Менеджмент в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - разработка стратегии развития компании «Хороший вкус».
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1.Определение сущности, целей и стратегий торговых предприятий.
2.Проведение анализа внешней и внутренней среды пищевого комбината «Хороший вкус».
3.Определение целей компании.
4.Разработка стратегии компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и содержание целей и стратегии предприятия торговли 5
1.1 Цели торгового предприятия: сущность, классификация и требования предъявляемые к ним 5
1.2 Стратегия развития торгового предприятия и этапы её разработки 6
1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование целей и стратегии 10
2. Стратегический анализ деятельности 13
2.1 Характеристика предприятия 13
2.2 Анализ внутренней среды 14
2.3 Анализ внешней среды 17
3.Разработка и развитие стратегии предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая цели и стратегии — копия.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Торговля в  настоящее время отражает основные противоречия и проблемы экономики  страны. Сфера торговли обеспечивает пятую часть объема внутреннего  валового продукта, услугами торговли пользуется всё население страны, которое не только приобретает необходимые товары, но и имеет возможность получить дополнительные выгоды и впечатления от посещения торговых предприятий. Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим  неопределенностью является стратегический менеджмент, позволяющий обеспечить конкурентоспособность товаров и услуг  в долгосрочной перспективе.

Особое значение стратегического менеджмента обусловлено  влиянием ряда объективных факторов, таких, как ускорение изменений в макросреде, глобализация бизнеса, усиление конкурентной борьбы, развитие информационных систем, изменение роли человеческих ресурсов, появление новых возможностей ведения бизнеса, широкая доступность современных технологий, появление новых запросов и изменение позиции потребителей. В связи с этим стало очевидно, что методики и технологии, ранее используемые на предприятии престали быть эффективными, и поэтому проблема совершенствования системы стратегического менеджмента на основе использования новых технологий и механизмов в последнее время приобрела особую актуальность.

Объект исследования - пищевой комбинат «Хороший вкус».

Предмет исследования - разработка стратегии предприятия.

Цель работы - разработка стратегии развития компании «Хороший вкус».

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1.Определение  сущности, целей и стратегий торговых предприятий.

2.Проведение  анализа внешней и внутренней  среды пищевого комбината «Хороший  вкус».

3.Определение целей компании.

4.Разработка  стратегии компании.

 

 

1 Сущность и  содержание целей и стратегии предприятия торговли

1.1 Цели торгового предприятия: сущность, классификация и требования предъявляемые к ним

 

Долговременной  целью деятельности розничного торгового предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.

Наряду с  названной целью в зависимости  от конкретных условий, могут существовать и другие критерии: увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др. Классификация торговых предприятий показана на рис.1.

Рисунок 1 - Классификация торговых предприятий

Торговля










 

К основным торговым функциям предприятий торговли следует  отнести:

    • изучение покупательского спроса на товары;
    • формирование ассортимента товаров;
    • организацию закупок и завоза товаров;
    • оказание торговых услуг покупателям;
    • рекламирование товаров и услуг1.

Основные задачи:

    • формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса потребителей на товары в рамках избранного сегмента потребительского спроса
    • обеспечение высокого уровня обслуживания покупателей;
    • обеспечение достаточной экономичности существования торгово - технологического и торгово - хозяйственного процессов;
    • максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и обеспечение ее эффективного использования;
    • минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торгового предприятия;
    • обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия.

1.2 Стратегия развития торгового предприятия и этапы её разработки

 

Формирование  стратегии следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.

Процесс формирования стратегии заключает в себе три  этапа:

1. формирование общей стратегии организации;

2. формирование  конкурентной (деловой) стратегии;

3. определение  функциональных стратегий фирмы.

Общая стратегия  организации формируется высшим руководством.

Стратегия стабильности - сосредоточение и поддержка имеющихся  бизнес- направлений. Такую стратегию обычно используют крупные компании.

Стратегия роста - увеличение организации, часто через  проникновение и захват новых  рынков. Разновидность стратегии  роста: вертикальная интеграция; горизонтальная интеграция2.

Стратегия сокращения применяется при угрозе выживания компании. Ее разновидностями являются следующие:

- Стратегия разворота - используется, если организация действует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки. Фирма избавляется от нерентабельных производств и видов деятельности, пересматривает и сокращает ресурсы, снижает издержки.

- Стратегия отделения – компания отказывается от нерентабельной бизнес- единицы, путем ее продажи или отделения в отдельную компанию с параллельной реструктуризацией.

- Стратегия ликвидации - в случае достижения критической точки - банкротства - происходят уничтожение организации, распродажа ее активов.

- Комбинированная стратегия. Представляет собой любое сочетание рассмотренных стратегических альтернатив. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные предприятия, функционирующие в нескольких отраслях3.

Общую стратегию  фирмы также называют портфельной, так как она определяет уровень  и характер инвестиций организации, устанавливает размеры вложений капитала в каждую из ее единиц, то есть формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации.

Конкурентные  преимущества определяют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.

Под деловой  стратегией (бизнес - стратегией) понимается стратегия развития бизнес - единицы, или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Главная цель данной стратегии — создание, и удержание конкурентных преимуществ предприятия. Совокупность бизнес - стратегий составляет основу портфельной (корпоративной) стратегии организации.

Рассмотрим  основные стратегии в торговле.

  1. Стратегии экстенсивного роста.
    1. Разработка рынка.
    2. Региональная или международная экспансия.

         2. Стратегии интенсивного развития.

    1. Развитие продукта (создание нового формата).
    2. Диверсификация, вертикальная интеграция.
    3. Стратегия низких издержек.
    4. Стратегия дифференциации.
    5. Программы private label («частная торговая марка», «собственная торговая марка» — маркетинговый инструмент, используемый розничными торговыми сетями, выпускающими товары под собственными названиями).
    6. Программы лояльности.
    7. Доработка форматов.

Указанные виды стратегий имеют различную широту применения, поэтому целесообразно  рассмотреть подробнее наиболее типичные для отрасли.

Наиболее распространенной и типичной формой экстенсивного роста является стратегия разработки рынка (существующие форматы на существующем рынке).

Другим видом  стратегии экстенсивного роста  является расширение рынка или региональная (а для некоторых сетей и  глобальная) экспансия.

Стратегия региональной экспансии имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1)4.

 

 

 

Таблица 1 - Преимущества и недостатки стратегии региональной экспансии

 

Преимущества, возможности

Трудности, угрозы

Увеличение  товарооборота сети: эффект масштаба и усиление влияния на поставщиков как на региональных, так и на старых рынках.

Меньший уровень  доходов.

Возможность быстрого достижения лидерства на региональных рынках: большая прибыльность в перспективе.

Неэффективность цепочки поставок.

Имидж компании как национального оператора.

Нехватка квалифицированных  кадров: проблема имеет двойственный характер — с одной стороны, развитие сети должно обеспечиваться достаточностью местного ресурса по рядовому торговому  персоналу, с другой — региональное развитие предусматривает обеспечение дивизионов квалифицированными управленческими кадрами.

Расширение  возможностей в отношениях с поставщиками: выход на новых производителей, возможности  реализации эффективных программ private label.

Препятствия со стороны местных административных структур: с одной стороны, местные сети лоббируют свои интересы, препятствуя входу других операторов, с другой — мешает бюрократизированность местных органов власти

Неразвитость  современных форм торговли в регионах

-


 

 

На рис. 2 укрупнённо представлена последовательность действий по разработке и реализации такой стратегии5.

 

 

 

Рисунок 2 - Последовательность действий по разработке и реализации стратегии региональной экспансии





 


 

 





 

 

 

 

 

Если обратиться к конкурентным стратегиям, то по сравнению с другими отраслями является небольшое количество оснований для реализации стратегий дифференциации.

1.3 Факторы, оказывающие влияние на формирование целей и стратегии

 

Внешняя среда - это условия, факторы и явления, оказывающие воздействие на предприятия торговли (экономические, социальные, правовые и т.д.), но находящиеся за их пределами6.

Факторы внешней  среды могут создавать торговому  предприятию как много возможностей для эффективного функционирования, так и много проблем в развитии. А это означает, что торговые предприятия, строя свою хозяйственную деятельность на рыночных принципах, обязаны учитывать особенности, присущие рыночным отношениям. Так, если функционирование торговых предприятий в значительной мере определяется сложившейся конъюнктурой и зависит от емкости рынка, то они должны добиваться соответствия условиям внешней среды, в частности конъюнктуре, и следить за происходящими изменениями емкости рынка.

В целом, постановка  целей,  разработка  стратегии,  зависят  от  возможностей управления, его сильных и слабых сторон, предыдущего положительного и отрицательного опыта, мировоззрения. Характеристиками управления могут быть:  скорость  принятия  решений,  их  обоснованность, «прозрачность», делегирование  полномочий,  контроль  за  выполнением  решений,  лидерские качества  руководителя.  На  практике  анализ  управления  по  данным характеристикам  можно  осуществлять  при  помощи  анонимного анкетирования.

Финансы  часто  являются  главным  ограничивающим  фактором  в разработке  стратегий.  Для  анализа  существенны  показатели:  объем собственных  финансовых  резервов,  возможность  привлечения дополнительных  средств,  прогнозирумый  график  поступления  средств, оперативность  управления  финансами. Анализ  может  быть  осуществлен на основе изучения финансовых документов, а также интервью с финансовыми работниками.  Основными  факторами,  определяющими  финансовое состояние предприятия, являются во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала  за  счет  прибыли,  а  во-вторых,  скорость  оборачиваемости оборотных средств.

 Успешность  выполнения  стратегических  планов  предприятия, разработанных  с   учетом  миссии  предприятия,  зависит  от  множества факторов, внутренних (наличие ноу-хау, лицензий, качественных продуктов; эффективных  технологий,  транспортных  сетей,  квалифицированного персонала,  системы  автоматизированного  управления,  системы переподготовки  кадров,  мотивации  персонала  и  др.) и внешних (имидж, известность торговой  марки,  доля  рынка,  наличие развитой дистрибьютерской  сети,  связи с поставщиками  товаров и услуг и др.).

Информация о работе Менеджмент в торговле