Место отношений собственности в экономической системе обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. В первом десятилетии ХХI в. Республика Беларусь вела активный переход к рыночной экономике и рыночному хозяйственному механизму и многие экономические проблемы собственности приходилось решать впервые.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

В соответствии с Совместным планом Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь на 2010 г. в текущем году предусмотрено провести комплекс мероприятий по совершенствованию отношений собственности в стране:

1) Определение  порядка предоставления недвижимого  имущества в безвозмездное пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест;

2) Совершенствование  законодательства по вопросам  приватизации государственного  имущества;

3) Установление возможности:

– продажи акций, находящихся в государственной собственности, на аукционе с применением метода понижения первоначальной цены после нерезультативных аукционов (по аналогии с продажей недвижимости);

– продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности с отсрочкой платежа;

– передачи в доверительное управление иностранным инвесторам акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

4) Подготовка  предложений по каждому предприятию  о необходимости реформирования на основе разгосударствления и приватизации;

5) Оптимизация  объектов государственной собственности,  не подлежащих приватизации;

6) Расширение  реализации программ приватизации  на базе дополнительных предложений  по расширению перечня организаций, пакеты акций которых (в том числе контрольные), принадлежащие государству, могут быть реализованы на определяемых государством условиях в период до 2013 г. и вовлечению в хозяйственный (биржевой) оборот акций приватизированных предприятий;

7) Реализация  на практике принципов частно-государственного партнерства путем участия государства в создании инфраструктуры, а также в практической реализации инвестиционных проектов через уполномоченные организации и др.

Таким образом  несмотря на то, что в Республике Беларусь как и в большинстве стран бывшего СССР доминирующее значение имеет государственная форма собственности, на протяжении всего периода независимого существования в стране предпринимались попытки увеличения доли частной собственности в структуре национальной экономики. Приватизация в стране официально началась в 1991 году, но большинство сделок осуществлялись между 1994 и 1996 гг. Первая стадия приватизации была малоэффективной, в первую очередь по причине того, что большинство активов, выставляемых на продажу, представляли собой убыточные государственные предприятия, не являющихся привлекательными ни для белорусских, ни для иностранных инвесторов. В 2008–2009 гг. правительство начало новую и расширенную программу приватизации и обязалось приватизировать более привлекательные активы прозрачным и открытым образом.

Система охраны и управления интеллектуальной собственности (ИС) в Беларуси является относительно молодой. Однако за несколько лет, прошедших  с момента ее создания, Беларусь стремилась к установлению правовых условий для эффективной защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности.

В соответствии с Совместным планом Совета Министров  и Национального банка Республики Беларусь на 2010 г. в текущем году предусмотрено провести комплекс мероприятий по совершенствованию отношений собственности в стране.

 
Заключение  
 

На основе проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Собственность как экономическая категория  выражает отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств  производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Отношения собственности есть объективно-субъективные отношения, где объектом выступают материальные условия производства и жизни человека (средства производства и рабочая сила), а также результаты производства (материальные блага и услуги), а субъектами – человек, товарищества, ассоциации, трудовые коллективы, представители государства, работники государственного аппарата. Собственность – это целое, а ее элементами (частями целого) являются владение, пользование и распоряжение. Основная задача теории прав собственности, как она формулируется самими западными экономистами, состоит в анализе взаимодействия между экономическими и правовыми системами. Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

На основе анализа  зарубежного опыта можно заключить, что частная собственность лежит в основе товарного производства и рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и экономическую ответственность производителя. Несмотря на снижение ее удельного веса, роль индивидуальной частной собственности по-прежнему велика, особенно в сфере услуг. В современных условиях наряду с индивидуальной частной собственностью активное развитие получила акционерная собственность Основной вклад в развитие современной экономики западных стран вносят крупные частные акционерные корпорации. По поводу конкурентоспособности государственных предприятий оценки расходятся. Чаще встречаются аргументы об их неэффективности. Уровень прибыльности у них обычно ниже, чем у частных корпораций одного и того же масштаба, а это объясняют незаинтересованностью работающих, а также бюрократизацией управления.

Несмотря на то, что в Республике Беларусь как  и в большинстве стран бывшего  СССР доминирующее значение имеет государственная  форма собственности, на протяжении всего периода независимого существования в стране предпринимались попытки увеличения доли частной собственности в структуре национальной экономики. Приватизация в стране официально началась в 1991 году, но большинство сделок осуществлялись между 1994 и 1996 гг. Первая стадия приватизации была малоэффективной, в первую очередь по причине того, что большинство активов, выставляемых на продажу, представляли собой убыточные государственные предприятия, не являющихся привлекательными ни для белорусских, ни для иностранных инвесторов. В 2008–2009 гг. правительство начало новую и расширенную программу приватизации и обязалось приватизировать более привлекательные активы прозрачным и открытым образом. Система охраны и управления интеллектуальной собственности (ИС) в Беларуси является относительно молодой. Однако за несколько лет, прошедших с момента ее создания, Беларусь стремилась к установлению правовых условий для эффективной защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности. В соответствии с Совместным планом Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь на 2010 г. в текущем году предусмотрено провести комплекс мероприятий по совершенствованию отношений собственности в стране.

 
Список использованных источников  
 

1   Аносова, Л.А. Проблемы собственности в условиях переходной экономики. Бел. Экон. журнал, 2003, №3, с. 32–41.

2   Ваша интеллектуальная собственность. СПб.: Издательство: Питер. 2001. 416 с. Беларусь: Окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста. Всемирный банк, 2005. – 294 с.

3   Герасименко, А. Приватизация в «пожарном» режиме // Экономическая газета №66 от 26.08.2008 С. 1,3.

4   Гиткович, Л.А. Акционерная собственность: особенности становления и функционирования // Вестник БГЭУ – 2009 – №1 – С. 114–119.

5   Государственная программа разгосударствления и приватизации // Ведамасцi Вярхоунага Савета РБ, №23, 1996. – 417 с.

6   Жерносек, Н.К., Панова Л.И. Потенциал государственных объектов Республики Беларусь для приватизации // БЭЖ. 2008. №3 C. 78.

7   Заплатинский, В. Особенности приватизации на Украине // Проблемы теории и практики управления №4 2002 C. 60.

8   Иноземцев, В.А. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической ретроспективе // Вопросы философии. – 2000. №2, с. 25–29.

9   Капелюшников, Р. Собственность без легитимности? – Вопросы экономики, 2008, №3, с. 85–105.

10        Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах». 2008. Минстат Республики Беларусь – Минск, 2008.

11        Макаров, В., Козырев, А., Микерин, Г. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические вопросы формирования // Рос. экон. журнал, 2003, №5–6, с. 14–36.

12        Максимчук, А. Собственность, конкуренция и эффективность хозяйствования. // Веснiк БДЭУ. – 2001. №2 с. 43–49.

13        Петраков Н. Укрепление прав собственности: трансформировать, не разрушая. // Вопросы экономики, 2008, №3, с. 64–67.

14        Поршнев, А. Отношения собственности: теоретические основы и стратегия совершенствования. // Рос. экон. журнал, 2003, №5–6, 76–80.

15        Приватизация государственной собственности // Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа www.gki.gov.by.

16        Примаченок, Г.А. Реформирование собственности и имитационные формы переходной экономики // Веснiк БДЭУ. – 2001. №4 с. 7–11.

17        Прудон, П.Ж. Что такое собственность?. – М.: Республика, 1998.

18        Собственность в ХХ столетии. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. – 960 с.

19        Трансформация отношений собственности: проблемы и перспективы /В.В. Гаврилюк, Е.К. Медведев и др. /Под ред. Н.Г. Никитенко, Институт экономики НАНБ – Мн.: – 2000. – 231 с.

20        Фёдоров С.В. Реформирование Государственной собственности в Республике Беларусь // Экономика. Финансы. Управление. – 2005. – №8 С. 120.

21        Ясников, Г.Е., Рудаков, И.А. Развитие управления интеллектуальной собственностью. // Вестник БГЭУ, 2008, №2. с. 37–43.

Информация о работе Место отношений собственности в экономической системе обществе