Место отношений собственности в экономической системе обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. В первом десятилетии ХХI в. Республика Беларусь вела активный переход к рыночной экономике и рыночному хозяйственному механизму и многие экономические проблемы собственности приходилось решать впервые.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Термин «специфицировать» дословно означает перечисление подробностей, на которые необходимо обратить особое внимание. Смысл и цель спецификации – создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

Формы собственности  находятся в постоянном развитии. По мере развития цивилизации менялись и отношения собственности, принимая самые разнообразные формы. Это  дает основание для утверждения, что собственность есть историческая категория.

Право собственности  – совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным  лицам и коллективам. Существует две основных традиции понимания  права собственности: континентальная  рассматривает право собственности  неограниченным и неделимым, сосредоточенным в руках одного лица; англосаксонская разделяет право собственности на составляющие. В белорусском гражданском праве традиционным является представление о субъективном праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: владения, пользования, распоряжения.

Право собственности  возникает:

·           по праву первого нашедшего бесхозную вещь

·           по праву давности владения

·           в силу изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов

·           в силу приобретения по обмену (акту купли-продажи)

·           в силу дарения, наследования

·           В так называемых нецивилизованных обществах (а также в цивилизованных во время войны) – по праву сильного.

Нередко утверждается, что основой рыночных отношений может быть лишь частная собственность, под которой понимается собственность отдельных лиц или индивидуальная частная собственность. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опираются на полиморфизм собственности. И объясняется это тем, что основой рынка является конкуренция, которая требует большого количества рыночных субъектов. Последние функционируют на основе различных форм собственности, существование которых обусловлено уровнем развития производительных сил, степенью обобществления производства. Сам рынок безразличен к формам собственности. Он не безразличен к тому, насколько самостоятельны рыночные субъекты и насколько они свободны в своей хозяйственной деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции.

Форма собственности  – законодательно урегулированные  имущественные отношения, характеризующие  закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Истории человеческого  общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

В Республике Беларусь признанными и гарантированными Конституцией являются формы собственности:

– государственная собственность;

– муниципальная собственность;

– частная собственность;

По субъекту собственность может быть:

1.         личной;

2.         частной;

3.         коллективной;

4.         государственной;

5.         общественная собственность;

6.         интеллектуальной;

7.         сакральной (посвящённой божеству);

8.         смешанной.

По объектам собственности:

– материальные – неживые и живые;

– нематериальные, напр., интеллектуальная собственность.

Огосударствление означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Огосударствление  имеет различные сферы и формы проявления:

1) огосударствление  процессов присвоения условий,  факторов и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей (работников и трудовые коллективы) от средств и результатов производства. Отсюда возникает объективная необходимость формирования присвоения работниками и трудовыми коллективами средств и результатов производства, при которых они могли бы относиться к ним как к своим, а не чужим. В этом предпосылка демократизации общества;

2) огосударствление  управления общественным производством,  проявляющееся через монополию  государства на экономические  процессы (директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия на распределение материально-технических ресурсов и товаров народного потребления, монополия на ценообразование, определение предпринимательской деятельности, внешней торговли и т.д.).

Чрезвычайно высокая  степень огосударствления и монополизации  белорусской экономики, сложившаяся  вследствие господства административно-командной  системы хозяйствования – главное препятствие для формирования рынка и развития конкуренции.

Преодоление монополизма, развитие конкуренции, оздоровление экономики  возможно на основе разгосударствления, которое означает снятие с государства  большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий предприятиям, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы, как показано выше, современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.  

В тесной связи  с разгосударствлением находится  приватизация, которая трактуется как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, долей (паев, акций). Здесь прямо указывается на форму собственности, которая возникает в результате приватизации, и на субъекты, имеющие право выступать в качестве покупателей государственного имущества. Таким образом, приватизация есть смена собственника имущества, выведение последнего из сферы государственной собственности (с юридической точки зрения) и преобразование государственной собственности в негосударственные формы (с позиций экономической теории).

Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия  промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.

После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.

Разгосударствление  и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий  в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона. В законе о приватизации продажа имущества с незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается абсолютно преобладающей.         Многие страны, осуществляющие процессы приватизации, накопили свой опыт, выработали свои подходы в преобразовании форм собственности. Принципиально они отличаются между собой целями приватизации, динамикой и механизмом осуществления этого процесса, широтой охвата населения приватизационными процессами.

Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий период этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии – Эстонии, Латвии, Литве.

Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т.д. у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

Таким образом, собственность как экономическая  категория выражает отношения между  людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых  с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления

Отношения собственности  есть объективно-субъективные отношения, где объектом выступают материальные условия производства и жизни  человека (средства производства и  рабочая сила), а также результаты производства (материальные блага и услуги), а субъектами – человек, товарищества, ассоциации, трудовые коллективы, представители государства, работники государственного аппарата. Собственность – это целое, а ее элементами (частями целого) являются владение, пользование и распоряжение. Основная задача теории прав собственности, как она формулируется самими западными экономистами, состоит в анализе взаимодействия между экономическими и правовыми системами. Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

2 Трансформация  отношений собственности: методология  и практика   

Как уже упоминалось  выше выделяется государственная, муниципальная и частная собственность физических и юридических лиц (единоличная или коллективная).

На основе анализа  зарубежного опыта можно утверждать, что частная собственность лежит  в основе товарного производства и рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и экономическую ответственность производителя.

Исторически частная  собственность эволюционирует, ее формы  меняются. Первоначально возникла индивидуальная частная собственность, т.е. личное (частное) владение всем предприятием. Индивидуальные собственники сами трудятся, но могут привлекать и наемный труд. Индивидуальный частный собственник отвечает за деятельность своего предприятия всем своим имуществом. Поэтому он наиболее рискующий из всех предпринимателей. Сегодня, несмотря на снижение удельного веса индивидуальной частной собственности (в США, например, он составляет всего 6% в ежегодном валовом доходе всех фирм), роль индивидуальной частной собственности по-прежнему велика, особенно в сфере услуг. В США индивидуальный частный собственник обеспечивает американцев первоклассной и дешевой системой бытовых услуг, розничной и оптовой торговли, ремонтно-строительных работ, продукцией местной промышленности [8].

В современных  условиях наряду с индивидуальной частной собственностью активное развитие получила акционерная собственность, где личное владение капиталом заменяется коллективным совладением, хотя краеугольным камнем остается индивидуальная частная собственность на акции (пай). При акционерной собственности результаты коммерческой деятельности предприятия не подчиняются интересам одного лица, а направлены на удовлетворение интересов предприятия в целом и каждого акционера в отдельности (соответственно размеру пая – акции).

Для самовыражения  человека в рыночной экономике, реализации его экономической свободы недостаточно одной формы собственности, необходимо многообразие ее видов. Поэтому кроме частной индивидуальной и акционерной, государственной собственности в современной рыночной экономике существуют кооперативная и смешанная собственность. Следовательно, рыночная экономика представлена многообразием видов собственности.

Этот перечень со временем может быть расширен, в  зависимости от страны, характера  ее народного хозяйства. Но следует  отметить, что в разновидностях юридических лиц, а, следовательно, и юридических форм собственности проявляются частичные (более конкретные) детали экономической сущности собственности. Имеются в виду: формы распределения, прежде всего формы поощрения участников производства и присвоение прибавочной стоимости собственниками капитала, формы управления производством, т.е. разновидности реализации производственных отношений, складывающихся в коллективах, прежде всего по поводу использования средств производства, а также между работниками и управляющими, и в среде самих управляющих и между предпринимателями, предприятиями, вступающими в производственные и рыночные связи.

Информация о работе Место отношений собственности в экономической системе обществе