Машиностроительный комплекс в Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Машиностроение - приоритетная отрасль промышленного комплекса Свердловской области. В его составе 187 крупных и средних предприятий и организаций, 12 НИИ и КБ, более 140 малых предприятий, 10 бизнес-групп, 3 региональных технологических центра.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………2

2. Тенденции развития машиностроительного комплекса Свердловской области……..3

3. Основные тенденции развития промышленного комплекса…………………………10

4. Проблемы машиностроительного комплекса………………………………………….11

5. Пути решения проблем Свердловского машиностроительного комплекса…………15

6. Приоритетные направления развития машиностроительного комплекса свердловской области………………………………………………………………………19

7.Заключение………………………………………………………………………………..21

8.Список литературы……………………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономике отрасли.docx

— 56.87 Кб (Скачать)

 В целом  достаточно оптимистично, характеризовалась  ситуация в машиностроительном  комплексе Среднего Урала до  октября 2008 года, считает председатель  правительства Свердловской области.  Первая половина 2008 года внушала  определенный оптимизм. Однако во  втором полугодии мировой финансовый  кризис усилил негативное влияние  на экономическое развитие страны, а в октябре прошлого года  волна кризиса докатилась до  Урала, задев практически все  без исключения предприятия машиностроения  и оборонно-промышленного комплекса.  Значительно снизились темпы  роста в строительстве, транспорте  и, соответственно, на обеспечивающих  эти отрасли машиностроительных  предприятиях. В Свердловской области  кризис в наибольшей степени  затронул машиностроительные предприятия,  производящие транспортные средства, а также продукцию с длительным  циклом изготовления для металлургического  и горнодобывающего комплексов.

Сегодня в Свердловской области создана и эффективно действует областная антикризисная  комиссия под председательством  губернатора Свердловской области, принята комплексная областная  антикризисная программа, работают отраслевые антикризисные штабы, ситуация в отраслевых комплексах постоянно  рассматривается в отраслевых союзах, организован еженедельный мониторинг финансово-экономической и социальной обстановки по широкому кругу предприятий. Составлены реестры стратегических, градообразующих, социально-значимых предприятий области. Безусловно, принятые меры способствовали некоторому выравниванию и определённой стабилизации ситуации. Однако в целом они явились  лишь мерами первой экстренной помощи.

В тоже время, системные  негативные тенденции в развитии машиностроительного комплекса  под влиянием макроэкономического  кризиса и существенного снижения темпов роста мировой экономики резко обострились, дополнились новыми проблемами.

Среди управленческих, финансовых, сбытовых и производственных вопросов, решение которых наиболее актуально для машиностроительных предприятий региона являются: снижение спроса на продукцию и предложения заказчиков расторгнуть договора поставки на 2009 год; отказ потребителей и заказчиков оплачивать произведенную и отгруженную по заключенным договорам продукцию, авансировать выполнение работ с длительным производственным циклом; снижение банками установленных лимитов кредитования и удлинение сроков оформления кредитов; трудности в переоформлении кредитных договоров; резкое увеличение процентных ставок (до 30 процентов и выше) на перезаключаемые кредитные договоры; ужесточение залоговых требований по предоставляемым кредитам.

Текущую ситуацию в машиностроительном комплексе  Свердловской области её руководители оценивают как сложную, но контролируемую и управляемую. Согласно аналитическим  оценкам, около 10 процентов предприятий  машиностроения попадают сегодня в  разряд проблемных. В целом, по полному  кругу организаций машиностроения в январе-мае 2009 года объем отгруженных  товаров собственного производства или немногим более 70 процентов к  уровню соответствующего периода прошлого года.

По данным оперативного мониторинга было выявлено, что за период первых пяти месяцев 2009 года допущено снижение объемов производства по всей номенклатуре машиностроительной продукции, за исключением химического оборудования, вагонов-цистерн. Загрузка производственных мощностей из-за сокращения объёмов  заказов сократилась на всех машиностроительных предприятиях Свердловской области. Снижение по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составляет от 15 до 90 процентов. В результате на предприятиях сокращены планы производства, а в ряде случаев приостановлен выпуск отдельных видов продукции. На каждом пятом производстве регионального машиностроительного комплекса вынужденно приостановлена реализация инвестиционных проектов и социально значимых программ. 
 

Пути  решения проблем  Свердловского машиностроительного  комплекса.

Машиностроение  – последняя из стратегических отраслей России, стоящая на пороге масштабной модернизации производства. Сегодня  этот процесс подстегивают развитие топливно-энергетического комплекса  и металлургии, потребности во вводе  генерирующих мощностей и расширении грузоперевозок. Машин и оборудования стране в основном хватает, но качественные и наиболее производительные образцы  – преимущественно иностранные. Наиболее острая проблема для отечественных  машиностроителей – даже не финансы: деньги на закупку современных станков  и обрабатывающих центров достать  можно. Проблема – окупить эти  затраты (как правило, десятки миллионов  долларов), не имея конкурентоспособной  инжиниринговой базы. Большинство наших  машзаводов не в состоянии предложить рынку качественный инновационный  продукт, поэтому продолжают выпускать  «железо» недорогих, но безнадежно устаревших образцов.

Уральские машиностроители  рассматривают три варианта решения  вопроса конкурентоспособности  своей продукции.

5Первый – создание совместных предприятий (СП) и лицензионных производств. Этот вариант, особенно популярный у части местных производителей, позволяет оперативно решить вопрос обеспечения внутреннего рынка необходимыми поставками. Однако ни один из глобальных игроков, создающий СП или продающий лицензию, не заинтересован в появлении конкурентов. Поэтому технологии, как правило, не передаются полностью, а соглашения по созданию СП либо лицензионного производства существенно ограничивают работу наших машзаводов на мировых рынках.

Второй вариант  – разработка новых продуктов  собственными силами. Но на создание принципиально  нового продукта требуется минимум 7-10 лет. При этом иностранные конкуренты тоже двигаются вперед.

Третий способ создания в стране современной машиностроительной базы – покупка инжиниринговых компаний, носителей современных технологий, за рубежом.

________________________

5www.exkavator.ru/main/news/inf_news/~id=7861

Такой способ позволяет  быстро получить конкурентное преимущество, приобрести не только сам продукт, но и возможность его постоянного  совершенствования.

Пока в нашем  регионе этим путем движется только машиностроительная корпорация «Уралмаш».Сегодня для создания конкурентоспособной продукции нужна комбинация всех трех способов. Государственная поддержка машиностроителям, безусловно, необходима. Это стандартный способ обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей промышленности практически во всех развитых странах мира. Предприятия уже получают большую помощь от Правительства России. Как отметил Владимир Владимирович, выступая на совещании в Нижнем Тагиле, было принято решение о направлении в уставный капитал «Уралвагонзавода» 4,4 миллиардов рублей для расчёта с поставщиками и решения других проблем. В начале 2010 года «Уралвагонзавод» получил ещё 10 миллиардов рублей тоже в уставный капитал.

Развивая оборонный  комплекс, мы не должны отказываться от производства на данных предприятиях перспективной гражданской продукции. Уже сегодня наша «оборонка» выпускает  самый широкий спектр продукции  гражданского назначения: медицинскую  технику, геодезические приборы, тракторы, погрузчики, светотехнику, металлокерамику,  аппаратуру связи. Мы будем всячески поддерживать выпуск нашими оборонными заводами продукции, востребованной рынком. Но подчеркну: создание новых образцов является важнейшей задачей.

В то же время  никакая помощь государства не заменит  собственной работы предприятий. Модернизация производства, приобретение технологий, организация СП, поиск новых рынки  – это задача самих машиностроителей.

Для смягчения  последствий экономического кризиса  приняты дополнительные меры по снижению налогов, кредитной поддержке и  дополнительной капитализации ряда предприятий и финансовых институтов.

6Как считают в министерстве, реальную помощь промышленному комплексу по снижению издержек производства, повышению качества выпускаемой продукции должен оказать Центр кооперации и специализации, созданный на Среднем Урале в конце 2008 года.

_____________________

6www.midural.ru/midural-new/news/page_news286.htm 

Новая структура  призвана помочь в решении актуальных задач, стоящих перед промышленным комплексом Свердловской области, в  первую очередь металлургией, машиностроением, оборонно-промышленным комплексом в  рамках реализации «Стратегии - 2020»  и преодоления последствий мирового финансово-

экономического  кризиса.

Так, в машиностроительном комплексе Свердловской созданы  и успешно работают специализированные технологические центры: по производству печатных плат (на базе ФГУП «Октябрь), листообработки (на базе «УралНИТИ»), быстрой  подготовки инструмента. Была освоена  технология лазерного синтеза изделий  из порошковых материалов на ФГУП «ПО  «Октябрь». В ОАО «Пневмостроймашина»  в короткие сроки удалось внедрить технологию комплексной обработки  корпусов гидромоторов. По мнению Анатолия Гредина, эффективное производство сложных высокотехнологичных изделий, таких как тракторы, автомобили, электровозы в современной экономике  невозможно без глубокого разделения труда, тесной кооперации, кластерной организации производства.

Поэтому основным направлением работы нового Центра стало  повышение эффективности производства предприятий Свердловской области  за счет развития внутриобластной, межрегиональной  кооперации и специализации, что  позволит устранить дублирование однотипных операций, повысить производительность труда на родственных предприятиях

В недавно созданную  структуру стекается информация об избытке или дефиците производственных мощностей на предприятиях. Здесь  разрабатываются региональные механизмы  развития внутриобластной кооперации. С помощью Центра областным министерством  промышленности и науки будет  осуществляться координация работы существующих технологических центров, предприятий различных форм собственности  по кооперации, разработке и выпуску  высокотехнологичной продукции. В  рамках новой структуры планируется  организовать постоянно действующую  биржу кооперации.

Все это должно помочь загрузить заказами в первую очередь предприятия Урала. Региональная промышленность может выпускать  широкий спектр продукции – от простых механизмов до сложнейшей техники  и уникальных приборов. Например, Карпинский электромашиностроительный завод выпускает корпуса для электродвигателей, которые отливают в Пензе, а обрабатывают в Челябинской области.

Стоит также  упомянуть о совместной работе Уральского турбинного завода (УТЗ) и новосибирского НПО «Элсиб» над производством  энергетического оборудования. Компании уже стратегически сотрудничают в области поставок на российский рынок «турбоострова», для которого екатеринбургское предприятие делает турбину, а новосибирское – генератор. В 2008 году было принято решение об организации совместного производства. Сотрудничество предприятий развивается  в направлении кооперации основного  и инструментального производств. В частности, партнеры пришли к выводу, что на Уральском турбинном заводе целесообразно развивать выпуск специального инструмента, а на «Элсибе» – штампов и оснастки.

Сегодня на рынке  машиностроения выживают компании, предоставляющие  заказчику оборудование «под ключ», включая пакет инжиниринга, поэтому  желание предприятий работать в  кооперации вполне оправдано. Не исключено  также, что такого рода сотрудничество будет выливаться в создание холдинговых  структур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приоритетные  направления развития машиностроительного  комплекса свердловской области.7

Развитие машиностроительного  и оборонно-промышленного комплекса  является определяющим фактором динамичного  и инновационного развития экономики  Свердловской области.

Федеральное государственное  унитарное предприятие «Производственное  объединение «Уралвагонзавод», открытое акционерное общество «Пневмостроймашина», открытое акционерное общество «Уральский завод железнодорожного машиностроения», открытое акционерное общество «Свердловский  завод трансформаторов тока», федеральное  государственное унитарное предприятие  «Производственное объединение  «Уральский оптико-механический завод», общество с ограниченной ответственностью «Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-СИЗ», федеральное государственной  унитарное предприятие «Научно-производственное объединение автоматики» и многие другие организации машиностроения и оборонно-промышленного комплекса  реализуют и планируют инвестиционные проекты по техническому перевооружению, освоению новых современных технологий и высокотехнологичной продукции, созданию технопарков и технологических  центров.

В 2008-2011 годах  организациями машиностроительного  и оборонно-промышленного комплекса  Свердловской области планируется  выполнение более 150 проектов с общим  объемом инвестиций 51,6 млрд. рублей собственных и привлеченных средств.

Информация о работе Машиностроительный комплекс в Свердловской области