Меркантилизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Меркантилизм

(франц. mercantilisme, от итал. mercante — торговец, купец)

1) первая школа буржуазной политической экономии, попытка теоретического обоснования экономической политики, отстаиваемой купцами.

2) Экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь.

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 78.03 Кб (Скачать)

Стихийно  протекающие операции превращают рынок  в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая  рынком информация позволяет каждому  участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение  с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты  и действия.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие  от административно-командной системы  в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой  своего рола итог, баланс сопоставления  затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного  обмена цена устанавливается путем  сопоставления затрат (издержек) и  полезности обмениваемых благ.

Посредническая  функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая  функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует  опыт, средний цикл малого бизнеса  не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные  фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация  деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде  не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился. 

В России общее количество малых предприятий  в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование  и вновь создаваемых предприятий  сравнялось. Одна часть предприятий  разорилась в результате банкротства  банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.

6. Провалы рынка  и роль государства  в их устранении

При всей своей огромной позитивной роли рынок  не в состоянии обеспечить эффективное  решение ряда стратегических задач  развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям  и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального  неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное  расслоение населения.

Рынок не способен противостоять монополистическим  тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические  структуры, ограничивающие свободу  конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и  укрепляются монополии. Создаются  неоправданные привилегии для ограниченного  круга субъектов рынка. Чтобы  поддержать чрезвычайно высокие  цены, монополисты искусственно сокращают  производство. Это вызывает необходимость  регулирования цен, скажем, на продукцию  сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

Рыночная  конкуренция приводит к высвобождению  работников из производства и безработице, обострению социального положения  малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в  то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным  программам, связанным с ликвидацией  социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в  состоянии самостоятельно реализовать  стратегические идеи в области науки  и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные  структурные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Рынок предполагает использование механизма  государственного регулирования для  решения различных проблем.

Несовершенства («провалы») рынка смягчаются созданием  соответствующих институциональных  структур, участием государства в  распределении ресурсов, решении  проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное  законодательство; принимает санкции  против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем  создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы  на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого  распределения доходов. Для рынка  наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в  факторы производства. За пределами  такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения  права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

В литературе выделяют следующие экономические  функции государства:

создание, сохранение и совершенствование  системы социально-экономических  отношений;

составление прогнозов развития своей социально-экономической  системы на перспективу;

регулирование процессов использования производительной силы природы и охрана окружающей человека среды;

управление  демографическими процессами, обеспечивающими  рациональное, научно обоснованное воспроизводство  производительной силы человека;

ориентация  производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

разработка  целевых комплексных программ экономического развития;

повышение роли трудовых коллективов, каждого  работника в управлении экономическими и социальными процессами;

согласование  экономических интересов субъектов  производственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

формирование  и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности;

регулирование и экономическое обеспечение  интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

регулирование процессов по включению страны в  международную экономическую интеграцию.

Известны  следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных  актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование  различных финансовых (бюджетно-налоговых  и кредитно-денежных) рычагов, с помощью  которых правительство имеет  возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение  частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство  выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных  формах предоставляет кредиты, принимает  долевое участие, является собственником  предприятий. Прямое вмешательство государства -- это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:

стимулирование  капиталовложений;

обеспечение наиболее полной занятости;

стимулирование  экспорта и импорта товаров, капиталов  и рабочей силы;

воздействие на общий уровень цен в целях  их стабилизации;

поддержка устойчивого экономического роста;

перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство  прибегает главным образом к  фискальной и кредитно-денежной политике.


Информация о работе Меркантилизм