предприятий. В эту же группу расходов
включаются расходы по погашению долгосрочных
ссуд банков и процентов по ним. Здесь
же планируются затраты на проведение
природоохранных мероприятий и др. Взносы
предприятий из прибыли в качестве вкладов
учредителей в создание уставного капитала
других предприятий, средства, перечисляемые
союзам, ассоциациям, концернам, в состав
которых входит предприятие, также считаются
использованием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные
нужды включает расходы по эксплуатации
социально-бытовых объектов, находящихся
на балансе предприятия, финансирование
строительства объектов непроизводственного
назначения, организации и развития подсобного
сельского хозяйства, проведения оздоровительных,
культурно-массовых мероприятий и т.п.
К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.
Нераспределенная
прибыль в широком смысле как прибыль,
использованная на накопление, и нераспределенная
прибыль прошлых лет свидетельствуют
о финансовой устойчивости предприятия,
о наличии источника для последующего
развития. Распределение и использование
прибыли товариществ и акционерных обществ
имеют свои особенности, обусловленные
организационно-правовой формой этих
предприятий.
Информация о работе Методика расчета показателей рентабельности