Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Малый бизнес помогает «насытить» рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.
Актуальность темы – это проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны.
Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства, развития и его характеристик, рассмотрении проблем малого бизнеса в России.
Для написания данной работы были использованы следующие источники: учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, Интернет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Малый бизнес- развитие и проблемы становления в России ………………4
1.1. Развитие малого предпринимательства в России ……………………........4
1.2.Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса………..10
2.Проблемы развития малого бизнеса в России……………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике -малый бизнес в России.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

       Все эти меры позволяют улучшить  в целом кредитование малого  бизнеса.

      На какие же цели используют кредит те предприниматели, которым удалось их получить? Более половины предпринимателей (56%) использовали заемные средства для пополнения оборотных средств, а почти одна треть – на приобретение материальных активов, в числе которых здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и, в ряде случаев, - земля. А 8% опрошенных предпринимателей приобретали на заемные средства нематериальные активы – лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, объекты интеллектуальной собственности – результаты НИОКР, программное обеспечение и др.

      Существенной проблемой для малого  бизнеса является обеспечение  доступа к производственным площадям  и офисным помещениям. Такие площади  во многих регионах либо в  большем дефиците и, как следствие, - запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры. Так, более половины опрошенных предпринимателей(55%) заявили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены на недвижимость непомерно высоки и для малого бизнеса недоступны. А почти 16% респондентов сообщили, что рынка деловой недвижимости в регионе по существу нет, и площади можно приобретать только через чиновников.

      Непомерно также тяжесть арендного  бремени. Более чем у половины (54%) респондентов на оплату аренды уходит 30% (почти треть) всех расходов предприятия, а у 18 – 50% и более.

      Другая проблема развития малого  бизнеса в России, выявленная  в ходе исследования, - взаимодействие  предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. В 2004 г.  в среднем по России каждое малое предприятие проверяли 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской и Московской областях и в Мордовии – 10 раз. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.

     Особенно неудовлетворительно поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей. Более 60% опрошенных предпринимателей сами не заинтересованы в обращении в судебные органы. Какие же способы защиты своих прав предпочитают малые предприниматели? Это прежде всего обращение к посредникам из властных структур. Другими словами, альтернативой суду, по существу, является коррумпированный государственный аппарат.

     Помимо обращения к посредникам  из властных структур 14% респондентов  заявили, что для решения своих проблем обращаются к посредникам из криминальных структур, а 16% - к вышестоящим должностным лицам. И только 11% опрошенных надеются на помощь предпринимательских объединений.

     Неблагополучно в малом предпринимательстве  и с конкурентной ситуацией. Как свидетельствует исследования, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20% опрошенных), администрация города или населенного рынка (20%), крупные компании – монополисты (24%). Две трети опрошенных (65%) указали, что представители администраций используют свое служебное положение для поддержания отдельных фирм. Самой проблемной отраслью в этом опросе было строительство и монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, в той или иной степени препятствуют работе независимых малых предприятий.

     Значительное расхождение в отношениях  к малому бизнесу в различных регионах. В одних регионах проблемы его развития связаны главным образом с бюрократическим произволом. В других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая конкурентная борьба.

      Определенную роль в решении проблем малого бизнеса сыграла реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001 г.  с принятием Закона о проверках и инспекциях. Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения о техническом регулировании. Данные опросов представителей малого бизнеса, проводимых Центром экономических и финансовых разработок с 2002 по2005 г.  включительно, показали, что есть определенные, но еще не достаточные положительные изменения.

     Так, несколько сократилось число проверок и время, которое эти проверки отнимают у предпринимателей. По последним данным, 73% руководителей малых предприятий затрачивают на проверки менее 5% своего времени, в то время как четыре года назад их доля составляла 50%.

     Упрощение процедуры лицензирования, ее частичная отмена и удлинение сроков действия лицензий привело к тому, что удельный вес предприятий малого бизнеса, обратившихся за лицензиями, сократился с 31 до 14%. Вместе с тем известны случаи, когда некоторые чиновники выдают лицензии на право осуществления розничной торговли в то время, как этот вид деятельности малого бизнеса вообще не лицензируется.

     Остается еще много проблем,  препятствующих дальнейшему развитию  малого бизнеса в стране. Главная  из них – покупка и аренда помещений и земли, как для производственной деятельности, так и под офисы.

      Можно сделать вывод о том,  что на федеральном уровне  для малого и среднего бизнеса  в России делается достаточно  много. Исследования Всемирного  банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффинированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес – недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

      Необходимо также упорядочить  процедуру банкротства. Совершенно, когда в зоне малого предпринимательства  рождаются и гибнут предприятия. Это – закон рыночной экономики. Так, в США ежегодно рождается около 500 тыс.  малых предприятий и примерно столько же умирают. Ликвидировать предприятия там очень просто.

     У нас закрыть предприятие  чрезвычайно сложно. Поэтому данные статистики и фактического положения дел в малом бизнесе России существенно расходятся.

     То, что главным тормозом роста  малого бизнеса в стране стала  отечественная бюрократическая  система (а точнее – коррупция  и административное давление), подтверждено исследованием «Что ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги» в 3 квартале 2005 г. По результатам исследования, такой фактор, как общая политическая и экономическая нестабильность, успешно переместился со второго  места на четвертое. Это свидетельствует о том, что по сравнению со 2 кварталом 2005 г. ситуация в деловой среде в целом несколько улучшилась. Среди факторов, мешающих развитию бизнеса, на первом месте по прежнему налогообложение. Его показатель важности около 63% . По– прежнему высокий рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров – почти 46%. В целом, представление о рейтинге факторов, мешающих  развитию бизнеса в России, дает таблица 4.                         

                                                                                                                                                             

                                                              

Таблица 4. Что мешает развитию бизнеса в России, %

  Налогообложение                 62,67
Административные барьеры               60,89
Коррупция                 52,22
Общая полит и  эконом нестабильность                 50,09
Неразвитость  судебной системы                 46,89
Нехватка квалифицированных  кадров                 45,83
Недостаток  инвестиционных ресурсов                 38,12
Изношенность основных фондов предприятий                 34,67
Неразвитость  и изношенность инфраструктуры                 34,22
Низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги                 25,78
 
 
 
 
 

Заключение

    

     Как свидетельствует зарубежный  и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

     В соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации  субъектами малого предпринимательства  являются юридические лица как  коммерческие организации и индивидуальные  предприниматели, имеющие право  создавать малые предприятия  в различных организационно-правовых формах.

     Следует отметить, что открытые  акционерное общество традиционно  считается формой организации  крупного бизнеса, а для среднего  и мелкого предпринимательства  наиболее приемлемые такие структуры,  как общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество. Что же касается полного и коммандитного товариществ, то на практике они встречаются довольно редко.

     Необходимо подчеркнуть основные  характеристики, позволяющие малому  бизнесу динамично развиваться.  К ним относятся:

    • Быстрое реагирование на конъюнктуру;
    • Решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;
    • Противодействие монополизму в экономики;
    • Активизация структурной перестройки экономики. 

     Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

     Малый бизнес в России пока отстает от бизнеса промышленного развитых стран, но в нашей стране имеются большие резервы для дальнейшего роста.

         Осуществляемая в настоящее время  в России система государственной  поддержке развития малого предпринимательства  недостаточно эффективна, ее необходимо  развивать совершенствовать.

Информация о работе Малый бизнес в России