Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое и крупное предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить их специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным бизнесом. Достижению цели будут способствовать следующие задачи:
- характеристика предпринимательства и необходимость его деления на малый и крупный бизнес;
- сущность, развитие, особенности и проблемы малого бизнеса в России;
- характеристика крупного бизнеса;
- взаимодействие малого и крупного бизнеса в России;
- современное положение бизнеса в стране и тенденции развития: влияние на экономику страны и проблемные моменты;
- пути повышения эффективности малого и крупного бизнеса: государственные меры.
Приступим к нашему исследованию.
Введение 3
1. Сущность, исторические аспекты развития и особенности малого и крупного бизнеса 5
1.1 необходимость разделения предпринимательства на крупное и малое 5
1. 2 Характеристика малого бизнеса 6
1.3 Характеристика крупного бизнеса 12
1.4. Взаимодействие малого и крупного бизнеса 14
2.Малый и крупный бизнес в России на современном этапе 20
2.1 Оценка малого и крупного бизнеса Российской Федерации: состояние, роль в экономике, недостатки и их пути решения 20
2.2. Пути повышения эффективности функционирования малого и крупного бизнеса и их взаимодействия 23
2.2.1 Меры государственной поддержки малого бизнеса 23
2.2.2. Государственное регулирование крупного бизнеса 25
2.2.3 Способы повышения взаимодействия малого и крупного бизнеса в России 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
На
базе крупных предприятий реального
сектора предпринимательская
1)
интрапренерство (образование
2)
инкубаторство («выращивание»
3)
сателлитная форма (
Малый
бизнес объективно играет подчиненную
роль в системе отношений с
крупным бизнесом, в то время как
крупное предпринимательство, при
определенных экономических условиях,
способно продуцировать необходимое
множество субъектов малого предпринимательства,
в той или иной степени зависящего от крупного.
В этой связи необходимо проводить не
только исследования, позволяющие строить
оптимальные производственно-
Примеры
эффективного взаимодействия малых
и крупных предприятий
Крупные
вертикально интегрированные
Таким образом, система взаимодействия субъектов малого и крупного предпринимательства представляет собой совокупность реальных субъектов и объектов взаимодействия, обладающих определенностью связей и отношений, функционирующую с целью достижения положительного синергетического эффекта.
2.Малый
и крупный бизнес
в России на
современном этапе
2.1
Оценка малого
и крупного бизнеса
Российской Федерации:
состояние, роль в экономике,
недостатки и их пути
решения
Россия – единственная страна «большой восьмерки», в которой доля малого и среднего бизнеса в ВВП не превышает 17%, а регулирующие функции государства по-прежнему очень широки5. И в последние годы основным двигателем динамичного роста российской экономики был крупный бизнес. В этом отражается зависимость роста экономики от увеличения экспорта сырья и топлива, концентрируемого крупным и сверхкрупным капиталом.
Наращивание экспорта нефти в последние годы на 16-19% в год стало ведущим фактором роста ВВП. Несмотря на успешное развитие среднего бизнеса, его вклад в экономический рост уменьшился по сравнению с 1999-2001гг., когда обрабатывающие отрасли лидировали по темпам роста. Это большая проблема для России, экономика которой является сырьевым придатком развитых стран. И превалирование вклада крупного бизнеса в экономику страны лишает малый бизнес поддержки и инвестиций, которые сделали бы наше хозяйство обеспеченным инновациями.
Однако российской экономике крайне не хватает крупных национальных компаний, способных успешно конкурировать на мировом рынке. И для этого нужно думать не о разделении существующих «олигархических империй», а о создании условий для появления десятков подобных бизнес - групп с оборотами в 100-300-500 млн. дол. в год, которые могли бы ежегодно удваивать свои размеры.
Необходимо обеспечить возможности для превращения компаний нынешнего «второго эшелона» в фирмы нового «первого эшелона» бизнеса, опирающегося не на приватизацию государственной собственности, а на успех в конкурентной борьбе. Этого нельзя добиться простым снижением налогов и дебюрократизацией, хотя и то, и другое необходимо. Ускорение роста и формирование нового слоя как крупного, так и среднего бизнеса не будут успешными без новой промышленной политики, учитывающей опыт внедрения институтов развития в странах с похожей на Россию институциональной структурой, таких, как Чили, Бразилия, Мексика, Израиль, Южная Корея.
Если развитие малого и среднего бизнеса станет приоритетом нашей экономической политики, то удвоение (утроение и т.п.) ВВП произошло бы обязательно и даже раньше, чем можно предположить. Причем этому процессу сопутствовало сокращение бедности: ведь сектор малых и средних предприятий активнее, нежели крупный бизнес, создает рабочие места6.
Сдерживающие причины развития малого бизнеса в России:
-
административно-
- недостаток кредитно-финансовых ресурсов (как, например, отсутствие каких-либо специальных фондов поддержки предпринимателей и т. д.);
- недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сих пор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности;
- отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России нерациональна (на торговлю и общественное питание приходится около 25% МСП, в промышленности – 15,3%, в строительном секторе – 14,4%), а доля инновационного малого бизнеса недопустимо низка7.
Среди факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса, ряд ученых ИЭ РАН отметили следующие8:
- высокий налоговый пресс, уводящий малый бизнес «в тень»;
- несформированная нормативно-правовая база, которая учитывала бы интересы субъектов малого бизнеса;
- слабую ориентированность банковского капитала на малый бизнес;
- интересы малых предприятий могут не совпадать с общим ходом решения задач, связанных с реструктуризацией экономики, обеспечением занятости и пополнением региональных бюджетов.
Малый бизнес в настоящее время находится в сложном положении из-за недостатка финансово-кредитных средств, отсутствия современной материально-технической базы и достаточно высокого уровня опыта у многих предпринимателей-бизнесменов, а также из-за криминализации этой сферы деятельности.
В
рыночной экономике малому бизнесу
трудно выдержать конкуренцию со
стороны более крупных
По
оценкам экспертов Всемирного банка,
22 крупнейшие российские бизнес-группы
– каждая с объемом продаж свыше 700 млн.
долл. в год или с численностью работников
свыше 20 тыс. человек – сосредоточили
в своих руках почти 39% реализации промышленной
продукции и около 20% занятых в промышленности.
В целом на основе данных доклада Всемирного
банка вклад крупнейших бизнес-групп в
ВВП России можно оценить в диапазоне
от 10 до 19% ВВП. На предприятия крупнейших
бизнес-групп приходится 25-30% кредитов
и займов, полученных реальным сектором
российской экономики, что свидетельствует
о большей доступности для них заемных
средств. Поэтому раздробление бизнес-групп
привело бы к нарушению процесса капиталообразования
и ухудшению доступности заемного капитала
для предприятий9.
2.2.
Пути повышения
эффективности функционирования
малого и крупного бизнеса
и их взаимодействия
2.2.1
Меры государственной
поддержки малого бизнеса
До недавнего времени не только государство в лице чиновников, но и крупный бизнес в силу экономических причин был антагонистом малого и среднего предпринимательства. У каждого крупного холдинга помимо профильных активов есть масса непрофильных бизнесов: свои издательские, полиграфические мощности, консультационные фирмы, СМИ, колхозы, туристические фирмы и т.д., что обуславливается желанием присутствовать на многих рынках. При этом сочетание огромных финансовых возможностей у крупного бизнеса с неэффективностью нашего антимонопольного законодательства приводит к тому, что ФПГ, поглощая все новые и новые сферы, становятся еще крупнее, и тем самым создают проблемы для свободной конкуренции. Но сейчас ситуация несколько изменилась. В стране взят курс на активное развитие малого предпринимательства. И поскольку наш крупный бизнес давно и тесно сросся с государством, та политика, которая транслируется властью, не может не транслироваться крупным бизнесом.
Существует множество нормативно-правовых актов, направленных на поддержку малого бизнеса. Так при Горбачеве был принят закон о кооперации СССР и постановление совета министров СССР и ЦК КППС о малых предприятиях. При Ельцине был принят закон о поддержке малого бизнеса, в рамках которого были созданы муниципальные, а потом областные фонды поддержки малого предпринимательства.
Согласно посланию президента РФ в 2002 г. был взят курс на снятие административных барьеров и ограничений. В 2008 г. Д.Медведев в рамках своего указа от 14 мая 2008 года «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и в рамках нового закона № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» предлагает представителям малого бизнеса и общественным организациям, в которые они объединяются, участвовать в выработке и реализации госполитики в сфере малого бизнеса. Теперь у нас малого бизнеса есть теоретическая возможность войти в инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Инфраструктура – это государственные и иные организации, которые, выиграв тендер, получают право оказывать услуги малому бизнесу (регистрация патентов, консультации, организация выставок и т.д.) за бюджетные средства. Правительством в настоящее время разрабатывается программа по содействию малому предпринимательству.
Для решения некоторых проблем мы предлагаем следующие решения:
- государству необходимо принять нормативные акты, которые будут направлены на развитие института саморегулирования, и передать часть госфункций саморегулируемым организациям (СРО) – они регулируют деятельность малого предпринимательства, рассматривают различные вопросы;
- разработка федеральных и региональных программ по поддержке малого бизнеса с участием самого бизнес-сообщества;
- формирование координационных советов из представителей малого бизнеса при органах власти с определением их функций;
-
включение представителей
-
способствовать снятию административных
барьеров должна госполитика в сфере борьбы
с коррупцией. Сейчас для чиновников те
места, на которых они сидят, и есть бизнес.
Через административные функции, через
свои полномочия чиновники делают свой
бизнес, занимаясь поборами с малого предпринимательства.
Надо увести чиновников из сферы регулирования.
Однако государство пока не спешит расставаться
с этими функциями.
2.2.2.
Государственное регулирование
крупного бизнеса
Крупный бизнес из-за своей высокой доли на рынке могут влиять на рынок. Так снижение или повышение цен на никель российской фирмой «Норильский никель» меняет ситуацию на всем мировом рынке никеля. Подобные возможности воздействия на рынок приводят к попыткам крупных компаний его монополизировать, тем самым, ослабляя одну из основ рынка – конкуренцию. Поэтому государство проводит антимонопольную политику по отношению к наиболее крупным компаниям.
С
другой стороны государство
2.2.3
способы повышения взаимодействия
малого и крупного бизнеса
в россии
На основе всего вышесказанного мы сделали следующие выводы:
- нет системы по организации взаимодействия между крупным и малым бизнесом,
- крупный бизнес мало осведомлен о возможностях малого бизнеса,
Информация о работе Малый и крупный бизнес в современной России