Меркантилизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Меркантилизм

(франц. mercantilisme, от итал. mercante — торговец, купец)

1) первая школа буржуазной политической экономии, попытка теоретического обоснования экономической политики, отстаиваемой купцами.

2) Экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь.

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 78.03 Кб (Скачать)

? барьеры  для вступления в отрасль для  других фирм практически непреодолимы.

2. Классификация рынков  по пространственному  признаку

По пространственному  признаку рынки подразделяются на:

ь Местный рынок (в пределах села, города);

ь Региональный рынок (в пределах одного региона);

ь Национальный рынок (внутренний);

ь Мировой рынок - это совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.).

ь Рынок покупателей - на этом рынке предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков;

ь Рынок продавцов - этот рынок характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.;

ь Рынок государственных учреждений - включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;

ь Рынок промежуточных продавцов - посредников - выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

3. Классификация рынков  по объектам купли-продажи

По объектам купли-продажи рынки подразделяются на:

ь Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства (товаров, предназначенных для производственного потребления). Целевое назначение потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием.

Рынок услуг - совокупность купли-продажи  услуг образования, здравоохранения, общественного питания и др.

Инфраструктура  рынка товаров и услуг представлена товарными биржами, предприятиями  оптовой и розничной торговли, ярмарками и аукционами, фирмами, занимающимися рекламой, сбором и  снабжением информацией участников рыночных отношений;

ь Рынок труда - на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение посреднических операций между предпринимателями и рабочими.

Кроме этого биржи труда оказывают  материальную поддержку в случае вынужденной безработицы, изучают  спрос и предложение рабочей  силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно  к тем или иным профессиям и  регионам;

ь Информационный рынок - поставщиками информации выступают институты и учебные заведения, научно-технические сообщества;

ь Рынок капиталов - состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посредством банков и других организаций (страховых компаний, различных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Кредиты предоставляются за определенную плату в виде процента. Предназначение денежного рынка состоит в обеспечении инвестиционного процесса. Инвестиции (денежные вложения в общественное производство) способствуют экономическому росту.

Непосредственное  отношение к денежному рынку  имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги - кредитно-долговые обязательства  продавца перед покупателем. Основные виды ценных бумаг - это акции и  облигации. Все остальные (векселя, опционы, варранты, фьючерсные контракты и др.) - производные от основных.

Акции и облигации покупаются и продаются  на рынке ценных бумаг, функционирующем  в виде фондовой биржи. Реализация функций  фондовой биржи невозможна без брокерских компаний, осуществляющих биржевые операции.

ь Рынок инноваций, т.е. рынок нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

ь Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.

В современных  условиях наибольшее распространение  в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие  комплексный технологический обмен  с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной  защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг  по промышленной реализации передаваемой технологии.

ь Рынок жилья - до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

4. Другие классификации

Помимо  перечисленных признаков рынки  делятся:

По  степени развития:

ь Неразвитый рынок - характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Но уже  и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров;

ь Свободный рынок - характеризуется следующими чертами:

? неограниченное  число участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между  ними;

? абсолютно  свободный доступ к любой хозяйственной  деятельности всех членов общества;

? абсолютная  мобильность факторов производства;

? неограниченная  свобода передвижения капитала;

? наличие  у каждого участника абсолютно  полной информации о рынке  (о норме прибыли, спросе, предложении  и т.д.);

? абсолютная  однородность одноименных товаров  (отсутствие торговых марок и  т.д.);

? ни  один участок свободной конкуренции  не в состоянии оказать непосредственное  влияние на решение другого  неэкономическими методами;

? цены  устанавливаются стихийно в ходе  свободной конкуренции;

? отсутствие  монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного  регулирования.;

ь Регулируемый рынок - это рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

Рынок может регулироваться:

? с помощью  своего собственного рыночного  механизма, элементами которого  являются конкуренция, прибыль,  цена, спрос, предложение и др.;

? государством  прямо и косвенно через госзаказы,  налоги и т.д.;

ь Деформированный рынок - Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:

? отсутствие  многочисленных рыночных субъектов,  организующих свою хозяйственную  деятельность на основе разных  форм собственности;

? чрезмерная  централизация в распределении  товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в  коммерческой деятельности;

? монополизм  производителя и торговца;

? несбалансированность  спроса и предложения, которая  с каждым годом возрастает;

? чрезмерный  рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения,  бюджетный дефицит, огромная эмиссия  денег и т.д.;

? расцвет  теневой экономики, «серого» и  «черного» рынков;

? попытка  усиления региональных рынков, разгул  центробежных сил; расцвет бартерных  сделок вместо более развитых  торгово-денежных отношений;

? деформация  экономических интересов субъектов  рыночных отношений (например, у  торговцев возникает интерес  не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному  труду, риску в хозяйственной  деятельности;

? отсутствие  у потребителя права выбора  товара..

По  характеру ассортимента товаров:

ь Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

ь Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

ь Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

ь Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По  характеру продаж:

ь Оптовый рынок;

ь Розничный рынок.

По  уровню насыщения:

ь Равновесный рынок;

ь Избыточный рынок;

ь Дефицитный рынок.

По  соответствию законодательным  нормам:

ь Легальный рынок;

ь Нелегальный рынок - включает теневую торговлю и «черный» рынок.

По товарным группам:

ь Рынок товаров производственного назначения;

ь Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

ь Рынок сырья и материалов и т.д.

По  отраслевому признаку:

ь Рынок автомобилей;

ь Рынок нефти;

ь Рынок компьютерной техники

ь Текстильный рынок;

ь Рынок сельхозпродукции и т.д.

В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный  рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Функции рынка

Функции рынка определяются стоящими перед  ним задачами. Рыночный механизм призван  найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

Регулирующая  функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной  жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического  регулирования ему подвластны. Это  проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

Информационная  функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Информация о работе Меркантилизм