Местное самоуправление в сельской местности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Становление реального местного самоуправления в Российской Федерации и особенно в сельской местности оказалось одной из трудных задач в процессе формирования демократического и правового государства. Имеющийся в стране глубокий экономический и политический кризис, а также отсутствие эффективной концепции развития муниципальных отношений в сельской местности настоятельно заставляют исследователей обращать свое внимание на данную проблему.

Содержание

Введение…………………………………………………............................3
1. Теоретические основы местного самоуправления …….. .…… .…….5
1.1. Сущность и понятие местного самоуправления…………………….5
1.2. Проблемы местного самоуправления……………………………….12
2. Анализ проблем местного самоуправления в сельской местности…16
2.1. Особенности местное самоуправление в сельской местности……..16
2.2. Местное самоуправление в сельском поселении Шигоны…………20
2.3. Проблемы местного самоуправления в сельском поселении
Шигоны……………………………………………………………………..26
2.4.Пути решения проблем местного самоуправления в сельском
поселении Шигоны…………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….34
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

моё.docx

— 64.68 Кб (Скачать)

      По  вопросам  местного значения населения  сельского поселения непосредственно  и  (или) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты. В системы муниципальных  правовых актов входят:

    1. устав сельского поселения;
    2. правовые акты, принимаемые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты Собрания Представителей сельского поселения;
    3. правовые акты муниципального образования, постановления и распоряжения главы администрации сельского поселения, иных органов местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом сельского поселения.

      Органы  местного самоуправления сельского  поселения Шигоны вправе заключать с органами местного самоуправления муниципального района Шигонский соглашения о передаче им осуществления своих полномочий по решению   вопросов местного значения, прописанных в Федеральном Законе от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах местного самоуправления». Сельским поселением Шигоны муниципальному району переданы следующие полномочия: по учету муниципального имущества казны, по архитектуре, по культуре, по казначейскому исполнению бюджета и другие.

      Для организации и проведения выборов  в органы местного самоуправления на территории сельского поселения, в  соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об общих гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами Самарской области, уставом сельского поселения Шигоны может образовываться избирательная комиссия сельского поселения, но в сельском поселении Шигоны она не формировалась в связи с тем, что решением Избирательной комиссии Самарской области полномочия избирательной комиссии сельского поселения были возложены на территориальную избирательную комиссию муниципального района Шигонский. Избирательная комиссия не обладает правами юридического лица.

      Экономическую основу местного самоуправления сельского  поселения составляют находящееся  в муниципальной собственности  муниципальное имущество и местный  бюджет.[18]

      В состав муниципальной собственности  входит имущество прописанное в  Федеральном Законе от 06.10.2003 №131 «Об  общих принципах местного самоуправления». Администрация сельского поселения  от имени сельского поселения  самостоятельно владеет, пользуется и  распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами органов местного самоуправления.

        Сельское поселение Шигоны имеет собственный бюджет (местный бюджет), который разрабатывается, принимается и утверждается в форме нормативно правового акта Собрания Представителей сельского поселения. В качестве составной части бюджета сельского поселения могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся сельскими поселениями. [7, стр.23]

      К собственным доходам бюджета  сельского поселения относится:

    1. налоговые доходы, зачисляемые в бюджет сельского поселения в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах;
    2. безвозмездные перечисления;
    3. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
    4. часть прибыли муниципальных предприятии;
    5. штрафы;
    6. добровольные пожертвования;
    7. иные поступления.

      Расходы бюджета сельского поселения  осуществляются в формах, предусмотренных  бюджетным кодексом РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3.Проблемы  местного самоуправления в сельском поселении Шигоны 
 
 

    Для выявления проблем местного самоуправления в сельской местности был проведен контент-анализ мнений муниципальных  служащих сельского поселения Шигоны и муниципального района Шигонский.

    Целью контент-анализа является определение  наиболее острых проблем местного самоуправления в сельском поселении Шигоны.

     Генеральная совокупность составляет 7 человек, выборочная  4 человек.

     Объект  исследования местное самоуправление в сельском поселении Шигоны.

     Предмет исследования характеристики местного самоуправления в сельском поселении Шигоны.

Муниципальные служащие Проблема Пути решения
Заместитель главы администрации муниципального района Шигонский – Ивлюшин Андрей Алексеевич «Органы местного самоуправления и государственного управления должны постоянно и тесно взаимодействовать, в связи с чем им необходимо находиться рядом. Данному требованию больше соответствует связка «район-поселение», чем «область-район», так как первая имеет больше точек соприкосновения.

Кроме того, система государственной власти должна иметь сильную вертикаль, просматривать все сверху донизу (развитие местного самоуправления не должно привести к ослаблению системы государственного управления). Если эта система завершится на уровне региона, то она будет оторванной от жизни, менее эффективной. В этом плане государства небольших размеров не могут служить примером для России. Делегирование государственных полномочий районному звену данную проблему не решит»

«Эти 2 звена власти должны быть рядом: государственная — в райцентре, местная — в сельских поселениях»
Глава сельского поселения Шигоны –  Казанцев Олег Александрович «За органами местного самоуправления законодательством закреплен обширный перечень функций, включая благоустройство, развитие социальной инфраструктуры территорий, оказание помощи малообеспеченным слоям населения и другие. Однако они не выполняются должным образом вследствие явного недостатка полномочий у органов местного самоуправления, прежде всего, в области формирования бюджета. В результате имеет место явное несоответствие функций и полномочий органов местной власти, что снижает их эффективность и авторитет. В целом, сужение полномочий сельских администраций создает дополнительные проблемы для населения» «Полномочия местного самоуправления поселения должны соответствовать  функциям местного самоуправления, а  так же их финансовым возможностям»
Главный бухгалтер сельского поселения  Шигоны  - Карташова Надежда Александровна  «Согласно новому Налоговому кодексу налог на доходы физических лиц является федеральным[3]. Из этого следует, что возможности местных органов власти по повышению занятости и доходов населения будут задействованы недостаточно. Система управления должна быть построена таким образом, чтобы стимулировалась активность органов местного самоуправления,  и совпадал вектор интересов всех уровней управления. Чем больше собираем налогов, тем меньше остается сельскому поселению, так как расходная часть бюджетов не меняется» «Совершенствование  налогового законодательства»
Главный специалист сельского поселения  Шигоны – Калентьева Надежда Николаевна «В числе причин, лежащих в основе ограничения полномочий органов местного самоуправления сельских поселений, я бы отметила «на селе нет кадров». Отток из деревни кадров, прежде всего, вызван отсутствием заботы о сельских жителях и проблема кадрового пополнения является наиболее острой» «Создание более  благоприятных условий для работы молодым специалистам, создание возможности их обучения и повышения квалификации»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4.Пути решения  проблем местного самоуправления  в сельском поселении Шигоны. 
 
 

     Из  информации предоставленной в предыдущем параграфе следует, что наиболее острыми проблемами местного самоуправления в сельском поселении Шигоны являются: отсутствием кадров на селе,  несоверсшенствовании налогового законодательства, системы органов местного самоуправления, несоответствии функции и полномочии местного самоуправления в сельской местности, взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.

       Для решения данных проблем  предлагается следующее:

    1. Органы местного самоуправления объединить в единую систему,  образующую не жесткую вертикаль. Данная система будет способствовать более качественному решению актуальных проблем местного самоуправления, так как она охватывает все уровни управления, образуя тем самым вертикаль.
    2. Необходимо ввести «стандарты прозрачности деятельности органов местного самоуправления». То есть внести в федеральный  закон №131 «Об общих принципах местного самоуправле6ния в Российской Федерации» статью или издать какой либо другой нормативно -  правовой акт, отражающий детальный механизм контроля и обеспечения прозрачности работы органов местного самоуправления. Несоблюдение положений этого механизма должно восприниматься как отсутствие прозрачности и, следовательно, нарушение закона о местном самоуправлении.
    3. Проблеме «не хватки кадров на селе» в настоящее время должно быть уделено особое внимание, так как данная проблема является самой актуальной.  Для привлечения молодых специалистов в сельскую местность необходимо предусмотреть не  только такие критерии как возможность карьерного роста, повышения квалификации, но и обеспечение жильем, социальными услугами, возможности их детей получать такое же образование как в городах и тому подобное.
    4. Общая продолжительность работы главы сельской администрации не должна превышать более 10 лет. Мировая практика свидетельствует, что эффективная кадровая политика является главным фактором успеха любой системы власти. Иначе говоря, в основе социально-экономического развития общества или отдельно взятой территории лежит принцип «побеждает тот, у кого совершеннее система отбор кадров». Одной из составляющих данного принципа является периодическая смена руководящих работников. По мнению многих исследователей, максимальный срок продолжительности пребывания в должности руководителя не должен превышать 10 лет. После такого срока большинство руководителей становится менее восприимчивым к новшествам, снижает деловую активность. В федеральном законе №131 «Об общих принципах местного самоуправле6ния в Российской Федерации» общая продолжительность работы главы сельской администрации в данной должности не оговорена. Скорее всего, это будет препятствовать обновлению руководства местных органов власти, что снизит эффективность системы местного самоуправления в целом.
    5. Система местного самоуправления должна быть одноступенчатой. Опыт свидетельствует, что каждая вышестоящая ступень управления стремится расширить своё влияние на нижестоящие уровни. Россия относится к числу стран, где данный принцип реализуется особенно последовательно. Это дает основание полагать, что заложенная 2-х уровневая система местного самоуправления будет способствовать концентрации власти на районном уровне. Цель же демократизации управления заключается именно в повышении роли поселений.  А так же, чем дальше от сельских жителей власть отдалена территориально, тем меньше у них возможности влиять на неё. Реально местной является власть, обладающая следующими характеристиками:
    • находится на территории проживания избирателей;
    • в неё избираются хорошо знакомые жителям поселения граждане, постоянно проживающие на его территории;
    • она доступна, подконтрольна и подотчетна жителям поселения;
    • население может участвовать в её деятельности, влиять на неё;
    • её представители почти ежедневно общаются с жителями поселения;
    • она занята решением вопросов местного значения в своем поселении.

      Этими свойствами обладает только сельская администрация. Районная власть преимущественно  выполняет функции государственного управления, не связана с повседневными проблемами конкретного сельского жителя, поэтому не отвечает перечисленным требованиям.

      7. Совершенствование бюджетной и  налоговой системы. В развитых странах бюджеты органов местного самоуправления составляют примерно 20-28 % от консолидированного бюджета. Причем, доля финансовой помощи в бюджетах органов местного самоуправления в виде субсидий, субвенций и дотаций составляет около 25-30 %. Налоговая система в этих странах построена образом, позволяющим органам местного самоуправления остальную часть бюджета (70-75 %) формировать за счет собственных доходов. В России все обстоит наоборот. В действующих условиях данное соотношение, в лучшем случае, составляет 30 % к 70 %, а в худшем — 0 % к 100 % (г. Москва). А это не дает возможности полноценного функционирования сельского поселения.  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

     Заключение 
 
 

     В начале 21-го века Россия делает лишь первые шаги по развитию местного самоуправления на селе. Как быстро удастся пройти период становления, в значительной мере, зависит от того, будет ли налажена экспериментальная проверка наиболее логичных решений в данной области.[26,стр.48] В завершении следует отметить, что развитие местного самоуправления на уровне поселений особенно важно сегодня, когда идет усиление вертикали государственной власти, и районное звено, скорее всего, в ближайшей перспективе станет частью этой системы.

     В заключении исследования хочется отметить, что поставленные ранее задачи реализовались в данной работе и можно сделать следующие выводы:

    1. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[12,стр37]. Оно имеет свои нормативно-правовые, экономические, организационные основы и функционирует придерживаюсь их.
    2. Местное самоуправление в сельской местности имеет свои особенности, такие как характер расселении, худшая транспортная доступность  и обеспеченность современными средствами связи, характер местной экономики, социально-демографическая структура населения, более значительная роль исторических, культурных, сословных, национальных традиции, специфика форм человеческого общения, как правило все люди друг друга знают,  более низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры и другие.
    3. Местное самоуправление в сельском поселении Шигоны осуществляется в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
    4. Функционирование местного самоуправления в сельском поселении Шигоны осуществляет в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международных договоров РФ, Конституции РФ, федеральных конституционных законов, ФЗ №131 «Об общих принципах местного самоуправления», других федеральных законов, указов и распоряжении Президента РФ, законов и иных нормативно - правовых актов Самарской области, Устава муниципального района Шигонский, Устава сельского поселения Шигоны, решении, принятых на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
    5. Основными проблемами местного самоуправления в сельском поселении Шигоны являются: отсутствием кадров на селе,  несоверсшенствовании налогового законодательства, системы органов местного самоуправления, несоответствии функции и полномочии местного самоуправления в сельской местности, взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти.
    6. Основными путями решения проблем местного самоуправления в сельском поселении Шигоны являются: объединение органов местного самоуправления в единую систему, совершенствование налоговой и бюджетной системы, привлечение молодых специалистов в сельскую местность по средствам создания более благоприятных условий их трудовой деятельности, создание распоряжения  в котором бы оговаривалось об «прозрачности деятельности органов местного самоуправления» и продолжительности работы главы сельского поселения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Список использованных  источников

  1. Конституция РФ
  2. Указ Президента РФ № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15 октября 1999 г.
  3. Налоговый кодекс РФ
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 22.05.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
  6. Устав муниципального района Шигонский
  7. Устав сельского поселения Шигоны
  8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.,2004.
  9. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М., 1996.
  10. Васильев А.А. Муниципальное управление/2-е изд.- Нижний Новгород, 2002.
  11. Гегедюш Н.И. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций.-Юрайт, 2008.
  12. Дмитриева. Ю.А. Муниципальное право Российской Федерации / 2-е изд. - М., 2002.
  13. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины – М., 1999.
  14. Зотов В.Б. Система муниципального управления.-М., 2010
  15. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право.-М.,2007
  16. Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. - М., 2006.
  17. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве.- Ростов на Дону, 2007
  18. Козбаненко В.А. Система органов государственной власти Российской Федерации. - М., 2000.
  19. Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1897.
  20. Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. - М, Политика и право в современной России. - М., 2006
  21. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н.,-Кнорус, 2010
  22.   Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. — СПб., 2004.
  23. Уткин Э.А. Денисов А.Ф.Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие - М., 2001 г.
  24. Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М., 2007.

Информация о работе Местное самоуправление в сельской местности