Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 00:53, курсовая работа
Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина.
Впервые термин появился в американской экономической литературе в 1902г.
Начиная с середины двадцатого столетия, концепция маркетинга стремительно
завоевывала умы, как теоретиков, так и практиков – экономистов и
менеджеров. Интенсивное развитие теории и практики менеджмента привели к
тому, что был накоплен огромный эмпирический материал о бизнес – процессах,
о потребительском поведении и конкурентной борьбе.
I.Маркетинговые исследования и их виды
II.Сущность маркетинговых исследований
III. Порядок проведения маркетинговых исследований
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования
2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой
информации
3. Планирование и организация сбора первичной информации
а) наблюдение
б) эксперимент
в) имитация
г) опрос
д) анкета
4. Систематизация и анализ собранной информации
5. Представление полученных результатов исследования
IV. Организация маркетинговых исследований
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.
На макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и
смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку
рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз
собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности),
состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма
действует.
Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными
маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе
специализированными маркетинговыми фирмами.
Задачи маркетинговых
диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование
ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии. Наиболее типичные решаемые задачи
маркетинговых исследований:
Изучение характеристик рынка;
Замеры потенциальных
Анализ распределения долей
Анализ сбыта;
Изучение тенденций деловой
Изучение товаров конкурентов;
Краткосрочное прогнозирование;
Изучение реакции на новый товар и его потенциала;
Долгосрочное прогнозирование;
Изучение политики цен.
Проведение маркетингового исследования целесообразно в следующих
случаях:
Недостаточный объем
Наличие внутренних противоречий относительно стратегии, целей,
механизмов их реализации;
Ухудшение ситуации (потеря рынка, замедление товарооборота и т.д.);
Изучение причин неожиданного успеха;
Формирование
новых стратегических или
Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными
маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе
специализированными маркетинговыми фирмами.
2. Процедура
маркетингового исследования
Процедуру маркетингового исследования можно разделит на четыре
блока:
а) Разработка концепции исследования.
1. Определение целей
2. Формирование рабочей гипотезы.
б) Разработка программы исследования.
1. Определение системы
2. Выбор методов исследования и рабочего инструментария.
3. Формирование выборки.
в). Процесс получения данных.
1. Техническая организация сбора данных.
2. Сбор данных.
г) Процесс обработки и представления данных.
1. Процесс технической обработки данных.
2. Анализ данных.
3. Разработка выводов и
4. Оформление и презентация
5. Проверка адекватности
Рассмотрим более подробно процесс организации проведения
маркетинговых исследований. Любое исследование начинается с определения
целей. Цели могут быть как стратегическими, так и тактическими, и от их
вида зависит глубина предполагаемого исследования. В зависимости от
поставленных целей, исследования могут носить описательный характер, могут
быть нацелены на выявление причинно-следственных связей (казуальные) или на разработку прогнозов. В результате этого появляется гипотеза. Рабочая
гипотеза
– это вероятностное
решения рассматриваемых явлений. Она позволяет установить рамки и основные направления всей разработки. Рабочая гипотеза должна обеспечивать:
достоверность научного предположения; предсказуемость; проверяемость;
возможность формализации, т.е. возможность выразить главные предположения не только логически,но и с помощью экономико-математических построений.
Программа исследования – это план, которому необходимо следовать для того,
чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы, увязывающий
временные, материальные и другие ресурсы, выделяемые на проведение
исследования.
Она устанавливает систему
в информации и предполагаемый набор инструментов для ее получения. Выбор
инструментария связан с выбором подходящих методов исследования.
Наконец,
программа исследований устанавливает
правила формирования выборки.
Выбор форм и методов исследования
рынка связан с множеством факторов:
доступными источниками информации,
широтой охвата и т.д. В зависимости
от уровня постановки проблемы
различаются прикладные и фундаментальные
исследования.
Количественные исследования – это описание проблемы в числовом
выражении. Здесь подтверждается или опровергается высказанная гипотеза.
Данные, как правило, представляются в виде таблиц и графиков.
Качественные исследования
объяснить наблюдаемые явления. С их помощью можно определить различные
побудительные мотивы действий потребителей, а также на основе каких
факторов
принимается решение.
3. Кабинетные маркетинговые
Целью кабинетных исследований является сбор и обобщение вторичных
данных, то есть данных, которые уже существуют и появление которых, может
быть, даже изначально не было связано с исследовательскими целями. Общая
характеристика методов анализа документов представлена в приложении № 2.
Кабинетные исследования
Формулирование решаемой маркетинговой проблемы;
Композиция маркетинговой проблемы;
Постановка информационных задач, связанных с решением маркетинговых задач;
Уточнение возможных способов и источников получения информации для каждой информационной задачи;
Определение
бюджета информационного
2.Рабочий
этап:
Поиск ссылок и рефератов в интегрированных вторичных источниках
информации;
Сбор информации в выявленных вторичных документах;
Предварительный анализ и обобщение информации вторичных источников и
документов по исследуемой проблеме;
Уточнение направлений информационного поиска по результатам
предварительного анализа;
Сбор информации в выявленных первичных документах;
Формирование членами рабочей группы частных отчетов по информационным
задачам;
Обобщение информации из первичных источников и документов по
исследуемой проблеме;
Анализ собранной информации;
Формирование выводов и рекомендаций;
Подготовка информационного отчета по исследуемой проблеме.
Для целей кабинетных исследований существенно, что документальная информация может принимать три основные формы:
первичный и вторичный документ и вторичный источник информации.
Первичный документ – фиксирует информацию в месте ее возникновения
(книги,
брошюры, каталог, отчет,
Вторичный документ – результат анализа первичного документа
(реферат, обзор, аннотация и т.п.)
Вторичные источники
документов.
Главными полезными свойствами
кабинетных исследований
Концентрация рассредоточенной информации;
Создание комфортных условий использования информации (реферирование,
многоаспектный поиск: систематический,
авторский, предметный;
III. Порядок проведения
маркетинговых исследований
Несмотря на многообразие видов маркетинговых исследований, проводимых фирмами, в основе их лежит общая методология, определяющая порядок их выполнения.
Процесс проведения маркетингового исследования в общем случае состоит из 5 основных этапов:
1. Выявление
проблем и формулирование
2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации.
3. Планирование и организация сбора первичной информации.
4. Систематизация и анализ собранной информации.
5. Представление
полученных результатов