Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:07, реферат
Меркантилизм
(франц. mercantilisme, от итал. mercante — торговец, купец)
1) первая школа буржуазной политической экономии, попытка теоретического обоснования экономической политики, отстаиваемой купцами.
2) Экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь.
При полной
ответственности учредители общества
несут перед своими кредиторами
всю полноту ответственности
всем своим имуществом, включая и
то, которое не входит в партнерскую
собственность данного
В партнерских
предприятиях с ограниченной ответственностью
его учредители несут ответственность
перед своими кредиторами исключительно
в размерах доли капитала (пакета акций),
принадлежащего каждому из них. Имущественная
ответственность не распространяется
на объекты собственности его
участников, которые не имеют отношения
к собственности партнерского предприятия.
Акции таких предприятий
Корпоративная собственность.
Корпоративная
собственность базируется на функционировании
капитала, который формируется путем
свободной продажи титулов
Следует подчеркнуть, что, хотя в корпоративной собственности и представлены раздробленные, частные собственники акций, тем не менее ее можно считать переходной формой от частной собственности к общественной.
Что же касается общественной собственности, я бы хотела рассмотреть:
-коллективную,
-государственную,
-общенародную собственность.
Коллективная собственность.
Коллективная
собственность формируется
Данная форма собственности получает все большее распространение на Западе. Например, в США таких предприятий насчитывается уже более 10 000. Они пользуются поддержкой государства в виде предоставления им кредитных и налоговых льгот. Это один из способов трансформировать работника в собственника, когда отношения собственности и на рабочую силу, и на средства производства становятся персонифицированными в одном и том же лице.
Государственная собственность.
Государственная
собственность выступает в
Реализуя
отношения государственной
Другая проблема заключается в том, чтобы не допустить узурпирования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования этой собственности в интересах своего обращения, или в таких формах, которые наносят экономический, социальный и экологический ущерб обществу.
Общенародная собственность.
Что касается общенародной собственности. В свое время закрепленной Конституцией СССР, то она имеет чисто правовую трактовку, тогда как с точки зрения экономических отношений собственности она не могла и не может быть реализована в обозримой перспективе: налицо расхождение, несоответствие юридической формы и экономического содержания. Фактически форма оказалась без содержания.
Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. При этом отношении распоряжения реализовывало бы отношения владения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества. Историческая тенденция накопления капитала указывает первоначально на отрицание индивидуальной частной собственности капиталистической частной собственностью, затем - на отрицание капиталистической частной собственности и установление индивидуальной собственности в рамках общественной собственности. Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры, кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства, т.е. в рамках общественной собственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что общенародная собственность - принадлежит всему народу, т.е. всем и каждому одновременно, что предполагает полную свободу перемены труда.
Рыночное хозяйство
Развитым
и сложным типом организации
хозяйства является рыночное хозяйство,
как система товарного
экономическая свобода участников производственного процесса;
наличие конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей;
максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности;
регулирование производства, обмена и потребления через механизм рыночных цен.
Основные
экономические вопросы общества
- что, как и для кого производить
- решаются в этой системе исходя
из требований рынка.
Рынок - это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом субъекты, стремящиеся к одинаковой цели - максимизации дохода, прибыли, к сохранению и улучшению своего положения на рынке.
Рыночное хозяйство возникает при следующих условия: во-первых, общественное разделение труда и, во-вторых, экономическая обособленность производителей.
Общественное разделение труда, или специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части, создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности труда, экономии рабочего времени.
Экономическая обособленность товаропроизводителей, закрепленная частной и другими формами собственности, требует возмездности и эквивалентности в обмене продуктами.
Классическая
экономическая школа разделение
труда между
Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке, производители сами решают, что производить (т.е. как распределить ограниченные ресурсы между отраслями и видами производств, и как производить нужные товары, с какими затратами). Они перестают производить то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают на выпуск других, пользующихся спросом товаров и услуг. Таким образом, чистое рыночное хозяйство - это самонастраивающаяся система.
Исторически
первым типом организации
Главные
черты этого типа хозяйства - замкнутость,
универсальный ручной труд, низкая
производительность труда, ограниченность
потребления, отсутствие предпосылок
для экономического роста. Примерами
натурального хозяйства могут быть
община, патриархальное семейное хозяйство,
рабовладельческие и феодальные
поместья. В современном мире натуральное
хозяйство перестало быть господствующей
формой организации общественного
производства, хотя и сохраняется
в развивающихся странах, где
часть населения связана с
натуральным или
Понятие рыночное хозяйство является синонимом понятия рынок в широком смысле слова (можно сказать: “Россия вступила в рынок”).
Понятие
рынок в узком смысле используется
для разграничения рынков по объектам
рыночных сделок (рынки товаров, услуг,
ресурсов, ценных бумаг, патентов и
т. п.), по территориальному признаку (местный,
национальный, региональный, мировой
рынки), по критерию соблюдения норм права,
регулирующего экономическую
1. Классификация рынков по организационному признаку
По организационному
признаку (степени ограничения
ь Рынок совершенной (свободной) конкуренции - основные черты рынка совершенной конкуренции:
? значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;
? объемы
производства и предложения
? всеми
продавцами предлагается
? все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;
? мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
При соблюдении
этих условий возникает
ь Рынок монополистической конкуренции - это такая рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.
Вход
на рынок монополистической
ь Олигополистический рынок - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм.
Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.
ь Монополистический рынок - это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Таким образом, основными признаками такого рынка являются:
? высокая
концентрация хозяйственной
? доминирующее,
то есть преобладающее,
? установление
монопольных цен (завышенных