Машиностроительный комплекс в Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Машиностроение - приоритетная отрасль промышленного комплекса Свердловской области. В его составе 187 крупных и средних предприятий и организаций, 12 НИИ и КБ, более 140 малых предприятий, 10 бизнес-групп, 3 региональных технологических центра.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………2

2. Тенденции развития машиностроительного комплекса Свердловской области……..3

3. Основные тенденции развития промышленного комплекса…………………………10

4. Проблемы машиностроительного комплекса………………………………………….11

5. Пути решения проблем Свердловского машиностроительного комплекса…………15

6. Приоритетные направления развития машиностроительного комплекса свердловской области………………………………………………………………………19

7.Заключение………………………………………………………………………………..21

8.Список литературы……………………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономике отрасли.docx

— 56.87 Кб (Скачать)

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СЕКТОР

       При сохранении сложившейся динамики развития экономики, притока инвестиций и  преимущественного направления  их на модернизацию производства сохранится и существующая структура экономики  индустриального типа. С целью  перехода на качественно новый этап развития и формирования экономики  постиндустриального типа необходимо увеличивать долю высокотехнологичного сектора и соответствующие темпы его развития (таблица 5).

       Таблица 5

       Темпы развития высокотехнологичного сектора экономики

  2008 – 2020 годы
Инерционный Инновационный Оптимистичный
Доля  в ВРП на конец периода, % 19 22 24
Среднегодовые темпы роста производства, % 109,7 113,5 116,4
Накопленные темпы роста производства, % в 3,4 раза в 5,2 раза в 7,2 раза
в  том числе:      
  машиностроение в 3,2 раза в 5,2 раза в 7,3 раза
  связь в 3,4 раза в 4,6 раза в 5,9 раза
 
 
 

Приоритеты  развития

    • формирование сектора «новой экономики» в машиностроительном комплексе и обеспечение его приоритетного развития;
    • создание  современных высокотехнологичных наукоемких производств, основанных на «экономике знаний», выпускающих конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам;
    • структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;
    • выход на среднемировой уровень по производительности труда.

       Задачи  до 2020 года:

    • переход машиностроительных предприятий  на высокие технологии;
    • развитие  новых высокотехнологичных секторов экономики, переход на шестой технологический уклад;
    • переход на использование ресурсосберегающих и наукоемких технологий;
    • создание новых высокотехнологичных производств в малых и средних городах области;
 

Реализация Программы  будет способствовать решению комплекса  актуальных задач и формированию активной государственной промышленной политики по ускорению развития областного машиностроительного комплекса, в  том числе:

1) увеличению  объема отгруженной продукции  к 2015 году до 260 млрд. рублей;

2) освоению производства  более 110 видов новых изделий,  увеличению выпуска новой продукции  на предприятиях на 1,5 - 2 млрд. рублей  в год;

3) модернизации  производственных мощностей и  технологий организаций машиностроительного  комплекса Свердловской области,  введению в эксплуатацию 33 новых  комплексов оборудования и технологий;

4) обеспечению  реализации крупных инвестиционных  проектов, таких, как:

освоение производства современного станочного оборудования;

развитие производства грузовых электровозов постоянного  тока 2ЭС6;

5) сохранению  суммарной численности занятых  на уровне 170 тыс. человек;

6) повышению  инвестиционной привлекательности  отрасли на основе эффективного  рыночного позиционирования и  развитию интеграционных процессов  в машиностроительном комплексе  Свердловской области;

7) развитию региональных  кооперационных связей через  создание новых специализированных  технологических центров, в том  числе по ремонту и модернизации  металлообрабатывающего оборудования;

8) развитию системы  непрерывной, профессиональной подготовки  кадров для машиностроения и  профессиональной ориентации молодежи.

Так к примеру, более 51 млрд .руб будет инвестировано в модернизацию машиностроительного комплекса Свердловской области до 2011 года. Из областного бюджета на эти цели предполагается выделить около 1 млрд .руб, остальное - частные инвестиции.

В период с 2007 по 2011 годы планируется увеличить объемы производства в машиностроительной отрасли, вложить средства в выпуск более 90 видов новых изделий, подготовить  квалифицированные кадры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  тенденции развития промышленного комплекса.2

Промышленность

Проблемы, имеющиеся  на данном этапе

  1. Утяжеленная структура промышленности, для которой характерно преобладание первичных секторов экономики с низкой долей добавленной стоимости в выпуске продукции.
  2. Низкий уровень инновационной активности предприятий.
  3. Значительное отставание качественных показателей производства от среднего уровня: выработка в расчете на 1 работника в машиностроении в 2,2 раза ниже, чем в среднем по обрабатывающим производствам и в 3,9 раза ниже, чем в металлургическом комплексе.

Основные  задачи развития на период до 2020 года 

Формирование  новых секторов в промышленности через:

    • создание новых инновационно-ориентированных энергоэффективных и ресурсосберегающих производств, прорывных технологий, основанных на «экономике знаний»;
    • использование уже имеющихся научно-технических заделов для создания промышленно-инновационных кластеров, способствующих структурной диверсификации промышленности и росту ее конкурентоспособности на мировом рынке (кластеры по разработке и производству готовых лекарственных форм, по производству наноматериалов и продукции на основе нанотехнологий, оборудования и технологий переработки и утилизации техногенных отходов и другие);
    • создание центров глобальной конкурентоспособности в машиностроительном и оборонно-промышленном комплексах (медицинское приборостроение, точное машиностроение, производство военной техники и другое);
    • создание и поддержка профильных испытательных лабораторий;
    • обеспечение роста производительности труда (объема валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого) с существующих 10 тысяч долларов до 60-75 тысяч долларов США, что соответствует  уровню развитых стран (Германии, Японии, Франции);
    • расширение инновационного сектора в промышленности через создание новых и развитие уже действующих элементов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, технологических центров, промышленных и научно-инновационных технопарков, центров трансферта технологий, инжиниринговых и проектных фирм;
    • увеличение доли инновационно-активных предприятий с существующих 16% до 40-50% к 2020 году, а доли инновационной продукции с 11% от общего выпуска до 25-35% к 2020 году.

____________________

2 www.movp.ru/win/download/5127/

Проблемы  машиностроительного  комплекса.

Средний Урал широко известен такими заводами-флагманами российского машиностроения, как  Уралвагонзавод, Уралмаш, Уралхиммаш, Уральский турбинный завод, Уральский  оптико-механический завод.

Промышленный  комплекс Свердловской области занимает доминирующее положение в структуре  экономики региона. При этом ключевые позиции здесь у металлургии, а на долю машиностроения и оборонно-промышленного  комплекса приходится около 20 % промышленного  производства.

3В последние годы на большинстве предприятий отрасли ежегодно росла загрузка производственных мощностей, полным ходом шла модернизация производства, снижалось количество убыточных предприятий. Так, объём отгруженных товаров собственного производства машиностроительными предприятиями Свердловской области увеличился в период с 2005 по 2008 год в два раза.

В то же время  в машиностроительном комплексе  Свердловской области достаточно резко  обозначился ряд проблем, требующих  системных подходов к их решению. Одной из главных проблем уральского машиностроения по-прежнему остается качество продукции, что связано в первую очередь с уровнем технического оснащения предприятий. Средний возраст станков и машиностроительного оборудования в регионе насчитывает 25 лет. Потребность в современной технике и модернизации производства остается по-прежнему высокой. На большинстве предприятий техническое перевооружение идет медленно, процесс замены морально устаревшего оборудования более новым приостанавливается в связи с нехваткой оборотных средств в условиях экономического кризиса. В силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, производство конкурентоспособной продукции, на уровне международных стандартов качества, представляется проблематичным.

В то же время  нельзя отрицать наличие отдельных  примеров достаточно успешного продвижения  изделий машиностроительного комплекса  на мировых рынках, зачастую, и без  государственной поддержки. Здесь  уместно упомянуть о работе ОАО  «Пневмостроймашина» (Свердловская область), одного из основных российских

_____________________

3www.exkavator.ru/main/news/inf_news/~id=7861 

производителей  аксиально-поршневых гидромашин и  гидроклапанной аппаратуры.

Предприятие активно  продвигает гидромашины собственного производства в Англии, Германии, Италии, Польше, Китае, Индии и других странах. Доля продаж компании на мировом рынке  составляет 2,7 %. Это стало возможно благодаря тому, что система менеджмента  качества одобрена как российским (Госстандарт  России), так и международным (сертификат одобрения Lloyd’s Register Quality Assurance Limited) органами по сертификации и соответствует  требованиям стандартов BSEN ISO 9001:2000.

4В первую очередь, это недостаточная конкурентоспособность выпускаемой продукции, не привлекательное соотношение цены и качества. Чтобы обеспечить высокое качество изделия, в нем должны оптимально сочетаться, как минимум, эргономика, технические решения и эксплуатационные характеристики. А экономическая привлекательность - обеспечиваться не только ценой, но и уровнем эксплуатационных затрат на протяжении всего цикла использования изделия. Пока же, заметил докладчик, они во многих случаях уступают продукции конкурентов. Такое положение обусловлено низким уровнем взаимодействия производства с отраслевой наукой, отставанием используемых технологий от рыночных требований, неразвитостью внешнеэкономических связей.

Во-вторых, это  вопросы, касающиеся кадров. Нехватка квалифицированных кадров в российской машиностроительной отрасли к 2010 г. увеличится более чем вдвое - до 3 млн человек. На предприятиях отрасли наблюдается их острая нехватка, особенно высококвалифицированных, общее снижение уровня квалификации и старение персонала, падение численности занятых. Негативные тенденции усугубляются несовершенством механизма подготовки специалистов. Кроме того, в отрасли достаточно высока дифференциация предприятий по уровню заработной платы. На отдельных заводах её уровень почти вдвое ниже, чем в среднем по промышленному комплексу региона. Анализ ситуации показывает, ее улучшение возможно лишь за счет внутренних резервов предприятий, сокращения малопроизводительных рабочих мест, внедрения безлюдных технологий и максимальной автоматизации производства.

_______________________

4 www.midural.ru/midural-new/news/page_news286.htm

Негативно проявился  и ряд структурных проблем  развития машиностроения.

Во-первых, это  высокая степень концентрации производства с преобладанием крупных и  сверхкрупных предприятий и неразвитым сектором малого машиностроительного  бизнеса. Во-вторых, избыточность, большой  физический и моральный износ  основного капитала. И, в-третьих, широкая  экспансия импорта, обусловившая широкую  импортизацию внутреннего рынка  машиностроительной продукции.

Информация о работе Машиностроительный комплекс в Свердловской области