Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:23, реферат
Малый бизнес помогает «насытить» рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.
Актуальность темы – это проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны.
Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства, развития и его характеристик, рассмотрении проблем малого бизнеса в России.
Для написания данной работы были использованы следующие источники: учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, Интернет.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Малый бизнес- развитие и проблемы становления в России ………………4
1.1. Развитие малого предпринимательства в России ……………………........4
1.2.Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса………..10
2.Проблемы развития малого бизнеса в России……………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Малый бизнес- развитие и проблемы становления в России ………………4
1.1. Развитие малого предпринимательства в России ……………………........4
1.2.Организационно-правовые
формы предприятий малого бизнеса………..10
2.Проблемы
развития малого бизнеса в России……………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
Введение
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Малый бизнес помогает «насытить» рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей.
Актуальность темы – это проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны.
Целью работы является раскрытие основных
теоретических понятий малого предпринимательства,
развития и его характеристик, рассмотрении
проблем малого бизнеса в России.
Для написания данной работы были использованы
следующие источники: учебные пособия,
периодические издания, статистические
сборники, Интернет.
1.Малый бизнес- развитие и проблемы становления в России
1.1.Развитие малого предпринимательства в России
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
Промышленность,
строительство, транспорт
Сельское
хозяйство, научно-техническая сфера
Оптовая
торговля
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30
Остальные отрасли и другие виды деятельности50
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд особенностей. В 80—90 случаях из 100 создается малое предприятие, основанное на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.
В начале 1990-х годов малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
В ряде случаев учредителями малых предприятий становятся местные власти (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий как один из важнейших включен в программу демонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры оптимален.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие
любой формы
Виды малых предприятий. В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют малые предприятия — коммутанты, патиенты, эксплеренты.
Малые предприятия — коммутанты, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в непосредственной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
Предприятия — патиенты специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить им серьезную конкуренцию высоким качеством выпускаемого продукта.
Эксплеренты, или рисковые фирмы, или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.
Экономическая деятельность малого предприятия. Малое предприятие функционирует во всех сферах и отраслях национального хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.
На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов служит прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия — планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции (работ, услуг), а также с поставщиками сырья и материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с государственными органами.
В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — по государственным ценам.
Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы служат прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.
Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.
Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)».
Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил МП могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.
Формы, системы и размер оплаты труда работников, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы предприятие должно обеспечивать гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.
Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Оно несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.
Работники
МП подлежат социальному и медицинскому
страхованию и социальному обеспечению
в порядке и на условиях, установленных
для рабочих и служащих государственных
предприятий. Малое предприятие вносит
взносы по социальному и медицинскому
страхованию и социальному обеспечению
в порядке и размерах, установленных действующим
законодательством.
1.2.Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса
Формы малого бизнеса в России. В соответствии с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.