Меркантилизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Меркантилизм

(франц. mercantilisme, от итал. mercante — торговец, купец)

1) первая школа буржуазной политической экономии, попытка теоретического обоснования экономической политики, отстаиваемой купцами.

2) Экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь.

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 78.03 Кб (Скачать)

При полной ответственности учредители общества несут перед своими кредиторами  всю полноту ответственности  всем своим имуществом, включая и  то, которое не входит в партнерскую  собственность данного предприятия. Причем это еще и взаимная ответственность: недостаточность средств у одного из партнеров при расчете с  кредиторами возмещается имуществом других партнеров.

В партнерских  предприятиях с ограниченной ответственностью его учредители несут ответственность  перед своими кредиторами исключительно  в размерах доли капитала (пакета акций), принадлежащего каждому из них. Имущественная  ответственность не распространяется на объекты собственности его  участников, которые не имеют отношения  к собственности партнерского предприятия. Акции таких предприятий распространяются только среди их учредителей.

Корпоративная собственность.

Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем  свободной продажи титулов собственности - акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества открытого типа. В противоположность партнерской собственности, если последняя функционирует в виде закрытых акционерных обществ, акции обществ открытого типа свободно продаются и покупаются на рынках. В связи в этим через отдельные периоды времени могут происходить смены собственников акций - фиктивного капитала, тогда как общество будет продолжать свое существование до момента его ликвидации или реорганизации.

Следует подчеркнуть, что, хотя в корпоративной  собственности и представлены раздробленные, частные собственники акций, тем  не менее ее можно считать переходной формой от частной собственности к общественной.

Что же касается общественной собственности, я бы хотела рассмотреть:

-коллективную,

-государственную,

-общенародную  собственность.

Коллективная  собственность.

Коллективная  собственность формируется путем  ее распределения среди членов коллектива, занятых на определенном предприятии. Как правило, она функционирует  в акционерной форме капитала, однако акции могут распределяться исключительно среди работников данного предприятия. Это неделимая  общая собственность трудового  коллектива, начиная от руководства  предприятия и кончая неквалифицированными рабочими. Если работник увольняется  с предприятия, уходит на пенсию или  умирает, его пай или акции  остаются в распоряжении предприятия, будут проданы (или переданы) вновь  поступившим на работу или распределены между уже работающими членами  коллектива. При этом работник, покинувший предприятие, ушедший на пенсию, или  родственники умершего получат только возмещение стоимости акций в денежной форме. Следовательно, коллективная собственность будет продолжать функционировать, даже если весь персонал предприятия полностью обновиться.

Данная  форма собственности получает все  большее распространение на Западе. Например, в США таких предприятий  насчитывается уже более 10 000. Они  пользуются поддержкой государства  в виде предоставления им кредитных  и налоговых льгот. Это один из способов трансформировать работника  в собственника, когда отношения  собственности и на рабочую силу, и на средства производства становятся персонифицированными в одном и  том же лице.

Государственная собственность.

Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который  призван олицетворять собой социально-экономические  интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества.

Реализуя  отношения государственной собственности, правительство прежде всего должно проводить такую экономическую политику, используя средства от этой реализации, которая бы привела к сбалансированности интересов различных слоев населения общества, к смягчению социальных противоречий и конфликтов.

Другая  проблема заключается в том, чтобы  не допустить узурпирования прав собственности общества со стороны  государственной бюрократии и использования  этой собственности в интересах  своего обращения, или в таких  формах, которые наносят экономический, социальный и экологический ущерб  обществу.

Общенародная  собственность.

Что касается общенародной собственности. В свое время закрепленной Конституцией СССР, то она имеет чисто правовую трактовку, тогда как с точки зрения экономических  отношений собственности она  не могла и не может быть реализована  в обозримой перспективе: налицо расхождение, несоответствие юридической  формы и экономического содержания. Фактически форма оказалась без  содержания.

Общенародная  собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния  прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. При этом отношении распоряжения реализовывало бы отношения владения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества. Историческая тенденция накопления капитала указывает первоначально на отрицание индивидуальной частной собственности капиталистической частной собственностью, затем - на отрицание капиталистической частной собственности и установление индивидуальной собственности в рамках общественной собственности. Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры, кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства, т.е. в рамках общественной собственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что  общенародная собственность - принадлежит  всему народу, т.е. всем и каждому  одновременно, что предполагает полную свободу перемены труда.

Рыночное  хозяйство 

Развитым  и сложным типом организации  хозяйства является рыночное хозяйство, как система товарного производства и рыночного обмена, т. е. система, при которой блага производятся не для собственного потребления, а  для купли-продажи на рынке, становятся товарами. Основными признаками рыночного  хозяйства являются:

экономическая свобода участников производственного  процесса;

наличие конкуренции как среди продавцов, так и среди покупателей;

максимизация  частной выгоды как цель экономической  деятельности;

регулирование производства, обмена и потребления  через механизм рыночных цен.

Основные  экономические вопросы общества - что, как и для кого производить - решаются в этой системе исходя из требований рынка. 

Рынок - это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом субъекты, стремящиеся к одинаковой цели - максимизации дохода, прибыли, к сохранению и улучшению своего положения на рынке.

Рыночное  хозяйство возникает при следующих условия: во-первых, общественное разделение труда и, во-вторых, экономическая обособленность производителей.

Общественное  разделение труда, или специализация  производителей на выпуске отдельного продукта или его части, создает  возможность обмена, а также ведет  к росту знаний, навыков работника, повышению производительности труда, экономии рабочего времени.

Экономическая обособленность товаропроизводителей, закрепленная частной и другими  формами собственности, требует  возмездности и эквивалентности в обмене продуктами.

Классическая  экономическая школа разделение труда между товаропроизводителями, их специализацию объясняют рационализмом  в экономическом поведении людей, их склонностью к обмену при ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей. Стремясь лучше удовлетворить свои потребности при этих предпосылках, преследуя свои частные интересы, люди действуют по принципу: дай  мне то, что нужно мне, и ты получишь то, что нужно тебе. Являясь собственниками производственных ресурсов, производители  рассчитывают не на благотворительность, а на возмездный и эквивалентный  характер отношений между собой: каждый стремится получить, по меньшей  мере, столько же, сколько предлагает другим для обмена. Преследуя свою выгоду, человек невидимой рукой, по образному выражению А. Смита, направляется к другой цели - удовлетворению потребностей других членов общества.

Учитывая  ситуацию, сложившуюся на рынке, производители  сами решают, что производить (т.е. как  распределить ограниченные ресурсы  между отраслями и видами производств, и как производить нужные товары, с какими затратами). Они перестают  производить то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают  на выпуск других, пользующихся спросом  товаров и услуг. Таким образом, чистое рыночное хозяйство - это самонастраивающаяся  система.

Исторически первым типом организации общественного  хозяйства является натуральное  хозяйство, которое состоит из изолированных  хозяйственных единиц, обеспечивающих себя всем необходимым. Все, что производится в этих хозяйствах, в них же и  потребляется. Основные экономические  вопросы общества - что, как и для  кого производить - решаются в натуральном  хозяйстве производителем, который  одновременно выступает как потребитель.

Главные черты этого типа хозяйства - замкнутость, универсальный ручной труд, низкая производительность труда, ограниченность потребления, отсутствие предпосылок  для экономического роста. Примерами  натурального хозяйства могут быть община, патриархальное семейное хозяйство, рабовладельческие и феодальные поместья. В современном мире натуральное  хозяйство перестало быть господствующей формой организации общественного  производства, хотя и сохраняется  в развивающихся странах, где  часть населения связана с  натуральным или полунатуральным  производством.

Понятие рыночное хозяйство является синонимом  понятия рынок в широком смысле слова (можно сказать: “Россия вступила в рынок”).

Понятие рынок в узком смысле используется для разграничения рынков по объектам рыночных сделок (рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, патентов и  т. п.), по территориальному признаку (местный, национальный, региональный, мировой  рынки), по критерию соблюдения норм права, регулирующего экономическую деятельность (рынок легальный и теневой) и  т. д.

1. Классификация рынков  по организационному  признаку

По организационному признаку (степени ограничения конкуренции) рынки подразделяются на:

ь Рынок совершенной (свободной) конкуренции - основные черты рынка совершенной конкуренции:

? значительное  число продавцов и покупателей  на конкретном рынке;

? объемы  производства и предложения отдельного  производителя составляют столь  незначительную долю в общем  объеме предложения, что отдельная  фирма не может повлиять на  цену;

? всеми  продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

? все  участники рынка (продавцы и  покупатели) обладают одинаковой  информацией о положении дел  на рынке;

? мобильность  всех ресурсов, предполагающая свободу  вступления в отрасль и выхода  из нее: любая фирма может  начать производство данного  товара или беспрепятственно  покинуть рынок.

При соблюдении этих условий возникает действительно  равноправное положение всех участников рынка. Такой рынок позволяет  перераспределять ограниченные ресурсы  общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной  конкуренции производитель может  увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства.

ь Рынок монополистической конкуренции - это такая рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.

Вход  на рынок монополистической конкуренции  относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся  для начала дела, относительно невелик;

ь Олигополистический рынок - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм.

Характерной особенностью олигополистического  рынка является взаимозависимость  фирм - любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.

ь Монополистический рынок - это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Таким образом, основными признаками такого рынка являются:

? высокая  концентрация хозяйственной деятельности  в руках одной или нескольких  объединившихся фирм;

? доминирующее, то есть преобладающее, положение  этих фирм на рынке определенных  товаров;

? установление  монопольных цен (завышенных при  продаже и/или заниженных при  покупке товаров) и, благодаря  этому получение для себя сверхприбылей;

Информация о работе Меркантилизм