Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:07, реферат
Меркантилизм
(франц. mercantilisme, от итал. mercante — торговец, купец)
1) первая школа буржуазной политической экономии, попытка теоретического обоснования экономической политики, отстаиваемой купцами.
2) Экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь.
? барьеры
для вступления в отрасль для
других фирм практически
2. Классификация рынков по пространственному признаку
По пространственному признаку рынки подразделяются на:
ь Местный рынок (в пределах села, города);
ь Региональный рынок (в пределах одного региона);
ь Национальный рынок (внутренний);
ь Мировой рынок - это совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.).
ь Рынок покупателей - на этом рынке предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков;
ь Рынок продавцов - этот рынок характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.;
ь Рынок государственных учреждений - включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;
ь Рынок промежуточных продавцов - посредников - выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
3. Классификация рынков по объектам купли-продажи
По объектам
купли-продажи рынки
ь Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства (товаров, предназначенных для производственного потребления). Целевое назначение потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием.
Рынок услуг - совокупность купли-продажи услуг образования, здравоохранения, общественного питания и др.
Инфраструктура
рынка товаров и услуг
ь Рынок труда - на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение посреднических операций между предпринимателями и рабочими.
Кроме этого биржи труда оказывают материальную поддержку в случае вынужденной безработицы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам;
ь Информационный рынок - поставщиками информации выступают институты и учебные заведения, научно-технические сообщества;
ь Рынок капиталов - состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посредством банков и других организаций (страховых компаний, различных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Кредиты предоставляются за определенную плату в виде процента. Предназначение денежного рынка состоит в обеспечении инвестиционного процесса. Инвестиции (денежные вложения в общественное производство) способствуют экономическому росту.
Непосредственное отношение к денежному рынку имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги - кредитно-долговые обязательства продавца перед покупателем. Основные виды ценных бумаг - это акции и облигации. Все остальные (векселя, опционы, варранты, фьючерсные контракты и др.) - производные от основных.
Акции и облигации покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, функционирующем в виде фондовой биржи. Реализация функций фондовой биржи невозможна без брокерских компаний, осуществляющих биржевые операции.
ь Рынок инноваций, т.е. рынок нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
ь Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.
В современных
условиях наибольшее распространение
в международной практике получили
лицензионные соглашения, предусматривающие
комплексный технологический
ь Рынок жилья - до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.
4. Другие классификации
Помимо перечисленных признаков рынки делятся:
По степени развития:
ь Неразвитый рынок - характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.
Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров;
ь Свободный рынок - характеризуется следующими чертами:
? неограниченное
число участников рыночных
? абсолютно
свободный доступ к любой
? абсолютная
мобильность факторов
? неограниченная свобода передвижения капитала;
? наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.);
? абсолютная
однородность одноименных
? ни
один участок свободной
? цены
устанавливаются стихийно в
? отсутствие
монополии (один производитель)
ь Регулируемый рынок - это рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.
Рынок может регулироваться:
? с помощью
своего собственного рыночного
механизма, элементами
? государством
прямо и косвенно через
ь Деформированный рынок - Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:
? отсутствие
многочисленных рыночных
? чрезмерная
централизация в распределении
товарных ресурсов и их
? монополизм производителя и торговца;
? несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
? чрезмерный
рост цен, безудержная
? расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;
? попытка
усиления региональных рынков, разгул
центробежных сил; расцвет
? деформация
экономических интересов
? отсутствие у потребителя права выбора товара..
По характеру ассортимента товаров:
ь Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
ь Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
ь Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
ь Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
По характеру продаж:
ь Оптовый рынок;
ь Розничный рынок.
По уровню насыщения:
ь Равновесный рынок;
ь Избыточный рынок;
ь Дефицитный рынок.
По соответствию законодательным нормам:
ь Легальный рынок;
ь Нелегальный рынок - включает теневую торговлю и «черный» рынок.
По товарным группам:
ь Рынок товаров производственного назначения;
ь Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
ь Рынок сырья и материалов и т.д.
По отраслевому признаку:
ь Рынок автомобилей;
ь Рынок нефти;
ь Рынок компьютерной техники
ь Текстильный рынок;
ь Рынок сельхозпродукции и т.д.
В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
В то же
время, являясь регулятором
Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.