Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое и крупное предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить их специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным бизнесом. Достижению цели будут способствовать следующие задачи:
- характеристика предпринимательства и необходимость его деления на малый и крупный бизнес;
- сущность, развитие, особенности и проблемы малого бизнеса в России;
- характеристика крупного бизнеса;
- взаимодействие малого и крупного бизнеса в России;
- современное положение бизнеса в стране и тенденции развития: влияние на экономику страны и проблемные моменты;
- пути повышения эффективности малого и крупного бизнеса: государственные меры.
Приступим к нашему исследованию.
Введение 3
1. Сущность, исторические аспекты развития и особенности малого и крупного бизнеса 5
1.1 необходимость разделения предпринимательства на крупное и малое 5
1. 2 Характеристика малого бизнеса 6
1.3 Характеристика крупного бизнеса 12
1.4. Взаимодействие малого и крупного бизнеса 14
2.Малый и крупный бизнес в России на современном этапе 20
2.1 Оценка малого и крупного бизнеса Российской Федерации: состояние, роль в экономике, недостатки и их пути решения 20
2.2. Пути повышения эффективности функционирования малого и крупного бизнеса и их взаимодействия 23
2.2.1 Меры государственной поддержки малого бизнеса 23
2.2.2. Государственное регулирование крупного бизнеса 25
2.2.3 Способы повышения взаимодействия малого и крупного бизнеса в России 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
курсовая работа
Тема:
« Малый и крупный бизнес
в современной России»
Содержание
Введение
Современное российское общество переживает экономический кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Крупный бизнес в силу своих больших ресурсов может влиять на рынок и имеет огромный потенциал развития.
В связи с этим одним из важнейших направлений стабилизационной политики государства, которое будет способствовать улучшению социально-экономической ситуации в стране, поддерживать и развивать российский рынок является поддержка развития малых и крупных форм бизнеса на основе повышения эффективности их взаимодействия друг с другом и государством, и стимулирования освоения несырьевых отраслей. Это доказывает актуальность выбранной нами темы исследования.
Разработке
проблем становления и
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое и крупное предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить их специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным бизнесом. Достижению цели будут способствовать следующие задачи:
-
характеристика
- сущность, развитие, особенности и проблемы малого бизнеса в России;
-
характеристика крупного
-
взаимодействие малого и
- современное положение бизнеса в стране и тенденции развития: влияние на экономику страны и проблемные моменты;
- пути повышения эффективности малого и крупного бизнеса: государственные меры.
Приступим
к нашему исследованию.
1. Сущность,
исторические аспекты
развития и особенности
малого и крупного бизнеса
1.1
необходимость разделения
предпринимательства
на крупное и малое
Бизнес – это дело, любой вид деятельности, приносящий доход или личную выгоду (афера – это тоже бизнес, только в теневой экономике). Между понятиями «бизнес» и «предпринимательство» можно поставить знак равенства. Опора бизнеса – фирма. В [1, с. 253] фирма характеризуется как «хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства». В зависимости от количества занятых (а, следовательно, от размеров производственной деятельности) фирмы подразделяются на малые, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирмы к той или иной категории в разных странах различаются: в Германии средним бизнесом считаются предприятия с персоналом более 10 человек, Японии – более 300 человек, США – более 1 тыс. человек, России – 150-200 человек (в зависимости от сферы деятельности).
В экономической науке, как правило, бизнес (предпринимательство) подразделяется на малый и крупный, между которыми располагается средний бизнес. Выделение среднего бизнеса, как самостоятельной подсистемы рыночного хозяйства, осложняется также тем, что не только в России, но и в большинстве других стран он чаще всего объединяется статистиками и политическими деятелями либо с крупным капиталом, либо с малым бизнесом. Поэтому трудно определить его масштабы.
Малый и крупный бизнес – два сектора, каждый из которых рассматривают в отдельности и во взаимодействии, поскольку они отличаются не только размерами, но и различным взаимодействием с рынком и государством. Это деление на составные элементы позволяет всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это основа для специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.
Рассмотрим
подробнее особенности малого и
крупного бизнеса.
1.
2 Характеристика малого
бизнеса
Для того чтобы охарактеризовать малый бизнес рассмотрим его истоки и процесс развития в России.
Малый бизнес в России начал зарождаться примерно в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.
В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.
Отсутствие
законодательства, регулирующего
Начало 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.
Именно этот период (1992-1993 г.г.) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.
Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.
Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.
После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.
С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.
Последнее
время государство пытается упростить
процесс регистрации малый
Таким образом, в российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов:
1. 1985 – 1987 гг.: малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
2. 1987 - 1988 гг.: предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения".
- 1989 - 1990 гг.: связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство.
4. 1991 - 1992 гг.: коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
5. 1993 - 1994 гг.: приватизация и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
6. с 1995 г.: развитие предпринимательства в пользу инновационных процессов; политика государства на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России1.
Выделим особенности малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом:
1. Низкий процент предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса.
2. Низкая легитимность малого бизнеса. Большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Как мы отмечали выше, корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. Многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это актуальная проблема на уровне государства.
Информация о работе Малый и крупный бизнес в современной России