Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое и крупное предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить их специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным бизнесом. Достижению цели будут способствовать следующие задачи:
- характеристика предпринимательства и необходимость его деления на малый и крупный бизнес;
- сущность, развитие, особенности и проблемы малого бизнеса в России;
- характеристика крупного бизнеса;
- взаимодействие малого и крупного бизнеса в России;
- современное положение бизнеса в стране и тенденции развития: влияние на экономику страны и проблемные моменты;
- пути повышения эффективности малого и крупного бизнеса: государственные меры.
Приступим к нашему исследованию.
Введение 3
1. Сущность, исторические аспекты развития и особенности малого и крупного бизнеса 5
1.1 необходимость разделения предпринимательства на крупное и малое 5
1. 2 Характеристика малого бизнеса 6
1.3 Характеристика крупного бизнеса 12
1.4. Взаимодействие малого и крупного бизнеса 14
2.Малый и крупный бизнес в России на современном этапе 20
2.1 Оценка малого и крупного бизнеса Российской Федерации: состояние, роль в экономике, недостатки и их пути решения 20
2.2. Пути повышения эффективности функционирования малого и крупного бизнеса и их взаимодействия 23
2.2.1 Меры государственной поддержки малого бизнеса 23
2.2.2. Государственное регулирование крупного бизнеса 25
2.2.3 Способы повышения взаимодействия малого и крупного бизнеса в России 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
3. Постоянная нехватка финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
5. Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.).
6. Гибкость малого бизнеса. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 1992-1993 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.
7. Экономичность малого бизнеса. Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.
8. Узкая специализация малого бизнеса. Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.
9. Развитие регионального рынка, формирование местной инфраструктуры. Снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.
Основываясь на ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» перечислим основные субъекты малого предпринимательства:
- коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%; в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
-
в розничной торговле и
-
в остальных отраслях и при
осуществлении других видов
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели всегда являются субъектами малого предпринимательства.
Таким образом, и производственные кооперативы, и акционерные общества, и общества с ограниченной ответственностью и др. - все коммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут относиться к субъектам малого бизнеса, т.е. быть так называемыми “малыми предприятиями”. На этом сайте под словами малый бизнес, мы как раз и подразумеваем малые предприятия.
Таким образом, малое предпринимательство – это наиболее мобильная и динамичная часть российской экономики, способная быстро адаптироваться к внешним условиям. Малый бизнес сегодня обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу [14].
1.3
Характеристика крупного
бизнеса
Основными формами существования крупного бизнеса в постсоветской России являются крупное предприятие, компания, интегрированная бизнес группа.
Выделяют следующие технологии формирования субъектов крупного бизнеса:
- создание государственных компаний и их последующая приватизация;
- создание интегрированных бизнес групп путем скупки предприятий в процессе приватизации;
- создание компаний и интегрированных бизнес групп путем скупки предприятий у частных собственников.
Выделим этапы развития крупного бизнеса:
- 1991-1992 г.: товарные биржи и торговые дома (предыстория).
- 1993 – первая половина 1995 г.: госкомпании в ТЭКе и частные банки.
- вторая половина 1995 – 1997 г.: формирование финансово-промышленных и промышленно-финансовых интегрированных бизнес групп, начало экспансии крупного бизнеса за пределы сырьевого и финансового секторов.
- 1998-1999 г.: кризис и посткризисное восстановление, безоговорочный переход лидерства от финансового сектора к реальному.
- 2000-2003 г.: превращение компаний в основную форму существования крупного бизнеса, его экспансия во все значимые отрасли и сектора экономики.
- 2004-2007 г.: интернационализация крупного бизнеса (мировой финансовый рынок – основной источник денег для развития, капитализация – основной целевой показатель, существенные иностранные активы – неотъемлемая характеристика успеха) [13].
Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики, промышленные гиганты и их объединения обеспечивают технологический прогресс и экономический рост в развитых странах.
Несомненно,
крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых
экономических преимуществ. К их
числу можно отнести
К тому же, крупные предприятия играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в части медицинского обеспечения, профессионального образования и охраны материнства и детства.
Но
с изменением объективных условий
хозяйствования, эволюции конкурентных
отношений, неопределенностью и
неустойчивостью рыночной среды
актуализируются такие качества
хозяйствующего субъекта, как гибкость,
быстрота реакции, скорость внедрения
и освоения новых технологий. Вышеуказанные
факторы объясняют переход промышленного
производства к использованию гибких
производственных линий, на которых продукция
изготавливается более мелкими партиями,
но зато с применением всевозможных модификаций.
Это обусловливает возрастающую привлекательность
малого бизнеса для крупных хозяйственных
структур.
1.4.
Взаимодействие малого
и крупного бизнеса
Взаимодействие крупного и малого бизнеса играет огромную роль в современной экономике. Различные формы сотрудничества дают преимущества, как для малого, так и для крупного предпринимательства. Так на базе крупных предприятий возникли малые предприятия. Но все же в России, среди малых предприятий доминируют именно независимые предприятия, которые не имеют не горизонтальных, ни вертикальных связей с крупными предприятиями.
Что касается промышленно развитых стран, то здесь мелкие предприятия являются неотъемлемой частью производственной структуры крупных корпораций. С одной стороны, корпорации используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их способность быстро изменять технологию производства, инновационные возможности. С другой стороны, кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями в определенной степени способно нейтрализовать несовершенство государственной экономической политики, предотвратить «провалы» рынка поддержки малого бизнеса.
В
России крупные предприятия
Взаимодействуя с крупными предприятиями, малые имеют широкие возможности начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой партнера. На пути малых предприятий встречается множество проблем, связанных с поиском источников первоначально капитала, нахождения своей ниши на рынке, продвижением своих товаров в условиях жесткой конкуренции. Эти проблемы и помогает решать крупные предприятия. Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на действительно договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров
Даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, малые и крупные предприятия не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.
Партнерские
отношения субъектов малого и
крупного предпринимательства
В
[2] выделяют группу факторов, влияющих
на взаимодействие субъектов малого и
крупного предпринимательства (см. табл.
1).
Таблица 1.
Факторы, влияющие на взаимодействие субъектов малого и крупного предпринимательства*
*
Источник: [2]
Основными
факторами сдерживающими
- недостаток информации о предприятиях малого бизнеса - 27%,
- налоговые проблемы (НДС, упрощённая система налогообложения)-16%,
- низкое качество работ - 22%,
- низкий уровень квалификации - 47%,
- боязнь срыва сроков исполнения работ – 36%,
- отсутствие заинтересованности в подобном виде сотрудничества-40%.
Только 7% экспертов заявили, что их сотрудничеству с малым бизнесом ничего не мешает. При этом 86 % экспертов считают, что привлекать малый бизнес к сотрудничеству необходимо на конкурсной основе, 40% - видят такое сотрудничество в реализации совместных программ. При этом 42% экспертов не приветствуют привлекать к сотрудничеству незнакомые фирмы. 44% экспертов считают необходимым обязательное курирование работ в процессе их проведения, что свидетельствует о недостаточном доверии к квалификации фирм.
Информация о работе Малый и крупный бизнес в современной России