Меркантилизм
Перевод
Меркантилизм
(франц.
mercantilisme, от итал. mercante — торговец, купец)
1) первая школа буржуазной политической
экономии, попытка теоретического
обоснования экономической политики,
отстаиваемой купцами.
2) Экономическая политика периода
раннего капитализма, характеризующаяся
активным вмешательством государства
в хозяйственную жизнь.
Ранний М. (последняя треть 15 —
середина 16 вв.) охарактеризован К.
Марксом как монетарная система
(см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т.
24, с. 71). Представители — У. Стаффорд (Англия),
Де Сантис, Г. Скаруффи (Италия). Главным
в раннем М. являлась теория денежного
баланса, обосновывавшая политику, направленную
на увеличение денежного богатства чисто
законодательным путём. В целях удержания
денег в стране запрещался их вывоз за
границу, все денежные суммы, вырученные
от продажи, иностранцы были обязаны истратить
на покупку местных изделий.
Поздний М. развивается со 2-й половины
16 в. и достигает расцвета в 17 в. Его главные
теоретики — Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия),
А. Монкретьен (Франция). Для позднего М.
характерна система активного торгового
баланса, который обеспечивается путём
вывоза готовых изделий своей страны и
при помощи посреднической торговли в
связи с чем разрешался вывоз денег за
границу. При этом выдвигался принцип:
покупать дешевле в одной стране и продавать
дороже в другой.
Политика М. заключалась в поощрении —
с целью увеличения производства товаров
для экспорта — развития промышленности,
особенно мануфактурной (см. Мануфактура),
в активном Протекционизме, в поддержке
экспансии торгового капитала, в частности,
в поощрении создания монопольных торговых
компаний, в развитии мореплавания и флота,
захвате колоний; в резком повышении налогового
обложения для финансирования всех этих
мероприятий.
Меркантилисты всё своё внимание
уделяли сфере обращения и
не исследовали внутренних законов
зарождавшегося капиталистического
производства. Политическая экономия
рассматривалась ими как наука
о торговом балансе. Ранние
меркантилисты богатство отождествляли
с золотом и серебром как
вещами, поздние же под богатством
понимали избыток продуктов, который
оставался после удовлетворения
потребностей страны, но который
должен на внешнем рынке превратиться
в деньги. В связи с недостатком
денег их функции ранние меркантилисты
сводили к средству накопления,
а поздние меркантилисты видели
в деньгах также и средство
обращения. Вместе с тем, отстаивая
посредническую торговлю, поздние
меркантилисты по существу трактовали
деньги как капитал. Поздние
меркантилисты признавали, что деньги
— это товар, но как и
все предшественники Маркса, они
не смогли преодолеть главную
трудность — выяснить, как и
почему товар становится деньгами.
В противоречии с тезисом «деньги
— богатство» ранние меркантилисты
явились родоначальниками номиналистической
теории денег, а поздние —
количественной теории (см. Деньги,
раздел Буржуазные теории денег). Главный
источник прибыли поздние меркантилисты
видели в неэквивалентном обмене во внешней
торговле. Поэтому производительным они
объявляли труд только тех отраслей, продукты
которых при вывозе за границу приносили
стране больше денег, чем они стоили.
С развитием капитализма основные
положения М. перестали соответствовать
новым экономическим условиям. На
смену М. пришла Классическая
буржуазная политическая экономия,
теоретически обосновывавшая свободу
хозяйственной деятельности (см. Фритредерство).
Табл. 1.
Отношение меркантилистов к богатству.
Позиции
в области теории денег. Меркантелисты
выделяли 4 функции денег:
Деньги,
как мера стоимости.
Деньги,
как средство обращения
Деньги,
как средство накопления
Мировые
деньги - золото и серебро.
Теории
денежного обращения:
Номиналистичная
теория денег - ценность денег определяется
их номиналом, устанавливаемым государством
Металлистическая
теория денег - ценность денег определяется
ценностью металла, из которого они изготовлены
Количественная
теория денег - существует и поныне,
ценность денег определяется соотношением
количества товаров и денег в
обращении, исходя из этого соотношения
и изменяются цены.
Наука.
В эпоху меркантилизма наука
об экономике называлась политической
экономией. Именно в данный период времени
данная наука начала свое формирование.
Термин политэкономия переводится
как общественное устройство и появился
благодаря французскому меркантилисту
А. Монкретьену, опубликовавшему в 1615 году
роботу «Трактат о политической экономии»
У меркантилистов политэкономия выступала
как наука о государственном хозяйстве,
акцент в котором был сосредоточен на
вопросах торговли и обмена.
Физиократы
Физиократы
(франц.
physiocrates, от греч. phýsis – природа и krátos –
сила, власть, господство)
представители одного из направлений
классической буржуазной политической
экономии (См. Классическая буржуазная
политическая экономия), возникшего
во Франции в середине 18 в. и явившегося
реакцией на Меркантилизм. Основатель
направления – Ф. Кенэ, видные представители
– А. Р. Тюрго, В. Мирабо, Г. Летрон, П. Мерсье
де Ла Ривьер, П. Дюпон де Немур Теории
Ф. разрабатывались также в Италии, Великобритании,
Германии, Швеции и других странах.
Направление Ф. сложилось в
обстановке нарастающего кризиса
феодальной системы, экономического
упадка предреволюционной Франции.
Подвергнув критике меркантилизм,
Ф. считали, что внимание правительства
должно быть обращено не на развитие торговли
и накопление денег, а на создание изобилия
«произведений земли», в чём, по их мнению,
заключается подлинное благоденствие
нации. Ф. перенесли исследование о происхождении
прибавочной стоимости (См. Прибавочная
стоимость) из сферы обращения в сферу
производства и этим заложили основу для
анализа капиталистического производства.
Однако они ограничивали производство
сферой земледелия. Ф. подобно У. Петти
придерживались в политической экономии
метода естественных наук. Признавая объективную
реальность внешнего мира, Ф. представляли
общество как естественное «физическое»
явление, развитие которого происходит
в соответствии с законами «естественного
порядка». Ф. не поднялись до материализма
и атеизма своих современников – французских
просветителей 18 в. Законы «естественного
порядка», установленные, по их мнению,
богом, проявляются через «положительные
законы», создаваемые верховной государственной
властью.
Признавая объективность экономических
категорий, Ф. неисторически подходили
к капиталистическому строю, считали его
естественным и вечным. Полагая, что прибавочная
стоимость создаётся только в земледелии,
единственной её формой признавали земельную
ренту (См. Земельная рента). Излишек произведённых
потребительных стоимостей над использованными
в процессе производства потребительными
стоимостями Ф. называли «чистым продуктом»
(доходом). Исходя из ошибочной натуралистической
трактовки «чистого продукта», представлявшего
собой по существу прибавочную стоимость,
Ф. допускали двойственность в его анализе,
то трактуя «чистый продукт» в феодальном.
духе – выводя его из природы и отношения
к земле, то толковали его как действительно
экономическую категорию, высвобожденную
из феодальной оболочки. Этим были обусловлены
противоречия в системе Ф.: феодальный
облик системы сочетался с её буржуазной
сущностью.
Основываясь на правильном положении,
что производителен только труд,
создающий прибавочную стоимость,
однако, считали единственно производительным
земледельческий труд. Современное
им общество они делили на
три класса: производительный класс,
представители которого создают
«чистый продукт» (включает только
работников земледелия); класс собственников
– получателей земельной ренты
(включает землевладельцев, государя
и получателей десятины); «бесплодный»
класс, в который входят граждане,
занятые др. услугами и видами
труда, кроме земледелия. Теория
классов Ф. игнорирует пролетариат как
самостоятельный действительно производительный
класс.
Существенной заслугой Ф. было
то, что они в пределах буржуазного
кругозора дали анализ Капитала.
Ф. проанализировали вещественные
составные части капитала, различая
«ежегодные авансы», годичные
затраты и «первичные авансы»,
представляющие собой фонд организации
земледельческого хозяйства и
затрачивавшиеся сразу на много
лет вперёд. Такое деление капитала,
правильно обусловленное способами,
какими «авансы» входили в
стоимость годового продукта, соответствует
делению на основной и оборотный
капитал, хотя обобщающие понятия
последних отсутствуют у Ф.
Деление на авансы Ф. допускали
только для производительного
капитала (См. Производительный капитал),
которым считали лишь капитал, вложенный
в земледелие. Капитал, вложенный в промышленность,
Ф. ошибочно считали «бесплодным», не создающим
«чистый продукт». Деньги Ф. не причисляли
ни к одному из видов авансов. Для них не
существовало понятие денежного капитала.
Ф. утверждали, что деньги сами по себе
«бесплодны», и признавали лишь одну функцию
денег – как средства обращения. Накопление
денег считали вредным, поскольку оно
изымает деньги из обращения и лишает
их единственной полезной функции – служить
обмену товаров. Главная заслуга Ф., в частности
Кенэ, заключается в том, что они впервые
предприняли попытку провести анализ
общественного воспроизводства (см. подробнее
в ст. «Экономическая таблица» Кенэ (См.
Экономическая таблица Кенэ)).
Несмотря на классовую и историческую
ограниченность своих взглядов,
Ф. сделали важные выводы об
особенностях капиталистического
способа производства. Критикой
современных им порядков Ф.
доказывали экономическую несостоятельность
изжившей себя феодальной системы
хозяйства и тем самым объективно
участвовали вместе с передовыми
мыслителями той эпохи в идеологической
подготовке буржуазной революции
во Франции, осуществившей большую
часть их программы.
Классическая
политическая экономия
Основные
представители: Адам Смит (1723 - 1790), Дэвид
Рикардо (1772 - 1823), Томас Роберт Мальтус
(1766 - 1834), Жан Батист Сэ (1767-1832), Джеймс Милль
(1773-1836), Нассау Сениор (1790 - 1864), Джон Стюарт
Милль (1806-1873)
1. Общая
характеристика
В рамках
классической политической экономии[1][1]
(или просто классической школы) в
трудах ее основных представителей - А.
Смита, Д. Рикардо и др. - впервые было дано
систематическое изложение экономической
теории как единой целостной научной дисциплины.
Поэтому именно после возникновения классической
политической экономии можно говорить
об окончании этапа становления экономической
теории.
Классическая
школа - крупнейшее направление в
экономической науке за II период
ее существования. Более того, отождествление
экономической теории этого периода
с классической школой не будет сильным
преувеличением. Отсюда следует, что
едва ли не важнейшим свойством классической
школы является
а) акцент
на анализе проблем производства
и распределения материальных благ.
Именно классики закрепили осуществленный
физиократами сдвиг методологии экономического
анализа от проблем этики ведения хозяйства
к исследованию комплекса факторов, связанных
с созданием и распределением материального
богатства.
Среди
других элементов общей характеристики
классической школы необходимо выделить
следующие.
б) Выработка
и применение прогрессивных (для
экономической науки того времени)
методологических приемов исследования
типа причинно-следственного метода,
метода логической абстракции, дедуктивного
метода.
в) Ядро
экономического анализа классиков
- проблема ценности. Развитие экономической
науки во II периоде ее существования
проходило под знаком акцентирования
внимания на этой проблеме.
г) Все
классики трактовали ценность как величину,
определяемую производственными затратами.
Однако классический подход к анализу
ценности отнюдь не был однозначным. В
рамках учения о ценности классической
школы существовало две теории ценности.
Во-первых, это трудовая теория ценности,
разрабатывавшаяся основателем классической
школы А. Смитом и Д. Рикардо (а затем получившей
чрезвычайно углубленное развитие в трудах
К. Маркса). Согласно этой теории, ценность
товара определяется затратами труда
на его производство. Во-вторых, это теория
факторов производства, также заложенная
А. Смитом, и развивавшаяся Ж.Б. Сэ и Т.Р.
Мальтусом (а затем вошедшая в качестве
важного составного элемента в неоклассическую
микроэкономику). В соответствии с этой
теорией ценность товара складывается
из доходов владельцев производственных
факторов, участвовавших в изготовлении
данного товара.
д) Восприятие
экономической системы как системы, аналогичной
объектам исследования физики того времени
(а точнее, механики). Это, в свою очередь,
привело к следующим особенностями экономического
анализа классической школы: убежденность
в том, что в рыночном (капиталистическом)
хозяйстве доминируют универсальные и
объективные (экономические) законы; и
игнорирование субъективно-психологических
факторов хозяйственной жизни.
е) Недооценка
роли денег и влияния сферы
обращения на сферу производства.
Деньги воспринимались классиками как
техническое средство, помогающее облегчить
обмен. Классики игнорировали роль денег
как самого ликвидного средства сохранения
ценности. Завершитель классической
политической экономии Дж. С. Милль писал:
«Короче говоря, вряд ли можно отыскать
в общественном хозяйстве вещь более незначительную
по своей важности, чем деньги, если не
касаться при этом способа, которым экономятся
время и труд»[2][2].
ж) Большой
акцент на изучении «законов движения»,
т.е. закономерностей тенденций динамики,
капиталистической экономики. Классики
были склонны к исследованию трендов
изменений экономических переменных,
и, прежде всего, экономического роста
и изменений доли основных групп
владельцев факторов производства (труда,
капитала и земли) в национальном
продукте.
з) Отрицательное
отношение (за редкими исключениями типа
Дж. С. Милля) к активному вмешательству
государства в экономику. Классики вслед
за физиократами выступали за идеологию
laissez-faire.
МАРКСИЗМ
МАРКСИЗМ,
философское, экономическое и политическое
учение, основоположники которого -
К. Маркс и Ф. Энгельс. Они разработали
материалистическую диалектику и материалистическое
понимание истории (смотри Диалектический
материализм, Исторический материализм),
теорию прибавочной стоимости и
учение о коммунизме. Общество в
марксизме рассматривается как
организм, в структуре которого производительные
силы определяют производственные отношения,
формы собственности, которые в
свою очередь обусловливают классовую
структуру общества, политику, государство,
право, мораль, философию, религию, искусство.
Взаимодействие этих сфер образует формации
общественно-экономические, смена которых
определяет процесс поступательного
движения общества. Борьба господствующих
и угнетенных классов - движущая сила
истории, ее высшее выражение - социальная
революция. В условиях капитализма
созревает пролетариат, свергающий
господство буржуазии, устанавливающий
свою власть и осуществляющий переход
к коммунизму. Марксизм стал важной
вехой в развитии социальной мысли 19 в.
В то же время в нем абсолютизируется роль
социальных антагонизмов, классовой борьбы
и насилия, отрицается возможность прогрессивной
эволюции буржуазного общества, романтизируется
историческая роль пролетариата, утверждается
необходимость ликвидации частной собственности,
парламентских институтов и разделения
властей. Марксизм стал идеологической
основой социал-демократического движения,
с начала 20 в. разделившегося на революционное
течение (В.И. Ленин и другие), в котором
возобладало крайне левое истолкование
марксизма, и реформистское течение (Э.
Бернштейн и другие), подвергшее критике
теоретические положения марксизма и
отказавшееся от его основных положений.
После Октябрьской революции в России
марксизм стал государственной идеологией,
подвергся догматизации и вульгаризации
и был поставлен на службу коммунистическому
тоталитаризму.